|
|||
Нарушения устной речи.А) лексические нарушения. Для детей с ЭА (МА) показательно существенное расхождение между количественным составом пассивного и активного словаря: как в обыденной жизни, так и в специально созданных экспериментальных условиях дети пониают значения всех или большинства слов, доступных для их возраста, но не могут найит многих слов при их актуализации или допускают своеобразные ошибки. Дети лучше актуализируют слова, относящиеся к знаменательным частям речи, и хуже – относящиеся к служебным. Следует подчеркнуть, что большинство типических для детей с А лексических нарушений связано не с понятиями, стоящими за словом, а с процессом поиска слова. Дети, как правило, обладают должными понятиями, но затрудняются в поиске слов для выражения понятий. Нарушения актуализации слов вызывают разные формы ошибок: отсутствие слов (слова не называются), их замены, аномальные слова, бленды… Отмечаются замены слов мимико-жестикуляторной речью, которая многими детьми с А используется очень широко.
Б) синтаксические нарушения. Для всех детей вне зависимости от степени нарушения языковой системы характерно ограничение в использовании набора типов предложений. В основном дети употребляют простые повествовательные и побудительные предложения (чаще нераспространенные). Другие типы предложений - сложные, с однородными членами и проч. – в их речи сравнительно редки, а у некоторых не встречаются вовсе. Число синтаксических конструкций так же ограничено. Оно нередко исчерпывается конструкциями «подлежащее» («дети» вместо «Дети пошли в лес за грибами»). Есть тенденция к отнесению сказуемого в конец предложения («руки моет», «дети на санках с горки катаются»). Прослеживается тенденция и к постпозиции определяющего члена конструкции («кубик большой», «кружок синий»). Часто необходимые члены синтаксических конструкций пропускаются. Преимущественно это касается сказуемого («мальчик машина» вместо «мальчик катает машину») Характерен пропуск союзов и предлогов. Многие предлоги и союзы употребляются неверно («идет дом» вместо «идет за дом»). У детей с зачатками экспрессивной речи синтаксические связи могут отсутствовать или быть предельно ограничены. («дети играют. Тетя. Кап-кап. Бегут. Девочка. Плачут. » - рассказ «Непослушные»). Дети с более развитой речью из существующих в языке видов синтаксических связей преимущественно используют сочинительную и некоторые виды подчинительной связи – согласование и управление; примыкание используется крайне редко. Нужно подчеркнуть, что число средств выражения этих связей очень мало и сами средства часто дефектны. Согласование по сравнению с другими формами подчинительной связи доступно детям с А, вероятно потому, что при согласовании обычно происходит уподобление зависимого компонента главному. Тем не менее и здесь отмечаются нарушения, например: «маленька девочке», «дети гуляет» Управление, при котором существуют ьолее сложные отношения между главным и зависимым компонентом сочетания, вызывает у детей трудности. (рисовать кисточкой – «рисовать кисточком», поет песенку – «поет песенка»). Синтаксические нарушения на уровне текста… отсутствие слов-предикатов, неправильное построение предложений, неверное согласование слов, пропуски и замены слов. Вследствие этих нарушений тексты бывают недостаточно развернутыми, в них отмечаются пропуски частей сюжета, рвутся логические связи; вне ситуации тексты становятся непонятными или мало понятными слушателям.
В) Морфологические нарушения. Корни слов и окончания исходных форм слов у большинства детей остаются сохранными; эти элементы могут деформироваться только у детей с тяжелой степенью расстройства языковой системы, что преимущественно вызвано фонематическими нарушениями: кубики – «ку», маленький – «ма», сидит – «си». Приставки и суффиксы чаще подвержены нарушениям. Дети обладают весьма ограниченным их числом, а многие приставки и суффиксы вовсе не употребляются или употребляются неверно: нарисовал – «рисовал». один из симптомов морфологических нарушений – неверные согласования в роде и числе: «красный бант, красный платье, красный юбка, колесо упала». В ряде случаев дети неверно употребляют окончания множественного числа. В системе склонения дети правильно употребляют нулевую, исходную форму и некоторые формы винительного и родительного падежей, хотя и формы последних нередко подвергаются нарушениям. Выражена тенденция к замене окончаний косвенных падежей окончаниями именительного. Вместе с тем отмечаются взаимозамены окончаний ряда падежей (поймал жук, жуку; дает петух, петуха). Много аграмматических ошибок допускается и в глагольных формах. Вместо формы определенного лица и числа иногда употребляется неопределенная форма (мама и папа пить чай, мальчики кидать мяч). Словообразованием дети с А владеют в очень ограниченных рамках и в процессе его, как правило, возникает много ошибок: деревянный – из дерева, теленок – маленький му. Рассмотренные лексические, синтаксические и морфологические нарушения у детей с А не связаны с патологией мышления или других психических процессов. Они есть результат неовладения детьми структурно-функциональной стороной языка, системой правил оперирования с языковыми единицами. Г) Фонематические нарушения. Дети, у которых фонематическая система развита рудиментарно, употребляют ограниченное число фонем. Обычно это гласные и первые в генезе детской речи согласные (П, Б, М, Т, Д, Н). правила оперирования с ними самые элементарные. Слова различной слоговой конструкции сводятся к конструкции «согласный + гласный» или «согласный +гласный + согласный + гласный»; очень редко встречаются другие типы слогов. Дети преимущественно произносят только ударный слог слова или гласный из ударного слога. Нарушения слоговой структуры слова чаще всего выражаются в сокращении числа слогов. … Значительно реже возникают перестановки и, особенно, повторения слогов, также обусловленные контекстуальными влияниями…. Названные фонематические нарушения в меньшей степени выявляются при произнесении «локальных» слов и в большей – при произнесении предложений (сочетаний слов). «Локальное» слово может быть произнесено правильно или в нем могут наблюдаться единичные нарушения, но, включенное в более сложный контекст, оно, испытывая тем самым возросшее число сегментных и надсегментных воздействий, часто подвергается и большему числу разнообразных нарушений.
Д). Фонетические нарушения. У многих детей проявляется легкая степень (т. н. «стертая форма») дизартрии. Какой-либо специфики у детей с А она не представляет. У небольшого числа детей отмечаются особенности просодии, обусловленные языковыми нарушениями. Вследствие затруднений при поиске языковых единиц и правил их функционирования возникают остановки, замедление темпа речи, протягивание звуков.
Е). Другие нарушения устной речи. На разных этапах развития А у большого числа детей возникает заикание. Чаще это случается на этапе овладения фразовой речью. У некоторых детей отмечается спотыкание или своеобразные проявления, напоминающие спотыкание.
|
|||
|