|
|||||||||||||||||||||||
ТАПКА, ПОРОХ, МАЙКА, МИШКА ЖАЛЬ, ГУБЫ.ТАПКА, ПОРОХ, МАЙКА, МИШКА ЖАЛЬ, ГУБЫ.
кто в тереме живет? ПЕРЕПОЛОХ Слушай... — КРАжа! — КРАжа! — КРАжа! — грАбят, Где же СТРАжа? — Что укРАли? — Два пеРА. — Безобразие! — С утРА? — Вы укРАли? — Мы не БРАли — БРАли! БРАли! — КРАли! КРАли! Это я грачиный крик А. Шибаев
Какие слоги выделил поэт, чтобы создать картину переполоха?
ДРАЗНИЛКА Сидит на суку Ворона и каркает. А Заяц сидит на пеньке и Ворону дразнит. — КАР... —... ТОШКА! — прибавляет Заяц. — КОР... —... МУШКА! — ухмыляется косой. — КАР... —... ТИНА! — быстро выкрикивает Заяц. — КОР... —... ЗИНА! — хохочет длинноухий. — КАР-КАР... — закричала рассерженная Ворона на Зайца и клювом его клювом! —... АУЛ, АУЛ! — завопил Заяц. — КАРАУЛ! -и от Вороны во весь дух! С. Иванов Как умный Заяц дразнил Ворону?
ВОССТАНОВИТЕ ПОРЯДОК Взрослый изменяет порядок слогов. Дети отгадывают слова.
Образец: МАБУГА — БУМАГА.
НА-ШИ-МА ТИ-НА-КАР РА-БУ-НО ТИ-МАЛЬ-НА-ВИ ГА-КНИ ТА-ПАР РА-ИГ ЛА-КУК ЧИК-МЯ БИ-КУ-КИ
АВАРИЯ Под ольхой в тени ветвей Н. Разговоров Перед вами много слогов. Их достаточно, чтобы сложить слова, и вы узнаете, кто был в гостях у ежа.
Занимательная Азбука (знакомим с буквами, играем с буквами, делаем первые шаги в чтении)
Вы провели большую работу по формированию у ребенка навыка слушания, осмысления, различения звуков речи. Он без труда вспоминает слова на заданный звук, может определить количество звуков в коротком слове, способен из звуков и слогов составить слова, а из слов — предложения. Ваш ребенок понял, что его окружают различные звуки, а среди них особенные — звуки речи. К старшему дошкольному возрасту дети осваивают правильное произношение звуков. Вы вместе с малышом немало потрудились, чтобы добиться четкости, ясности произношения, выразительности речи. Сейчас, когда вашему ребенку еще нет и шести лет, но есть большой интерес к звукам, буквам, к учению в целом, можно перейти к знакомству с буквой. Вот некоторые советы, которые помогут преодолеть трудности в обучении детей чтению. •Начинайте знакомить ребенка с буквами только при его желании. •Опирайтесь на несколько органов чувств и используйте в работе слух, зрение, проговаривание, движение. •Старайтесь связывать звук, букву с определенным предметом (предметами). • В комнате ребенка может быть развешено несколько картинок, название которых начинается с изучаемой буквы. Ребенку легче запомнить букву и воспроизвести потом ее образ, если он сначала обведет букву пальчиком, нарисует в воздухе, покажет ее пальчиком, выложит из палочек, мозаики, нарисует прутиком на снегу или песке и только потом найдет нужную букву в кассе букв и напишет на листе бумаги карандашом. •Не торопитесь в освоении азбуки, идите от простого к сложному. В какой последовательности начинать знакомить с буквами? Начните с первой буквы алфавита и расскажите, в каких словах она живет. Затем познакомьте еще с несколькими гласными и согласными. При этом помните, что первыми надо вводить буквы, наиболее часто встречающиеся в русском языке, простые по начертанию и отличающиеся графическим образом друг от друга, например О, У, И, М, Т, К. • Изучение первых нескольких букв позволит составить много слов, научиться их читать и освоить прием слияния звуков-букв в слоги: МАМА КОТ КИТ УМ МАК ТАК КУМА МАКИ АУ УА МУКА КОМОК ТОК •Не следует вводить буквы, если соответствующие звуки ребенок неправильно произносит. • Превращайте знакомство с буквами в игру, в сказку. Используйте забавные стихи, загадки. • Постоянно неназойливо проверяйте, как запомнил ребенок буквы. Попросите его найти знакомые буквы в заголовках газет, названиях книг, уличных вывесках, объявлениях и т. д. Чтобы убедиться в прочности навыка, предлагайте ребенку «задания-ловушки», требующие найти ошибку, исправить букву, восстановить искаженно написанные буквы и слова. Этим вы формируете зрительное внимание и память, воспитываете орфографическую зоркость. • Будьте терпеливы при объяснении игр и упражнений. Объясняйте задание просто и понятно, при этом проявляйте и свой интерес. Развивайте любопытство и воображение, поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы. •Поменьше критикуйте и поправляйте ребенка. -Замечания делайте доброжелательно, с юмором. Искренне радуйтесь даже небольшим успехам детей, не скупитесь на похвалу и награду. Успехов вам, ребята и взрослые, в изучении азбуки!
