Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Куда должны прилететь шарики?



 

Новоторцева Н. В. Первые шаги в освоении чтения: обучение грамоте в детском саду: Популярное пособие для родителей и педагогов. - СПб.: КАРО, 2005. - 240 с: ил. - (Серия «Подготовка ребенка к школе»). Часть вторая.

 

Слоговой аукцион

(вводим понятие «слог», учим

смысловому синтезу, знакомим с ударением)

 

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

— слоговая схема слова

 

— слогоударная схема слова

 

Родное слово — основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний.

К. Д. Ушинский

Игры со словом и звуками интересны дошколь­нику. Он играет и словом, и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом языка».

А. М. Горький

Слоговой анализ и синтез — важные ступени ознакомления дошкольника со звуковой стороной сло­ва, необходимые в обучении чтению. Главное, чтобы дошкольник осознал принцип слогового строения слова. с этой целью эффективны приемы: «прошагивание», отстукивание, прохлопывание слов, — позволяющие усвоить их слогоритмическую структу­ру. Используются графические схемы и символичес­кие изображения слогов, игры на преобразование слов путем наращивания и усечения слогов. В освоении слоговой структуры слов важнейшим моментом является вычленение ударного слога. Дошкольники учатся выделять ударный гласный звук, ударный слог. Дети убеждаются в значении ударения для понимания смысла слов (ирис — ирис, стрелки — стрелки), различения грамматических форм (море моря), для правильного произношения слов (магазин — магазин). Умение слышать ударный гласный звук и ударный слог необходимо для последую­щего освоения орфографических правил, например, правила написания безударных гласных в слове.

Выполняя упражнения и играя в слова, дошколь­ники узнают, что такое «слог», что слоги в слове, сак и звуки, расположены в определенной последо­вательности. Дети выделяют ударный слог, определяют количество слогов в слове, сравнивают слова по слоговому составу, преобразовывают слова за счет наращивания, усечения и перестановки слогов, находят первый, второй, третий слоги в слове, определяют звуковой состав слога. Дидактические задачи следует ставить перед ребенком посильные, в порядке их последовательного усложнения, желательно в игровой, интересной для ребенка форме.

Произносите приговорки и заклички, которые сочинил народ, ритмично, не спеша, можно произносить по слогам.

 

Дождик-дождик,
Полно лить,
Малых детушек
Мочить!

Ветер-ветерцо!
Не дуй мне в лицо,
А дуй мне в спину,
Чтоб идти было в силу

 

 

Ах ты, радуга-дуга,
Ты высока и туга!
Не дай дождичка,
Дай нам ведрышко,
Чтобы детям погулять,
Чтоб теляткам поскакать.
Нужно солнышко,
Колоколнышко!

Солнышко-ведрышко,
Выгляни в окошко!
Солнышко, покажись,
Красное, снарядись!

 

ПОСЛУШАЙТЕ И ПОВТОРИТЕ

 

ДУ-ДУ

 

Вдоль по улице иду я
И в большую дудку дую!

— Ду-ду-ду да ду-ду-ду,
Я по улице иду!

 

Сколько раз в цепочке произносится слог -ду-? Назовите слова из стихотворения со слогом -ду-.

 

ПОСЛУШАЙТЕ

 

Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!
Сидит ворон на дубу.

Сидит ворон на дубу
И играет во трубу.

Загудела дудочка,
Дудочка-погудочка.

 

Назовите слова со слогом -ду-.

Какие слова оканчиваются на слог -бу-?

 

ПОВТОРИТЕ

Ба-ба-ба, ба-ба-ба.

— Мама, мама! Вон труба!
Бу-бу-бу, бу-бу-бу.

— Как хочу я ту трубу!
Бе-бе-бе, бе-бе-бе.

— Поиграю на трубе.

 

Назовите повторяющиеся слоги. Измените слово труба так, чтобы на конце слышался слог -бу-, слог -бе-.

 

Придумайте слова, оканчивающиеся на слог -6а-. Прочитайте слова со слогом -ба-:

Шайба, труба, губа, рыба, изба, сдоба, верба, борьба. Назовите слова с ударением на первом слоге. В каких словах с ударением произносится второй слог?

 

ПОСЛУШАЙТЕ И ПОВТОРИТЕ

 

Ха-ха-ха, ха-ха-ха.

Есть у нас два петуха.

Хи-хи-хи, хи-хи-хи.

Все дерутся петухи.

