Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Испытания: 90-е годы



«Благодарю судьба тебя, За всё, что ты мне подарила, За всё хорошее, что было, За жизнь, что прожила любя. За всё, что я пережила, Даже за то, что меня била, Ты дух мой этим закалила. И потому я Жить смогла. В минуты горя моего Ни в ком поддержки не искала, Зла никому я не желала, Не проклинала никого. И на пороге небытия мне оттого легко быть может, Что никакая злость не гложет И счастлива, спокойна я».

21/Ш 93г. Н. Надеждина. Долгопрудный

В 90х наверное мы переписывались. Потому что я знала, что Н. М. упала и сломала ключицу, очень огорчалась, что не сможет играть. Долго разрабатывала руку. Полностью восстановила, снова стала играть на фортепьяно и даже выучила несколько новых вещей.

Перестройка сковала наш народ безденежьем, безработицей, отсутствием зарплаты, отсутствием продуктов. Все, кто мог, помчались с мешками по просторам нашей родины и за границу, в Польшу, в Китай. Началась всесоюзная купля-продажа, такая огромная барахолка. Многие уезжали на ПМЖ в другие страны. Оставляли вещи. Я тоже сидела на базаре, продавала вещи, оставленные мне моими друзьями-евреями. Открылись многочисленные курсы массажистов, парикмахеров, косметологов, травников. Я, например, закончила курсы массажистов и курсы косметологов. Даже красивые дипломы выдали. Упразднили возрастной ценз на учёбу на дневных отделениях институтов. Раньше можно было поступать на дневное отделение до 35 лет. Так я закончила факультет психологии при Ташкентском Педагогическом институте. Получила диплом психолога в сфере народного образования, который мне очень и очень пригодился.

Из рассказов или писем, не помню, я знала, что Гала, жена Бориса закончила курсы экскурсоводов при институте культуры. Чтобы провести экскурсию, надо много и тщательно готовиться, составить план, подобрать литературу, написать текст, сдать экзамен, т. е. защитить свой материал. Но и этого недостаточно. Надо уметь увлечь народ своим обаянием, красноречием, красивым и грамотным рассказом, знанием истории, эрудицией. Н. М. восхищалась Галиной. «Какая она молодец. Память великолепная. Так захватывающе рассказывает. Такое глубокое знание темы экскурсии». «Я всегда считала себя слишком разговорчивой, но Галина намного меня обогнала. Она может говорить часами и ведь, не устаешь её слушать, так интересно! ».

1993-м году я возвращалась из Польши в Ташкент. Зашла к Н. М. уже в четырёхкомнатную квартиру. Как вы, моя дорогая Н. М.? Моя дорогая Н. М. была в отчаянном положении. Однажды, вставая как всегда с кровати, она упала, сломалась нога. Диагноз тяжелый – остеопороз. Но она не сдавалась, сначала передвигалась по квартире на инвалидной коляске. Могла подъехать к инструменту, поиграть. Дальше кости ног стали такие хрупкие, что она практически не могла на них опереться, чтобы пересесть с кровати на коляску. К моему визиту Н. М. уже практически сидела на кровати без движений. Могла только пересесть с кровати на стул с помощью рук, одеться и привести себя в порядок. Тем не менее, выглядела она замечательно. Такая же красивая. В изголовье висел радиоприёмник, настроенный Игорем на волну Орфей. С ней постоянно оставалась музыка. Именно в эти дни она написала стихотворение «Благодарю судьбу... ». В основном за Н. М. ухаживала Гала. Борис носил её на руках в ванную.

 Наталья Михайловна занимала маленькую, уютную, довольно светлую комнату. К ней постоянно приходили внуки и… уже правнуки. Каждый окружал её заботой, любовью. Каждый делился своими секретами, планами, советовался. Внук Борис был на переднем крае перестройки. Вдохновленный настроениями грядущих перемен в стране, он с энтузиазмом рассказывал о грандиозных планах переустройства государства Российского. О приватизации, в результате которой Россия станет совершенно новой страной. Н. М. была в курсе, в центре всех событий в семье и стране. Некогда было скучать. Невольно во всём приходится принимать участие, если нужно, помочь. И каждый, уходя, говорил: «Бабушка, ты только живи подольше. Ты нам нужна». Редко какой бабушке выпадает честь быть востребованной, необходимой, быть на одной волне с юными созданиями. Однажды Н. М. поделилась, что сильно переживает за весь мир, её беспокоит всё, что творится в мире. Постоянно испытывает чувство тревоги. Мой брат Лёня именно в это время, испытывая такие же проблемы, пробовал на себе действия препаратов калия и натрия. «Попробуйте, Наталья Михайловна, может и вам поможет». Действительно, она перестала брать на себя вселенские заботы.

