|
|||
Мартин Сутер 13 страницаФабио вынул из кармана коралловые бусы. Положил их на стол, параллельно линии из клочков картона. Норина подняла на него глаза. – Кораллы. Из Амальфи. Она смотрела на них с восхищением, но не притрагивалась. – Красивые. – Таких красных уже не добывают. – Цвет китайского лака. – Надень их. Норина покачала головой. Фабио улыбнулся: – Это ни к чему тебя не обязывает. Она подняла нитку со стола, взяла Фабио за руку, положила на его ладонь бусы и изо всех сил сжала ее в кулак. – Из-за Лукаса? – Я больше не с Лукасом. – Вот как. С каких это пор? – Со вчерашнего дня. Со вчерашней ночи. С сегодняшнего утра. Не важно. Мы расстались. Фабио с огромным трудом сдержал улыбку до ушей, он не бросился ей на шею и вообще не выдал никакой неподобающей реакции. Он сосредоточился на ощущении холодных тяжелых кораллов в своей руке и не сказал ничего. – Вот почему я согласилась с тобой встретиться. Я хотела, чтобы ты узнал об этом от меня. И еще о том, что ты здесь ни при чем. – Что ты имеешь в виду? – Причина, по которой я ушла от тебя, – не в Лукасе. Эта причина – в тебе.
На следующий день Лукас Егер погиб. Всю ночь и все утро шел дождь, и конца ему не было видно. Первую половину дня Фабио посвятил тренировке сначала мускулов, потом памяти. За обедом – в «Бертини», где же еще? – он встречался с Фреди. Ему хотелось поговорить с кем-нибудь о разрыве Норины с Лукасом. Фреди, с его прагматическим взглядом на вещи, казался ему подходящим собеседником. Когда принесли заказ – Фабио тоже заказал себе дзабайоне, поскольку его тренер Джей утром взвесил его и нашел, что он еще не набрал нужного веса, – он завел разговор о бизнесе Фреди. – Танцовщицы из «Персиков» вынуждены жить в меблированных номерах «Флорида» и платить за них две с половиной тысячи в месяц. – Возможно. Эти детали улаживает наше руководство. – Две с половиной тысячи. Плюс за белье и уборку. – Не бери в голову, – ухмыльнулся Фреди. – Ты живешь бесплатно. – Это грабеж. – Брось, они зарабатывают эти деньги за два-три вечера. – В «Персиках»? – И там, и после выступлений. Меньше пяти сотен они не берут. Те еще девицы. Плюс гонорар, плюс проценты с шампанского. Неужто нам устанавливать тариф, как в молодежных ночлежках? Просигналил мобильник Фабио. Звонила Сара Матей. – Фабио, – проговорила она каким-то странным голосом. – Лукас мертв. – Что? – Лукас погиб. – Как? – Час назад нам позвонили. Его выудили из реки около ГЭС. – Норина знает? – Она сейчас в полиции. Я еду туда. Если ты понадобишься, тебя можно будет застать по мобильнику? – Конечно. Мне тоже приехать? – Нет. Только если понадобишься. Ты слышишь? Не приезжай, пока я тебе не позвоню. Она разъединилась. Фабио положил на стол свой мобильник. – Ты не будешь? – Фреди указал на дзабайоне Фабио. Тот покачал головой. Фреди придвинул к себе стакан и принялся за еду. – Что случилось? – поинтересовался он, не прерывая процесса. – Лукас мертв. – Тот самый Лукас, который увел у тебя женщину? Фабио кивнул. – Вот видишь, – сказал Фреди, продолжая свое занятие.
Фабио два часа просидел у себя в комнате, ожидая звонка Сары. Потом набрал номер ее мобильника. Отозвался автоответчик. «Позвони мне, как только сможешь», – записал он свое сообщение. Он попытался застать кого-нибудь в редакции. Все были заняты. А Сара Матей, сказала телефонистка, сегодня наверняка уже больше не появится. Фабио ждал. На обоях над окном расплылось влажное пятно. Может, где-то просочилась вода, вероятно, из-за застрявших жалюзи. С тех пор как пошел дождь, воздух в комнате посвежел. Фабио открыл окно и задернул гардину с пальмами. С улицы донеслось шуршание шин по мокрому асфальту. Из мобильника послышалось «Болеро» Равеля. Фабио отключил вызов. Он разыскал инструкцию, и после многочисленных безуспешных попыток ему все-таки удалось стереть болеро как позывные Марлен. Спустя некоторое время раздался обычный звонок. «Номер не определен», – высветилось на дисплее. Он откликнулся. – Ты слышал о Лукасе? – спросила Марлен. – Да. – Ты знаешь подробности? Фабио завелся. – Почему я? – заорал он. – Почему непременно – я? Ты с ним больше контачила. Тебе что-нибудь известно? – Извини. Я не собиралась действовать тебе на нервы. – В ее голосе звучал сарказм. – Если я что-нибудь узнаю, то сообщу, – сказал он примирительным тоном. – Прости.
