![]()
|
|||||||
§ 30. Музыкальный руководитель, педагоги и родители: вопросы сотрудничества и сотворчества ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Первыми воспитателями ребенка становятся его родители, семья, и с этим трудно поспорить. Опыт общения со взрослыми, эмоциональная обстановка в доме, уровень культуры, распространяющийся на все сферы взаимодействия членов семьи, — все это впитывается ребенком с рождения и является определяющим для его последующего образования и развития. Многие родители стремятся приобщать ребенка с ранних лет к миру прекрасного, ввести его в безграничный мир искусства, мир художественных образов, нашедших свое воплощение в живописи, архитектуре, скульптуре, театре, литературе, музыке. Мамы и папы приводят ребенка в театр, музей, концертный зал, филармонию, совершают экскурсии по городу, путешествуют вместе с ним. Родителей всегда волновал и продолжает волновать вопрос, каким должно быть содержание художественно-эстетического воспитания и развития ребенка в семье и каким образом оно должно осуществляться? Правильно ли они общаются с ребенком по поводу его знакомства с произведениями искусства? Те ли это произведения, в которых нуждается их малыш? Круг вопросов позволяет конкретизировать задачи сотрудничества и сотворчества детского сада и семьи в контексте музыкального воспитания и развития ребенка. Очевидно, что первоочередными задачами семьи становится введение дошкольника в мир музыкальной культуры, взращивание интереса к ней и эмоционально положительного отклика на музыку, накопление опыта взаимодействия ребенка с музыкальными произведениями. Этот опыт поможет ему легко включаться в процессы музыкального воспитания и развития в детском саду и позже — в школе. Каким образом родители, семья ребенка могут решать поставленные задачи? Во-первых, активно приобщаясь к музыкальной культуре лично, и только затем или одновременно приобщая ребенка к музыкальному искусству через слушание музыки дома, в концертных залах, музыкальных театрах. Во-вторых, через активный диалог о музыке, через обмен эстетическими оценками по поводу прослушанных музыкальных произведений, спектаклей, а также через закрепление полученных впечатлений в разных видах детской деятельности. В чем заключается помощь детского сада молодой семье в решении обозначенных задач? Примерный музыкальный репертуар для слушания и рекомендации по поводу посещения театров и концертных залов родители должны получить в детском саду от воспитателя и музыкального руководителя. Помимо таких рекомендаций родители нуждаются и в рекомендациях, связанных с процессом совместного восприятия музыкального произведения с ребенком в домашних условиях и в условиях живого звучания. Эффективность таких консультаций, их организация зависит от профессиональной компетентности и старшего воспитателя ДОУ. Для этого педагогический коллектив детского сада и музыкальный руководитель продумывают и планируют цикл встреч с родителями, направленных на обретение ими необходимого слушательского опыта и опыта взаимодействия с ребенком в процессе слушания музыки. Это должны быть интересные, привлекательные по форме и содержанию, совместные встречи педагогов, родителей и детей, всей семьи. Такая работа возможна при условии знания педагогами ДОУ музыкальных вкусов и потребностей семьи, направленности родителей на грамотное педагогически целесообразное воспитание и развитие своего ребенка, особенностей музыкального развития дошкольника. Таким образом, процесс сотрудничества и сотворчества детского сада и родителей можно охарактеризовать как процесс сопровождения семьи, целью которого является оказание профессиональной помощи просветительского плана, прежде всего в вопросах целостного воспитания и развития ребенка. Именно в условиях сопровождения процесс сотрудничества и сотворчества семьи и детского сада обретает особый смысл, действительно начинается целенаправленная работа целостного музыкального воспитания и развития дошкольника. В этом случае возникает и ценная для воспитателя обратная связь с семьей, которая позволяет ему лучше видеть уникальность и неповторимость каждого ребенка, замечать индивидуальность его развития, зависимость этого процесса от условий семейного воспитания, характера отношений воспитанника с родителями. Проявляется и становится показательным в условиях сопровождения истинное отношение родителей к своему ребенку, желание быть настоящими ответственными помощниками в ходе нелинейного детского развития, подлинными воспитателями, приносящими своему малышу только пользу, удовольствие и радость самопознания и познания окружающего мира. Но каким должно быть это взаимодействие, как оно будет организовано в современном образовательном учреждении? Здесь же предложены ответы на вопросы, касающиеся сотрудничества и сотворчества педагогического коллектива ДОУ и родителей в решении задач музыкального воспитания и развития дошкольников. Темы для обсуждения 1. Задачи профессиональной деятельности музыкального руководителя, воспитателя и старшего воспитателя ДОУ — основа профессионального сотрудничества и сотворчества в решении задач музыкального воспитания и развития дошкольников. 2. Сопровождение ребенка в процессе музыкального воспитания и развития в детском саду: кто и как? 3. Сопровождение специалистов и педагогов ДОУ: кто и как? 4. Сопровождение родителей в контексте решения задач музыкального воспитания и развития детей: кто и как? 5. Инновационные формы сотрудничества и сотворчества субъектов педагогического процесса ДОУ в решении задач музыкального воспитания и развития дошкольников. Индивидуальные задания 1. Выберите любую группу профессионально-педагогических задач сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя и воспитателя ДОУ. Разработайте инновационные формы их совместного решения (например, план-схему действий музыкального руководителя и воспитателя: как они будут решать задачи, что будут делать и каким образом сотрудничать). Критерии оценки и самооценки: осмысленность общего и разного в задачах профессионально-педагогической деятельности музыкального руководителя и воспитателя; инновационность предлагаемых форм сотрудничества; эффективность сотрудничества, объяснение основных механизмов; наглядность и доступность схемы аудитории; удовлетворенность результатом работы. 2. Подготовьте сценарий вечера музыки в детском саду, в котором бы приняли участие дети и родители, воспитатели и музыкальный руководитель, старший воспитатель и заведующая ДОУ. Выделите смысловые задачи, которые решают субъекты педагогического процесса в ходе этого мероприятия (например, зачем старший воспитатель участвует в музыкальном вечере? и т. д. ). Критерии оценки и самооценки: новизна сценария, оригинальность идеи вечера музыки в детском саду; содержание музыкального вечера, его организация и ход свидетельствуют о субъектном включении в него всех субъектов педагогического процесса; выделение смысловых задач каждого участника музыкального вечера, адекватность задач замыслу вечера; удовлетворенность результатом работы. Контрольные вопросы и задания 1. Почему взаимодействие субъектов педагогического процесса в решении задач музыкального воспитания и развития детей — одна из актуальных трудно разрешаемых проблем современной теории и практики дошкольного образования? Обоснуйте свой ответ. 2. В чем заключаются основные противоречия традиционного подхода к профессиональному сотрудничеству и сотворчеству музыкального руководителя и воспитателя ДОУ? 3. Каковы основания профессионального сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя и воспитателя в современном детском саду? Подтвердите предлагаемый вами вариант на примере решения любой группы задач. 4. Может ли музыкальный руководитель способствовать повышению уровня музыкальной культуры воспитателя детского сада? Каким образом и для чего? 5. Что должен знать старший воспитатель детского сада, чтобы осуществлялось эффективное взаимодействие субъектов педагогического процесса в решении задач музыкального воспитания и развития дошкольников? 6. Зачем взаимодействовать детскому саду и семье в решении вопросов музыкального воспитания и развития дошкольников? Предложите несколько способов, позволяющих родителям ребенка увлечься классической музыкой. 7. В чем, на ваш взгляд, заключается музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье? 8. Как вы думаете, почему ребенку классическая музыка чаще кажется менее привлекательной, чем современная популярная музыка?
|
|||||||
|