Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ВТОРАЯ ИСТОРИЯ



Девочка со спичками

 

Вымощенная серыми булыжными камнями маленькая площадь, вся блестит и трещит от мороза. Вокруг неё сгрудились, столпились домики и высокие стрельчатые башни со шпилями. Холодно. А на улице снег, и сумерки. И вечер был последний в году- канун Нового года. Люди попрятались, и двери домов плотно заперты от жгучего ветра, но там, внутри — праздник. Это на улице мёртво и холодно, а там, в домиках, столы ломятся от яств. В окнах сверкают разноцветными огнями ёлки. Запах кухни, цветов, духов, апельсинов и хвойный аромат веток — всё перемешалось с музыкой, песнями, танцами. Люди в пышных нарядах и масках едят, пьют и смеются.

В одном доме, на подоконнике, стоял грустный ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК. За его спиной было великое торжество, а он стоял так одиноко от всех, будто не желал принять участие в этом празднестве. Стойкий Оловянный Солдатик смотрел в окно, и чуть переминался с ноги на ногу, чего не может себе позволить настоящий солдат, стоящий на посту. Но Стойкий Оловянный Солдатик сейчас далеко не был в таком воинственном настроении. Он даже как-то осунулся и был печален, будто не солдат, а сам поэт стоял у окна и размышлял, глядя на падающие хлопья снега...

К этому-то дому и подошла ДЕВОЧКА, с шерстяным платком на плечах, босая, в заплатанном платьице.

В кармане её передника лежало несколько пачек серных спичек. Одну пачку она держала в руке. Снежинки садились на её длинные белокурые волосы, рассыпавшиеся по плечам. И казалось, что изо всех окон к ней лился свет. Девочка нашла уголок за выступом дома, спряталась туда, но Солдатику её хорошо было видно и слышно. Форточка была открыта, и шум веселья вываливался из окна, пропуская сквозь себя свежий холодный ветер.

 

СТОЙКИЙ ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК. Опять эта девочка... Где же её туфли? Брела босиком по этим холодным мокрым булыжникам, и снег как стёкла сверкает, безжалостный. Ножки покраснели и посинели от холода. Совсем голодная и продрогшая. Измучилась


бедняжка. Сегодня - ни гроша. Она не продала ни одной спички. ( Он оглянулся и посмотрел на проплывающие сзади него фигуры в атласных сияющих тканях, украшенных мехаими и павлиньими перьями. )Так много здесь, уж очень много, лопаются и давятся от жиру, а у неё

-ничего. Почему так? … Не понимаю. Были бы у меня деньги... Я бы купил все её коробки спичек... Вот ей бы все эти наряды, а не безобразным герцогиням. Она даже и не подозревает о том, что она красива.

Тут шпага его покачнулась и стукнулась о стекло. Девочка, любуясь новогодней ёлкой, вздрогнула и заметила, что у окна - Оловянный Солдатик. Он так участливо и ласково смотрел на неё, что девочке захотелось говорить вслух. Можно и вслух, всё равно никто не услышит, а вот Солдатик будто живой. Вдруг живой?..

 

ДЕВОЧКА. Солдатик, смотри как красиво! Столько игрушек, огней! И так вкусно пахнет жареным гусем. Я ела однажды жареного гуся, у бабушки.

СОЛДАТИК. Постучитесь в дом. Может хозяйка возьмёт вас к себе. Может у неё найдётся какая-нибудь лёгкая ручная работа.

ДЕВОЧКА. Пропащая я.

 

Вдруг к окну подошли: ЧЁРНАЯ и КРАСНАЯ МАСКИ, украшенные блестящей дорогой бижутерией.

 

КРАСНАЯ МАСКА. Смотри, какой ужас! Сама смерть у нашего дома. Нищая... Чума, холера к нашему дому пришла. (Стучит в окно. )Прочь, прочь, уходи!