Он пытался представить себе Лукаса. Застрявшего в решетках гидростанции. Опутанного водорослями – в грязном вздувшемся потоке коричневой реки. Обезображенного – на катафалке в Институте судебной медицины. Со скрещенными руками – в гробу. Почему он это сделал? Из-за несчастной любви? Из-за угрызений совести? Из-за того и другого? От отчаяния? Или из мести? В глубине души Фабио склонялся к последнему объяснению. Лукас хотел подложить им свинью. Если уж он потерял Норину, так пусть, по крайней мере, он, как камень, ляжет у них на пути. В виде утопленника – Лукаса Егера, который станет для обоих вечным укором. А что Норина разошлась с Лукасом не из-за Фабио, она может рассказывать кому угодно. Но не Лукасу. И не Фабио. Он снова набрал номер Сары. На этот раз она отозвалась немедленно. – А я только что собралась тебе звонить. Норина сейчас у своих родителей. Она не желает тебя видеть. – Как она? – Хреново. Она винит себя. Позавчера она с ним рассталась. – Он оставил прощальное письмо? – Пока что ничего не нашли. Пока что известно очень немного. Вчера ночью, между одиннадцатью и четырьмя, он утонул в реке под мостом Зееталь. – Откуда они так точно знают место? – Если бы он бросился в реку выше по течению, он бы застрял около моста Зееталь. Там какой-то затор. – Его родителям сообщили? – Когда мы уходили из полицейского участка, их как раз привезли туда из Института судебной медицины. Они словно окаменели. – Что я могу сделать? – Лучше всего держись от всего этого подальше.
Фабио улегся на кровать и стал смотреть на медленно расплывающееся влажное пятно над окном. По жестяному подоконнику неутомимо барабанил дождь. Монотонно шуршали по лужам машины. Он чувствовал, как им овладевает тяжелая хандра. В дверь постучали. – Да! – крикнул Фабио, не вставая с кровати. Вошла Саманта. Она дрожала от холода и куталась в свой махровый канареечного цвета халат. – Je m'ennuie, – пожаловалась она. – Мне скучно. Фабио остался лежать. Очевидно, он являл собой жалкое зрелище, потому что она спросила: – Кто-нибудь умер? Она спросила не всерьез, просто так. Когда Фабио кивнул, она испугалась: – Из родных? Фабио покачал головой. Саманта присела на край кровати. – Твой друг? Фабио задумался над ответом. – Раньше был другом. Пока не стал другом моей подруги. – Он болел? – Он покончил с собой. – Почему? – Она хотела его бросить. – Тогда это подлость. Саманта встала и вышла, но быстро вернулась и чем-то занялась в кухонной нише. Через некоторое время она принесла ему стакан с коричневатой дымящейся жидкостью. – Пей медленно. – Что это? – Пунш. – С твоим ромом? Она кивнула: – Мы пьем его горячим, когда нам грустно. – А холодным? – Когда хотим развеселиться. Фабио приподнялся на кровати и осторожно сделал глоток. У напитка был вкус спиртного, отдававший сахаром и лимоном. Саманта снова уселась на край кровати. – На Гваделупе я дала одному парню поворот от ворот. Он заявился вечером и стал ломиться в дом. И все орал: «Впусти меня, или я застрелюсь! » Не могла я его впустить, я была не одна. Полночи он все вопил: «Впусти меня, или я застрелюсь! Впусти, или застрелюсь! » В общем, он меня достал, и я ему крикнула: «Оставь меня в покое, можешь стреляться! » Пей свой грог! Фабио сделал глоток. – А что было потом? – спросил он, как маленький мальчик, которому перед сном рассказывают сказку. Саманта пожала плечами: – Он оставил меня в покое и застрелился. Фабио не смог удержаться от смеха. – Вот видишь. Не стоит переживать из-за