|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№28ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙСтр 1 из 3Следующая ⇒ №28ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ (Педагог и музыкальный руководитель: вопросы сотрудничества и сотворчества Музыкальный руководитель, педагоги и старший воспитатель: вопросы сотрудничества и сотворчества; Музыкальный руководитель, педагоги и родители: вопросы сотрудничества и сотворчества) Педагог и музыкальный руководитель: вопросы сотрудничества и сотворчества Мы рассмотрим одну из актуальных проблем, касающуюся особенностей взаимодействия профессионально-педагогического сообщества в дошкольном образовательном учреждении по поводу решения задач музыкального воспитания и развития дошкольников. То, что такое сотрудничество необходимо и должно быть в целостном образовательном процессе детского сада, не вызывает сомнений. Остается открытым вопрос: каким оно должно быть и как его организовать? Чтобы ответить на него, обратимся к анализу имеющегося опыта такого сотрудничества. Как рассматриваются вопросы профессионального взаимодействия педагога и музыкального руководителя в методике музыкального воспитания дошкольников? Вдохновителем и организатором процесса музыкального воспитания и развития ребенка-дошкольника в детском саду является музыкальный руководитель при помогающем участии воспитателя. В ходе анализа нам удалось выделить обобщенные задачи профессиональной деятельности музыкального руководителя и воспитателя в этом контексте (см. табл. ). Таблица. Традиционный подход к профессиональному сотрудничеству и сотворчеству музыкального руководителя и воспитателя ДОУ
В традиционном понимании такого сотрудничества есть некоторые противоречия, на которых хотелось бы остановиться. Подобное разделение задач достаточно условно. И воспитатель, и музыкальный руководитель детского сада — представители одной профессиональной группы — педагоги. Разница заключается в том, что содержание профессионально-педагогической деятельности музыкального руководителя несколько уже, чем содержание профессиональной деятельности воспитателя. В связи с этим общая педагогическая компетентность воспитателя, т. е. владение педагогическими технологиями и техниками, средствами и приемами педагогического взаимодействия разнообразнее и богаче, чем компетентность музыкального руководителя. Слабая же сторона педагога дошкольного образования по отношению к музыкальному руководителю заключается в том, что воспитатель не владеет специальными исполнительскими умениями, плохо ориентируется в мире музыкального искусства, практически не знаком со спецификой детского музыкального репертуара. Именно поэтому воспитатели отказываются от решения задач музыкального развития дошкольников. При этом требования к личностным качествам музыкального руководителя и воспитателя, выделенные О. П. Радыновой, едины. Приведем в качестве примера некоторые из них: · музыкальная культура: увлеченность музыкой, музыкальная эрудиция, творческие способности; · пытливость; · инициативность; · артистизм; · находчивость; · изобретательность; · организованность; · ответственность; · любовь к детям; · культура общения и др. В связи с этим одно из ведущих направлений профессионального взаимодействия связано с взаимным обогащением профессионального опыта педагогов. Нельзя допустить, чтобы оно было только односторонним, например, в традиционном смысле — от музыкального руководителя к воспитателю. Музыкальный руководитель, оставаясь вдохновителем процесса музыкального воспитания детей, должен заниматься музыкально-педагогическим просвещением своих коллег, оказывать им соответствующую поддержку в развитии их музыкальной культуры, музыкальной эрудиции. Ему должна быть небезразлична музыкально-художественная среда, в которой работает педагогический коллектив детского сада. В то же время музыкальный руководитель должен доверять педагогам в вопросах воспитания и развития детей, прислушиваться к ним, к исходящей от них оценке способности ребенка, описанию индивидуальных детских музыкальных проявлений. Необходимо рассматривать воспитателя как человека, хорошо знающего своих воспитанников, ежедневно общающегося с ними, знающего индивидуальную логику развития каждого ребенка. Обратим внимание и на то, что в последние годы организация педагогического процесса в современном детском саду претерпела некоторые изменения, появились специалисты — организаторы физического воспитания, изобразительной деятельности детей. Профессиональная деятельность воспитателя в связи с этим освободилась от ряда занятий с дошкольниками, что позволяет ему больше времени уделять воспитанию ребенка, развитию его индивидуальности, широко привлекая к этим процессам средства искусства. Однако, проблема сотрудничества специалистов и педагогов в контексте целостного развития ребенка остается актуальной и должна быть обязательно решена в каждом детском саду. А теперь посмотрим на профессиональную деятельность музыкального руководителя и воспитателя с точки зрения компетентностного подхода. В связи с этим еще раз обозначим общие задачи, которые призваны решать педагоги дошкольного образования: · видеть ребенка в образовательном процессе ДОУ; · строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей дошкольного образования; · устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса, партнерами ДОУ; · создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду (пространство дошкольного образовательного учреждения); · проектировать и осуществлять профессиональное самообразование. Попытаемся теперь через задачи профессиональной деятельности музыкального руководителя и воспитателя определить содержательные основы их сотрудничества и сотворчества (табл. 23). Таблица 23 . Общность профессионально-педагогических задач как основа сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя и воспитателя ДОУ