ЧЁРНАЯ МАСКА (крестится). Плохой знак, плохая примета. (Стучит в окно. ) Уходи! Уходи!

 

Девочка прижалась к стене дома. Маски ушли, закружились в вальсе других масок, там, за окном.

 

ДЕВОЧКА. Я — смерть?..

 

Выше этажом, за окном появились ФАРФОРОВЫЙ КИТАЕЦ и ЧЁРТИК. Они тоже давно наблюдали за девочкой и спрыгнули со шкафа на подоконник, чтобы поговорить с нею.

 

ФАРФОРОВЫЙ КИТАЕЦ. Пропащая. (Качает головой. )Пропащая. ЧЁРТИК. Не возьмёт её никто. Здоровья нет, всё равно умрёт.

ДЕВОЧКА ( сидит, ножки спрятала под себя, шалью кутается, да не греет шаль всю её, кончики пальцев совсем обескровлены, посинели. ) … Пропащая... Вот и Новый год. Как Новый год встретишь, таким он и будет. Господи, если он будет у меня таким, не надо мне этого года...

ФАРФОРОВЫЙ КИТАЕЦ Пропащая. (Кивает головой. ) Пропащая.

СОЛДАТИК (зло). Не пропащая! Сам ты пропащий! Вот погоди, доберусь до тебя! Не снести тебе твоей головы! Будешь потом опять с заклёпкой в шее ходить! И перестанешь трясти своей глупой башкой! Нет, я тебя так разрублю, что и головы твоей больше не собрать и не склеить! Сам пропащий!

 

Так разгневался, что шпага его снова стукнула по стеклу, чуть его не разбила.

 

ДЕВОЧКА. Тихо, солдатик, не шуми! Смотри, как весело там, на ёлке. И кошечки там с бантиками на шее бегают, и собачки в бархатных кофточках. Все ухожены, все накормлены. Тепло им и уютно. Хорошо ведь? У каждого своя судьба. Куда мне идти? … В подвал? ... Там холодно, и крысы там, и пьяные там...

ЧЁРТИК( с сочувствием). Иди домой!

ФАРФОРОВЫЙ КИТАЕЦ (качает головой). Чёртик сказал, иди домой! СОЛДАТИК. Не пойдёшь домой?

ДЕВОЧКА(бегут слёзы по лицу). Не хочу плакать, а слёзы бегут сами собой, непослушные. Мне ведь не удалось продать ни одной спички. Я не выручила ни гроша. Одна монетка была,


укатилась. (Плачет. ) Уж лучше тут замёрзнуть, а то ведь отец прибьёт меня. Напьётся, а потом... Боюсь я за него. Холодно у нас на чердаке. Ветер во все щели дует. Сквозняки. Самые большие щели хоть и заткнуты соломой да тряпками, всё равно холодно. Сначала умерла мама, потом бабушка, и отец совсем злой стал. Ледяная дева схватила его сердце. Без водки совсем не может жить, стонет. Ну что он в ней нашёл? Она же такая невкусная, от неё у него голова болит, ноги не ходят. Он как выпьет её, ляжет на нары и бредит... Говорит, что эти спички ему даёт сам Хольгер Датчанин. Бабушкины сказки. Он любил их слушать вместе со мной. (Пауза). Господи, помоги ему, принеси ему что-нибудь утешное.

ФАРФОРОВЫЙ КИТАЕЦ. Вор он! Спички ворует! Ворованное продаёшь. Вот потому ворованное не покупают.

ДЕВОЧКА. Ворованные — неворованные... Не знаю я, где он их берёт. Милости я просить не могу. У него спички не покупают, боятся.

Девочка протянула коробку спичек ФАРФОРОВОМУ КИТАЙЦУ.

А вы?.. Возьмёте у меня спички? Купите у меня спички?