людей, которые кончают с собой из-за того, что кто-то их бросил. Так не поступают. Вот ты же не покончил с собой, когда она тебя бросила. – Это я ее бросил. – Но ты же сказал, что он был твоим другом, пока не стал ее другом. – Верно. – Ты ее бросил, а потом переживал из-за ее нового друга? – Звучит странно, да? Она покрутила пальцем у виска. – Почему же ты ее бросил? – Я забыл. Саманта рассмеялась: – Пей. Его нужно пить горячим, а то будет слишком весело. Фабио глотнул горячего грога. – А это правда, что за два-три удачных вечера вы зашибаете две с половиной тысячи? – Тебе Фреди сказал? Фабио кивнул: – Это верно? – Другие девочки зашибают. – А ты? – А я за один вечер. – На какой-то момент она сохранила серьезность. Потом расхохоталась. – Ну и лицо у тебя! Видел бы ты себя со стороны! Фабио допил свой грог. Тяжесть во всем теле стала более приятной. Саманта унесла пустой стакан в нишу и сполоснула. Он встал и взял кое-что со стола. – Закрой глаза, – скомандовал он, когда она вернулась. Она закрыла глаза. Он надел ей на шею коралловые бусы и открыл шкаф с зеркальной стенкой. – Теперь открой. Она открыла глаза и бережно, кончиками пальцев, погладила кораллы. Они излучали то же матовое мерцание, что и ее почти черная кожа. – Это мне? Фабио кивнул. – Кораллы? – Из Средиземного моря. – У нас тоже есть кораллы. Но не такие красные. – Они принадлежали одной нимфе. – Что это – нимфа? – Прелестная девушка с крыльями. Она была возлюбленной Геркулеса. Когда она умерла, он похоронил ее в самом красивом месте на свете и назвал это место ее именем. Амальфи. Ты когда-нибудь слышала об Амальфи? Саманта покачала головой: – Но я слышала о Геркулесе. – Она взяла в руки его голову и поцеловала долгим поцелуем. – Слишком много мускулов. – У меня? – У Геркулеса.
– Вы тоже чувствуете себя так, словно заново родились? – спросил доктор Фогель, подгребая к Фабио. Он был облачен в некое подобие колониального мундира со вшитым поясом и погонами. «Интересно, – подумал Фабио, – где шьют одежду таких огромных размеров? » Он рассказал о том, что произошло вчера. Доктор Фогель выслушал его, ничему не удивляясь. Потом сказал: – Получается, что человек, которого вы мечтали убить, избавил вас от этой работы? – Можно и так на это посмотреть. – А как вы на это смотрите? Фабио немного подумал: – Как на дурной тон. – Вы ставите оценки за самоубийства? – В голосе Фогеля прозвучало раздражение. – Это ультимативная пощечина. Совершенно запрещенный прием в борьбе за любовь человека. Неслыханная бестактность. – Самоубийство – это конец всякой учтивости. Кстати, и в отношении самого себя. – В этом я не слишком уверен. Некоторые люди так безумно жаждут угробить ближнего, что готовы заплатить за это собственной жизнью. – Вы рассуждаете в точности как ваш машинист. – Теперь я его лучше понимаю. – Приступим к упражнениям? Фабио кивнул.
Он застал Сару в кабинете. Ничего нового не выяснили, только причину и время смерти. Утонул. Примерно в два часа ночи. Примерно через четыре часа после своего последнего звонка Норине. – Чего он хотел? – Говорить, говорить, говорить. Как все отвергнутые любовники. – Ты разговаривала с Нориной? – Да. Очень короткий был разговор. По телефону. – Как она? – Сегодня встречается с его родителями. Эта перспектива ее ужасает. – А что делать мне? Все еще держаться подальше? – Все еще. – Сара, если в его материалах обнаружатся документы некоего доктора Барта, ты дашь мне знать? – Почему ты просишь? – Они принадлежат мне.
