Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Византийская литература



 

Лекция 6 (Иванов)

 

Византийская литература

 

Византийская литература — terra incognita. Как литература начала восприниматься в последние 30 — 35 лет. Ранее воспринималась как исторический источник. Поэтому ситуация с ней совершенно парадоксальна: с одной стороны, существует гигантский корпус текстов (от двух до трех тысяч современных томов, с другой стороны, на интеллектуальной карте мировой литературы она почти не фигурирует. Византийцы ценили 1) повторяемость, стереотип, 2) украшенность, 3) предсказуемость сюжета; это расходится с нашими эстетическими вкусами (мы ценим оригинальность, простоту, непредсказуемость).

Но не следует слишком настаивать на этих различиях, так как, во-первых, жанровые ожидания в нас очень сильны. К тому же, сами византийцы умели создать саспенс. (Пример — жанр душеспасительных историй).

Во-вторых, задача филолога — понимать, а не получать удовольствие (ну уж нет — А. А. ). Филолог должен задать себе вопрос: почему эта книга так нравилась людям? Функция культуры — создание защитного кокона, защищающий от страха смерти, от мыслей о неминуемости смерти. Интересно посмотреть, как этот защитный кокон существовал у совсем непохожих на нас людей. Нас интересуют механизмы функционирования литературы.

Пример С. Аверинцева. Творчество Юлиана Отступника (император четвертого века, тайный язычник, погиб на далекой персидской войне, был проклят и далее предавался проклятию). Личность Юлиана Отступника веками подвергается непрерывному осмеянию и т. д. Но, ненавидя Юлиана-человека, византийцы любили Юлиана-писателя; он совершенно отвечал их вкусам; все его тексты до нас дошли. Сейчас эти тексты читать очень трудно. Дух времени — Zeitgeist.

Важность письменной культуры. Пример. В житии Андрея Юродивого есть важный эпизод, когда юродивый рассказывает своему ученику Епифанию о конце света. Епифаний: неужели храм святой Софии погибнет? — Да. Епифаний: неужели и книги погибнут? Для автора книги — вещь такая же или еще более священная, чем храм святой Софии. Нигде, кроме Византии, такого диалога не могло бы состояться.

Структура византийской литературы. В огромном море византийской литературы примерно 80% составляет церковная или околоцерковная литература. История — самый популярный светский жанр, примерно 100 томов из 2 — 3 000, еще 100 томов — эпистолография, 200 томов — научная и паранаучная литература (в т. ч. комментарии к античным авторам). При этом светская поэзия вместится едва ли в 30 томов. Т. о., вся структура литературы не похожа на то, к чему мы привыкли. Самой читаемой частью окажутся жития святых. Агиография. 2500 единиц. Это было повседневное чтение максимального числа людей.

Когда мы говорим, что это литература, мы набрасываем на древнюю письменность (письменность старше, чем литература; письмо возникает для хозяйственных нужд, а литература существует устно; записываются эти тексты очень поздно, когда в них перестают верить как в святыню. Понятие литературы — чрезвычайно позднее. Если литература — беллетристика, то собственно беллетристика возникла уже на исходе античности, на позднем этапе, когда возникает массовый читатель, образованный класс населения) современное понятие. Античные авторы называли то, что они пишут, " логой", но в эту категорию попадало и то, что сейчас к литературе не относится (например, различные инструкции).

Жанр в литературе. Слово " жанр" позднее, но мы исходим из того, что Аристотель понял бы это слово. Комедия, трагедия, эпос и т. д. Вся эта система просуществовала до того периода, когда начинается византийская литература. Византия — условное, позднее обозначение; момента возникновения византийской литературы не существует. Позднеантичная литература в какой-то момент настолько эволюционировала, что ее стали называть византийской, но границу провести невозможно. В начале IV века христианство не было легализовано, а в конце IV стало государственной религией, но по этому критерию тоже нельзя провести границу (равно как и по внешнеполитическим событиям). В начале VII века изменение статуса греческого языка — возможно, это событие и стоит считать точкой отсчета.

