|
|||
ПЕРВАЯ ИСТОРИЯИСТОРИЯ ОДНОЙ МАТЕРИ. Чердак, где гуляет ветер. Хотя самые большие щели и заткнуты соломой и тряпками, но всё же здесь холодно. Старая мебель: стол, стулья, два кресла, сервант и зеркало - пропитаны дымом и книжной пылью. На полу -опилки, солома, коврики. Под столом, в сундуке и на стеллажах- книги, свёртки пожелтевшей бумаги с рукописями и ещё игрушки. Есть и стойкий оловянный солдатик, и фарфоровый китаец с заклёпкой в шее, и старый уличный фонарь, и красные башмаки, и огниво, и кроватка дюймовочки, свинья-копилка и множество спичечных коробков. Один коробок раскрыт, и спички разбросаны по столу, по полу. В железной печке горят дрова. Украшена огнями рождественская ёлка. Музыкальная шкатулка играет нежные мелодии, а маленький колокольчик над дверью позванивает в такт великому бою настенных башенных часов. ХОЛЬГЕР ДАТЧАНИН тщательно выбрит, но с маленькой бородкой. Он в кресле с трубкой в зубах, на коленях держит глобус, и смотрит то на него, то в бинокль на небо, сквозь маленькое окошечко в потолке. МАТУШКА хлопочет вокруг него как курица-наседка.
ХОЛЬГЕР. Ужас, какие сны! Что делается?! У меня из-за них вмятины во вселенной! (Рассматривает глобус. ) Сдувается шар. Вот так! Дожили! МАТУШКА. Чай с малиной - хорошее патогонное. Пей! (Поправляет одеяло, подаёт Хольгеру с ложечки чай. ) Пей. Ну, возьми глоточек. ХОЛЬГЕР. Ой, не касайтесь меня милая Матушка. Меня дрожь берёт. Я ведь уже сказал, до первой звезды! До первой! Я ничего не слышу, не пью, ни ем! (Смотрит в бинокль. ) Не вижу. Безобразие. Эта старая болотница выпустила свои блуждающие огоньки в люди. Они такой туман напустили! Особенно в светском обществе. Так что даже в небе легла некая помутнённость. Боюсь что мы не увидим звёзд. И как же тогда мы будем встречать Ангела? МАТУШКА. Пей! (Подаёт ему снова чай. ) Чай с малиной, в перцовый раствор ноги! (Всыпала перец в таз с водой. ) В уши — чеснок! Вся ангина, грипп и другая холера, всё выскочит... Лечись! А то как же ты с заложенным носом Ангела встречать будешь? ХОЛЬГЕР. При чём тут мой нос? Какое ему дело до моего носа? (Шмыгает, вытирает нос рукой. ) Что за причуды такие, в уши — чеснок, в ноги -перец. МАТУШКА. Вылечит. (Бежит к печке, и там у неё дела всякие - хозяйничает. ) ХОЛЬГЕР. Вы ничего не понимаете в медицине. МАТУШКА. В ноги — перец, в уши — чеснок! (Воткнула дольки чеснока Хольгеру в уши. ). С женщинами в таком деле не спорят. Они лучше вас знают, что надо, и не надо. ХОЛЬГЕР ( развёл руками). Ох, горе мне луковое! МАТУШКА( сунула ему в рот хлеб с луком). Вот в этом ты прав! В уши чеснок, в ноги — перец, а в рот — лук! И запомни. В конституции! В правах и законах женщин для мужчин! Чёрным по белому! написано! Пункт первый! Женщина всегда права! Пункт второй! Если женщина не права, смотри пункт-первый! Женщина всегда права. Ясно?! ХОЛЬГЕР (приуныл, сомкнув зубы на хлебе с луком. )... Молчу... МАТУШКА(отбирает у него лук с хлебом). Впрочем, это тебе нельзя. А то заплачешь, потом не остановить тебя. Пей лучше. (Даёт ему с ложки чай. ) И взвар скоро будет готов. Из лучших ягод. С