Две маски высовываются из окна: КРАСНАЯ и ГОЛУБАЯ

 

КРАСНАЯ МАСКА. Вы посмотрите какая настырная! Опять стоит! ГОЛУБАЯ МАСКА. Спичками торгует, плутовка пьяная! ( Стучит в окно. )

КРАСНАЯ МАКА. На одном углу спичками торгует, а потом у других дверей руку тянет, денег ей дай! Все они такие нищие, наглые! Ото всех побираются! Деньги свои в мешочек складывают, и снова побираются! Всё мало им! Плутовка!

 

Маски стучат в окно. Девочка прижимается к стене, а уйти не может, будто её кто держит здесь.

Может солдатик?... Ушли маски. Тишина. Хлопья снега летят.

 

СОЛДАТИК. Можно я куплю твои спички? Я отдам тебе шпагу или мой мундирчик. ДЕВОЧКА, Нельзя, ты же солдат. Хочешь я тебе их так подарю. Мне они уже не нужны. (Поджимает под себя ноги. )

СОЛДАТИК. Погрей ножки, согрей ручки, возьми спичку и чиркни её о стену!

ДЕВОЧКА. Ой, нельзя, нельзя, что ты! Нельзя спички трогать. Может завтра продам? Скоро Новый год... А вдруг кто-нибудь у меня их купит? (Пауза) Что-то не везёт мне сегодня...

Мамины туфли потеряла. Карета ехала так быстро. Я побежала через дорогу, туфли с ног спали. В карете дама сидела в шляпе со страусиными перьями! И платье у неё блестело, и перчатки, и вуаль. Я засмотрелась, а потом побежала через дорогу и туфли потеряла. Один туфель карета на своём колесе унесла. А другой мальчишка взял. Сказал что из неё выйдет добрая люлька для его ребят. Знаю я куда он понёс мой туфель, к мопсенькиной могилке. Мопсик был хорошей собачкой. Я видела его сквозь дырку в заборе. Он катал коляски в свадебном наряде. Погладить мопсика мне не дали. А когда он умер, дырку в заборе заделали. И я даже не видела его могилки. Отец не дал мне пуговицы. А на платье у меня нет пуговиц. К могилке пускали только за пуговицу. (Тяжело вздохнула, смотрит на ёлку. ) Солдатик, глянь! Там у ёлки фокусы показывают. Фокусник изо рта шарики достаёт. А из шляпы птицы вылетают, так много! Как они все в шляпу влезли?

СОЛДАТИК. Мошенник, колдун, обманывает.

 

Бьёт колокол.

 

ДЕВОЧКА. Слышишь? Колокол. Никто его уже не слышит. Отец мой раньше слышал, а теперь — нет. Все забыли про этот колокол небесный. О чём он говорит? Одна бабушка знала. Знаешь как она умерла. Она сидела в кресле, рассказывала сказку, а потом сказала:

«Ну вот и конец, дайте мне отдохнуть, я устала и посплю немножко. » И заснула. Дыхание её становилось всё тише и тише. А лицо стало светлое, она улыбалась, будто на солнышко смотрит. И вот сказали, что она умерла. А я не поверила. И до сих пор не верю. Бабушку


завернули в белый саван и положили в чёрный гроб. Бабушка была такая красивая, будто молодая. Все морщинки исчезли и как раньше, она ласково улыбалась. И мне было не страшно, нисколечки не страшно взглянуть на неё, на мёртвую... это ведь была моя милая добрая бабушка. ( Молчит, вспоминает. )У неё была книга. Псалтырь. Толстая книга в переплёте с серебряными застёжками. И она часто читала её мне. Псалтырь положили ей под голову — в гроб. И её любимая высохшая роза осталась в книге. Бабушку похоронили, гроб зарыт в землю, но внутри него тоже земля. А бабушка жива!

ЧЁРТИК. Мертва!

ДЕВОЧКА. Нет! Она живая, только мы её не видим. ЧЁРТИК. Мёртвая.