Именно общность задач профессиональной деятельности музыкального руководителя и воспитателя позволяет им конструктивно и творчески сотрудничать. Какими могут быть формы профессионального сотрудничества и сотворчества педагогов дошкольного образования в детском саду? Попытаемся посмотреть на этот вопрос глобально, в контексте современных тенденций развития психолого-педагогической науки. Одним из вариантов организационно-технологического обеспечения целостного педагогического процесса может быть сопровождение ребенка в современном дошкольном образовательном учреждении (чаще слово «сопровождение» употребляется в таких формулировках, как медико-психолого-педагогическое или медико-психологическое, социально-педагогическое). Что же такое психолого-педагогическое сопровождение в педагогической науке? Есть различные концепции. Наиболее распространенной формой сопровождения в образовательном учреждении является консилиум, в работе которого принимают участие субъекты-организаторы педагогического процесса (педагоги, психолог, социальный педагог, медицинский работник и др. ). Задачами деятельности такого консилиума становятся: 1. защита прав и интересов ребенка; 2. комплексная диагностика по проблемам развития ребенка; 3. диагностика эффективности педагогических условий, созданных для обучения, воспитания и развития ребенка; 4. выявление групп детей, требующих внимания специалистов; 5. разработка общей стратегии сопровождения ребенка в основных сферах его жизнедеятельности; 6. определение и внедрение определенных мероприятий, форм и методов работы по возможным вариантам решения вскрытых проблем всех участников педагогического процесса — учащихся, учителей, родителей; 7. объединение общих усилий специалистов, семьи в постоянно и оперативно работающую систему сопровождения, поддержки ребенка в условиях педагогического процесса в образовательном учреждении и дома. Каковы особенности сопровождения ребенка-дошкольника в детском саду? Что такое сопровождение ребенка в дошкольном образовательном учреждении? Разделяя идеи М. Р. Битяновой, исследователь Л. М. Шипицына определяет сопровождение в ДОУ как систему профессиональной деятельности «команды» специалистов, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития каждого ребенка независимо от уровня его способностей и жизненного опыта, в конкретной социальной среде. Уточним это определение. Деятельность специалистов должна быть направлена на создание психолого-педагогических условий, содействующих развитию ребенка в зависимости от его индивидуальных особенностей, с учетом его жизненного опыта, и способствующих гармоничному протеканию процессов социализации и индивидуализации в детском саду и семье, целостному развитию дошкольника. Исходя из такого понимания сопровождения, ведущей идеей его функционирования становится проектирование целостного, но при этом вариативного педагогического процесса в образовательном учреждении, в котором бы создавались такие педагогические условия, которые позволяли бы каждому ребенку максимально самопроявляться, раскрываться, развиваться и образовываться. Только в этом случае задачами службы сопровождения становятся: · комплексная диагностика и проектирование индивидуального образовательного маршрута ребенка; · проектирование и организация разумного педагогического процесса (учитывающего особенности здоровья и развития ребенка, с одной стороны, и содействующего его целостному здоровому развитию — с другой); · организация взаимодействия ребенка с педагогом и специалистами как целостного педагогического процесса, когда одни и те же задачи воспитания, обучения и развития решаются в разных видах детской деятельности, на разном содержании; · оперативная корректировка педагогического процесса, направленного на решение задач воспитания и развития дошкольника с учетом происходящих в нем изменений; · организация педагогической поддержки ребенка в ходе самостоятельного решения задач воспитания, обучения и развития в целостном педагогическом процессе детского сада; · повышение профессиональной компетентности специалистов образования в условиях деятельности службы сопровождения в ДОУ; · организация взаимодействия с семьей. Очевидно, что решение обозначенных задач службой сопровождения закономерно будет содействовать целостному развитию дошкольника. Основной смысл сопровождения заключается в обретении ребенком естественным образом целостного социально-культурного опыта, так как этому способствует согласованная деятельность всего педагогического коллектива ДОУ и семьи ребенка. Главная роль в организации и функционировании сопровождения целостного развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ принадлежит старшему воспитателю (методисту). Какими могут быть более частные формы профессионального сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя и воспитателя детского сада? Попытаемся раскрыть этот вопрос также через задачи профессионального сотрудничества и сотворчества педагогов дошкольного образования (табл. 24). Таблица 24 . Инновационные формы сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя и воспитателя ДОУ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|