|
|||
Дневник ТКГ Последние дни ПрабхупадыСтр 1 из 95Следующая ⇒
Дневник ТКГ Последние дни Прабхупады Тамала Кришна Госвами © Copyright 1998 Pundits Press. All Rights Reserved. This material may not be reproduced in whole or in part by any means, without written permission from the publisher.
Предисловие В конце февраля 1977 года автор этого дневника, Его Святейшество Тамала Кришна Госвами, оставил все свои дела и обязанности, чтобы стать секретарем Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады. Служение секретаря Шрилы Прабхупады и в обычные времена требовало напряжения всех сил, неослабного упорства и чрезвычайной тщательности в мелочах. Но теперь требования возросли многократно, ибо события последних девяти месяцев неопровержимо указывали на то, что Шрила Прабхупада завершал свои деяния на этой земле. В течение этих последних месяцев мы были свидетелями борьбы, которую Прабхупада и его ученики вели со стремительно дряхлеющим телом. Их постоянно сопровождало тягостное чувство неотвратимо приближающейся разлуки, которую в конце концов принесла с собой смерть, наступившая 14 ноября 1977 года. Тамала Кришна Госвами всегда был неутомимым, умным и решительным слугой, и Прабхупада часто обращался к нему в трудные времена, когда ему требовался надежный помощник. Описываемое в этом дневнике время как раз и было трудным и напряженным. Удивительно, как удавалось Тамала Кришне Госвами в таких тяжелых обстоятельствах вести свои записи столь скрупулезно. Об образе мышления автора этой хроники можно судить по тому, что на страницах своего дневника он совсем не размышляет о себе. Мы привыкли к тому, что люди, ведущие дневник, с жаром распространяются о собственном умственном и физическом состоянии. Но в этом дневнике хронист ни на секунду не отвлекается от личности Шрилы Прабхупады. Автор «Дневника» упоминает о себе лишь когда хладнокровно фиксирует собственные ошибки или записывает выговоры, полученные им от Прабхупады. Например: Когда подошло время чтения, я с ужасом обнаружил, что ключ от письменного стола Прабхупады, который он доверил мне, потерян. Кто служил Шриле Прабхупаде, те знают, насколько важен был этот ключ. Раньше Прабхупада не давал его никому, но, заболев так тяжело, он доверил его мне. И вот теперь этот ключ от всей его личной собственности был потерян, и жизнь стала мне не мила. Я предстал перед Его Божественной Милостью и сообщил о потере. Прабхупада сказал: — Собери Джи‑ Би‑ Си и решите, что теперь делать. Однако мне удалось подобрать ключ, и я перенес все вещи Прабхупады в другое место. Я умолял Прабхупаду не лишать меня своего доверия и снова дать мне ключ от ящика, и он милостиво согласился. Я тут же повесил драгоценный ключ на свой священный шнур, чтобы снова не потерять его. (28 сентября) Внимание рассказчика постоянно приковано к Шриле Прабхупаде, что является неопровержимым доказательством преданности автора. Читатель постепенно понимает, насколько точен был выбор Прабхупады, который призвал именно этого человека сопровождать его в последние дни и положился именно на него. Любящие Шрилу Прабхупаду должны быть благодарны Тамала Кришне Госвами не только за то, что он заботился о Прабхупаде, но и за то, что он позаботился обо всех нас, детально описав заключительные игры чистого преданного во всем их удивительном и ужасном великолепии. Особую остроту этим записям придает то обстоятельство, что они публикуются «сырыми», без всякого редактирования, как исторический первоисточник. Вначале Тамала Кришна Госвами хотел использовать этот дневник как основу для более обширной и стилистически отточенной работы. Однако, по причинам, о которых я скажу чуть позже, сейчас он публикует этот дневник в том самом виде, в каком он был написан, с минимальной правкой, предпринятой лишь для удобства чтения. Недостаток стиля или формы с лихвой покрывается непосредственностью восприятия и изложения. Описание Шрилы Прабхупады и его взаимоотношений с окружающими производит очень сильное впечатление. Причина такого ошеломительного воздействия прагматичной прозы, лишенной всяких внешних эффектов и написанной, к тому же, вечно занятым и хронически уставшим автором, кроется, несомненно, в необычайных качествах личности, ставшей предметом этого литературного труда. Со страниц «Дневника» на нас смотрит неповторимая