Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





1 КНЯЖНА ПРЕДСЛАВА



Родилась княжна Предслава в Полоцке в начале XII века. Большинство современных исследователей относят рождение Преподобной к 1101-1108 годам. В те времена в Древней Руси новорождённому младенцу давали сперва родовое, славянское имя. Затем в крещении ребёнок получал имя христианское. Какое имя было получено Предславой в Святом Крещении, нам не известно.

Отцом Предславы был сын Всеслава Брячиславовича - князь Святослав-Георгий, а матерью - княгиня София. Некоторые источники считают, что княгиня София являлась внучкой Ярослава Мудрого. Таким образом, княжна Предслава принадлежала к очень знатному, именитому роду. В житии сказано: «Пр(е)подобна сиа Евфросиниа бы(сть) убо от града сего Полотьска, рождение и воспитание».

Житие не указывает, где получила образование Предслава, но говорит, что «была девица научена писанию книжному, ещё не достигнув возраста телесного естества, и отличалась девица благонравием, соединяла она естество девы праведное и молитвы плод, и так любила учение, что дивился отец такой любви дочери к наукам».

Когда княжне исполнилось 12 лет (с такого возраста девица в то время считалась совершеннолетней), родители решили выдать её замуж. Вот так повествуется об этом в житии: « И по всем городам разошлась весть о мудрости, и о добром учении её, и о телесной красоте: ведь была княжна прекрасна лицом. И красота её привлекала многих славных князей, желавших любви её. Каждый из них старался и думал, как бы взять Предславу в жёны сыну своему; и часто они засылали сватов к отцу её, он же им отвечал: “Воля Господня будет “».

Юную Предславу ждала обычная для княжон того времени судьба: замужество, рождение и воспитание детей, домашние хлопоты, вечное ожидание мужа-господина из похода или с охоты. В такой жизни уже не оставалось бы места духовным занятиям (молитве и богомыслию), книгам, науке. Ведь на Руси тогда даже элементарная грамотность для женщины считалась излишней. А Предслава всей душой жаждала духовной мудрости. Она желала поучаться мудрости Божественной из духовных книг и просвещать светом веры сердца других людей. И юная княжна понимала, что это сможет осуществиться лишь в том случае, если она уйдёт в монастырь и примет постриг.

Современные учёные полагают, что белорусская просветительница была знакома также с трудами великих греческих философов Платона и Аристотеля.

 

 

Свою просветительскую деятельность Ефросиния Полоцкая начала еще в ранние иноческие годы. Как утверждается в основном источнике биографических сведений о ней - " Житии Ефросинии Полоцкой", она испросила полоцкого епископа разрешения пребывать ей в келии церкви Святой Софии и, переселившись туда из монастыря, " восприняла подвижнический подвиг постнический: начала книги писать собственноручно и получаемую от продажи их прибыль раздавала нуждающимся". Иными словами, свой подвижнический путь Ефросиния начала как профессиональный переписчик книг. Для этого дела в Полоцке имелись необходимые предпосылки: как известно, библиотека Софийского собора была одной из богатейших на Руси. Часть переписанных ею и ее сподвижниками книг впоследствии составят основу библиотеки созданного ею монастыря. Вполне вероятным является предположение, что уже во время своего проживания в Софийском соборе Ефросиния начинает заниматься и написанием собственных литературных сочинений. По мнению исследователей, те отрывки из молитв и поучений Преподобной, которые вошли в текст ее Жития, вполне представляются принадлежащими перу самой Полочанки.

В последующие периоды жизни Ефросинии Полоцкой ее просветительская деятельность получает новое содержание. Она фактически кладет начало осуществления широкого образования народа, с ее именем связано возникновение на белорусской земле первых школ и училищ. Создав недалеко от Полоцка в деревне Сельцо женский монастырь, она не только выдвинула идею всеобщего образования женщин, но и предприняла практические действия по ее реализации. На эту сторону подвижнической деятельности Ефросинии в свое время обратил внимание известный русский ученый В. Григорьев. В своем исследовании " Исторический очерк русской школы" он отмечал, что Ефросиния Полоцкая, основав монастырь, сделала обучение грамоте одной из главных обязанностей монашек. В монастырях, учрежденных Ефросинией Полоцкой, действовали библиотеки, училища, скриптории, а также гостиницы и странноприимницы. Грамоте там обучали не только принимаемых монахинь, но и всех желающих учиться светских женщин.