СОЛДАТИК (зло, чёртику). Вот бес безмозглый! Допрыгаешься! Я доберусь до тебя! ДЕВОЧКА. Тихо, не ругайтесь! Колокол бьёт. ( Смотрит на свои руки... ) Пальцы жжёт, Ледяная дева схватила. А вот этим уже совсем не больно. Какие толстые стали, белые, будто не мои пальчики, а чужие... Скорей бы боли совсем не чувствовать. (Тихонько запела). « Розы цветут... Красота, красота! Скоро узрим мы младенца Христа! » (Вытерла слёзы кулачком, улыбнулась. ) Вспомнила бабушкину песню … (Поёт. ) « Розы цветут. Красота, красота. Скоро узрим мы младенца Христта... » (Замолчала, закрыла глаза. )

СОЛДАТИК. Бог мой! Бог мой! Ах, бедняжечка, смотри, ручонки её совсем закоченели. Ах, как бы их согрел огонёк маленькой спички! Если бы только она посмела!

ЧЁРТИК(громко). Зажги спичку!

ФАРФОРОВЫЙ КИТАЕЦ(качает головой). Зажги!

СОЛДАТИК. Девочка, возьми спичку, чиркни ею по стене и погрей пальцы. Зажги! Зажги спичку!

Бьёт колокол. Тишина. Хлопья снега летят. Девочка робко вытянула спичку из коробка и... чирк!

 

СОЛДАТИК. Вспыхнула! Как вспыхнула! Ярко загорелась!

 

Девочка прикрыла огонёк рукой. Спичка стала гореть ровным светлым пламенем.

И тут!.. Заколыхалось всё в воздухе. И дома будто исчезли, и улицы.

И Девочке показалось будто сидит она перед большой железной печью, с блестящими железными шариками и заслонками.

 

СОЛДАТИК. Ух ты, какая печка, большая, железная! Как славно в ней пылает огонь! Каким теплом от него веет! Грейся, девочка! Согрей свои ножки, погрей свои ручки.

 

Девочка протянула руки к огню, и вдруг... Спичка погасла.

 

ДЕВОЧКА. Всё. Как долго горела, как свечка. Горела горела и погасла. А ножки мои так и остались холодными. Руки немного отогрелись. (Пытается встать. ) Вот, здрасьте, я уже и встать не могу? Ноги как чурки деревянные. Вот теперь я от вас никуда не уйду, солдатик.

Видели печку? Печка ушла...

СОЛДАТИК. Видел, славная печка. Лучше всех печек печка! С большими железными шариками и заслонками. Красивая печка. Волшебные спички.

ЧЁРТИК. Погаснут да и всё. Пропащая. ФАРФОРОВЫЙ КИТАЕЦ(кивает головой). Пропащая.

СОЛДАТИК. А вы ничего и не видели! Не видели печки! Девочка, зажги ещё одну, зажги! Ножки согреются.

ДЕВОЧКА. Зажечь?.. (Она смотрит в нерешительности на солдатика, боится, ведь:

«Нельзя»! )

СОЛДАТИК. Я хочу погреться. Мне тоже уже холодно.

ЧЁРТИК. Погреться! Погреться! Хочу увидеть печку! Покажи печку?..

 

Девочка чиркнула ещё одной спичкой … Спичка загорелась, засветилась, и отблеск её упал на стену. Стена стала прозрачной как кисея, и появилась комната. А потом стол, покрытый белоснежной скатертью


и уставленный дорогим фарфором. На столе, распространяя чудесный аромат, стояло блюдо с жареным гусем, начинённым черносливом и яблоками.

 

ДЕВОЧКА. Стол-то какой! Смотри, солдатик! А скатерть - как белый снег! А посуда с рисунками! Цветы и птицы на них как живые! А пахнет! Ох, как вкусно! Блюдо с жареным гусем! С черносливом! и с яблоками! Такое только бабушка умеет готовить. Вы наверно никогда не ели такое? И это всё нам?

 

И тут вдруг, гусь спрыгнул со стола и вперевалочку заковылял по полу, затанцевал, и подошёл к девочке, почётно и вежливо раскланиваясь перед нею, приветствуя её, как знатную особу.