Ху-ху-ху, ху-ху-ху.

Клювы все у них в пуху.

Хи-хи-хи, хи-хи-хи.

— Хватит драться, петухи!

Ха-ха-ха, ха-ха-ха.

Без хвостов два петуха.

 

Повторите слоговые цепочки со звуками [х] и [х']. Назови те слова, оканчивающиеся на слоги -ха-, -ху-, -хи-.

 

ГУСЬ

— Га-га-га! — гогочет гусь. —
Я семьей своей горжусь!
На гусят и на гусыню
Все гляжу, не нагляжусь.

Н. Костарев

 

Как гогочет гусь?

Сколько раз вы произнесли слог -га-?

Назовите слова-родственники в этом стихотворении. (Гусь, гусят, гусыню. )

Вспомните слова, начинающиеся со слога -га-.

 

ПОСЛУШАЙТЕ ЧИСТОГОВОРКУ

 

Ра-ра-ра, ра-ра-ра,
На дворе у нас гора.

ру-ру-ру, ру-ру-ру,
Собирайте детвору.
Ры-ры-ры, ры-ры-ры,
Покатаемся с горы.
Ра-ра-ра, ра-ра-ра,
Очень рада детвора.

 

Какие слоговые цепочки вы запомнили? Повторите их. Сколько слогов в каждой слоговой цепочке?

 

Свою дочь мама и папа называют по-разному.

 

У Люды есть три подружки. Их имена начинаются со слога Ли-.

 

 

Имя этой девочки начинается со слога То-. Зову ее по-разному. Как?

 

 

Вспомните имена мальчиков и девочек, оканчивающиеся на слог -ля.

 

(Галя, Коля, Толя, Поля, Филя, Валя, Оля. )

 

Как зовут этих мальчиков?

Их имена начинаются со слога Лё-

 

ВЫУЧИТЕ ЧИСТОГОВОРКУ

Ши-ши-ши, ши-ши-ши —
Что-то шепчут камыши.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше —
Это утка в камыше.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша —
Выходи из камыша!
Ше-ше-ше, ше-ше-ше —
Нет уж утки в камыше.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши —
Что же шепчут камыши?

 

Повторите первую, вторую, третью, четвертую, пятую сло­говые цепочки. Сколько раз в них повторяется слог? Про­изнесите чистоговорку от начала до конца. Послушайте себя. Правильно вы произносите звук [ш]?

 

КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ?

 

Вслед за взрослым повторяйте только слова со слогом -ца.

 

СУП, СУПНИЦА, САХАРНИЦА, СУХАРИ, САХАР, СУХАРНИЦА, КОНФЕТЫ, КОНФЕТ­НИЦА, КУРЫ, КУРИЦА, НОЖНИЦЫ, СЕСТРА, СЕСТРИЦА, ОВЦЫ, КОЛЬЦА, КОЛЬЦО, ДЕВИ­ЦА, ДЕВУШКА, СТРАНИЦЫ, МАСТЕРИЦА, ГУ­СЕНИЦЫ, МОЛОДЦЫ, УМНИЦА.

 

Четко и быстро произнесите чистоговорки.

Ца-ца-ца, ца-ца-ца.
Цапля, улица, пыльца.

Цы-цы-цы, цы-цы-цы,
Зайцы, мельницы, птенцы.

Цо-цо-цо, цо-цо-цо,

Деревцо, кольцо, крыльцо.

 

Какой слог повторяется в первой, во второй, в третьей чистоговорке?

 

Перед вами слоговые схемы слов. Дугой обозначе­на часть слова —- слог. В слове столько слогов, сколь­ко гласных звуков. Подберите слова к схемам.

 

УДАРНЫЙ СЛОГ

Ударный слог,

Ударный слог —

Он назван так недаром...

Эй, невидимка-молоток,

Отметь его ударом!

И молоТОК стуЧИТ, стуЧИТ,

и ЧЕТко

РЕЧЬ

моЯ

звуЧИТ.

                    А. Шибаев

 

Читайте, ясно произносите ударный слог. СОСТАВЬТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СО СЛОВАМИ:

 


гв о здики

з а мок

кр у жки

и рис

п о лки

хл о пок

с е ло

п и ли

н о шу

 

гвозд и ки

зам о к

кружк и

ир и с

полк и

хлоп о к

сел о

пил и

нош у


 

 

ОКУНИ

— Скорей, сестра, на рыб взгляни,
Попались на крючок они!
В ведерко руку окуни,
Не бойся, это окуни!