О тгадайте Черный Ивашка, (Карандаш )
Белое поле, По черной земле (Мел)
Семя плоско, (Бумага, буквы, пишущий)
Без языка, (Книга)
АЗБУКА Что случилось? Что случилось? Ю. Тувим Напишите правильно буквы.
НА ЧТО БУКВЫ ПОХОЖИ «А» — Начало Алфавита, Тем Она И знаменита. А узнать ее Легко: Ноги ставит Широко! Это — «Ж», А это — «К», Целый Жук И полжука. Два длинных Ушка. «3» — Простая Завитушка. Посмотри На колесо - И увидишь Букву «О». Чтобы «О» Не укатилось, Крепко К столбику Прибью. Ой, смотри-ка, Что случилось: Получилась... Буква «Ю»! Букву «П» В спортивном зале Перекладиной Назвали. Ну-ка, милый, Не ленись — Подойди Да подтянись! Вот какие «Щ» и «Ц»: С коготочком На конце. Коготок-царапка, Как кошачья лапка «Н» Надела Поясок, «И» Надела Поясок. Буква «Н» Надела ровно, Буква «И» — Наискосок. Ты ей Шляпку Подари — Станет Краткой Буква «И». «X» Все Ходит, Ходит, Ходит — Места, Что ли, Не находит?.. И, подобно кочерге, Горбит Спину Буква «Г». Буква «Э» На «С» Дивится, Словно В зеркало Глядится: «Сходство есть Наверняка, Только нету языка! » Взялись за руки Друзья И сказали: «Ты да я — Это — Мы». А между тем «Л» Ногою Мяч Поддела. Поймать его Очень хороша, Можно сделать «Е» и «Ё»! Буква «Я» Шагает Гордо. «Д» Стоит, И очень твердо! Бродит с палочкой Буква «Б» — С большим брюшком, Живет беспечно, Он без кепки Ходит вечно. А упрямый ТВЕРДЫЙ ЗНАК Кепку носит только так. Спать Отправились Подружки, Взяли Пышные подушки: «Р» — Одну, А буква «В» — Две! а. Шибаев
Присмотритесь внимательно к окружающим вас предметам. Может быть, какие-то из них напоминают знакомые вам буквы?
Вот буква — И хоть она Е. Тарлапан Впишите букву а в слова. Соедините слова с рисунками линиями. Посмотрите на рисунок, слово; правильно его прочитайте, опираясь на букву а. Азбука — к мудрости ступенька. Сперва аз да буки, а там и науки. Назовите в пословицах слова с а.
На траве Это просто Е. Тарлапан Впишите в слова букву Б. Найдите соответствующий рисунок.
Без наук — как без рук. Без терпенья нет ученья. Отгадайте. У бога есть, у царя нет, у Бориса впереди, у Глеба назади. Найдите в пословицах и загадке слова с Б.
Палочка, Рядом две ровные дужки — Вот и готовы Очки... для лягушки. Е. Тарлапаи Впишите букву В в слова, найдите соответствующие картинки. Покажите картинки и прочитайте слова. Найдите или нарисуйте другие картинки, в названии которых есть буква В. Отгадайте.
Чего нет в России, найдется в Москве, нет в Петербурге, а видно в Неве?
