|
|||
- Почему общество именно палестинское? Палестина - это в древнем, библейском значении этого слова?- Почему общество именно палестинское? Палестина - это в древнем, библейском значении этого слова? - Конечно. Ведь что такое Палестина? Я помню, как ко мне в ИППО приехала Ципи Ливни, она была тогда вице-премьером Израиля и министром юстиции, и готовилась стать одним из кандидатов в премьер-министры. Она нам помогала возвращать на Святой земле наше подворье, утраченное в хрущевское время, и будучи в Москве с визитом, заехала ко мне. Мы долго беседовали, наконец, она говорит: «Да, все замечательно, но почему название у вас такое? » Я: «Какое? » Она: «Ну палестинское». Я говорю: «Не путайте божий дар с яичницей. Мы не представляем Палестинскую национальную автономию. Давайте я вас подведу к карте (она у нас внизу в музее есть) и покажу, что такое была Палестина. Это нынешняя Сирия, это нынешний Израиль, это нынешние Иордания и Ливан. Все это - Палестина. Вы-то должны это знать». - Святая земля. - Да, Святая земля. Это понятие даже не географическое. Знаете, сначала было модно побывать у Гроба Господня. Некоторые с этим носились: «Вот, я был у Гроба Господня... » Или в Вифлееме, где Иисус родился. А сейчас уже многие приезжают туда и начинают по-другому о себе думать и себя видеть. Не то чтобы они сразу стали верующими, но те, кто возвращаются со Святой земли, приезжают обратно немного другими людьми. У нас полмиллиона людей туда каждый год ездит. Вот 14 июня к нам на Сергиевское подворье в Израиле собирается подъехать Нетаньяху. Я могу с ним разговаривать, что бывало не раз. Но, кроме того, я единственный русский человек, который является почетным гражданином Палестины. У меня даже паспорт палестинский есть. И в Израиле это прекрасно знают. Но мы, ИППО, иногда пытаемся быть неким мостиком там, где вообще нет мостов. Это и есть мягкая сила, да еще с такой историей, как у нас. Внутри России мы тоже ведем работу. Стараемся, чтобы люди понимали, что такое православие. Не просто - понастроили храмов... Их становится подчас больше, чем верующих. Надо, чтобы люди сами пришли к Богу. А это искусство. Искусство батюшки, проповеди, даже искусство литургии, как это делал святой Иоанн Кронштадтский. Или искусство владыки Феофана - умение работать с людьми, слышать их и понимать. Христиан надо прежде всего защищать от дураков, кем бы они ни были и к какой бы национальности не принадлежали. Впрочем, не только христиан. Россию как таковую тоже надо защищать от дураков.
|
|||
|