черносливом и с яблоками. И сочиво пшеничное с мёдом, с орехами. Всё как ты любишь. Слышны взрывы, гремят пушки. Опять в небо палят. И вчера всю ночь... Хольгер раскачивается в кресле, пьёт и снова смотрит в бинокль. ХОЛЬГЕР. Пушки гремят. Колокол бьёт. Везде бедствия. И там... И там... (Крутит глобус, показывая на нём точки... ) Слышишь? Кто-то плачет. Скоро прилетит Ангел, посланник Божий, и что скажет? Скоро прилетит. Надо прибраться, пыли много. Матушка, открой двери. Пусть ветер зайдёт, приберётся. Он всё жалуется, что я ему игрушек не даю. Ну пусть возьмёт сегодня. Но чтоб потом на место положил. А то унесёт куда-нибудь и потеряет. Дай ему оловянного солдатика. Солдатик хоть порадуется, попутешествует. Может балерину себе найдёт. А я всё никак угодить ему не могу, Сделаю балерину! ( Крутит из концов одеяла куклу. ) Не та! Не такая. МАТУШКА. Он чудак у тебя, стоит на одной ноге, а другую прячет. ХОЛЬГЕР. Пусть привыкает к двум ногам. Я его вылечил. Слышишь? Кто-то плачет...
Молчание
МАТУШКА. Кто плачет? Я плачу. Зачем тебе ветер? Смотри, как простыл, дышать не можешь! Ушёл ветер на север. Я сама приберусь. (Пауза. )Говорю тебе: женись, женись! Ну как ты один? Зачем вчера в пруд полез? Холодина такая. ХОЛЬГЕР. Лягушка замёрзла, звала меня. МАТУШКА. Лягушка — лягушка... ХОЛЬГЕР. Я сам себе хозяин. МАТУШКА. Сам?.. А двадцать пять лет назад забыл как у тебя сердце остановилось? Упал ко мне в руки. И колокол, и часы биться перестали. И у меня в глазах потемнело, защемило сердце. Зашила я твоё сердечко, сама, своими собственными руками зашила, и «скорую помощь» вызвала. Прилетел твой Ангел Хранитель, вдохнул в тебя небо чистое. И ты стал жить. Помнишь? Зачем вчера выскочил? ХОЛЬГЕР. Сон страшный. Мальчик умер. А сколько тепла от него и света земле. Хорошенький мальчик и умер! Не уследили! (Пауза) Во-от! Опять кто-то плачет! (Вскочил. ) МАТУШКА. Стой! Куда-ж ты? Я о твоём здоровье забочусь, а ты босиком по полу? Куда опять побежал?! Сиди! Что ты можешь сделать? Ничего. Сиди. (Хочет протереть его ноги полотенцем. ) ХОЛЬГЕР(передёргивается, отбирает полотенце, и отодвигается вместе с креслом от Матушки. ) Нет, нет! Не надо. Я сам. ( Поджимает ноги под себя, приглаживает свои волосы на затылке. ) Сам высушу. (Заворачивает в полотенце ноги, чихает, кашляет, вытирает нос одеялом. ) Я сам всё постираю! У-уберите это перец с тазиком! Как долго я буду здесь сидеть?!
Матушка убирает из под ног Хольгера тазик с водой и перцем.
МАТУШКА. Сиди, Хольгер, сиди, не прыгай! ХОЛЬГЕР (стучит по глобусу). Слышишь, что там? Убивают, мучают, убивают, и так без конца! (Кричит вдруг, стучит жезлом по полу. ) Возмездия! Возмездия за каждую невинную душу! Возмездия! Бог накажет всех! Ввергнет по смерти в геенну огненную! Всех безбожников! Злых и коварных! Жадных! Вечно они будут мучаться там без конца и без отдыха! За каждую невинную душу, за каждого оскорблённого! Казнить! Казнить! МАТУШКА. Тише ты! Раскричался! Петух на колокольне! Велика милость Божья к людям. Даже в самых злых грешниках живёт искра Божья. Её только надо разбудить и разжечь посильнее.