личность Шрилы Прабхупады во всей своей самобытности. Мы видим постоянные разнообразнейшие проявления экстаза преданности, сплетающиеся в единую ткань с ежедневными уникальными, своеобразными, постоянно сменяющими друг друга экспериментами, — как тут не вспомнить о его прошлом фармацевта! — с сыплющимися как из рога изобилия различными традиционными способами лечения и лекарствами, панацеями, которые он сам себе прописывал, и вереницей разного рода врачей и целителей. И над всем этим и превыше всего — Прабхупада, сражающийся за то, чтобы и после его ухода в Международном Обществе Сознания Кришны все было благополучно. Мы видим его любовь к ученикам: как плакал он, когда получил известие об уходе Джаянанды, в какую ярость пришел, когда узнал, что на преданных — которым он был отцом и защитником — напали в Маяпуре, как радовался общению с учениками. Вечером Прабхупада поднялся наверх и улегся на кровать под навесом. Он позвал «Тамалу и остальных», и мы подошли к нему, не зная, каких еще перемен ожидать. Прабхупада сказал: — Сядьте. Я просто хочу посмотреть на вас всех. Это придает мне жизненных сил. Прабхупада с большой любовью и благосклонностью смотрел на нас, и тут началась сундара‑ арати [1] . Воздух был напоен запахом благовоний, зажженных, чтобы отгонять комаров. Мы стали массировать Прабхупаду. Шрутакирти и Сатсварупа массировали ноги Прабхупады, а я массировал его голову. Гуру‑ крипа курил благовонием. Мы плотно обступили Прабхупаду, который лежал молча, с закрытыми глазами. Он казался еще более изможденным, чем обычно. Прабхупада сказал: — Вайшнавы, прошу вас, будьте милостивы ко мне. (19 августа) Мы видим, как, прощаясь, он раздавал разнообразные благословения: Утром Куладри, Брахмананда Свами и я сидели в комнате Шрилы Прабхупады, когда он сказал: — Тем, кто лично служит мне — это Упендра и ты — нужно выдать с моего личного счета по десять тысяч рупий. Это не плата. Это мое благословение. Мой Гуру Махараджа так сделал. Тем, кто служил ему лично, он дал по десять тысяч рупий. Я пришел в этот мир пустым и уйду с пустыми руками. (30 сентября) — А это движение сознания Кришны будет развиваться. Оно изначально и вечно. Парам виджаяте шри‑ кришна‑ санкиртанам. Это не безделка, отнеситесь к нему серьезно. Все вы молоды, вам жить. Отнеситесь к этому серьезно. Вы умные американские юноши, примите это движение. Я думал, что с кончиной этого тела все оборвется. Но сейчас я полон надежд. Моя миссия будет доведена до конца. Прабхупада произнес эти слова с большой уверенностью. — Кому какое дело нынче до гандистского невреждения или до больниц Вивекананды? Все это чепуха! Мы прославили Прабхупаду и сказали, что это движение есть целиком и полностью его милость. — Да, — ответил Прабхупада, — все это милость Кришны. Я только пытался. Сколько милости я получил! Нищие индийцы! Я начинал без какой‑ либо материальной поддержки — сорок рупий. Прабхупада заплакал. — Околачивался по Пятой Авеню. После обеда я ходил на Пятую Авеню посмотреть на христианские праздники. И вы помогаете мне. Вы продолжаете мне помогать. (24 октября) По мере приближения последних дней Прабхупады мы видели, как само предсмертное состояние становится для него служением Кришне. День за днем мы наблюдали, как неумолимое приближение разлуки усиливает в Прабхупаде чувство нежности и всепрощения к ученикам, и как растет в ответ любовь учеников к Прабхупаде. В тоске и горе этого долгого прощания мы видели, как духовный учитель и ученики парадоксальным образом становятся все ближе и ближе друг другу, выковывая прочнейшую цепь взаимной заботы и служения, которой нипочем была какая‑ то смерть. Я хочу предупредить преданных, открывающих эту книгу, что она значительно глубже, чем можно понять при первом чтении. Это повествование, которое продолжает воздействовать на наше сознание даже после того, как мы перевернем последнюю страницу, и которое заставляет нас снова и снова открывать эту книгу и переживать все события, столь живо описанные в ней. Ведь это не что иное, как общение со Шрилой Прабхупадой, которое дарит нам Тамала Кришна Госвами. Надо заметить, что своим доступом к этому возвышающему и поучительному чтению мы обязаны обстоятельству, в общем‑ то, унизительному и отвратительному. В последнее время распространился слух, что истощение Прабхупады в последние