|
|||
11 .Ковшиков.Языковые нарушения.Стр 1 из 3Следующая ⇒ Проявления языковых симптомов у разных детей с А колеблются в широких пределах: от полного отсутствия экспрессивной речи или наличия в ней лишь единичных компонентов языковой системы (отдельных слов, звуков, флексий и проч. ) до незначительных нарушений в какой-либо одной из подсистем языка (в семантической, синтаксической, морфологической, лексической, фонематической). Последнее обычно характерно только для детей среднего и старшего школьного возраста, «выходящих» или «вышедших» из алалии. В более же ранние возрастные периоды, как правило, бывает расстроена вся языковая система, и у большинства детей отмечается одинаковая степень нарушения всех подсистем языка… Показательным является, как уже отмечалось, непостоянство симптомов: одна и та же языковая единица, попадая в разные условия, может быть правильной либо неправильной. Например, в одном случае ребенок правильно называет предмет, скажем ВАЗА, в другом называет его БАНКА, а в третьем не называет вовсе. Или в определенном контексте звук произносится правильно, в иных контекстах заменяется, пропускается и т. п…. Что касается состояния основных форм речи, то нарушения экспрессивной речи обязательны и составляют суть А. причем нарушается только вербальная речь, другие же средства звуковой речи сохранны, а именно, мелодика, звукоподражания, «звуковые жесты», псевдослова (т. е. слова, изобретаемые детьми); сохранны также и остальные невербальные средства звуковой коммуникации: крик, смех, писк и т. п. Остаются ненарушенными импрессивная и кинетическая речь. Непонимание речи, как уже говорилось выше, возникает при отсутствии у ребенка соответствующих знаний. Кинетическая (жестовая) речь наряду с другими невербальными средствами коммуникации очень широко используется многими детьми и в известной мере компенсирует патологию речи вербальной. Овладение письменной речью большинству детей с А дается с трудом, и у них часто отмечаются различные формы дислексии и дисграфии.
|
|||
|