![]()
|
|||
Доказательство I. Доказательство IIДоказательство I Несколько сподвижников (в том числе Ибн Аббас, ибн Масуд, и некоторые последователи) указывали: «Песнопения – это харам», и в доказательство приводили следующий аят: «Среди людей есть такой, который покупает праздные речи, чтобы сбивать других с пути Аллаха безо всякого знания, и высмеивает их (знамения Аллаха). Таким уготованы унизительные мучения» (31: 6). Здесь арабское выражение «лягва’ль хадиса» – «праздные речи» приравнивается к песнопениям. Однако далеко не все были согласны с таким толкованием аята. Вот что говорит по этому поводу Ибн Хазм в своей книге «аль-Мухалля»: «Этот аят не может являться доказательством запрета, так как: а) Никто не имеет права утверждать, что означает «лягва’ль хадиса», и тем самым ограничивать слова Корана на какой-то один смысл, кроме самого пророка (с. а. с. ); б) Это противоречит пониманию других сподвижников и последователей; в) В аяте говорится о намерении – «сбить с пути Аллаха» , и о «высмеивании знамений Аллаха» , однако это еще не говорит о том, что нельзя покупать «лягва» с другими, хорошими намерениями» (ибн Хазм, «Аь Мухалля ли-ль Хафиз»). «Так, человек может совершать вроде бы нечто благое, но не в должное время, или с дурным намерением, (например, читать сборник хадисов в то время, когда все совершают молитвы, или преднамеренно отвлекаться от молитвы чтением Корана), то такой человек совершает грех, он – фасик» («аль Мухалля» т 9. стр. 6). Доказательство II «А услышав праздные речи, они отворачиваются от них и говорят: «Нам достанутся наши деяния, а вам – ваши. Мир вам! Мы не желаем следовать путем невежд» (28: 55). Вывод: праздные речи – это песнопения, и от них надо отворачиваться. Ответ: этот аят является аятом муташабухат (не ясный, нет прямого указания, понимается неоднозначно), а не аятом мухкамат (явный смысл). Здесь поверхностный смысл – от этого исходит вред, и агрессия (словесная) в отношении верующих, они же отворачиваются и отвечают «миром», говоря «салямун алейкум», об этом же говорится и в аяте: «А рабы Милосердного – те, которые ходят по земле смиренно и, когда обращаются к ним с речью невежды, говорят: " Мир! » (25: 63). Даже если принять, что слово «лягва» (ل ه و ) означает «аль-Гина» (ا ل غ ن ا ء ) – пение, то речь о том, что лучше уйти и не слушать, причем это – рекомендация, а не обязанность, но запрета нет. Если бы были песнопения, которые запрещены, то от них просто можно было бы взять и уйти. Далее, даже если допустить, что «лягва» в Коране понимается как песнопения, то, как и понятие «батыль» (ب ا ط ل ) – то, в чем нет пользы, и слушать – не запрещено, если это не за счет манкирования религиозными обязанностями. Ибн Джураидж разрешал людям слушать песнопения, и его спросили: «Эти песнопения, они придут в Судный день в твоих хасанатах, или в са’иатах (грехах)? » – «Ни в том, ни в другом. Это-лягва». И он прочел аят: «Аллах не взыскивает с вас за пустословие в ваших клятвах, но взыскивает за то, что приобрели ваши сердца. Поистине, Аллах - Прощающий, Кроткий! » (2: 225). Однако не каждая песня попадает под определение «лягва», песнопение оценивается (лягва или нет) по следующим параметрам: 1. Слова песни – побуждают к одобряемому. 2. Намерение человека: просто временный отдых, чтобы затем с еще большим усердием трудиться ради Аллаха, либо – сбить с пути Аллаха, отвлечь от поклонения. Всем, наверно, хорошо известен хадис о намерении: «Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести).. .. » (ан-Навави), а также: «Поистине, Господь не смотрит на внешние проявления, однако, смотрит на сердца ваши» (хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима и Ибн Маджа). Ибн Хазм: «Кто слушает музыку с намерением: а) греха, тот – фасик, как и в любом другом (деле ); 2) с намерением отдыха, а затем продолжения серьезного дела – никак не является грешником (фасиком), и это – часть его поклонения; 3) кто никакого намерения не сделал, тогда это – «лягва» (пустое занятие), а лягва – простительна. Так, пойти гулять в парк, просто смотреть на небо, выйти на балкон и смотреть на прохожих (без намерения) и пр. – все эти действия относятся к понятию «лягва»».
|
|||
|