Около полудня позвонил вахмистр Таннер из полиции и пригласил Фабио заглянуть в участок. Они договорились встретиться во второй половине дня. Фабио помнил, что Таннер большого роста и все в нем большое. Но забыл о его тике, об этом непроизвольно снисходительном подмигивании. – А вы выглядите значительно лучше, чем во время нашей последней встречи, – констатировал полицейский. Похоже, он испытывал облегчение. – Как я говорил вам по телефону, тут возникла новая версия. – Он раскрыл папку и нашел нужное место. – Вы же были знакомы с неким Лукасом Егером? – Вы имеете отношение к расследованию его гибели? – Косвенное. Когда мы находим документы покойника, мы передаем данные в центр, а уж они там заносят их в компьютер. У них имя Лукаса Егера всплыло в связи с ложным вызовом по тревоге. Все звонки в центральную службу фиксируются и некоторое время хранятся в памяти компьютера. – Вы не имеете права говорить об этом журналисту. Таннер с испугом поглядел на Фабио: – Вероятно, вы правы. Пожалуйста, забудьте об этом. Интересно другое обстоятельство, на которое обратил внимание один мой внимательный коллега. В четверг, двадцать первого июня, в пятнадцать ноль восемь из садового товарищества Вальдфриден поступил вызов «скорой помощи». Товарищество расположено неподалеку от конечной остановки трамвая Визенхальде. Вызывал карету Лукас Егер. Но он вышел навстречу санитарной машине и объяснил, что произошла ошибка. У него взяли паспортные данные и по указанному в них адресу послали потом счет за ложный вызов. Каковой он немедленно и оплатил. Наверное, Фабио побледнел, потому что Таннер спросил: – Не желаете ли чашку кофе? У меня есть эспрессо натуральный, эспрессо со сливками, капучино, кофе со сливками, кофе натуральный, кофе с молоком. А может, стакан воды? Хотите стакан воды? Фабио сделал ему одолжение и попросил эспрессо натуральный. Таннер извлек пакетики из ящика своего стола и вернулся с двумя пластиковыми стаканчиками. Кофе был на удивление хорош. – Между тем нам известно, что один из родственников Егера владеет участком «Гуррама» в товариществе Вальдфриден. Вы в курсе? – Я там уже побывал. – А вы не могли находиться там двадцать первого июня? Я знаю, вы не помните, но не считаете ли вы это теоретически возможным? Уже в тот момент, когда Таннер принес ему кофе, Фабио решил сказать ему правду. По крайней мере, часть правды. – Я там был. Я это знаю. – От Лукаса Егера? – Нет, от одной соседки. – Вам бы следовало сообщить мне об этом. – Я хотел сначала поговорить с Лукасом. – И что? – Не успел. Огромный вахмистр кивнул огромной головой. – Как вы относились к Лукасу Егеру? – Мы были сослуживцами. И друзьями. – И вы еще были ими двадцать первого июня? – Я думаю – да, раз я был там с ним. – Но позже возникли разногласия? – Только тогда, когда я вышел из больницы и понял, что он живет с моей подругой. – Вашей бывшей подругой. – Да. – А это не могло быть причиной какого-то конфликта в… – он заглянул в дело, – «Гурраме»? Фабио беспомощно поднял руки: – Не исключено. Таннер выбросил пустые стаканчики в мусорную корзину. – А теперь я просто поделюсь с вами своими соображениями. Вы отправились со своим приятелем и сослуживцем в эту «Гурраму», возможно, для выяснения отношений, возможно, чтобы поработать или просто так. Вы поссорились, может, из-за вашей подруги или из-за чего другого, сцепились, подрались. Вы неудачно упали, или он двинул вас чем-то по черепу. Вы потеряли сознание, он вызвал «скорую». У каждого из вас был при себе мобильник. Вот как я себе это представляю. – Мобильник там не берет. Нужно пройти довольно большой кусок дороги в направлении кладбища. – Вот видите, какое ценное указание. Тогда получается, что он доходит до места, где срабатывает мобильник, а вы тем временем приходите в себя и удираете. Он возвращается, а вас и след простыл. Он отсылает «скорую». Вы блуждаете по округе, пока не оказываетесь на конечной остановке Визенхальде. Дальнейшее вам известно. Оба немного помолчали. – Так могло быть, – сказал Фабио. – Не правда ли? Только почему он ничего не сказал? Вы можете это объяснить? – Может, он упустил момент. А потом выяснилось, что я все забыл. И тогда он промолчал. Таннер с неодобрением покачал головой: – Не очень красиво с его стороны. – Не очень, – подтвердил Фабио. – Несчастная любовь да еще такое дело на совести. В такую ночь, как вчера, вполне можно было сигануть с моста. Фабио с ним согласился.
