Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЗАКЛЮЧЕНИЕ



 

Как видно, Ефросиния Полоцкая и Кирилл Туровский, Климент Смалятич внесли весомый вклад в формирование одной из самых примечательных отечественных политических идей - идеи единения восточнославянский земель, или идеи общерусского единства. Значение этой идеи трудно переоценить. Под ее влиянием развивались политические события во все последующие периоды отечественной истории. Однажды возникнув, она уже никогда не уходила из общественного сознания восточных славян. Когда русские земли объединялись, эта идея служила сохранению и укреплению обретенного славянорусскими пародами единства; когда же единство утрачивалось, она превращалась в цель и смысл их политических устремлений. Ныне поиск новой формулы своего политического единения снова становится доминирующим компонентом общественного сознания белорусского, русского и украинского народа.

Так, деятельность Ефросиньи Полоцкой была направлена на образование детей в школах, книгописание, развивавшееся при монастырях, поддержку и развитие искусств и ремесел. По праву Ефросинью Полоцкую называют первой меценаткой белорусской земли. Другим направлением общественной деятельности Ефросиньи стала борьба против братоубийственных войн, феодальных между усобиц, раздиравших родину.

Кирилл Туровский известен в первую очередь, как философ прошедший путь от признания истины, как данности в «Святом писании» до признания человека «венцом творения». Его наследие, включающее дидактические повести, проповеди и гимнографии, формирует идеал мирского человека того времени. Общественная деятельность Кирилла в разные периоды его жизни, так же как и его великой соотечественницы, направлена на борьбу против братоубийственных войн, раздора и раскола.

     Как и Кирилл Туровский, и другие мыслители средневековья, Климент Смолятич подчеркивает духовно-моральную природу человека. Однако он имел свой взгляд на некоторые общественные проблемы и вопросы. Климент Смолятич отказывается от всего, включая церковное имущество, в то время как многие монастыри, церкви, некоторые священнослужители были крупными землевладельцами. Конечно, эта мысль была очень не типична для того времени. Акцент на духовном, вечном, осуждение алчности характеризует все мировоззрение средневековых восточных славян. Однако в ХП веке, практически только Климент Смолятич ясно и точно выразил эту мысль. Его призыв сберечь моральную чистоту мыслей и поступков звучит очень современно и актуален и в наши дни.



          Список использованных источников    1. Хрестоматия по древней литературе. - Мн.: «Беларусь», 1987. 2. Хрестоматия по древней русской литературе. - М.: Просвещение, 1973. 3. Будовниц И. У. Общественно-политическая мысль Древней Руси IX-XII века. - М.: Наука, 1960. 3. Галко В. И. Славянское единство: прошлое и настоящее. // Славянский мир на пороге III тысячелетия. - Гомель: БелГУТ, 2001. 4. Гудзий Н. К. История древней русской литературы. - Наука и техника, 1986. 5. Гудзий Н. К. Литература Киевской Руси. - К.: Наука и техника, 1986. 6. Долгов В. В. Очерки истории общественного сознания Древней Руси. XI-XIII века. - М.: Просвещение 1999. 7. Ерёмин И. П. Литература Древней Руси: этюды и характеристики. - М. - Л-д.: 1968.  





 

 

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.