|
|||
2. Компетенция органов государственной власти, закрепленная в Конституции Российской Федерации
Компетенция органов государственной власти складывается из нескольких составляющих: 1) полномочия органа государственной власти, т. е. совокупность его прав и обязанностей; 2) предметы ведения, т. е. круг вопросов, прерогатива в решении которых принадлежит либо федеральным органам государственной власти, либо органам государственной власти субъектов Федерации, либо круг вопросов, в решении которых могут принимать участие как федеральные, так и региональные органы государственной власти (предметы совместного ведения); 3) функции органа, т. е. основные направления его деятельности [12]. Существуют и другие подходы к понятию компетенции – например, компетенция рассматривается как возложенный на уполномоченный субъект (в частности на органы законодательной, исполнительной, судебной власти) объем публичных дел. При этом к элементам компетенции относятся нормативно установленные цели; предметы ведения как юридически определенные сферы и объекты воздействия; властные полномочия как гарантированная законом мера принятия решения и совершения действий [11]. Законодательство определяет исчерпывающий круг полномочий каждого органа государственной власти, пределы и сферы его деятельности, а также виды и формы принимаемых этим органом правовых актов. Федеральное Собрание РФ призвано выполнять две главные функции парламента: представлять многонациональный народ России и принимать законы. Однако этим его функции не исчерпываются. Палаты парламента могут оказывать влияние на осуществление политики государства (так, Совет Федерации дает согласие на использование Вооруженных Сил РФ за пределами территории государства), в определенной степени осуществляют контрольные функции, причем не только контроль за исполнительной властью при помощи выражения недоверия правительству, но и такие формы контроля за деятельностью должностных лиц, как «правительственный час» на заседаниях палат российского парламента, парламентский запрос, а также бюджетно-финансовый контроль, осуществляемый Федеральным Собранием РФ с помощью формируемой им Счетной палаты РФ. В литературе отмечается еще целый ряд функций Федерального Собрания РФ: объединение народа и представление его интересов; участие в верховном руководстве делами государства; формирование (участие в формировании) ряда Основной функцией Федерального Собрания РФ является принятие законов. Конституция РФ, регламенты палат парламента регулируют основы законодательного процесса. Основная нагрузка по разработке проектов и принятию федеральных и федеральных конституционных законов ложится на Государственную думу. Совет Федерации одобряет принятый Госдумой закон, который после подписания Президентом РФ и официального обнародования приобретает юридическую силу. Палаты Федерального Собрания РФ по вопросам, отнесенным к их ведению, принимают постановления. Основная функция органов исполнительной власти состоит в осуществлении организационной и управленческой деятельности, направленной на реализацию, исполнение тех нормативных правовых актов, которые приняты органом законодательной власти (либо непосредственно народом на референдуме). Однако органы исполнительной власти не ограничиваются только исполнением законов, они также занимаются распорядительной деятельностью, необходимой для осуществления основной функции. В компетенцию органов исполнительной власти входят их предметы ведения, под которыми понимается сфера деятельности органа власти, наделенного правом и обязанностью осуществлять определенные управленческие функции применительно к объектам управления. Органы исполнительной власти наделяются полномочиями в различных отраслях и сферах управления. Полномочия федеральных органов исполнительной власти определены Конституцией РФ, Законом о Правительстве, другими федеральными законами, актами Президента РФ. Из содержания Конституции РФ вытекает, что исполнительная власть нацелена прежде всего на реализацию законов (статьи 110, 113–115). Конституция РФ также наделяет органы исполнительной власти полномочиями по участию в законотворческом процессе путем осуществления законодательной инициативы, подготовки заключений по законопроектам финансового характера, а также по изданию собственных нормативных актов (статьи 104, 115). Такие акты могут издаваться уполномоченными органами и должностными лицами только на основе и во исполнение закона. Согласно Конституции РФ, Правительство РФ реализует полномочия исполнительной власти и несет ответственность за ее осуществление в государстве в целом. Оно возглавляет систему органов исполнительной власти. Это следует также из норм Закона о Правительстве, в котором подчеркивается, что Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти Российской Федерации. Оно в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров России, осуществляет систематический контроль за исполнением указанных актов и документов федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, принимает меры по устранению нарушений российского законодательства. Правительство РФ как орган общей компетенции обеспечивает руководство отраслями хозяйства, социально-культурной и административно-политической деятельностью. Компетенция Правительства РФ включает следующие полномочия: 1. В сфере экономики, бюджета и финансов – осуществляет регулирование экономических процессов, управление федеральной собственностью, разрабатывает и обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, разрабатывает и представляет Государственной думе на утверждение проект федерального бюджета, осуществляет деятельность по обеспечению исполнения бюджета. 2. В сфере социальной политики – обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения и социальной поддержки населения, организует деятельность по рациональному использованию, воспроизводству и охране природных ресурсов и т. д. 3. В сфере обороны, безопасности, внешней политики – осуществляет комплекс мер по обеспечению обороны страны, ее безопасности, заключает международные договоры, регулирует внешнеэкономическую деятельность. 4. В сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью – участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; осуществляет меры по обеспечению прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями; по обеспечению деятельности органов судебной власти. В 2004 году Президентом РФ были сделаны серьезные шаги по реформированию структуры правительства и федеральных органов исполнительной власти. В Указе Президента РФ от 09. 03. 2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» обозначены следующие функции названных органов: 1) принятие нормативных правовых актов; 2) осуществление контроля и надзора за исполнением установленных законодательно общеобязательных правил поведения; выдача соответствующих разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности; регистрация актов, документов, прав, объектов; 3) издание индивидуальных правовых актов, а также ведение реестров, регистров и кадастров; 4) управление государственным имуществом; 5) оказание неопределенному кругу лиц государственных услуг, имеющих исключительную общественную значимость, на установленных федеральным законодательством условиях. Ключевым моментом административной реформы стало разделение органов исполнительной власти федерального уровня на три основные группы в соответствии с их функциями: - министерства, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности; - федеральные службы, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции; - федеральные агентства, осуществляющие в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, а также некоторые правоприменительные функции. Конституция РФ содержит главу, отражающую изменение отношения государства и общества к судебной власти и превращение ее из системы судебных органов, проводивших в жизнь государственную политику, в независимую ветвь Конституция РФ относит органы судебной власти к числу органов государственной власти, которые обладают особой спецификой по сравнению с законодательными и исполнительными органами. Эта специфика обусловлена функциональным предназначением судебной власти, особенностями форм, методов, процедур деятельности. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Таким образом, основной функцией судебной власти является правосудие, т. е. разрешение гражданских, уголовных и иных дел. Кроме того, судебная власть реализует ряд вспомогательных функций, создающих условия для обеспечения судебной деятельности (информационно-аналитическую, кадрового обеспечения и др. ). Правосудие осуществляется от имени государства специализированными государственными органами – судами. Согласно Закону о судебной системе действуют федеральные суды и суды субъектов Федерации. К федеральным судам относятся Конституционный суд РФ, суды общей юрисдикции (Верховный суд РФ, верховные суды субъектов Федерации, районные суды, военные и специализированные суды), арбитражные суды (Высший арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Федерации). К судам субъектов Федерации относятся их конституционные (уставные) суды и мировые судьи – судьи общей юрисдикции. Таким образом, особенностью судебной власти является то, что она осуществляется преимущественно федеральными судами. Конституция РФ предусматривает существование трех высших судебных органов, компетенция которых четко разграничена.
|
|||
|