И заговорил человеческим голосом.

 

ГУСЬ. О, леди, леди! Таинственная леди! Я очень рад видеть вас в моём дворце! Как только я увидел вас, я понял, что именно вас я ждал всю мою жизнь, и для вас жил! Любил и люблю навечно! Я преклоняюсь к ногам вашим, о, несравненная леди! Не откажите в моей просьбе, дарю вам всю жизнь мою, сердце, крылья, и мысли мои, всё — вам! Возьмите меня! Я уже вполне готов чтобы жизнь моя стала вашей жизнью!

 

И гусь сделал низкий поклон девочке. Прикоснувшись в поцелуе к её руке.

И все кто сидели на столе в блюдах, закричали: «Браво! Брависсимо! »- и захлопали в ладоши.

А гусь пригласил девочку танцевать, и вот они закружились в вальсе...

Но музыка внезапно оборвалась. Спичка погасла. И всё исчезло.

Только девочка осталась одна сидеть возле обледенелой стены снежного дома. А из окна на неё всё так же с грустью смотрел Стойкий Оловянный Солдатик.

 

ДЕВОЧКА. Какой гусь, а! Смешной. Я танцевала с ним, да?... С гусём танцевала! Умора! Расскажи кому, не поверят, как здорово! Какой гусь!.. (Смеётся, вытирает слёзы, растирает ноги. )

СОЛДАТИК. Зажги, зажги ещё одну спичку!

ЧЁРТИК. Да что толку- то! К чему? Всё равно погаснет.

ФАРФОРОВЫЙ КИТАЕЦ( качает головой). И чему радуется? Какому-то жареному гусю. Как глупо. Всё прах, всё тлен.

ДЕВОЧКА. А жизнь — вечна. Как весна и осень, как зима и лето... Как же я танцевала? Ноги то мои совсем как мёртвые.

СОЛДАТИК. Зажги спичку! ещё одну, пожалуйста?!

Девочка зажгла ещё одну спичку....

Теперь она оказалась перед роскошной рождественской ёлкой. Тысячи свечей горели на её зелёных ветках и смотрели на Девочку.

 

ДЕВОЧКА. Вот это да, какая ёлка! До неба! И вся в огнях! А огоньки как живые! Как солнечные зайчики! Ко мне бегут! Они так похожи на бабушкиных кроликов. Значит их не съели? Вот они, мои любимые кролики! Мои огоньки! Жёлтые, красные, синие!

ОГОНЬКИ. Иди к нам! Поиграй с нами! Держись за нашу гирлянду! Согреем твои ручки! Согреем твои ножки! К нам! К нам! Сюда!

Девочка протянула к ним руки, но спичка погасла.

За окном музыка и взрывы смеха. А здесь, на улице — тишина. Хлопья снега летят.

 

ДЕВОЧКА. Какая там была ёлка! Самая лучшая ёлка! Выше и наряднее всех графских ёлок! (Смотрит в небо. ) А огоньки остались. Как много их в небе. Уходят огоньки мои всё выше и выше. Бабушкины кролики. Как звёзд много! Там тоже ёлка светится разноцветными огнями, и Ангелы украшают её своими игрушками. Скоро и у них Новый год. (Попыталась встать, но только сморщилась от боли. ) Приросла я здесь. Превращусь в снежную ёлку.

(Со страхом). Мне больше не встать?.. Как же мой отец без меня будет жить.?  Встану!

(Смотрит в небо. ) Смотри солдатик! Звёздочка покатилась по небу, упала. Оставила за собой длинный огненный след. Кто-то умер. Так бабушка говорила. Когда падает звёздочка,  чья-то


душа отлетает к Богу.

 

Девочка снова чиркнула о стену спичкой, и когда всё вокруг осветилось, она увидела в этом сиянии свою старенькую бабушку. Такую тихую и просветлённую, такую добрую и ласковую.