Маленькие группки людей смущенно переминались под зонтами у входа в часовню номер два. Под навесом собрались ближайшие родственники. Отец Лукаса, высокий худой мужчина с волосами, тронутыми сединой, выглядел среди них удивленным, словно попал не на то мероприятие. Мать Лукаса, полноватая, энергичная женщина, держала его за руку, то и дело поднимая на него озабоченный взгляд. Рядом с ними и позади них стояли пожилые женщины и мужчины, видимо, тетки и дядья Лукаса. Еще Фабио узнал старшего брата и младшую сестру покойного. И пожилой человек на костылях тоже показался ему знакомым. Ну конечно, это был тот самый двоюродный дед, которому принадлежал участок «Гуррама». На нейтральной полосе между родственниками и остальными участниками похорон стояла Норина со своей матерью. В какой-то момент Фабио почудилось, что она его увидела и кивнула. Редакция пришла в полном составе. Руфер прибыл в сопровождении супруги. Он был в темном костюме и снова с усами. Сара Матей надела шляпу с широкими полями, и Фабио не сразу ее узнал. Рето Берлауэр в ветровке и галстуке, с кожаной сумкой через плечо имел такой вид, словно собрался писать репортаж. Издательство было представлено кадровиком Коллером. Пришло несколько журналистов из других отделов. И кое-кто из конкурирующих издательств. В одной довольно большой группе журналистов он обнаружил Марлен. Она была одета во все черное, но на ней это не выглядело как траур. Она бросила на него быстрый взгляд и медленно кивнула. Что это означало, он не понял. Вероятнее всего, горький упрек. Потом она опять включилась в тихий, серьезный разговор. «Контакт с журналистами – моя профессия», – заявила она ему когда-то. Прибывшие медленно продвигались ко входу, стряхивали зонты и вставали в очередь, чтобы выразить соболезнование близким покойного. Фабио протянул руку матери Лукаса, но женщина обняла его и крепко прижала к груди. Он тоже обнял ее и считал секунды, пока она его не отпустила. – Это Фабио, – напомнила она своему мужу. Отец Лукаса его не узнал. – Лучший друг Лукаса, – пояснила она.
В часовне номер два не было никаких религиозных символов. Композиция из цветов по обеим сторонам амвона и нейтральная свеча без пламени – вот и все, что должно было подчеркнуть торжественность церемонии. Интересно, подумал Фабио, когда администрация кладбища присваивала номера часовням для отправления различных похоронных обрядов, она не опасалась, что может произойти путаница? В часовне было холодно. Слабый свет дождливого дня с трудом пробивался сквозь конструктивистские витражи. Единственным, что излучало немного тепла, была крохотная лампочка, привинченная к амвону. В начале церемонии прозвучала пьеса для виолончели соло. Фабио вспомнил, что Лукас как-то назвал себя атеистом. И никогда не проявлял особой любви к современной виолончельной музыке. После музыкального вступления к амвону вышел брат Лукаса и нервно зачитал биографию покойного. Потом снова зазвучала виолончель. Сестра Лукаса продекламировала текст, который Фабио только в самом конце опознал как стихотворение Готфрида Бенна. Она попросила присутствующих почтить память Лукаса минутой молчания. Фабио прочел про себя «Отче наш» и «Аве Мария» и вознес благодарность Господу за то, что Он создал его католиком. О том, что минута молчания истекла, сообщило очередное выступление виолончели, во время которого кто-то громко зарыдал. Фабио сидел тремя рядами дальше отца Лукаса и все время видел перед собой его высокую фигуру: даже сидя этот человек был выше всех ростом. Поначалу он еще удивленно озирался вокруг. А потом совсем затих. Теперь его сотрясали безудержные рыдания. Фабио успел заметить, как на его плечи с двух сторон легли женские руки. Но тут глаза самого Фабио наполнились слезами. Сначала он пытался сдерживаться. Но вскоре из его груди вырвался первый всхлип, и Фабио расплакался, как отчаявшийся ребенок. Он не знал, что вызвало его слезы: печаль