Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





1. Прелюдия. 2. Токката



1. Прелюдия

Открывается темой-заставкой у препарированного рояля. Шнитке называет ее «темой часов» и проводит параллель с темой-заставкой 4-й симфонии Малера. Трактовать эту тему можно как Время, сливающее в единое целое разные эпохи и стили в один целый поток. По звучанию напоминает охрипшую музыкальную шкатулку.

 

Реакция на первую тему – вторая, принадлежащая уже к «авторскому» пласту. Ее ведут две скрипки, это симметричный т. н. зеркальный канон. Доходит до своей экспрессивной кульминации, которая переходит в кластерный речитатив альтов. Далее появляется тема у клавесина, которая вырастает из секундовой темы-реакции солирующих скрипок, ее называют как бы дополнением к теме времени (она будет появляться еще в 4-й части).

Тема-реакция развивается у скрипок на фоне зависшей у струнных тоники, сопрягается с темой вступления у клавесина, доходит до второй кульминации – и спадает. Занавес открыт, вопрос задан.

2. Токката

Начинается темой-аллюзией на барокко у скрипок по тому же принципу канона (далее подхватывает вся струнная группа точно также канончиком). Монтажная крещендирующая драматургия – эпизод сменяется контрастным эпизодом. Принцип «консонанс – диссонанс», туттийное звучание оркестра сменяется ансамблем, – в коей мере это есть стилистическая черта. Последний раздел ее – генеральная кульминация, в которой все темы связываются в один узел (тема рефрена вдруг похожа на тему часов, темы эпизодов, тема часов собственной персоной). Резкий обрыв – и начинается следующая часть.

3. Речитатив + 4. Каденция

Объединяются в одно целое – внутренний напряженный диалог. В третьей части важное значение для драматургии и всего такого имеет оркестр и соотношение соло и тутти. В четвертой части скрипки звучат самостоятельно, это кульминация напряжения в цикле, которая получает прорыв в пятой части (части идут attacca).

В этих частях идет возвращение материала первой части. Секунда – интонационная основа, которая и так звучит напряженно – тут обостряется как расширением интервала до ноны, так и сужением его с использованием микрохроматики. Здесь нам встретится искаженная тема из скрипичного концерта Чайковского, точнее, аллюзия на нее. Достигая высшей точки напряжения, Речитатив передает слово Каденции, которая воспринимается как апогей напряжения в цикле. В кульминационной точке Каденции совершенно внезапно звучит автоцитата (музыка к м/ф «Бабочка»), на фоне микрохроматический секунд и нон чистый лад звучит тем более ярко и ослепительно. Наконец, статика этих номеров прорывается – и звучит Рондо.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.