|
|||
1. Конституционно-правовое регулирование статуса органов государственного управления в Российской ФедерацииСтр 1 из 4Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ГОРОДА ДЕПАРТАМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ на тему: Конституционно-правовое регулирование статуса и деятельности Выполнил: М. И. Кувшинова магистрант 2 курса, группа ГМУ/м-18-1з Направление / специальность: 38. 04. 04 Государственное и муниципальное управление
Проверил: Преподаватель: к. п. н, доцент департамента «Управление и предпринимательство» Л. Л. Бунецкий Севастополь
Содержание
Введение. 3 1. Конституционно-правовое регулирование статуса органов государственного управления в Российской Федерации. 5 2. Компетенция органов государственной власти, закрепленная в Конституции Российской Федерации. 9 Заключение. 15 Список использованной литературы.. 16
Введение
На протяжении более чем 20 лет в Российской Федерации не прекращаются попытки кардинально улучшить качество государственного управления, повысить его эффективность и в конечном счете, используя его положительный потенциал, кардинально улучшить положение в экономике и социальной сфере. Приходится признать, что говорить о достижении серьезных результатов на данном направлении пока не приходится. Наиболее последовательно и системно проводилась административная реформа и неразрывно связанная с ней реформа государственной службы. Однако в целом результаты реформ государственного управления остались незаметными для граждан и бизнеса, не привели к снижению уровня коррупции, росту доверия в обществе к государственным институтам. В итоге недостатки государственного управления стали одним из главных факторов, негативно повлиявшим на инвестиционный и предпринимательский климат, отношение граждан к государственным институтам. Особенно явственно эти недостатки проявляются в условиях экономических трудностей и антироссийских санкций, введенных странами Запада. Государственное управление – это целенаправленное воздействие государства на систему общественных отношений с целью их упорядочения и планомерного развития. Государственное управление осуществляется через систему соответствующих органов, их должностных лиц и государственных служащих, образующих управленческий аппарат. Для выполнения своих задач и функций государство должно иметь целесообразно структурированную государственную власть и четкую систему государственных органов [10]. Здесь имеют ключевое значение такие конституционные факторы, как статус органа (законодательный, исполнительный, судебный или иной), его конституционные полномочия и функции (характеризующие понятие «компетенция»), механизмы формирования, взаимодействия и досрочного прекращения полномочий. Именно конституционное право призвано урегулировать, какие именно Государственные органы действуют строго в соответствии со своей компетенцией, устанавливаемой конституцией страны, законами и подзаконными нормативными правовыми актами. Порядок учреждения и упразднения, формирования и деятельности государственных органов не может быть произвольным. Он регулируется законодательством и должен исключать случайные, произвольные и несанкционированные решения. Этим, однако, не исключается определенная подвижность системы и структуры государственных органов.
1. Конституционно-правовое регулирование статуса органов государственного управления в Российской Федерации
Подходы к понятию органа государственной власти в новейшей истории России менялись неоднократно. Построение федеративного государства и провозглашение разделения властей в качестве основополагающего принципа осуществления власти как на федеральном, так и на региональном уровнях создали условия для формирования на основе этих принципов системы государственной власти. Конституция РФ устанавливает, что государственную власть в стране осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная дума), Правительство РФ, суды. Все эти органы самостоятельны, что предполагает взаимное невмешательство в деятельность каждого из них. В субъектах Федерации государственную власть осуществляют образуемые ими в соответствии с основами конституционного строя органы государственной власти. Согласно ст. 80 ч. 1 Конституции РФ, Президент РФ «является главой государства», который демократически избран народом. В тексте документа не указано на его принадлежность к какой- либо из ветвей власти, но говорится, что Президент «обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти» (ст. 80 ч. 2), «разрешает разногласия между органами Понятие органа государственной власти складывается из совокупности его конституционно-правовых признаков. Это организационно обособленная и самостоятельная часть государственного аппарата; она создается и действует от имени государства (Российской Федерации или ее субъекта); действует на основе законов и других нормативных правовых актов; учреждается для выполнения определенных задач и функций государственной власти; обладает государственно-властными полномочиями, то есть ее решения (акты) принимаются от имени государства, носят обязательный для всех характер; имеет собственную структуру, осуществляет свои полномочия в установленном законом порядке. В Конституции РФ говорится о трех разновидностях органов