Т. о., главное отличие византийской литературы от античной и средневековой — в том, что византийская литература родилась старой. В ней не было младенческого восторга перед действительностью. Литература стала функционировать по-другому. Поэтому в этот период мы буквально слышим, как лопаются жанровые границы: например, на наших глазах умирают драмы, потому что умирают театры, потому что умирают полисы. Остаются грубые забавы и развлечения; площадной театр. Совсем ли погибла драма? Не совсем, так как возникла церковная литургия. Она многое наследует из драмы. Со временем возникает даже литургическая драма: пещное действо. Поэзия. Такая важная вещь, как лирическая поэзия в античности, просуществовала до середины VI века и исчезла. Было уместно воспевать любовь к Богу и любовь к Родине, но недопустимо воспевать любовь к эротическому объекту. Лирическая поэзия возродится спустя долгое время. Но остались религиозные гимны и ученые эпиграммы. Гигантская политико-мировоззренческая метаморфоза (II — V вв. ) отражалась на форме языка: монофтонгизация дифтонгов, неразличение долготы и краткости и т. д. Это могло не сказаться на античной поэзии, которая была предназначена для чтениях вслух. Анакреонтова или алкеева строфа перестает восприниматься как поэтическая; обессмысливаются античные метры. С характером поэзии менялась и жанровая структура. В каком-то смысле весь Гомер перестает восприниматься как поэтический текст. До пятого века идет работа над переосмыслением античного наследия. Часть метров обессмыслена (архилохова строфа). Выживают простые метры, которые можно отбивать рукой. Двенадцатисложник, которым в античности писалась трагедия, вакантен — постепенно усвоен в качестве размера героической поэзии. Выполняет функцию гомеровского шестистопного дактиля. Совсем бросить гомеровский размер было невозможно, но нужно было изменить характер этой дактильной строфы. Гекзаметр изменил свой облик. Поэт Нонн продолжал писать гекзаметром, но его характер изменился. Такая распространенная вещь, как спондей, что часто наблюдается у Гомера, перестало восприниматься, и спондей был запрещен как ломающий структуру стиха. Выживает элегический (александрийский) дистих, анакреонтик (в античности использовался для стихов о вине и любви, в Византии — как размер для гимнов христианскому богу). Биография долго не использовалась, но была приспособлена, когда возникла необходимость писать жития святых. Используется античный панегирик, античные изречения (гномы). Античная риторика утратила свою ритмизованность, но ораторская проза перекочевала в литературу церковной проповеди (Иоанн Златоуст — блестящий оратор). Максимальная жанровая преемственность проявляется в жанре историографии.

Есть целый рад других жанров, которые в этот период (начало IV века — середина VII века) гибнут. Полностью гибнет жанр любовного романа. Жанр романа — загадка в истории литературы. Последний роман — по-видимому, " Эпиофики" Гелиодора. Единственный жанр, который отчасти наследует роману, — полуапокрифический жанр хождений апостолов. Их приключения похожи на приключения разлученных влюбленных из светского романа. Этот жанр возникнет опять много столетий спустя — в XII веке, с того же места, где остановился (опора на Гелиодора). Погибли многие другие жанры, например, военный трактат. Жанровая структура претерпела сильные изменения. Литература менялась преемственным образом.

Литература ранней Византии многоязыка. Существовало несколько письменных народов (латынь, коптский, сирийский, армянский, грузинский). Наиболее важен сирийский язык (Ефим Сирин; создал новые формы поэзии, которые были перенесены на греческую почву Романом Сладкопевцем).

Следующий период развития византийской литературы — середина VII в. — рубеж VIII и IX веков. Темные века — тяжелейший кризис (сокращение территории империи, завоевания арабов). Суровые условия привели к гибели профессионального класса литераторов. Этот класс исчез. Создавалось мало произведений, в основном апокрифического и литургического характера; светская литература сошла на нет.

Третий период — с VIII века по начало XI века. Две части: 1) 800 — 850 гг. монашеское возрождение. 2) македонский ренессанс. Возрождаются жанры историографии, литургической драмы; все это выходит из-под пера монахов. Важно понимать, что в византийской истории монахи никогда не играли той роли, которую они играли в истории европейского средневековья. Неудивительно, что такую роль играл Ватикан. В Европе монастыри были единственными центрами грамотности; там и сохранялось античное наследие. В Византии же светская образованность и светские школы существовали. В Византии, в отличие от Европы, в монахи шли не самые образованные и любящие книги. Но в краткий период после Темных веков монахи в Византии взяли эту миссию на себя.

Новая писательская элита — церковные чины и чиновники. " Чиновная литература". У них было ощущение, что Темные века что-то отняли; нарушилось ощущение преемственности культуры, механизм культурного самовоспроизведения. Это период энциклопедизма, период активного собирания компендиумов, сводов, словарей. Эта гигантская работа и спасла в значительной степени для нас античную литературу. Пример — патриарх Фотий. Перерыв Темных веков очень важен. Пример. В Стамбуле на площади стояла египетская стела, поставленная на ипподром на потеху публики. На ней были иероглифы. Вплоть до Шампольона никто не мог прочесть эти иероглифы, но константинопольцы понимали культурный мессэдж этой статуи. В Темные века это самотождество культуры было утрачено; константинопольцы вдруг поняли, что не знают, что написано на статуе. Возникает множество предположений по поводу того, что там написано. Это страшно, так как вырвано из привычной системы координат. (Вещи значат то, что им приписывает культура). Константинополь был набит античными произведениями культуры; до Темных веков обнаженные статуи не смущали христиан; в Темные же века возникло что-то вроде краеведческих записок, в которых высказывается предположение, что значат эти статуи. Ужас, растерянность переж утратой идентичности с культурой. Сейчас эти краеведческие записки забавно читать: " Это то ли Одиссей, то ли Беллерофонт, то ли Юстиниан Второй", " Это то ли аллегория конца света, то ли Афина Паллада". Потом это ощущение долго возвращалось

XI век— середина XIII века. Возрождаются античные жанры (роман); возникает новый размер — политический стих-пятнадцатисложник. Возникает ирония, памфлет, анекдот, агиография сходит на нет. Возрождается класс профессиональных литераторов.

Последний период. Середина XII в. — середина XV в. Ощущение неизбежного конца; возрождено общение с латинским Западом. Возникает сатирическая басня, околоразговорные формы литературы. Подражания европейской литературе: приключенческий роман, рыцарский роман.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.