по Лукасу, досада на безвкусицу церемонии или мысль о неизбежности собственной смерти. Он не заметил, как люди встали и покинули помещение, бросая на него любопытные косые взгляды. Он опомнился только тогда, когда кто-то обнял его и сунул в руку бумажный носовой платок. Немного придя в себя, он увидел хлопотавшую вокруг него Сару. Он шмыгнул носом: – Черт возьми! Сара кивнула. – Где все? – У могилы. – А ты? – А я рада, что у меня есть повод увильнуть. – Не знаю, что на меня нашло. – Если уж и на похоронах нельзя больше плакать… – Послушай, Сара, если вопрос встанет обо мне и ты окажешься в курсе, имей в виду: пусть меня хоронят со священником, служкой, ладаном и какой-никакой латынью. – Давай выйдем отсюда. В стояке перед входом в часовню оставался один-единственный зонт. Сара его раскрыла. «Дерьмовая погода», – было написано на зонте. – Не совсем прилично, я знаю. Просто не нашлось другого. Они заказали поминки в «Зонненфельзе». Ты поедешь? – Поминки? Нет, я, наверное, не потяну. Будет очень глупо, если я там не появлюсь? Сара улыбнулась: – Ты так ревел, что никто на тебя не рассердится. Под зонтом с неподобающей надписью они прошли к машине Сары. – Хоть это и не совсем уместно, но я все-таки спрошу: вы уже просмотрели его вещи? – Только поверхностно. – И не нашли ничего о докторе Барте? – Крупное дело? – Именно. – Как выглядят эти материалы? – Научные заметки, статистические подсчеты, протоколы. – Если мы что-то найдем, я дам тебе знать. Но отдать их я не имею права, понимаешь? – Да. Она уже села за руль, когда он спросил: – Я все еще должен держаться подальше? – Да. Дай ей время.
Ему не пришлось давать Норине много времени. Он сидел за компьютером и просматривал электронную почту. Новым было только одно сообщение. Его прислала Бьянка Монти. В конце недели он связался с ней и убедил заглянуть в почту доктора Барта, не найдутся ли там электронные адреса сослуживцев. Она ответила сообщением:
Дорогой Фабио, я заглянула и ничего не нашла. Похоже, он стер все свои данные. Вчера в «Воскресном утре» я прочла некролог твоего коллеги. Ты хорошо его знал? Отзовись как-нибудь неофициально. Бьянка.
Он собрался написать ей пару строк, но тут позвонили в дверь. Сначала он не разобрал имени, произнесенного женским голосом, – домофон искажал звук. – Кто там? – Норина! Он нажал на кнопку домофона, распахнул окно и оправил постель. Снова раздался звонок. Он открыл дверь. Никого. Он снова надавил на кнопку. – Да? – Какой этаж? – Ах да. Второй, номер восемь. Он вытряхнул пепельницу и убрал валявшуюся на кресле одежду. Открылась дверь лифта. Он заглянул в ванную, провел пальцами по волосам и открыл входную дверь. Свет в коридоре не горел. Фабио увидел только ее тонкий силуэт перед освещенным лифтом, а лифт уже снова двинулся вниз. Фабио повернул выключатель, ничего не произошло. – Я уже пыталась. Наверное, сломался, – сказал ее голос. Она приблизилась, попала в полосу света, пробивавшуюся из комнаты, и протянула ему руку. Она была в том же сером костюме, что и на похоронах. – Хорошо, что я тебя застала. Пропуская ее в квартиру, он уловил запах сигарет и жареной картошки. Он забрал у нее мокрый зонт, поискал для него подходящее место и сунул в раковину. Глаза у нее блестели, от нее пахло вином. – Мне нужно поговорить с тобой о Лукасе. – Выпьешь чего-нибудь? – Что у тебя есть? – Вода, кола, сок, безалкогольное пиво, красное вино. Она кивнула. – Красное. Бароло – ее любимый сорт красного. Он купил его специально для этого невероятного случая. Он принес бутылку и стакан из кухонной ниши. – А ты? Фабио указал на свою голову и мужественно отказался. – Мне нельзя. – Ты рассказал мне об этом сюжете, который Лукас якобы у тебя украл. – Она машинально глотнула вина. – Я его об этом спросила. – И что? – Он не захотел об этом говорить. Сказал только одно: «Фабио ошибается». – В каком смысле? Что был сюжет? Что он увел документы? Что держал их под