Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





И.А. Гончаров



 

ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ для 10—11 классов1

10 класс

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

Из литературы первой половины XIX века А. С. Пушкин

Стихотворения «Воспоминания в Царском Селе», «Воль­ность», «Деревня», «Погасло дневное светило... », «Разговор книгопродавца с поэтом», «... Вновь я посетил... », «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье... »), «Свободы сеятель пустын­ный... », «Подражание Корану» (IX. «И путник усталый на Бо­га роптал... »), «Брожу ли я вдоль улиц шумных... »и др. по выбо­ру, поэма «Медный всадник».

Образно-тематическое богатство и художественное совер­шенство пушкинской лирики. Обращение к вечным вопросам че­ловеческого бытия в стихотворениях А. С. Пушкина (сущность по­этического творчества, свобода художника, тайны природы и др! ). Эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии. Историческая и «частная» темы в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.

Опорные понятия: философская лирика, поэма как лиро-эпический жанр.

Внутрипредметные связи: одические мотивы «петровской» темы в творчестве М. В. Ломоносова и А. С. Пушкина; традиции романтической лирики В. А. Жуковского и К. Н. Батюшкова в пушкинской поэзии.

Межпредметные связи: историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник».

М. Ю. Лермонтов

Стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен... », «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с моли-

' Авторы-составители С. А. Зинин, В. А. Чалмаев.


твою... »), «Яне унижусь пред тобою... », «Сон» («В полднев­ный жар в долине Дагестана... »), «Выхожу один я на дорогу... » и др. по выбору. Поэма «Демон».

Глубина философской проблематики и драматизм звуча­ния лирики М. Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества, неразде­ленной любви, невостребованности высокого поэтического да­ра в лермонтовской поэзии. Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта.

Особенности богоборческой темы в поэме М. Ю. Лермонто­ва «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмо­циональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона » с лирикой поэта. *

Опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма.

Внутрипредметные связи: образ поэта-пророка в лирике М. Ю. Лермонтова и А. С. Пушкина; традиции русского роман­тизма в лермонтовской поэзии.

Межпредметные связи: живопись и рисунки М. Ю. Лермон­това; музыкальные интерпретации стихотворений Лермонтова (А. С. Даргомыжский, М. А. Балакирев, А. Рубинштейн и др. ).

Н. В. Гоголь

Повести «Невский проспект», «Нос».

Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя. Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судь­бе гоголевских героев.

Опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.

Внутрипредметные связи: тема Петербурга в творчестве А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя.

Межпредметные связи: иллюстрации художников к повес­тям Гоголя (Н. Альтман, В. Зелинский, Кукрыниксы и др. ).

Литература второй половины XIX века

Введение

Социально-политическая ситуация в России второй полови­ны XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия


между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналисти­ке 1850—1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И. С. Тур­генева, И. А. Гончарова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и др. «Не­красовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А. Н. Островского и А. П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н. Г. Чернышевского, Ф. М. Достоевского, Н. С. Лескова и др. ). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.

А. Н. Островский

Пьесы «Свои люди сочтемся! », «Гроза». Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои лю­ди— сочтемся! ». Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа социально-психологи­ческой проблематики комедии. Большое, Подхалюзин и Тишка — три стадии накопления «первоначального капитала». Речь ге­роев и ее характерологическая функция.

Изображение «затерянного мира» города Калинова в дра­ме «Гроза». Катерина и Кабаниха как два нравственных полю­са народной жизни. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». Многозначность названия пьесы, символика деталей и специ­фика жанра. «Гроза» в русской критике (Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, А. А. Григорьев).

Опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.

Внутрипредметные связи: традиции отечественной драма­тургии в творчестве А. Н. Островского (пьесы Д. И. Фонвизина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя).

Межпредметные связи: А. Н. Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А. Н. Островского.

Для самостоятельного чтения: пьесы «Бесприданница», «Волки и овцы».


И. А. Гончаров

Роман «Обломов».

Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противо­речивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характе­рами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др. ). Любовная ис­тория как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль дета­ли в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Обломов» в русской критике (Н. А. Добролюбов, Д. И. Писа­рев, А. В. Дружинин).

Опорные понятия: образная типизация, символика детали.

Внутрипредметные связи: И. С. Тургенев и Л. Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова.

Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обло­мов»; к/ф «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (реж. Н. Михалков).

Для самостоятельного чтения: роман «Обыкновенная исто­рия».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.