Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Уроки музыки и жизни



 

Начались занятия музыкой. По словам Натальи Михайловны, я была самая способная ученица из всех её учениц. Изучив ноты, мы двигались семимильными шагами по программе музыкальной школы. Наталья Михайловна составляла программу именно для меня. Подбирала прежде всего интересные вещи, мелодичные. Разной сложности по технике исполнения. По моим возможностям - подготовке. Во второй год обучения я играла вещи 5-го класса программы музыкальной школы. За время учёбы я играла сонаты, этюды, рондо, менуэты, ноктюрны, баркаролы, вариации на тему…, вальсы, токкаты и фуги. Часто играли в четыре руки.

Целью и задачей моего обучения были, во-первых, освоить беглость пальцев, технику игры. Каждое занятие начиналось гаммами. Гаммы мне нравились любые. Сходящиеся, расходящиеся, хроматические, мажорные, минорные, арпеджио и т. д. Закреплялись гаммы этюдами Черни из сборника «Школа беглости». Во-вторых - правильное разучивание новой вещи. Запрещалось разучивать вещь по очереди правой и левой рукой. Только двумя руками одновременно. Но прежде Наталья Михайловна сама сыграет новую вещь, расскажет о ней и о композиторе. Трудные места в процессе разучивания можно было играть одной рукой. В-третьих - техника чтения с листа.

Я думала, что все преподаватели музыки такие. Нет, нет и нет. Малограмотные, холодные, равнодушные, отсиживающие свои часы. Такие мне встретились в музыкальной школе, в которую мой сын Максим пошел учиться музыке.

Два раза в неделю Наталья Михайловна сидела рядом со мной. Проверяла домашнее задание, тут же указывала и исправляла ошибки, поправляла руку, следила, чтобы руки не болтались на клавиатуре, не висели вообще неизвестно где. Разбирали новые вещи. Урок в рабочем режиме. В другие дни я занималась сама, выполняя домашнее задание, а Наталья Михайловна, как правило, находилась на кухне и оттуда исправляла мои ошибки: диез надо, врешь опять, напевая мелодию правильно. Через много лет я присутствовала на уроке музыки в музыкальной школе у внучки в Германии. Пришла в ужас. Учитель ни разу не поправил руки. Одна рука на колене, другая свешивается с клавиатуры. Ни акцентов, ни тише –громче. Сам то встанет, то ходит. Клуб по интересам, а не музыкальная школа.

Через полтора года моего обучения летом приехала моя бабушка Вера, мой финансист. Наталья Михайловна провела отчетно-показательный урок для неё. Я исполняла наизусть пьесы, этюды. Особенно удавались мне этюды Черни. Бабушке концерт очень понравился. Она порадовалась моим успехам, что её вложения не пропали даром, была очень благодарна Наталье Михайловне, восхищалась и ей, и её домом.

 

Моя жизнь наполнялась музыкой не только на уроках. Формировался мой музыкальный вкус прослушиванием классической музыки. Занимался моим музыкальным просвещением Игорёк. Он уже учился в специальном музыкальном академическом лицее им. В. Успенского, которое давало и общее образование в рамках 11-летней школы. Запомнились его рассказы об учителях математики и физики, смешные названия учительницей физики линз «опуклая и угнутая».

 

Игорёк, учащийся музыкального академического лицея им. Успенского

Республиканский специальный музыкальный академический лицей имени В. Успенского был открыт в 1939 году как специальная школа-десятилетка при Ташкентской госконсерватории, став прочным фундаментом профессионального детского музыкального образования в республике. В 1949 году школа получила имя В. Успенского – замечательного музыканта, композитора, этнографа, одного из первых собирателей и исследователей традиционной музыки народов Средней Азии.

Игорек изучал музыкальную литературу, в программу которой входят биографии крупнейших композиторов, отечественных и зарубежных, знакомство с их творчеством и изучение наиболее известных сочинений. Так что, ему было что рассказать необразованной Вете. Он часто ставил мне пластинки с произведениями Стравинского, Малера, Шостаковича, Моцарта, Гершвина, Рахманинова, Грига. Рассказывал об этих произведениях. Иногда открывал партитуру, читая её и показывая мне, когда какой инструмент вступает, когда весь оркестр играет, а солист «пошёл в буфет», как он всегда шутил. Кстати, вычитала в Вики, что только в наших музыкальных школах есть предмет Муз литература. Прослушивать пластинки давали мне домой. Мне мама купила проигрыватель. Я наизусть знала партии из опер Пиковая дама, Евгений Онегин, романсы Рахманинова . Взрослой я собрала большую фонотеку. Полное собрание романсов Рахманинова, Стравинский, Шостакович, Бах, Чайковский, Шопен, Шуман и многое другое, в том числе и моя любимая «Рапсодия в голубом» Гершвина.