сукном? – Я и об этом спрашивала. Он не захотел сказать. Сказал, что не может. – Факты говорят в пользу моей версии. А теперь еще убедительнее. Между прочим, полиция считает… Ладно, оставим это: – Скажи. – В тот день, когда меня доставили в больницу, нас с Лукасом видели в «Гурраме». За час до того, как меня в бессознательном состоянии подобрали на конечной остановке Визенхальде, Лукас вызвал «скорую помощь» и отослал ее назад. Норина с недоумением взглянула на Фабио. – Выходит, Лукас – причина моей травмы. – Ты считаешь, что он тебя избил? – Не я так считаю, а полиция. – Ты шутишь. Лукас чуть не умер, так он боялся за тебя. – Может быть, он нечаянно. Может, он меня толкнул, а я упал. – Но он бы наверняка что-то сказал. Он не стал бы приходить к тебе в клинику, если не хотел ничего говорить. – Может, и хотел. Но когда увидел, что я все позабыл, он промолчал. Норина покачала головой: – Лукас никогда бы так не поступил. – Мало ли почему человек может вляпаться в какое-нибудь дерьмо. Не забывай, как велико было искушение. Этот сюжет – настоящая бомба. Прионы в шоколаде! Норина осушила свой стакан. Фабио налил ей еще вина. – Даже если так оно и было, – размышляла она, – он бы опубликовал это дело при первой возможности. С чего бы ему брать деньги за то, чтобы его не публиковать? – Все дело в сумме. Могу себе представить, что на такие случаи у фирмы ЛЕМЬЕ имеется толстый кошелек. Она решительно покачала головой: – Для этого Лукас был слишком честен. – Бесчестное обращение с чем-то, что приобретено бесчестным путем, – в этом есть логика. Норина поднесла стакан к губам, но пить не стала. – Думаешь, его убили? Эта мысль уже посещала Фабио. Но он покачал головой: – За что его убивать? – Как раз за то, что он не продался. – Я считаю, что судебная медицина может установить, прыгнул человек сам или его подтолкнули. – Она и могла бы. Но следствие не ведется. Ведь полиция имеет мотив самоубийства. – Ее глаза наполнились слезами. – То есть меня. Норина заплакала. – У тебя есть носовой платок? Фабио бросился к шкафу и не нашел платка. И в ванной не нашел. Наконец он вернулся с рулоном туалетной бумаги, сел на корточки перед креслом и принялся методически отрывать по кусочку от трехслойного рулона. – Ты обязан рассказать эту историю полиции, – проговорила она сквозь слезы. – Для этого мне нужны доказательства. – Если они у него были, они в его бумагах. – А где бумаги? – У меня. Он собирался… собирался переехать ко мне, а я вдруг поняла, что ничего хорошего из этого не выйдет. Сделав это признание, она как будто выдохлась, не смогла сказать больше ни слова. Фабио все сидел на корточках и рвал и рвал бумагу. Будь у него свободна рука, он бы погладил ее по волосам. Так он и сидел, пока она не выплакалась. Он сгреб бумагу, швырнул в мусорное ведро и ушел в ванную. Когда он вернулся, Норина лежала на его кровати. – Я на минуточку, – пробормотала она.
Фабио сидел на стуле у письменного стола и глядел на спящую Норину. Он закрыл окно и вздрагивал от каждого доносящегося с улицы шума, боясь, что она проснется.
Часа через два он тихо встал, снял с нее туфли и укрыл пледом. Свет он погасил, кроме настольной лампы. Чуть позже он прошел в ванную, почистил зубы, включил там свет, оставил открытой дверь, а настольную лампу в комнате погасил. Потом снял ботинки и осторожно прилег к Норине. Он прислушивался к ее спокойному дыханию, а сам едва решался перевести дух. Так он и лежал, мечтая о том, чтобы рассвет не наступил никогда. Судя по тому, что машины на улице проезжали все реже, было уже поздно, когда он услышал, что ее дыхание изменилось. Наверное, она проснулась и теперь приходила в себя. Она тихо встала. Фабио притворился спящим. Он услышал, как она прошла в ванную. Потом снова появилась в освещенных дверях ванной, и он увидел, что она сняла костюм и осталась только в трусиках и рубашке на бретельках. И скользнула к нему в постель.
|
|||
|