В 1996г. У меня родилась внучка. Я переехала в Москву. Теперь я часто приезжала к Н. М. Однажды, почти сразу по переезде, я примчалась за помощью. Срочно, надо получить совет, что делать. Мы долго, долго беседовали, постепенно я успокоилась. Наталья Михайловна рассказывала про своих родителей, про отца, маму, сестру. Жаль, что я не записала, сейчас всё забыла. Рассказала свою историю замужества. Прежде я слышала об этом от бабушки, но как всегда, в несколько искаженном варианте. Н. М. была замужем. Муж был неизлечимо болен, когда Н. М. познакомилась с Борисом Борисовичем. Её муж, благородный человек, благословил Наталью Михайловну на замужество: «Только ты меня, Ната, не бросай. Будь со мной до конца». Так некоторое время они жили втроём.

Однажды Н. М. услышала по радио передачу про абрикосовое дерево. Она написала, что в Узбекистане есть дерево Урючина, а не Абрикосовое. Возник спор, существует ли вообще урючина. Понятно, что россияне даже и понятия не имели про урюк, урючину. Для них всё абрикос.

«Старая урючина расцвела». Беньков пейзаж

Н. М. написала статью про Урючину, как крепком, стойком дереве, цветущем в начале марта, когда могут быть морозы, может даже выпасть снег. Урючина всё перенесёт и обильно плодоносит. Статью отправила на радио. Мне бы очень хотелось эту статью иметь у себя.

Под впечатлением рассказа об Урючине я написала стихотворение, посвященное нашей дружбе:

Моей родной Наталье Михайловне.

Урючница.

Урючница розовым цветом Засыпала маленький сад. На столике, солнцем согретом, Раскрытые ноты лежат. Приходит соседка-девчонка. Играет этюды, гавот. Урючница с ней очень тонко беседы О жизни ведёт. И чай наливает красиво. И нужную книгу найдёт. И музыка полно, счастливо Всегда в этом доме живёт……

Годы с тех пор пролетели. Склонились плоды до земли. Давно уже мы поседели, А правнуки в школу пошли. Плодами ты можешь гордиться. Гармонией в сердце, в судьбе. Соседка, твоя ученица, За всё благодарна тебе. Примером для многих ты стала: терпения, воли, любви. И многим друзьям посвящала Сердечные рифмы свои.

Уж осень по всем приметам. И ветви сухие торчат. Урючница розовым цветом засыпает любви нашей сад.

29 октября 1998г г. Москва

 

“Ветка, я не верю себе!! Неужели мне уже столько лет!!! 90!! Никогда бы не подумала, что столько проживу. Увижу правнуков. Я ведь поздно родила детей. Надо же, никогда бы не подумала!!! ”

 

 

12 октября 1998 г. г. Долгопрудный.

Моей дорогой Вете.

Друг мой! Проверенный судьбой. Где б ни была я, ты всё знала.

И почтой, присланной тобой, Ты ничего не забывала.

Сейчас, когда я инвалид, Дороже всех твоё вниманье,

У всех у нас душа болит… Так важно наше пониманье.

И пусть судьба тебя хранит, Хочу всем сердцем, дорогая,

Пусть меньше зла тебе дарит. По духу ты мне ведь родная.

«Ветка, а как ты относишься к религии, к Богу? »

Я рассказала историю, которая привела меня в Храм. Историю, как я крестилась. И что отношусь к вере слюбовью, почтением и полным принятием. Я верю в Бога, как в создателя вселенной. Но не являюсь воцерковлённой. Бываю в церкви, но без фанатизма. Иду, когда чувствую потребность. Бываю и в костёле, так как мой дедушка католик. Но православие мне роднее.

«А я никак не могу понять, принять. Не верю. Ко всему отношусь с недоверием, как к чему-то искусственному. Галина сейчас проводит экскурсии по Храмам. Заводит со мной разговоры о религии, а я далека от всего этого. Настаивает, чтобы ко мне пришел батюшка. Я думаю, а надо ли? »

 

Последний раз мы виделись перед моим отъездом в санаторий в Анапу. Мы долго разговаривали. Вспоминали Ташкент. Н. М. вспомнила еще раз своих родителей, детство, родословную. Жаль, я не смогла записать. Это достойно целой книги. Поговорили о детях, Борисе и Игоре, о внуках, их интересной жизни. Конечно, я была в курсе всех перемен их жизни.