Г — крючок обыкновенный, Но в труде помощник верным И в косу, и в кочергу Превратить я Г могу. В. Степанов
Впишите букву в слова. Найдите соответствующие картинки и покажите слова. Найдите и нарисуйте картинки, в названии которых есть Г. С грамотой вскачь, Без грамоты хоть плачь.
Видны за окнами дома И дети на дорожках, А вот и буква Д сама На самоварных ножках... С. Маршак
Впишите букву в слова. Прочитайте с помощью взрослых
Вспомните слова, начинающиеся с Д. Прочитайте пословицу, назовите слово с Д.
Не стыдно не знать, Стыдно не учиться.
Е на грядке Пригодилась Вместо грабель Потрудилась. В. Степанов
Впишите букву в слова. Вспомните слова с Е. Прочитайте пословицу и найдите в ней слова с Е. Чтение – лучшее учение.
Только Е передохнула, Как тотчас же на нее. Пара птенчиков Вспорхнула – Получилась буква Ё! Е. Тарлапан
Что нужно сделать, чтобы расколдовать слова и прочитать их? Найдите в пословице короткое слово с буквой Ё.
Ученье и труд Всё перетрут.
Повторенье – мать ученья. Букву Ж увидав, Наклонился жираф. Побежала буква вдруг Да ведь это просто Жук… Г. Сапгир
Расшифруйте слова. Выполнить эту работу помогут картинки. Прочитайте пословицу. Как вы ее понимаете? Найдите слово с Ж.
Век живи – век учись. Учиться никогда не поздно.
З не просто завитушка. З – пружина, крендель, стружка. В. Степанов
Какая буква поможет прочитать слова и назвать картинки? Прочитайте пословицы. Подумайте, о чем в них говориться. Найдите слово, начинающееся с З. Знание – сила. Знание лучше богатства.
Молоток я раздобыл, Из дощечек букву сбил. Сколько здесь дощечек? — Три! — А какая буква? — и! Е. Тарлапан
Посмотрите на картинки. Они помогут вам рас шифровать слова. Прочитайте пословицу и подумайте над ее смыслом. Произнесите ее еще раз и назовите слова с и. Испокон века Книга растит человека.
Отгадайте, что находится между горой и долиной? (И)
Букву Йзовут «И кратким». Йкак И в твоей тетрадке. Чтобы Йне путать с И, Сверху галочку пиши. В. Степанов
Соотнесите картинки со словами. Впишите букву й.
Прочитайте пословицы. Послушайте себя. Определите на слух слово с Й. Уменье везде найдет применение. Хорошая книга — лучший друг.
Кто отправился в полет, В клюве веточку несет? Г. Виеру
Рассмотрите картинки и назовите их. В этих словах есть К. Найдите и напишите букву в словах. Догадайся сам, загадай своим друзьям Загадка не в столице, а в каждом кишлаке, в сарае не поместишь, а спрячешь в кошельке.
Алфавит продолжит наш Буква Л — лесной шалаш. В. Степанов
Расшифруйте слова. Найдите к каждой картинке подходящее слово. Придумайте слова с Л. Отгадайте, что среди Волги стоит? (Л)
Вот качели Буква М! Здесь качаться Можно всем! Е. Тарлапан
В этих словах живет буква М. Без нее они не читаются. Узнать слова вам помогут картинки.
Какие еще слова с М вы можете назвать? В начало каких слов можно подставить буквы К, М, чтобы прочитать их? Отгадайте, что посреди земли стоит? (М)
На букве Н И, как на лесенке, Сижу и распеваю Песенки! Е. Тарлапан
Перед вами картинки и неполные слова. Чтобы и к прочитать, нужно вписать букву н. Прочитайте пословицу. Спросите взрослых, в чем ее смысл. Найдите слова с н.
Ворчаньем наскучишь, Примером научишь.
В этой букве нет угла, Оттого она кругла. До того она кругла — Покатиться бы могла! Е. Тарлапан
Найдите на картинках животных и птиц. Если вставить вместо точек букву О, можно прочитать их названия. Выучите загадки о букве О и загадайте их товарищам. У человека одно, у ворона два, у медведя нет ни одного. В старости я один раз встречаюсь, в молодости — три раза, в огне не сгорю и в воде не потону.