 

ДЕВОЧКА. Бабушка! ... Солдатик! Это моя бабушка! Возьми меня к себе, бабушка! Я знаю что ты уйдёшь, как погаснет спичка, исчезнешь, как тёплая печка, как вкусный жареный гусь, и большая ёлка, исчезнешь, возьми же меня к себе, я хочу быть с тобой, бабушка! И солдатика, если он захочет, возьми нас к себе, бабушка!

 

И снова в окнах появились злые маски, и стали стучать в стёкла.

 

МАСКИ. Колдует, ведьма! Она поджечь нас хочет! Нашлёт порчу! Вон! Вон! Уходи, уходи отсюда!

И тут девочке показалось, что будто отец её в окно стучит, зовёт или гонит?..

А солдатик упал с подоконника на пол, спасти девочку хотел, а может вместе с ней решил к бабушке уйти?..

Прыгнул, да забыл, что за окном стоит, упал, чуть не разбился, хорошо, что не стеклянный...

Страшно стало девочке, замерещилось, запрыгало всё перед глазами: маски, чертики, китайцы...

Она встала на одеревенелые ножки, будто иглы её прошивали...

Девочка сжала в кулаке все спички оставшиеся в пачке, и чиркнула ими по стенке.

Спички вспыхнули так ослепительно, что стало светлее чем днём...

 

ДЕВОЧКА. Не уходи, бабушка! Не оставляй меня! Обними меня, бабушка!

 

И вдруг Бабушка взяла Девочку на руки, и озарённые светом и радостью, обе они вознеслись к небу.

Вот так. Прошёл день. И прошёл следующий день. Наступил первый вечер Нового года.

 

ФАРФОРОВЫЙ КИТАЕЦ. Где девочка? ЧЁРТИК. Померла.

ФАРФОРОВЫЙ КИТАЕЦ. Как она была счастлива, ты видел? ЧЁРТИК. Ну и что толку-то от её счастья, что толку?..

ФАРФОРОВЫЙ КИТАЕЦ, У неё были волшебные спички. Она столько видела!

ЧЁРТИК. Ну и что толку? Простые серные спички. Погасли. А сама она померла. А солдатик где? Снова сгорел?

ФАРФОРОВЫЙ КИТАЕЦ. Тихо! Вон он стоит, у окна, как всегда. Как он счастлив был, когда видел её...

ЧЁРТИК. Ну и что толку? Снова — один.

ФАРФОРОВЫЙ КИТАЕЦ(качает головой). Да, да, да... Что толку? Всё так глупо, бессмысленно, призрачно, всё обман... Да, да, да, что толку? К чему всё? Не понять... (Посмотрел на небо). А может всё-таки! ... не знаю... (Посмотрел на солдатика, задумался о чём-то, и замолчал, и даже головой перестал своей качать, крепко задумался. )

СОЛДАТИК (смотрит на небо, на улицу, на дорожку, где была девочка). Морозным утром, за выступом дома, нашли девочку. На щёчках её играл румянец, на губах — улыбка...

Но она была мертва. Она замёрзла в последний вечер старого года. Новогоднее солнце осветило мёртвое тельце девочки со спичками. Она сожгла почти целую пачку. « Девочка хотела погреться. » - говорили люди. И никто не знал, какие чудеса она увидела, среди какой красоты она вместе с бабушкой встретила новогоднее счастье. (пауза. ) « Розы цветут...

Красота, красота... Скоро узрим мы младенца Христа... » Никто не знал и не видел, только я... Вон ещё одна звёздочка полетела, упала. А вчера ещё одна... Благослови, Бог, жизнь и смерть простых добрых людей! Благослови!

 

Маленькая живая слезинка скатилась из глаз Стойкого Оловянного Солдатика, но тут вдруг чья-то рука схватила солдатика, задёрнула шторой окно и выключила свет.

Тишина. Хлопья снега летят.




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.