Хольгер зажигает спички, подбрасывает их вверх огоньками, и они мгновенно тают в воздухе,
ХОЛЬГЕР. В каждом сердце — искра Божья … Проснись, проснись Огонь тёплый, Сестра милосердия! Сердце у меня болит... Каждый раз я живу, переживаю жизнь человеческую... И что же? Думаю, вот опять добрая душа ушла с земли, взвилась звёздочкой. А земле то ведь тоже люди тёплые, добрые нужны. Что сегодня будет? Накануне, в сочельник?..
И тут вдруг он странно как-то согнулся, схватился за сердце, и стал медленно падать...
МАТУШКА. Вот так! Допрыгался?! (Садит его в кресло, даёт таблетку. )Ешь! Она негорькая. Ну? Как тебе?... Лучше?.. Хольгер улыбнулся. Молчат. ( Тихо. ) Женись на мне, Хольгер, а? Ведь я твоя вторая половинка. Как ты можешь жить без меня? А я без тебя? Это невозможно. Пришла пора, женись, и будем жить вечно. Прилетит Ангел, и спросим у него благословения и повенчают нас. (Пауза. ) Согласись, ну?
Молчат. Матушка подошла к столу, стирает пыль с книг.
ХОЛЬГЕР. Нет, нет. (Закрывается одеялом. )А что обо мне будут говорить? Ты подумала? Что скажут в свете обо мне? Старый доблестный Хольгер Датчанин женился на... (замолчал и сказал быстро и тихо. ) На Леди - Смерть. Хорошую даму себе выгадал, купил вечность, бессмертие. Начнут завидовать, ревновать. Не надо давать повода для сплетен. А то начнут толковать, что я женился из корысти, а не по любви. (Посмотрел на Матушку. ) Вы же старше меня на много лет. И годитесь мне в бабушки. МАТУШКА. Женщине нельзя говорить такое. Это неделикатно. И потом... Я выгляжу достаточно молодой для своих лет, ведь я молодею и старею в зависимости от времён года. К весне, Хольгер, ты не узнаешь меня. ХОЛЬГЕР. Да? А почему вы так боитесь моих спичек? МАТУШКА(тихо). Не знаю... Жгут ноги... Боюсь растаять. ХОЛЬГЕР. А мне не жгут. (Пауза. ) Вот видите? Мы разные. МАТУШКА. Пока мы разные. А потом... (посмотрела с надеждой на Хольгера). ХОЛЬГЕР (скрылся под одеялом). Что говорят обо мне в народе? МАТУШКА (стирает пыль... ) Учёные говорят, что ты -миф! И что на самом деле тебя не было никогда и нет! Ты не существуешь! ХОЛЬГЕР (возмущённо). Вот! Дожил! Заживо захоронили, негодяи! Забыли про мои подвиги, про мою защиту, и моё благословение им. Всё забыли? И даже про мой справедливый меч забыли? А ведь он им приносил победу! МАТУШКА. А в сказках про тебя пишут. В старинном замке Кронборг, в глубоком подземелье, куда никто не заглядывает, сидит Хольгер Датчанин. Он весь закован в железо и сталь, и подпирает голову могучими руками. Длинная борода его крепко приросла к мраморной доске стола. Он спит и видит сны. И всё что происходит во сне -правда. Но Ангел говорит, что ты можешь спать спокойно. А настанет минута - грозная минута. Тебя позовут, и ты выйдешь в защиту. Старый Хольгер Датчанин воспрянет! И мраморная доска стола треснет, когда он потянет свою бороду. Он выйдет на волю, и так ударит мечом, что грянет гром по всему свету... ХОЛЬГЕР. Ударю! Ох уж ударю! От всей души! МАТУШКА (качает головой). Ударишь ты. Уж очень ты грозен. И поэтому тебя держат взаперти. (Наступила на спичку, отдёрнула ногу. ) Ты посмотри на себя! Еле дышишь. Готов ли ты выйти в защиту? Готов?! (Пауза. ) А вот если бы ты женился... ХОЛЬГЕР. Кстати! А как там поживают в твоей теплице цветы? Они ещё живы? Новые ростки маргаритки, незабудки, тюльпан, ромашки, прелестгые гиацинты. Покажите? МАТУШКА ( достаёт из кармана зеркало, протирает его). Смотри. Вон сколько в прошлую ночь завяло. И мне пришлось их пересаживать. А вот сколько погибнут сегодня в ночь, чахнут. ХОЛЬГЕР. А знаете, что мне говорили ваши цветы? Что женюсь я на девочке, которая продаёт спички, и что сын у меня будет, и что сегодня я увижу их во сне.