 

 

О характере социально-политических взглядов Полочанки говорит текст церковного певческого канона XII в. о Ефросинии. В нем утверждаются те же идеи, что и в " Слове о полку Игореве", - призыв людей к миру и согласию, пламенный протест против братоубийственных усобиц, необходимость единения восточнославянских земель перед внешней угрозой. " Князем сродником, - возглашается в каноне, - друг на други дерзающим подъяти меч, возбранила еси, яко оружием обоюдоострым, словом Божиим устрашающим". На миротворческую деятельность Ефросинии прямо указывает и автор Жития: " И не хотела Ефросиния видеть никого враждующего: ни князя с князем, ни боярина с боярином, ни простеца с простецом, но желала всех видеть единодушными".

Отражены в певческом цикле XII века о великой соотечественнице. В нем утверждаются пламенный протест против братоубийственных войн, необходимость союза восточнославянских народов против внешней угрозы.

«Житие» повествует, что постригшись в монастырь, юная княжна с позволения полоцкого епископа Ильи поселилась в келье - «голубнице» и начала «книги писати своими руками». Дело это было многотрудным. Переписчиками были почти исключительно мужчины. Уже одно то, что молодая женщина взялась за это - было подвигом. Вполне вероятно, что перо просветительницы выводило не только слова религиозно-нравственных текстов, но и строки византийских хроник, отечественных летописей, переводила книги с греческого и латинского. Из «Жития» можно понять, что часть переписанных Ефросиньей книг шла на продажу, а полученные деньги по ее просьбе раздавали нуждающимся. Именно она заложила основу уникальной библиотеки Софийского собора, утраченной в период Ливонской войны.

     Мы не располагаем другими сведениями, которые бы более полно характеризовали взгляды святой Ефросинии на отношения человека и окружающего его мира, об этом " Житие" умалчивает. Зато известно, что должен был знать образованный человек того времени. Помимо богословских трактатов обязательными для изучения являлись произведения античной и византийской научной мысли, а также имевшие широкую известность среди служителей церкви тексты древнерусской письменности. Нет сомнений в том, что полоцкая игуменья изучала, переписывала и пропагандировала идеи летописи " Повести временных лет", " Слова о Законе и Благодати" митрополита Илариона, " Поучение" киевского князя Владимира Мономаха и другие сочинения. Своей просветительской деятельностью Ефросиния способствовала воспитанию у населения патриотических чувств, развитию государственности и жизни славянских племен, укреплению княжеской власти

 

После основания Евфросинией двух монастырей в них были созданы книжные мастерские - скриптории. Из скрипториев созданные высокохудожественные книги расходились по всей Полоцкой земле и за ее пределами. В школах того времени дети обучались чтению, письму, цифири и церковному пению. Высокообразованная игуменья стремилась расширить границы обычной школьной программы. Кроме церковнославянского юные полочане учили греческий, приобретали знания по естественным наукам, риторике, медицине. Большое внимание уделялось истории. Такова была роль Евфросинии как просветительницы.

Находившаяся в центре культурной жизни Полоцкого княжества, Ефросинья предстает перед нами в роли собирательницы талантов, своеобразной, и, наверное, первой на нашей земле меценат В середине XII века окончательно сформировалась полоцкая архитектурная школа. Ее наивысший взлет, связанный с творчеством архитектора Иоанна, приходится на годы деятельности Ефросинии. Чудом завершенности и гармонии называют заложенную по настоянию Евфросинии и возведенную за один строительный сезон Спасо-Преображенскую церковь.

Евфросиния способствовала и развитию изобразительного искусства. По ее желанию византийский императорский дом прислал один прижизненных ликов Девы Марии. Этот самый ранний образец иконографии стал излюбленным сюжетом в белорусской иконописи.

С именем Евфросинии связано и создание полоцким мастером Лазарем Богшей его знаменитого креста - шедевра древнебелорусского ювелирного искусства. Реликвия выполняла роль ковчега для хранения святынь. Дальнейшая судьба креста Евфросинии драматична: похищен Иваном Грозным, во время оккупации Полоцка французами крест для сохранности был замурован в стену, в 1928 году крест оказался в Полоцком финотделе. В последние годы появились сообщения, что крест после 1941 года находится в частном владении одного из миллиардеров.

Таким образом, становление личности Евфросинии Полоцкой происходило в период наивысшего расцвета Полоцкого княжества. Являясь внучкой князя Всеслава Чародея, юная княжна избрала себе путь отличный от судьбы женщин ее круга. С раннего детства впитала ее душа отголоски язычества в традициях и ценности христианства.

Изучая библейскую литературу, жития святых, труды о живой и неживой природе, историю своей земли, стала одной из образованнейших женщин своей эпохи. Свои знания, деньги и власть Евфросиния Полоцкая применила для просветительства своего народа, поддержания и развития талантливейших архитекторов, художников и ювелиров полоцкой земли.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.