Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





5. Рондо. 6. Постлюдия



5. Рондо

Композитор указывал здесь ориентацию на стиль Вивальди (равно как и в Токкате).

Но здесь действует принцип кривого зеркала. Эпизоды здесь воспринимаются особенно болезненно. Второй эпизод – стилистический шок (так говорил Шнитке), потому что это танго, исполняющееся на клавесине. Это явный контраст духовного и банального, приземленного. Однако в этом контрасте сложно не заметить, что интонационная основа-то одна и та же! Да и начальная интонация рефрена здесь слащаво подпевает действию.

Между рефреном и эпизодами мелькает тема часов из первой части (клавесинные ноны), тема времени (у скрипок), местами хорошо прослушиваются мотивы из Токкаты.

После второго эпизода тема воспринимается, как отчаянно изломленная, ее ведут каноном струнные, на фоне – интонации из Токкаты. Она все больше усложняется, тема танго и рефрена проходит в контрапункте, приходит снова к кадансу с автоцитатой из «Бабочки», напряжение достигает апогея – и возвращается тема беспощадного времени у препарированного фно под кластерный вой струнных.

6. Постлюдия

Идет атака с предыдущей частью. Под тянущийся кластер проходят основные темы Кончерто, но проходят как призраки, обрываясь аккордовыми восклицаниями у фортепиано. Все исчезает и растворяется. Общий итог – Время всех убило.

 

 

Безусловно, концепция произведения трагическая, хотя кто-то и отмечает, что здесь имеет значение катарсис, впечатление, оставшееся после светлых тем цикла, но светлые темы здесь настолько искажаются, что ощутить нечто подобное достаточно непросто.

В творчестве Шнитке это произведение играет важную роль: это своеобразное обобщение двух периодов его творчества (полистилистика + синтезирование), утверждение его эстетики и черт стиля.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.