дни его жизни было вызвано внутренним отравлением. В «Дневнике» (запись от 9 ноября) ясно сказано, что Прабхупада сам упоминал об этом. Теперь, двадцать лет спустя, было предпринято немало расследований и выдумано немало теорий, которые иногда принимали формы весьма художественных исторических «реконструкций». В свете этих «теорий» и «реконструкций» публикуемый «Дневник» является свидетельством бесценным. В нем не только содержится подробный отчет о состоянии здоровья Прабхупады и медицинской помощи, которая ему была оказана, но и яркое описание той заботы, которой окружили его ученики, а также его способа общаться и вести дискуссию. Эта хроника представляет собой широкий срез всей жизни Прабхупады. Мы публикуем «Дневник» с уверенностью, что большая очистительная доза голых фактов будет наилучшим противоядием для «теории отравления». Здесь возникает естественный вопрос: насколько точен рассказ Тамала Кришны Госвами? Мы смотрим на это объективно. До 9 октября Тамала Кришна Госвами вел хронику событий на основании собственных воспоминаний и записей. Он не пользовался ежедневными аудиозаписями бесед в комнате Шрилы Прабхупады. Поэтому у нас есть возможность проверить воспоминания Тамала Кришны Госвами, сравнивая их с расшифровками соответствующих бесед. Они удивительно совпадают, а те немногие несоответствия, которые нам удалось найти (и которые оставлены без изменений), вполне понятны и лишь подчеркивают общий высокий уровень точности. Надо сказать, что «Дневник» дает много такого, чего не дают расшифровки аудиозаписей, ведь последние вырваны, так сказать, из контекста событий, не имеют ни начала, ни конца. Из «Дневника» же происходящее часто становится яснее. Кроме того, многие записи утрачены. Например, записей с 18 августа по 3 октября вообще нет. Дело в том, что хотя записью бесед ведал Тамала Кришна Госвами, пленки выходили из под его контроля, когда он периодически передавал накопившийся объем то с одним то с другим человеком в «Бхактиведанта Бук Траст» в Лос‑ Анджелес для публикации. Я слышал, как преданные вспоминали, что иногда кассеты оставались без присмотра в открытой коробке, из которой президент общины мог брать что угодно и когда угодно и возвращать по своему усмотрению. Так что мы должны радоваться и тому, что имеем. Нам повезло, что у нас есть великолепные хроники Тамала Кришны Госвами, повествующие о тех в высшей степени драматичных днях — включая неудавшуюся попытку путешествия Прабхупады в Америку, — магнитофонные записи которых утрачены. Например, небезынтересно узнать, как и почему Прабхупада сделал вид, что хочет стать гражданином Соединенных Штатов. Хотя разного рода неблагоприятные обстоятельства препятствовали публикации «Дневника», сила сознания Кришны превращает отрицательное в положительное и неблагоприятное в благоприятное. Неминуемый уход Прабхупады сам явился первым доказательством этого. А вторым является публикация этого «Дневника». В обоих случаях Прабхупада притягивает своих последователей еще ближе к себе. Само время подтолкнуло нас к тому, чтобы сделать общим достоянием этот совершенно особый портрет Шрилы Прабхупады. К счастью, ему удалось избежать косметического подкрашивания и позолоты, которыми почтительность склонна украшать как раз тех, кто им больше всего противится. Несмотря на свою преданность, автор «Дневника» написал отнюдь не «житие» некоего «гипсового святого», идеализированного сверх всякого человеческого понимания. Хронист был непосредственным свидетелем деятельности Прабхупады в самые тяжелые времена и решительно и твердо, в деталях, записывал все, что он видел. Он не чурался частностей, деталей и так называемого «мирского». Прабхупада тоже. Вайшнав не отворачивается от тела, чувств, ума или индивидуальности, он просто занимает все эти «материальные» вещи в служении Кришне. Поэтому человечность Прабхупады, его индивидуальность, само его присутствие на этой планете во плоти, как исторического лица, не только не умаляются его запредельным этому миру положением, но, напротив, увеличиваются и усиливаются. На страницах «Дневника» Тамала Кришны Госвами нам открывается неисчерпаемый источник человечности и индивидуальности. Это — правда Шрилы Прабхупады для нас, его учеников, чтобы мы знали его, любили его и служили ему от всего сердца. Равиндра Сварупа дас
|
|||
|