|
|||
КИРИЛЛ ТУРОВСКИЙТакже причисленный церковью к лику святых, снискал себе славу как блестящий стилист оратор. Он по праву считается крупнейшим мыслителем и оратором Киевской Руси. Ни по объему оставленного литературного наследия, ни по популярности и авторитету ему не было равных среди современников. Не случайно Кирилла уже вскоре после смерти называли " вторым Златоустом... воссиявшим паче всех на Руси", а его сочинения включали в сборники наряду с творениями отцов церкви. О жизни проповедника известно лишь, что родился и вырос он в богатой семье, получил прекрасное по тому времени образование, стал епископом в Турове, здесь же протекала и его исключительно плодотворная творческая деятельность. Произведения Кирилла Туровского являются гордостью и достоянием не только белорусской, но и всей восточнославянской и славянской культуры. В литературном наследии Кирилла Туровского центральное место занимают речи (" слова" ), посвященные преимущественно философско-богословской проблематике. Основная тема Кирилла, выдвинувшая его в ряд древнерусских мыслителей первой величины, - это проблема человека. В ее разрешении Кирилл последовательно выступает с позиций религиозного антропоцентризма. Согласно его представлениям, человек есть центр мироздания, венец всего Божьего творения. Ради человека сотворил Бог небо и землю, солнце и луну, реки и пустыни со всеми их обитателями. " Знаю, - обращается Кирилл к Творцу, - что Ты привел меня из небытия в бытие и подобием образа своего украсил меня, словом и разумом превыше животных вознес меня и владыкой твари всей поставил меня". Однако сам человек, находит мыслитель, хотя и создай по образу и подобию Божьему, в силу своей телесности и самовластности обречен на греховность. Во все времена жизни - и в пору юности, и в середине своего века, и в годину старости - он подвержен таким противоестественным, греховным делам, " какие и бессловесные скоты не творят". Не смиряясь с такой участью человека, Кирилл Туровский страстно призывает людей встать на путь очищения от своих грехов покаянием, молить Бога об избавлении их от скверны: " Доколе тебе, бедная душа, быть в узах, объятой телесными страстями, обидой, немилосердием, гордыней и пьянством? Они есть вражьи сети, которые тебя живую до ада доведут! Но возопи: О Христе мой! Освободи меня от уз греховных и спаси меня! " Сам Кирилл Туровский, хотя и молит постоянно Бога о милосердии к себе, предстает в своих произведениях как человек высокой нравственности, защитник мучающихся, слабых и обездоленных (" и в тесноте, и в бедах, и в малостях страждущих" ), что, естественно, импонировало простому люду. Мыслитель занимает активную общественную позицию, считая своим долгом пастырское обличение и увещевание всякого, будь то простолюдин или вельможа, кто творит зло. Он, в частности, осуждает в людях такие пороки, как клевета, ложь, обида, гордыня, зависть, гнев, ярость, ненависть, вражда, насилие, скупость, мздоимство, лихоимство, сквернословие, пьянство, злопамятность, лесть, лукавство, немилосердие. Особенно отрицательно Кирилл относится к тем служителям культа, которые забывают о своем высоком духовном призвании, проявляют склонность к материальным благам и мирским почестям: " Не ризами светлыми буди славен, - наставляет он представителей монашеского чипа, - но делы добрыми". Получив сан епископа, Кирилл Туровский сразу же оказался в самой гуще острой политической борьбы, избежать которой было невозможно. Это и попятно, поскольку в то время церковные отношения теснейшим образом переплетались с политическими. Его восхождение на епископскую кафедру совпало с моментом активной борьбы владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского с Киевом. Энергичный и предприимчивый, Андрей Боголюбский всеми средствами стремился утвердить Владимир в качестве нового политического и культурного центра Руси. С этой целью в 1169 г. он предпринимает поход на Киев, в результате которого город после трехдневной осады был взят, а затем полностью разорен и разграблен. Одновременно Боголюбский вынашивал план создания своей, независимой от Киева, владимирской митрополии. Как шаг к этой цели он активно поддержал некоего монаха Феодора, уничижительно прозванного современниками Феодорцем, в его незаконных притязаниях на сан епископа Ростовского, с чем, естественно, не мог согласиться киевский митрополит. В результате рождается так называемое дело " Феодорца, еретика-епискона". Активную позицию в " деле Феодорца" с самого начала занял Кирилл Туровский. Как утверждает древний биограф Кирилла, он " епископа-еретика Феодора ересь обличал... и проклял его", а также написал целый ряд речей и посланий, в которых резко критиковал действия князя Андрея Боголюбекого. Из этих произведений до нас дошло только одно - его речь-памфлет " Притча о слепце и хромце" (" Кирилла мниха притча о человеческой души и о телеси, и о преступлении Божия заповеди, и о воскресении телесе человеча, и о будущем суде, и о муце" ). Памфлет этот направлен прямо против епископа Феодорца и косвенно - против князя Андрея Боголюбского. Разумеется, в " деле Феодорца" Кирилла волновала прежде всего опасность раскола церкви. Отсюда и основной адресат и суть обвинения притчи: "... Церковник, недостойный священства и утаивший грех свой, пренебрегший Божьим заветом, но ради высокого сана и славы земной взошедший на епископский стол". Но одновременно не в меньшей мере его беспокоили и раскольнические действия Андрея Боголюбского, которые вызывали " скорбь" и " печаль" во всех слоях народа. Как писатель и церковный деятель Кирилл Туровский созрел в условиях борьбы Турова за свою феодальную самостоятельность. Проблема единства Русской земли не стояла в Турове так остро, как в княжествах, непосредственно граничивших со степью и подвергавшихся нападениям половцев. Здесь не раздавались призывы к объединению князей для борьбы с кочевниками: напротив, всякая коалиция князей представляла угрозу для самостоятельности незначительного Турова. В то же время, однако, такое маленькое княжество, как Туров, вовсе не было заинтересовано в раздроблении русской церковной организации, к чему стремился, например, Андрей Боголюб-ский. Сильная единая церковь неизменно выступала против княжеских «распрей и котор», от которых мелкие владения больше всего страдали. За крепкую церковную организацию, остававшуюся единой после феодального расчленения Руси, стояли, следовательно, такие политические образования, которые выиграли от нового порядка вещей. В связи с описанными явлениями общественной и политической яшзни Кирилл Туровский не представляется писателем впе времени и пространства, а творчество его — красноречивым, но пустым плетением словес, оторванным от окружающей действительности. В произведениях Кирилла Туровского действительно имеется много рассуждений общеморального характера (против лихоимства, сребролюбия, гордости и т. д. ), много избитой риторики, стереотипной патетики. Однако если отбросить все эти груды византийского шаблона, то можно без труда обнаружить, что в творчестве Кирилла Туровского нашли отражение те основные проблемы русской жизни XII в., о которых речь шла выше. Мы находим в Словах и притчах Кирилла Туровского энергичное выступление против язычников и еретиков, против дерзких иереев, расшатывающих церковные устои, за единую, сплоченную, экономически сильную и независимую церковь со строгой иерархией сверху донизу. Прежде всего следует отметить, что Кирилл Туровский, помимо всего прочего, является популяризатором Евангелия. В увлекательных, драматических картинах он излагает перед своими слушателями сцены из Нового Завета, особенно подробно останавливаясь на воплощении Христа, на троичности божества и на других христианских положениях, которые больше всего подвергались критике со стороны еретиков. В сочинениях Кирилла Туровского имеются и прямые выпады против еретиков, а также против «бесовских игр». Сама форма, в которую Кирилл облекает свои Слова, ее торжественность, цветистость, риторическая украшенность и патетика соответствуют пышности византийского церковного обряда и имеют целью подавить воображение слушателей, подчеркнуть никчемность, убожество проповеди еретиков и язычников.
Притчу о хромце и слепце считают полемическим выступлением против епископа Федорца. Так оно, несомненно, и есть. Возможно даже, что притча и представляет собой то обличение Феодора, о котором говорится в проложиом сказании о Кирилле Туровском. Нас не должно смущать то обстоятельство, что Феодор не назван по имени: мастер аллегории, иносказаний и намеков. Кирилл Туровский прямо не выступает ни против кого. Притча о хромце и слепце представляет собой перевод с греческого, но у Кирилла Туровского вместо краткого объяснения притчи, имеющегося в подлиннике, все ее эпизоды сопровождаются подробным толкованием35, направленным против дурных стражей божьего алтаря». Некий домовитый человек, рассказывается в притче, насадил виноградник, обвел его изгородью и устроил ворота. Придя домой, он стал думать, кого поставить стражем к винограднику. Сделать стражем кого-нибудь из своих рабов он не решался: зная его кротость, раб присвоит себе виноград. И вот он надумал приставить к воротам хромца и слепца: если кто-либо захочет украсть виноград, то хромец его увидит, а слепец почует. Если же сами стражи захотят попасть в виноградник, то хромец не сможет туда войти, а слепец если и войдет, то, заблудившись, попадет в яму и разобьется. Но стражи обошли своего господина: слепец посадил на себя хромца и, руководимый им, зашел в сад и наворовал плодов. Толкуя притчу, Кирилл Туровский сравнивает этих стражей, обманувших своего господина, с дурными епископами: бог поставил их стеречь его алтарь, но они самым недостойным образом нарушили свой долг. Кирилл не жалеет сильных слов, чтобы обличить служителей церкви, которые поставлены «стрещи святых тайн от враг христов, сиречь от еретик и зловерных искуснах (т. е. искусителей. — Я. Б. )» зс, но не оправдывают своего высокого назначения. Далее, имея, несомненно, в виду Федорца, Кирилл Туровский обрушивается на церковника, который недостоин иерейства, «но имене деля высока и славна житья, на епископскый взиде сан»
|
|||
|