|
|||
«Шэстыивосходо, вошэдыноубонэсогрешитьниколижэ, поминаиапоследняиа своя, и во веко нэсогрешить». ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 «Милости жэтемоиесть сладость блаженна иа, от неяжэпэчалэмоотложэньие, и молитва воинуй оумахранэньие, тыжэ тои матери и дощэри суть, иакожэиавекаситэро от срэбра, ащэ и виденьиемьподобиаться, Сицэкрасужающихоиавевидома, иестьствэноие и чрэсоиестьствэноиесстрахованьэ, исходьноиесэистиньноиезнамэньиебэстрахасущэ от вещаваю». («Милости же тем есть сладость блаженная, от неё же печали отложень имеется, и молитва воина, и ума хранения, это и матери, и дочери суть (суть результаты успеха), якожеявное каситер от серебра видом подобны, таки образом к свето сужающим яве видно, естественное и чресо естественное есть страхование, исходно имеется се истинное знамение, без страха суще отвечаю». 3. Отец регулярно по тексту опирается на опыт, он пишет «вижу веру как луч света, надёжу как круг, а любовь как огонь…» или пишет: «имею мощность сказать.. », так и в данном слове, он внутренними очами зреет результат такого варива, «и подобно серебру явно светится человек, и ум его хранится, и сладость милости (милость синоним благодати) подаёт память смертная средибед, и молитва воина, что он прямо и описывает. Или, так объединив два предложения: «Матерью есть молитва воину, дочь её ума хранение, памятью смертной рождают не только покров средь мятежа скорбей входящих, но и милостью блаженной сладости, печаль отлагают, и подобно каситеру от серебра явного вида красота видна, так и бесстрашием знаменуется страхование естественное в сверхъестественное». «Оумадельнагомнога деланья, рэкужэлюбьвэиажэ ко Богу, памиати о Бозе, памиатииажэ о царствии, памиатьрэвэньиасвятыхомучэнико, памиать самому Богу сущю, порэчэному, прэдовидехо Господа, памиатьстрахоиразумьныхосило, памиать исхода, соретэньиа, мучэньиа ответа». («Ума дельного много деланья: скажу же, любви к Богу, помнить о Боге, помнить о царствии, помнить ревность святых мучеников, помнить самому Богу сущему, прореченному: «Пред видех Господа» (Пс. 15: 8 – всегда предвидел Господа пред собой), помнить страшных и разумных Сил, помнить исход, предстоящего мученья ответа». ) «Во вэликыхоубоначахомо, во нэ падаиемыхожэостахомо». («В великих начинаниях, в падающих, да не останемся». ) «Исповедаминеколииегупэтьскыичэрнэць, иакожэпооутвэржэньичивьствэ на сердца, памиатисмэртьныя, хотевошю ми потрэбеприспевоши малыкалооутешити, от памиатикы от с удьяоставлэнобыхо, и сэчюднеиеиакоихо те во нэвозмогохоотринути». («Исповедал когда-то египетский чернец, когда по утверждении чувством на сердце памяти смертной, и хотелось мне потребностью созревшей плотскойне много утешиться, то от памяти уже бывшей с удой державшей, оставлено это было, и чудно это, как их то (телесное) не возмозмогло отринуть». «Ино нектожывыйзде, во глаголэмемафоле, многажды от таковы мысли иступашэ, иакыизймого, или акыкучиноюоударэно, от обретающаиасиа ту братья, бэздуша спроста носимо бывашэ,... («Иной некто живший здесь, в называемом Мафоле, многажды от таковой мысли иступаше(впадающий в исступление от содержавшего им помысла памяти смертной), как изъятого, как из себя исшедшего, или акыкучиноюудареного, и от обретающего его таким братия, как без души просто поднимала и переносила». )… нэ помолчюти, йисухииевохоривита, … (йисухииевохоривита, (хор – певчий «лик», лицо, состоящее из минимума – восьми голосов (словарь Дьяченко), хоругвь – знамя, в частности церковное, знамя объединяющее, хорхор – легендарный камень и тд, и тп. «вита» - жилище, вьют гнездо, витальница – горница, комната, и соответственно Исусов хоругвь, знамя Христово, или, камень драгоценный, Исуса глас, Исусасвитие и тд. ) …назнамэнатиисповеданьяэ, сии присно во всиако и лености хожашэ, своие й души накакожэ творя попэчэнья, болевооубо до смэрти, истелаакы во иединочасо, опаснеизидэ, и возвративосиа во ся, моли оубонывсиавоскореотити, и заградиводвэриклетьныя, прэбыоутрь лето, вi, нико кому жэ ни како жэбэседоваво, ни мала ни вэлика с вова, ни иного ни что жэ но хлеба и воды вокушая, точьюжэседя, и иажэ видевоиступлэньииступая, скорбэносицьпрэдогосподомь, иакожэ николи жэсвоиего обычаи а измениво, но мысливо присно