Да, забыла сказать, что в свой приезд бабушка Вера возила нас, меня, Игорька и Лёню, в парк Победы. Фотографии и рассказ о поездке описаны в 1-й части.

Я, Лёня, Игорёк, Бабушка Вера в парке Победа

Так получилось, что платить за уроки бабушка больше не смогла. Маме её зарплаты хватало только, чтобы одеть и прокормить нас. Бросить занятия как говорится ни туда, ни сюда Наталья Михайловна не позволила и предложила маме продолжить мои занятия без оплаты!! Два года я ещё продолжала ходить к ней на занятия и два года она занималась со мной так же два раза в неделю, давая полноценные уроки.

Иногда Наталья Михайловна приглашала меня к столу, угощала ленивыми варениками, иногда чаем с собственным яблочным вареньем. Мне нравилась сервировка стола. Красивые чашки, блюдца, тарелки. Когда мы немного окрепли после завершения строительства дома, мама с бабушкой тоже приобрели набор чешских тарелок –подарили мне на день рождения, они есть до сих пор, чайный сервиз. Доставали посуду по знакомству, со склада. На всё был дефицит.

Книги. Бабушка Еля была заядлая книгочея, поэтому книги в нашем доме были и от отца остались. Тем не менее, Наталья Михайловна давала мне книги почитать. Первую книгу помню до сих пор. Г. И. Шилин. Прокаженные. И ещё книга про наших дипсотрудников в Йемене, проводивших электричество во дворце. Название и автора не помню. Однажды Наталья Михайловна дала мне почитать Дюма, отца и сына. Чтение не пошло, не моё. Однако, продержав книгу дома и не раскрыв её, я перед возвращением обернула её в газету. Так было принято в доме. И… получила выговор. На газете была свежая дата.

В Наталье Михайловне мне нравилось все. Мягкие, ухоженные руки. Всегда красивая, модная одежда, прическа. Домашние туфли на небольшом каблучке. Красивое, благородное лицо, аккуратная фигура. Нравилось её спокойное отношение к достатку и роскоши. Например, она рассказывала, что Борис Борисович получил гонорар за оперу и они купили машину. Поставили во дворе, полюбовались и продали. Водить некому. Нравилось отношение к увлечениям детей. Игорь увлекся фотографией. Всё необходимое для этого было приобретено. И в то же время, если была возможность заработать, Игорь зарабатывал, чтобы купить, например, кинокамеру. Когда подросли мои дети, я так же поддерживала их увлечения. Поддерживала увлечение Максима моделированием самолётов, планерных и моторных. Коля захотел играть на саксофоне. Пожалуйста, через Колю Киевского купила саксофон, Коля поступил в музыкальную школу, учился. Фотографией мы увлекались все и всегда. У Димы был фотоаппарат, потом и у меня появился, потом и у детей.

Пожалуй, главное в нашем общении были разговоры обо всем. О нашей бабушке, почему она всё время кричит на нас, а я пререкаюсь с ней. О моём недовольстве Андреем Даниловичем и о маме. О своей маме, отце, сестре, которые жили в Киеве. О планах старшего сына Бориса по окончании школы поступить в престижный Вуз страны - Московский Физтех, как осуществлении мечты Бориса Борисовича перебраться в Россию. В одной из бесед Наталья Михайловна поделилась со мной своим горем. У неё был ещё один сын Ванечка. Когда малыш подрос и стал ходить, он опрокинул на себя ведро с кипятком, которое стояло на рабочем столе в кухне. Спасти его не удалось.

Я не могла быть собеседником в силу своего возраста. Я была активным, благодарным, доверчивым слушателем. Я всё воспринимала, впитывала каждое слово, взгляд, интонацию, её сердечное участие в моей детской жизни с переживаниями и волнениями. Ничего меня не раздражало и не вызывало протеста. Так зарождалась наша верная, светлая дружба, прошедшая испытания временем и сохранившая тепло на всю жизнь. Наталья Михайловна стала для меня душевным демпфером, успокаивающим и смягчающим мои маленькие и большие шторма жизни. Мне её очень не хватает. На мой день рождения Наталья Михайловна всегда дарила мне нарциссы, которые к этому времени, к концу марта уже цвелии украшали её двор. С тех пор нарциссы мои любимые цветы.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.