Религия. «Ветка, я уступила настоянию Галины. Приходил ко мне батюшка. Он сразу понял, что я светский человек. Хорошо побеседовали. Но я так и не приняла ни Бога, ни его проповеди. Осталась при своём мнении».

 «Ветка, как я благодарна, что у меня есть Галина. Как мне с ней повезло. Ко мне внимательная. Без всякого раздражения. А ведь за мной нужен уход. Сама я уже ничего не могу».

И ни слова о проблеме. Наталья Михайловна ни слова не сказала о проблеме. Предстояла операция. Остеопороз превратил кости её ног в пористую губку.

 

По приезде из Анапы Борис передал мне прощальное письмо:

«Дорогая моя Вета! Прости меня! Мне не захотелось

Извещать тебя о моем состоянии, которое

Ухудшалось ежедневно. Помни обо мне,

Я тебя любила очень. И часто вспоминала нашу

С тобой жизнь в Ташкенте, и последние с тобой

Встречи. Я очень устала от всего и от всех…

Я не могу жить инвалидом в этой жизни,

Мне очень захотелось покоя, а где он - понятно.

“Дальше тишина” - сказал умирающий Галилей.

Живи, ты сильная, смелая!

Привет мой прощальный твоим детям и маме.

Твоя Наталья Михайловна

ПРОЩАЙ! »

 

Мне вас не хватает. Я всегда с вами. Вы всегда со мной. Я люблю вас.

Игорёк прислал несколько фильмов из домашней фильмотеки тех лет. Я их уже по нескольку раз пересмотрела. Они пахнут Ташкентом. От них веет семейным теплом, благополучием дружной и крепкой семьи.


1. 01. Ташкент 1961 г.. avi (166 Мб)
2. 02. Ташкент 1961-62. avi (360 Мб)
3. 05. Долгопрудный 1969 г.. avi (332. 7 Мб)
4. 06. Ташкент 1970 г.. avi (91. 9 Мб)
5. 07. Ташкент 1970 г.. avi (193. 3 Мб)
6. 08. Ташкент 1970 г.. avi (318. 7 Мб)

Ссылка для скачивания файлов: https: //cloud. mail. ru/stock/6gVPppvwqgMA8XPF4j1posQL

 

Коля Киевский –Николай Иванович Киевский родился в Полтавской области на Украине. В 1941 году началась война. Фашисты подступали к Киеву. Люди эвакуировались. Маленький Коля с родителями/мамой/ уже ехали в поезде. Поезд попал под бомбёжку. Многие погибли, погибла и мама Коли. Сам Коля был ранен. Чудом его спасли, выходили. На вопросы он мог назвать только своё имя и сколько ему лет. Стало быть отчество и фамилию ему дали при регистрации и оформлении документов. В 1943 году Киев был освобождён

Красной Армией.

Колю определили в детский дом.


Веточка, привет! Я сегодня ещё раз поспрашивала папу о его юных годах. Он рассказал, что побывал в трёх детских домах (для возрастов). Последний располагался в Лохвицком районе Полтавской области. У них был хороший директор, бывший военный. У каждого воспитанника была своя делянка, на них выращивали клевер для лошадей. Директор был с юмором, глядя на них, говорил " Пузатая мелочь - большая сила". Детский дом находился в бывшей помещичьей усадьбе. Рядом было озеро, на украинском - ставок. Летом купались, зимой катались на деревянных коньках. Но у папы коньков не было.

У него там оставались друзья из детского дома. Папа помнит, как он перевёл ему 4 рубля за клевер, который вырастил папа, когда он уже переехал в Киевское училище.


Ещё папа помнит, как на празднование 300-летия со дня воссоединения России и Украины им в детском доме выдали пряники, леденцы и перочинные ножички.


В 12 лет папу отправили в музыкальную военную школу, т. к. он имел хорошее здоровье, музыкальный слух, и был в детском доме горнистом. Он проучился там год, но тут Никита Сергеич стал сокращать армию, закрывать все военные, суворовские и другие училища. Часть воспитанников распустили, часть перевели в другие военные училища. Папа попал в Ташкент. Через год добрались и до ташкентских училищ и преобразовали его в интернат. Потом папа пошёл в Армию.
--

 

композиторские классы в Ташкентской консерватории только складывались.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.