|
|||
И.А. ГончаровСтр 1 из 6Следующая ⇒
ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ для 10—11 классов1 10 класс РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА Из литературы первой половины XIX века А. С. Пушкин Стихотворения «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Погасло дневное светило... », «Разговор книгопродавца с поэтом», «... Вновь я посетил... », «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье... »), «Свободы сеятель пустынный... », «Подражание Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал... »), «Брожу ли я вдоль улиц шумных... »и др. по выбору, поэма «Медный всадник». Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики. Обращение к вечным вопросам человеческого бытия в стихотворениях А. С. Пушкина (сущность поэтического творчества, свобода художника, тайны природы и др! ). Эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии. Историческая и «частная» темы в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». Образ стихии и его роль в авторской концепции истории. Опорные понятия: философская лирика, поэма как лиро-эпический жанр. Внутрипредметные связи: одические мотивы «петровской» темы в творчестве М. В. Ломоносова и А. С. Пушкина; традиции романтической лирики В. А. Жуковского и К. Н. Батюшкова в пушкинской поэзии. Межпредметные связи: историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник». М. Ю. Лермонтов Стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен... », «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с моли- ' Авторы-составители С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. твою... »), «Яне унижусь пред тобою... », «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана... »), «Выхожу один я на дорогу... » и др. по выбору. Поэма «Демон». Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М. Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии. Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта. Особенности богоборческой темы в поэме М. Ю. Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона » с лирикой поэта. * Опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма. Внутрипредметные связи: образ поэта-пророка в лирике М. Ю. Лермонтова и А. С. Пушкина; традиции русского романтизма в лермонтовской поэзии. Межпредметные связи: живопись и рисунки М. Ю. Лермонтова; музыкальные интерпретации стихотворений Лермонтова (А. С. Даргомыжский, М. А. Балакирев, А. Рубинштейн и др. ). Н. В. Гоголь Повести «Невский проспект», «Нос». Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя. Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев. Опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория. Внутрипредметные связи: тема Петербурга в творчестве А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя. Межпредметные связи: иллюстрации художников к повестям Гоголя (Н. Альтман, В. Зелинский, Кукрыниксы и др. ). Литература второй половины XIX века Введение Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850—1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и др. «Некрасовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А. Н. Островского и А. П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н. Г. Чернышевского, Ф. М. Достоевского, Н. С. Лескова и др. ). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры. А. Н. Островский Пьесы «Свои люди — сочтемся! », «Гроза». Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди— сочтемся! ». Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа социально-психологической проблематики комедии. Большое, Подхалюзин и Тишка — три стадии накопления «первоначального капитала». Речь героев и ее характерологическая функция. Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме «Гроза». Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. «Гроза» в русской критике (Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, А. А. Григорьев). Опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест. Внутрипредметные связи: традиции отечественной драматургии в творчестве А. Н. Островского (пьесы Д. И. Фонвизина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя). Межпредметные связи: А. Н. Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А. Н. Островского. Для самостоятельного чтения: пьесы «Бесприданница», «Волки и овцы». И. А. Гончаров Роман «Обломов». Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др. ). Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Обломов» в русской критике (Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, А. В. Дружинин). Опорные понятия: образная типизация, символика детали. Внутрипредметные связи: И. С. Тургенев и Л. Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова. Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обломов»; к/ф «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (реж. Н. Михалков). Для самостоятельного чтения: роман «Обыкновенная история».
|
|||
|