На хоккее, на футболе Буква П — ворота в поле. В. Степанов
Рассмотрите рисунки. Все слова начинаются с П. Вставьте пропущенную букву и подберите слова
Найдите слова с П в пословицах. Приведите свои примеры слов с П. Красна птица опереньем, а человек ученьем. Корень ученья горек, да плод его сладок.
Буква Р — на мачте парус, Вдаль плывет, небес касаясь В. Степанов
Посмотрите на рисунки и догадайтесь, какие слова не дописаны. Прочитайте второе и пятое слова и скажите, как их можно превратить в другие слова, изменив первую букву. Определите на слух слова с Р в пословице. Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Села мышка в уголок, Съела бублика кусок. Г. Виеру
Перед вами картинки и недописанные слова. Допишите нужную букву. Определите, какое слово подходит к каждой из картинок.
Найдите в пословице два слова с буквой С. Сколько всего слов в пословице?
Наукой свет стоит, Ученьем люди живут.
Тигр — свирепый зверь. Но все же Тихим тигр бывает тоже. Тигр бывает тих с тигрицей, Так как сам ее боится. В. Лунин
Допишите слова и подберите к ним картинки. Вспомните слова с т в начале, в середине, в конце слова. Подумайте над пословицами. Произнесите и определите на слух слова с т. Почитай учителя, как родителя. Добро того учит, кто слушает.
Удобная буква! Удобно в ней то, Что можно на букву Повесить пальто! Е. Тарлапан
Какой буквы нет в этих словах? Допишите ее. Опираясь на знакомые вам буквы, прочитайте слова. Ваши помощники — картинки. Какое слово можно прочитать без у? Прочитайте пословицы. Подумайте над их смыслом. В каких словах у в начале, в каких — в середине слова? Ученье — свет, а неученье — тьма. Вез наук — как без рук.
Фокусник-ветер флага коснулся — Факелом флаг мой в небо взметнулся. Фокусник-ветер, флагом играй! Факел мой алый, гори — не сгорай! В. Лунин
Рассмотрите букву. Назовите картинки. В каких словах РФ в начале, а в каких — в конце? Вставьте недостающую букву.
Вспомните слова с Ф. Отгадайте, что посреди Уфы стоит? (Ф)
Не рогаты мы, Не злы. Козлы мы, А не козлы. Держим мы В руках бревно, Чтоб не выпало Оно. Е. Тарлапан Рассмотрите букву и рисунки. Назовите слова. Какие слова начинаются с X? Какие оканчиваются на X? Впишите недостающую букву и прочитайте слова. Найдите слово с X в короткой пословице. Знайка по дорожке бежит, а незнайка на печи лежит. Ум хорошо, а два лучше. Цветет у птичника цветок, Цветок на паре тонких ног, Цветок пушист и звонок... — Цветок, ты кто? — Цыпленок! В. Лунин
Перед вами новая буква и картинки, в названиях которых есть ц. Впишите ц, прочитайте слова и покажите картинку. В каком слове можно заменить первую букву и получить новое слово? Найдите слова с ц в пословицах. Яйца курицу не учат. Цыплят по осени считают.
Первой букве В слове «чтение» — Букве Ч Мое почтение! Е. Тарлапан
Рассмотрите букву. Назовите картинки. Определите, где слышится [ч]: в начале, в середине или в конце слов. Впишите новую букву в слова. К каким рисункам они подходят? Найдите в пословицах слова с Ч. Вспомните слова с Ч. Век живи — век учись. Без терпенья нет ученья. На что похожа буква Ш На зубья этого ковша. В. Степанов
Рассмотрите букву. На что она похожа? Назовите картинки. Определите место Ш в словах (начало, середина). Вставьте пропущенную букву в слова. Каким картинкам они соответствуют? Прочитайте пословицы и определите слова с Ш. Поспешишь — людей насмешишь. Что написано пером, того не вырубишь топором. Больше знать, так меньше спать.
На расческу Щ похожа. Три зубца всего? Ну что же! Е. Тарлапан
На что похожа новая буква? С какими буквами ее нельзя путать? Назовите картинки. Определите место Щ в слонах. Вставьте в неполные слова Щи прочитайте их. В каком слове пословицы есть Щ? Мир освещается солнцем, а человек — знанием.