сыисльзытэплыбэщукаизливаиагрисно,.. («Не помолчу о знамени драгоценном, об жилище свитом духовном, о признаке исповедания, - постоянно во всякой лености хождаше, и своей души никако же не творя попечения, более до смерти, даже из тела в единочасье (мгновенно) опасно изыде, и возвратившись в себя, молил всех скорее отойти, и заградив двери клетной, пребыл в утрь 12 лет, и никак и ни с кем не беседовал, ни мало ни велико, и ничего иного кроме хлеба и воды вокушая, точью сидя имея видел в иступлении иступляясь, скорбное таким образом пред Господом, никогда же своего обычая не изменяя, но мысливо, и постоянно слёзном, теплыми изливая грусно. )… иегдавосхотеоумрэти, от градивошэдвэривиидохомо, и много моливошэсэтогочьюйтослышахомо, проститэ, никто жэпамиатисмэртьныиа оу ведево, возможэтьгрехостворити коли, … (…И когда восхотел умереть, отградил двери для входа, и много молившегося того слышали: «Простите, никто же памяти смертной имея уведаво, возможет грех створить коли», «Никто никогда изведав памяти смертной сотворить грех не возможет» («коли» - это не только временное указание, это буквальное – «колоть», и именно «кололи» его грехи, но слёзно он изливал их из себя, и «иступлением иступляясь» видел нечто от Господа. Вот оно созерцание Божье, происходящее из «иступления»…)… мы жэдивлиахомося, таковагопрэжэвидиащэ, сицэвонапрасиеобративошася, блажэнымьпрэменэньиемь и прэображэньэмь, погрэбошэ того подобневогробехоближнихо града, поднэховзискавошэсвятогоиего тела нэ обретохомо, господу и о сэмьпопэчэньие того и достоиноиехвалы, покаианьиеизвестившювсемо, хотиащимо и повэлице и леноснооуправитися». (Мы же дивляхомся, такового прежде видяще, снова, заново в правое обратившегося, блаженным премененьем, и преображеньем, погребоша того во гробах близ града, по прошествии времени, взыскавши святого его тела не обретохомо, Господу о семь попечение того, и достойно хвалы покаянь его известившее в сем, хотящим и повелевшим и леностно управиться». И ленивого Господь управит, обретшего смертную память.
4. В начале главы преподобный учит, что помысел о памяти смертной поселяется в человеке и вар варит, и итогом этот «вар» приводит к результату: созидает крону некую рождающую, затем сладкую милость и хранение ума с печалей отодвигающую, а затем к исступлению. И этот процес становится постоянным, исступлением иступляясь. И это обычно, когда сладость причастия Богу человек меняет на затвор от общения с другими. ) «Иакожэбэздьнуюнэпроходнусущюнеци и оуставлиають, мемтобо ту наричютьбэздна, сицэ и смэртьноэпомышлэнье, нэ достижимо, и чистоту и деланьиеимать, известуиетьжэсиарэчэноие, иежэприиапрэжэнарэчэны и подобнико, и такови и воину страхомьстрахоприиемающэ, нэпочивають, донэлежэоубо и такость на иайстрошитьсиа сила». («Как встретив на пути некую бездну, и устанавливая что она без дна, нарекаем бездной, …(а устанавливаем мы это всеми органами чувств, вплоть до ощущения этой бездны, этой пустоты)… Как останавливаются пред бездной, таким образом и смертное помышление не достижимо, и чистоту и делание иметь, известует же сие речённое имеющееся, так принял прежде наречённый подобник (прежде описанный инок из Мафола), и таковым и воину страхом страх приемлюще, не спят, не отдыхают, до тех пор же, пока сия сила страшит». И так имеет эта силастрашить, что и перед бездной останавливает. Чувствительный человек пред бездной стоящий, естественным образом страшиться начинает, так как вся его структура не может ни за что зацепиться, не устойчивость в основании, и останавливает человека пред бездной, и это чувство опасности его и, собственно, спасает пред бездной, таково и смертное помышление, которое узрел описанный инок. Что узрел инок умерев мы не знаем, и, собственно, и старцы не знают, что он узрел, но они восприняли это как чудо изменившего инока. И данного вчерашнего ленивца преподобный Иоанн называет «воином» «страхом страх принявшего», и «пременением преобразившегося». Слово «пременением», это не просто изменение, но то изменение, которое переменяет весь образ жизни, и который применяют, и с этого момента, инок становится «воином» пред Господом сидящим, и «видящим» нечто от Господа, и «слёзно» это принимавшего. ) «Даро божии сэсущэ, совсеми благынями известим