Пауза
МАТУШКА (смеётся). Ты бредишь, Хольгер. Это шутка. Они пошутили. ХОЛЬГЕР (смотрит ей в глаза). Нет, ты знаешь всё! Покажи мне эти цветочки. Я буду беречь их. МАТУШКА. Я не знаю где они, ищи сам. ХОЛЬГЕР. А помнишь историю одной матери? Ты забрала у неё ребёнка и принесла его в свой сад. Что ты говорила тогда, той матери? Я чувствую себя как та мать, потерявшая своего ребёнка. Каждая добрая душа человеческая в моей душе — нервная клеточка. МАТУШКА(смеётся). Какая ты мама?! Дурачок ты! ХОЛЬГЕР(злится). Похож! На маму похож! Болею всем сердцем за каждого ребёнка доброго! И не смейтесь, пожалуйста! Я серьёзно! Что вы всё улыбаетесь сегодня так? Скажите лучше. что вы тогда той матери говорили, в своём саду, в теплице своей, скажите!. МАТУШКА. Что я говорила … (Плюнула на большое зеркало, протёрла его. ) Вон, теплица моя. У каждого человека есть своё дерево жизни, или свой цветок, смотря по тому каков он сам. Видишь, с виду они обыкновенные растения, но в каждом бьётся сердце. Вот здесь под стеклянными колпаками росли нежные гиацинты... Сейчас их осталось мало. Но маленькие росточки ещё появятся. Матушка шагнула в зеркало, и уже там, в садике своём, ходит и показвает свои сокровища. Сама она внешне как-то вытянулась, похудела, стоит в чёрном длинном платье, не Матушка уже, а Леди...
ЛЕДИ. … Тут водяные лилии обвиты змеями и стиснуты кольцами чёрных раков. ХОЛЬГЕР ( приподнялся, смотрит в зеркало). Что же ты их не освободишь? От этих паразитов? ЛЕДИ. Всё что в моих силах я делаю, поверь мне, но... Кто я? Я всего лишь навсего - смерть. Леди-смерть. Ледяная дева. Их жизнь зависит от их жизни. Освободить их может только исповедь, раскаяние, причастие и милость Божия. (Тяжело вздохнула, идёт дальше. ) Вон, пальмы. Под ними я даже порой отдыхаю. Петрушка, душистый тмин, ароматные цветы... Это всё твоё будет. Твоё и моё. Если только ты скажешь- «Да». (Поёт. ) « Розы цветут … Красота, красота... Скоро узрим мы младенца Христа... » Только бы мне не разозлиться в эту ночь. А то я, бывает, так начну полоть, что порой выдёргиваю лишнее.