Из ведра не просто так Нам воды напиться: Нужен ковшик — твердый знак, Чтобы не облиться. В. Степанов Эта буква не так часто встречается. Но без нее не прочитать слова: Отгадайте. Не куст, а с листочками не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает (Книга)
Этот незнакомец Спрятался в часы. А другой такой же — К дедушке в усы. Е. Тарлапан
Назовите картинки. Послушайте себя и скажи те, где вы слышите Ы в словах: в начале, в середине или в конце? Впишите букву Ы и прочитайте слова. Найдите в загадке слова, отвечающие на вопрос какие?, и букву Ы в этих словах. Черные, кривые, от рожденья все немые, встанут вряд — сейчас заговорят. (Буквы )
Нарисуем мягкий знак Нежно, капелькой, Вот так. Букву капелька смягчит — Слово мягко прозвучит. А. Шибаев
Что за буква, кто узнает: Звука не обозначает, Может только показать, Как согласную читать. Мягкий знак, мягкий знак, Без него нельзя никак! Вместо шесть получим шест, Вместо есть напишем ест, Банька в банку превратится. Вот что может получиться. Назовите картинки. Определите мягкий согласный звук в словах. Впишите Ь.
Не на пользу книги читать, когда только вершки с них хватать Учить — ум точить.
Взял я лук и крикнул: — Эх! Удивлю сейчас я всех!
Натянул потуже лук, Да стрела застряла вдруг! И вокруг сказали все: -Э-э-э!... Е. Тарлапан
Прочитайте слова, не забудьте вписать новую букву. Буква Э начинает слова: Отгадайте. Буквы-значки, как бойцы на парад, в строгом порядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит И называется... (Алфавит)
На арене укротитель — Грозных тигров повелитель, Он, как буква Ю, с кольцом К тиграм смело стал лицом, В. Степанов Назовите картинки. Определите общую букву и словах. Впишите букву и прочитайте слова. Буква Ю не очень часто встречается в словах, отвечающих на вопросы кто? что? Назовите слова, отвечающие на вопрос что делают? Определите место Ю в этих словах. Отгадайте. На странице букваря Тридцать три богатыря. Мудрецов-богатырей Знает каждый грамотей. (Буквы)
Поглядите-ка, друзья, Смастерил скворечник я, А в скворечник залетела Вместо птички буква Я! Е. Тарлапан
Буква Я — самая последняя в алфавите. На что похожа эта буква? Назовите картинки. В этих словах живет буква Я. Вспомните еще слова с Я. Прочитайте слова, вставив пропущенную букву. Найдите в загадке два слова с Я. Отгадайте. Сели на странички Тридцать три сестрички. Сели рядком — молчат, Нам загадки говорят. (Буквы, алфавит)
ПОВТОРИТЕ С ДЕТЬМИ Вы изучили все буквы. Среди них есть похожие. Чтобы не спутать при чтении и письме, повтори их еще раз. Буквы для повторения мы предлагаем не в алфавитном порядке, а путем их сравнения расположению элементов. Постарайтесь заметить различие и сходство в количестве и расположен элементов, составляющих эти буквы. Игры с бук вами и занимательные упражнения помогут закрепить навыки чтения и письма, а также умение складывать слоги и слова. Буквы-колеса О С 3 Ю Ф Лестницы Н Е Заборы Ш Щ Ц И Ракеты Л А Д Ворота П М Молотки Г Т Жучки Ж X Крючки К У Ч Рассмотрите внимательно буквы. Какие предметы из окружающего мира они вам напоминают? Что вы находите общего в буквах-колесах, буквах-лестницах, буквах-заборах, буквах-ракетах, буквах-воротах, буквах-молотках, буквах-жучках, буквах-крючках? — А ну-ка, буквы, станьте в ряд: Сказала буковка одна: — Ты приказал — мы стали. И сразу три, четыре, пять — Немножко можно поиграть? — Ну что ж немножко — можно. Согласен даже вам помочь: А. Шибаев
Назовите гласные буквы. Их в азбуке 10.
Назовите согласные буквы, их 21.
Назовите буквы, которые не обозначают звуков.
Проверьте себя: Гласные буквы А О Ы Э У Я Е В Ё Ю
Согласные буквы Б В Г Д Ж З Й К Л М Н П Р С Т Ф Х Ц Ч Ш Щ
Не обозначают звуков Ь Ъ
Правильно прочитайте названия букв и выучите алфавит.
|
|||||||||||||||||||||||
|