государственной власти. Органы законодательной (представительной) власти образуются непосредственно народом, ответственны перед ним и уполномочены осуществлять государственную власть в интересах народа. Этой группе органов присуща такая черта, как сочетание представительного и законодательного начал. Представительное начало проявляется в порядке формирования этих органов — путем свободных, всеобщих, равных выборов как на федеральном, так и на региональном уровнях, а также в том, что парламенты (законодательные собрания) выражают волю избирателей, представляют их интересы. В состав законодательных органов входят представители разных социальных слоев общества, граждане разных национальностей, разных профессий и т. д., что позволяет этим органам решать вопросы, касающиеся различных сфер жизни: экономических, политических, социальных, духовных. Законодательное начало в деятельности этих органов заключается в том, что законотворчество является основной их функцией. Представительное и законодательное начала тесно взаимосвязаны. При этом органы законодательной власти не образуют единой системы. Органы исполнительной власти осуществляют особый вид государственной деятельности – исполнительно-распорядительную. Как правило, они формируются представительными учреждениями, то есть являются производными от последних. В этом состоит одна из особенностей их юридической природы. В настоящее время в Российской Федерации в ограниченном объеме допускается выборность таких органов, а именно конституциями республик, уставами других субъектов Федерации предусмотрено, что главы администраций (высшие должностные лица) субъектов Федерации избираются гражданами, проживающими на территории данного субъекта. Другой особенностью юридической природы органов исполнительной власти является то, что в их деятельности преобладает принцип единоначалия в сочетании с коллегиальностью. Органы исполнительной власти выполняют задачи и функции по организации исполнения Конституции РФ, актов органов законодательной власти, нормативных правовых актов Президента РФ. Они также издают собственные акты, которые относятся к числу подзаконных. Органы судебной власти отличаются от органов законодательной и исполнительной власти прежде всего тем, что реализуют специфический вид государственной деятельности – правосудие. Судебная власть осуществляется посредством особых процессуальных форм – конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Также особенностью судебной власти является то, что она осуществляется преимущественно федеральными судами. Все названные виды органов государственной власти представляют собой систему, в которой сочетаются три ветви власти, реализующие функции государства. Они связаны едиными для всех органов конституционно-правовыми нормами, среди которых единство системы государственной власти, т. е. совокупность различных уровней органов власти; система федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти; общие принципы организации системы органов государственной власти и местного самоуправления; единая система исполнительной власти (в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов); принцип единства судебной системы Российской Федерации. Важнейшие конституционные положения получают развитие в актах текущего законодательства: в Федеральных конституционных законах от 17. 12. 1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (далее – Закон о Правительстве), от 31. 12. 1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (далее – Закон о судебной системе), в Федеральном законе от 06. 10. 1999 № 148-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в указах Президента РФ. Признаками системы органов государственной власти являются целостность, взаимосвязанность и взаимозависимость различных государственных органов, обеспечивающих сбалансированность осуществления властных полномочий и исключающих дублирование и подмену одних структур власти другими. Конституционно-правовой статус органа власти составляет совокупность его прав и обязанностей, характеризующая правовое положение органа в системе разделения властей, закрепленная нормами конституционного права. Важными элементами статуса органа государственной власти являются роль, задачи и функции органа; принципы его организации и деятельности; порядок формирования и прекращения полномочий органа; компетенция и государственно-властные полномочия; форма правовых актов органа и их юридическая сила. При этом ключевым элементом выступает компетенция органа государственной власти. Реформа системы органов федеральной власти, совершенствование аппарата управления, упразднение его параллельных звеньев возможны лишь на основе анализа компетенции органов власти, их практической деятельности. Подобный анализ имеет очень важное значение «для совершенствования не только системы органов, но и структуры каждого из них, ведь структура должна создавать наилучшие условия для реализации тех управленческих функций и полномочий, которые возложены на данный орган» [8]. Устанавливая компетенцию органа власти, государство осуществляет разделение труда между ними. Компетенция определяет роль каждого из государственных органов и в то же время обеспечивает их взаимосвязь, согласованность их действий.
|
|||
|