особе, ащэ ли тока многажды, и надо гробы самытыприходиащэ, многажды бэсслэзонекаци, ижэстоципрэбываиемо, бэс такого жэ позора, многажды по оувэрзаиемосиа». («Се Дар Божий, особо приходящий, и со всеми благынями, мы же, не иначе, как и пред гробом пребывая, когда уже и смерть приходит, и всё бесслёзно пребываем, и жестоки, и без такого позора зоркого, и многождыи бестолково подвергаемся этому». ) 5. Сей страх Божий, эту память смертную преподобный называет «даром Божиим», ибо она всего инока преображает, она не иссякает, и приводит к постоянному исступлению. В современных текстах исступление переводят как озарение. И «из озарение в озарение переходящее». «Ижэ от всэгооумэртвисиа сии смэртьвоспомиану, а ижэприльпэ и иещэчэмьнэпраздьнуиеть особе насиавостаянэхощивсемословэсыизвещати, любьвэиажэ ко темо, пачэжэ оу бога проси, тутемонэизрэчэньнообавити, ащэ ли нинэ достанэтьтиврэмэнэ на любовь, и пооувэрзэньие». («И от всего умертвляетсие, смерти воспоминание, а если же иприлип ещё чем, то не празднует осебе, но на это восстаёт, не хотя (не желая) всем словесы извещать, любовь имея к тем, снова же у Бога проси, тут тебе неизречённое убавится, если ли же и нет, не достанет тебе времени на любовь, и делания многого и безполезного». У отцов имеется правило, когда намолитвенника находит благодать, когда обретается такое «неизречённое», то что бы не представлялось необходимым по жизни, вплоть предстоящая общая молитва (литургия) или иное меньшее дело, но это состояние не прерывать, но пребывать в нём. ) «Нэпрэльща и сиабэзумэноделатэлю, врэмэнэмьврэмианаполняя, нэдовлеиетьбо дни своиего долга, владецебэзнэдостатокасконьчати, нсердечэнсе, во человецехонастоиащагоднэдоброчестьнепроводити, ащэ того сетьнаго, всэиасвоиеиа жизни нэпомыслимо, и чюдо по истине». («Не прельща и сия (не прельщайся, и этим не прельщайся), - без умие делателю, временем времена полнить, не дольются тогда дни своего долга, владеть без недостатка скончаться. Сердечно се, в человеческих днях настоящим доброчестием проводить, и всякого того сетьного, и никаких сетей, всей своей жизнью непомыслить, и чудо это по истине. И это реальное чудо, непомыслить во всю полноту дней своих, и владеть без недостатка сердцем своим, и так скончать долготу дней своих». Или так: «И это истинное чудо, непомыслить во всю полноту дней своих, и владеть без недостатка сердцем своим, и тем скончать долготу дней своих, доброчестно тем проводить настоящее и сердечно то». ) «Како и погани и таково иеизобэседоваша, имьжэ и любомудрьствосэсущэоуставлиають, пооучэньиесмэртьноие». («Как и погани (испорченное) и таково имеется из беседовавшего, им же и любомудрьство се суще, поучение смертное". " Погано говорить, и беседовать, но и из этого любомудро извлечь, если говорить поучение смертное». ) «Шэстыивосходо, вошэдыноубонэсогрешитьниколижэ, поминаиапоследняиа своя, и во веко нэсогрешить». («Шестым восхождением вошедши убо, поминая последняя своя, и во век не согрешить». Вневременное действо описано, его можно прочесть и так: «Взойдёшь шестым всхождением, поминая последняя своя, во век свой не согрешишь». Книга Премудрости Иисуса, Сына Сирахова, глава 7, стих 39: «Поминая последняя своя, во веки не согрешить». ) 6. После пяти ступеней поставил игумен создание новой уды, нового ига, которое избавляет от старого ига, от старой уды греховной. Первая ступень вводит в иной миропорядок, в Царствие небесное, вторая взращивает бесстрастие, третья странствует в небесном, уворачиваясь от земного. Первые три ступени вводят малую троицу в Небесную Троицу. Четвертое «добростерпием по Богу делает человека преподобным, пятая рассказывает, как обличением войти в силу Христа, помазанника Божьего. Каждая ступень обладает некой самостоятельностью, но и каждая добавляет силу другой, возрастая в полноте. Тридцать ступеней наружных, содержит лествица, и семь внутренних. Причем семь внутренних скрепляются восьмой в Богообщении. Как мы уже отмечали, преподобный часто говорит о слоистости сил, о семеричности сил, о семи городах, о семи днях, где каждая сила проявляет себя инаково, где восьмой(ая) само богообщение, преподобный рассказывает на протяжении всего текста которые складываются матрёшкой в преподобие Божие.
|
|||
|