Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ДЕБЕТ 10 Материалы



 

Инвентаризация и переоценка материально-производственных запасов. Отражение их результатов в учете

Сохранность и правильное оформление операций по движению МПЗ подтверждаются результатами периодически проводимой инвентаризации.

Проведение инвентаризации обязательно:

  • • при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия, сдаче имущества в аренду, продаже или выкупе;
  • • при смене материально ответственных лиц;
  • • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • • при установлении фактов хищения, злоупотребления или порчи запасов;
  • • в случае форс-мажорных обстоятельств (пожар, наводнение и т. п. );
  • • при реорганизации и ликвидации организации;
  • • в других случаях, предусмотренных действующим законодательством (по заданию правоохранительных и иных органов и пр. ).

Основанием для проведения инвентаризации является приказ или другой документ руководителя организации (постановление, распоряжение).

В крупных организациях создается постоянно действующая центральная инвентаризационная комиссия, в состав которой входят руководитель или его заместитель (председатель комиссии), главные специалисты, включая главного бухгалтера, начальники отделов, юрисконсульт, представители общественных организаций. Для непосредственного проведения инвентаризации материально-производственных запасов формируются рабочие инвентаризационные комиссии из числа руководителей структурных подразделений, ведущих специалистов отделов, секторов, специалистов по отдельным вопросам (товароведы, технологи, бухгалтеры и др. ), представителей общественных организаций.

Разрешается включать в состав инвентаризационной комиссии представителей службы внутреннего аудита или независимых аудиторских фирм. При незначительном объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризации допускается возлагать на нее.

Отсутствие хотя бы одного из членов комиссии в период проведения инвентаризации дает основание считать ее результаты недействительными.

Участие материально ответственного лица в проведении инвентаризации обязательно, хотя ответственность организации за его отсутствие в данное время действующим законодательством не определена. В связи с этим, при отсутствии данного лица без уважительной причины в период проведения инвентаризации, руководитель организации обязан назначить новое материально ответственное лицо. После окончания инвентаризации оно в присутствии остальных членов инвентаризационной комиссии должно принять МПЗ на ответственное хранение, подтвердив это своей подписью в инвентаризационных ведомостях.

Инвентаризация проводится по местам хранения запасов и материально ответственным лицам.

В процессе ее проведения решается широкий перечень вопросов:

  • • наличие условий, способствующих сохранности МПЗ, оформлению их приема и отпуска;
  • • состояние складского и весоизмерительного хозяйства;
  • • постановка складского учета;
  • • выявление фактического наличия запасов и сопоставление его с данными бухгалтерского учета и др.

 На день проведения инвентаризации материально ответственное лицо обязано предоставить членам комиссии последние па эту дату документы по приходу и расходу или отчет о движении материалов.

Для установления бухгалтерией правильности учетных остатков к началу инвентаризации председатель инвентаризационной комиссии визирует последние приходные и расходные документы с указанием: " До инвентаризации на... (дата)", а материально ответственное лицо дает расписку о том, что указанные документы сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, поступившие материалы полностью оприходованы, а выбывшие – списаны в расход. Такая расписка дастся в самой Инвентаризационной описи товарно- материальных ценностей (форма № ИНВ-3) – основном первичном учетном документе, в который комиссия записывает фактическое наличие на складе каждого наименования указанных ценностей по видам, сортам, группам и номенклатурным номерам. Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей с примером ее заполнения приведена ниже. Фактическое наличие фиксируется по количеству соответствующих единиц измерения и сумме. Для сравнения такая же информация приводится по данным бухгалтерского учета, что позволяет определить результат инвентаризации.

По каждой странице и в конце инвентаризационной описи указываются количество порядковых номеров, общее количество единиц фактически установленных материалов и сумма их оценки. Это позволяет в дальнейшем исключить возможность со стороны материально ответственного лица каким-либо образом внести дополнительную информацию, искажающую результаты проверки.

Фактические остатки по каждому наименованию ценностей записываются в опись после соответствующего взвешивания, обмера, подсчета. По материалам, хранящимся навалом, определение физического веса (объема) производится путем обмера и технических расчетов. Акты обмеров, технических расчетов и ведомостей отвесов прилагаются к инвентаризационной описи. Материалы, хранящиеся в неповрежденной упаковке, могут включаться в инвентаризационные описи на основании данных документов с обязательной выборочной проверкой отдельных наименований.

При всех таких операциях, проводимых членами инвентаризационной комиссии, присутствие материально ответственных лиц обязательно. Соблюдение данного условия позволяет в последующем исключить возможные спорные вопросы между ними.

На последней странице инвентаризационной описи председатель и члены комиссии своими подписями подтверждают запись следующего содержания: " Все цены, подсчеты итогов по строкам, страницам и в целом по инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей проверены".

Материально ответственное лицо, а в случае бригадной солидарной ответственности – материально ответственные лица ставят свои подписи, подтверждая тем самым свое согласие с результатами инвентаризации. При этом в конце инвентаризационной описи приводится такой текст: " Все ценности, поименованные в настоящей инвентаризационной описи с №_________ по №_________, комиссией проверены в натуре в моем (нашем) присутствии и внесены в опись, в связи с чем претензий к инвентаризационной комиссии не имею (не имеем). Ценности, перечисленные в описи, находятся на моем (нашем) ответственном хранении".

Инвентаризационная опись оформляется в двух экземплярах, один из которых передается в бухгалтерию для составления сличительной ведомости, а другой остается у материально ответственных лиц. После проверки данных и расчетов бухгалтер расписывается в инвентаризационной описи. По МПЗ, находящимся надень инвентаризации в пути, комиссия составляет акт инвентаризации товарно-материальных ценностей, находящихся в пути (форма № ИНВ-6) в двух экземплярах по данным документов, представленных комиссии. Один экземпляр акта остается у нее, другой передается в бухгалтерию.

В инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное храпение (форма № ИПВ-5), записи производятся ответственными лицами инвентаризационной комиссии на основании проверки и пересчета в натуре МПЗ, находящихся на ответственном хранении, по каждому наименованию. Порядок ее оформления такой же, как и инвентаризационной описи но форме № ИНВ-3. Опись составляется в двух экземплярах, подписывается членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами, один из них передается в бухгалтерию, а второй остается у проверяемых.

По ценностям, в отношении которых выявлены расхождения против учетных данных, в бухгалтерии составляется сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (форма № ИНВ-19). На второй странице ведомости, где по каждому наименованию материалов приведены результаты инвентаризации по количеству и сумме (излишек, недостача), отражается также информация о том, как отрегулированы эти расхождения. Эти данные заверяются подписью бухгалтера. На третьей странице указывается пересортица по количеству и сумме в части излишков, зачтенных в покрытие недостач, и недостач, покрытых излишками. Здесь же приводится информация об оприходованных излишках с указанием, на какой счет они оприходованы, и указывается окончательная недостача.

Данная страница подписывается материально ответственным лицом. Выявленные излишки признаются как прочие доходы и приходуются:

ДЕБЕТ 10 " Материалы"



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.