Хольгер шагнул в зеркало, ходит по теплице, ищет цветочки,
ХОЛЬГЕР. Выдёргиваешь лишнее?.. Но ведь?! … ЛЕДИ (качает головой). Да, выдерну бывает, не то, ошиблась. ХОЛЬГЕР. И ты говоришь это с таким хладнокровием?! ЛЕДИ. Мне нужен помощник. Дети наши с тобой, чтобы следили за мной. Ведь я стара, и не дай Бог, мне выжить из ума, я так устала от одиночества. (Отвернулась от Хольгера, присела к грядкам своим, убирает сухие листочки. ) ХОЛЬГЕР. Я старый. Какие дети? ЛЕДИ (возится в земле). Наши, Хольгер. У нас будут дети. Много. Только скажи: «Да! » И надень кольцо на мой палец. (Смотрит на свои руки. Руки дрожат, и вены вздулись. ) Ангел в сочельник придёт, и мы... ХОЛЬГЕР. Нет, нет, никогда, нет! ЛЕДИ(качает головой). У каждого дерева, цветка, есть своё имя. Они подписаны. Вот на палочках имя и дата рождения. Каждый цветок, дерево — это человеческая жизнь. ХОЛЬГЕР. Я помню, как та несчастная мать, склонялась ко всякому, даже самому маленькому цветочку, прислушивалась к биению его сердечка. И среди миллионов узнала сердце своего ребёнка. (Пауза). Вот они! Мои цветочки! Крохотные синенькие. Вот этот, как бьётся дрожит весь, головка вот вот его отпадёт, стебель согнётся...
ЛЕДИ. Хольгер! Смотри сюда! На меня! Молчание
Хольгер обернулся к Леди... Тут всё исчезло вдруг перед ним: теплица, сад, И он снова на чердаке в своём кресле.
ХОЛЬГЕР(испуганно). Что ты сделала? ЛЕДИ( у печки, всё хозяйничает, готовит к Рождеству ). Мне бы твоё сердце, а тебе мои заботы. Больше мечтаешь, да переживаешь всё за кого-то. На чердак страшный вселился. Нет, чтобы в комнате уютной жить. Вон сколько их у тебя в замке! Все пустые. ХОЛЬГЕР. На чердаке живу. Ну и что?! И живу! Хочу узнать, как люди так вот, на чердаках живут, в бедноте и в холоде. (Пауза). А можно хотя бы вот этих два синеньких цветочка ты не будешь трогать сегодня? Ты можешь им дать жизнь? ЛЕДИ. Кто? Я?! ... Тебе пора. Тебя сны ждут. Вот и увидишь... истории. Пиши, что увидишь. ХОЛЬГЕР. Если бы я мог ещё и слышать всё, что думает человек, тогда бы я написал такую трагедию... ЛЕДИ( смеётся). Нет ничего проще. Вынь чеснок из уха. (Хохочет. ) И всё услышишь. Это то, что я забыла тебе сказать. (Медленно уходит. ) ХОЛЬГЕР (бросился к зеркалу). Стой! Два крохотных цветка. Какие слёзы жемчужные в их лепестках! Их глаза красивее и чище всех жемчужин на свете. Спаси их! Пусть живут! Сколько радостей на земле! Птицы, травы, реки, горы! Не трогай сегодня цветы? Отдай мне! . Я их согрею. ( Зажёг спичку. ) ЛЕДИ. Нет! (Дунула на спичку, потушила огонь. ) Сядь Хольгер, смотри! Посмотри, что их ждёт! Леди достала платок из своего кармана и накинула его на лицо Хольгеру. Пауза.
ХОЛЬГЕР (убрал платок с лица, по щекам бегут крупные слёзы). И вот такая у них будет жизнь? Там, на земле?.. если не ты... Леди качает головой, исчезает.
(Плачет). « Розы цветут... Красота, красота... Скоро узрим мы младенца Христа... » Господи, не внемли мне... Когда я прошу тебя о чём либо несогласном с Твоею всеблагою волей... не внемли мне!.. И Хольгер уснул. Спит и видит сны... А Леди -Смерть спустилась на землю, свершать дела свои. Много у неё дел и на земле, и в теплице своей на краю света, много работы, пока Хольгер спит.
|
|||
|