 

КАПЕЛЬ

Сосульки как носы у цапель
И тают, словно карамель.
Я слышу звон апрельских капель,
Поет весенняя капель.

 

МУКА И МУКА

Пересохла глина,
Рассердилась Нина:
Не мука, а мука —
Поварам наука.

 

В ЛЕСНОМ ЗАМКЕ

На двери замка нет замка,

Живет щегол здесь — первый щеголь.

И утром белка из белка

Ему сбивает гоголь-моголь.

 

Назовите лишнее слово в цепочке слов и объясните, почему оно не подходит к остальным.

 

ЗМЕЙ ЗУБР ЗВОН ЗВОНОК ЗАМОК БИЗОН ТРЕЗВОН МИМОЗА БЕРЕЗА КОРЗИНА МОРОЗЫ КОЗЫ

 

Выберите подходящую слоговую схему для большинства слов в первой, во второй, в последней цепочке.

 

Штрихом над дугой обозначен ударный слог.

Ударный слог в слове произносится с несколько большей громкостью и длительностью по сравне­нию с безударным.

 

Подберите к схемам свои слова.

Произнесите в указанном ритме слог -да-.

 

Проверьте себя:

ДАДА ДА ДАДАДА ДАДАДА ДА

 

Выделите ударением слог -та-.

ТО-ТУ-ТА ТА-ТО-ТУ

ТО-ТА-ТУ ТУ-ТО-ТА

 

Произнесите несколько раз слоги со звуком [с]:

 

АС-ОС-УС-ЫС СА-СО-СУ-СЫ

 

Выделите силой голоса (ударением) слог -са-.

 

СА-СУ-СО, СЫ-СУ-СА

СУ-СА-СЫ СА-СЫ-СУ

 

Произнесите ряд слогов вслед за взрослым, соблюдая уда­рение.

Произнесите столько раз слог, сколько услышите хлопков. Произнесите столько раз слог, сколько фишек на столе.

 

Послушайте цепочку слов.

 

Какое слово получится при слитном произношении слогов?

 


МА-ЛИ-НА

РЕ-ПА

У-СЫ

РО-ЗЫ

МА-КИ

КРЫ-ША

КРЫ-СА

ШТО-РЫ

ШПО-РЫ

ФО-КУС

ФИ-КУС

И-ВА

СЛИ-ВА

 

Сравните слова по звучанию.

 

РОСА — РОЗА КОЗА — КОСА

 

В каком слоге отличие, в первом или во втором?

Какие картинки можно разместить в первом, во втором, в третьем ряду?

 

Проверьте себя: в первом ряду названия предметов из од­ного слога, во втором — из двух слогов, в третьем — из трех слогов.

 

Измените слова по образцу

 

Образец: ваза — вазы.

роза —... коза —...

гроза —... заноза —...

 

Какой слог последний в преобразованных словах? Послушайте и ответьте, какой слог произносится с ударением в словах:

роза — розы

коза — козы

гроза — грозы

заноза — занозы

 

 

Подберите слова к схемам:

Для какой схемы эти слова не подходят?

 


отгадайте загадки

Черные птички
Ид каждой страничке.
Молчат, ожидают,
Кто их прочитает.

 

Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней,
Станешь вчетверо умней.

 

Сколько слогов в словах-отгадках? Назовите слоги в словах по порядку. Какая слоговая схема подхо­дит к словам-отгадкам? Почему вы так думаете?

 

 

Подберите слова к схемам. Сколько гласных звуков — столько частей в слове. Часть слова — слог — обозначен дугой .

 

ВОРОНА

 

КОТЕНОК

 

МАШИНА

 

СОК

 

ПАР

 


ПАРТА

 

НИТКИ

 

СЛОВО

 

ВОЛОСЫ

 

ЛУК

 

УС

 

ТЕЛЕГРАММА

 

ТЕЛЕФОН

 

КАЛИТКА

 

СОЛОМИНКА

 

С помощью указанных слов образуйте новые слова. Составьте со словами предложения.

ВЫ-

ДО-                       СКАЗАТЬ

ПОД-

РАС-

ПРЕД-

 


ВЫ-

ДО-

НА-

ОТ-

ПО-                          ГОВОРИТЬ

ПОД-

ПРИ-

ПРО-

РАЗ-

 

Добавьте к словам слог за- и произнесите их целиком.

 

Образец: звать — зазвать.

 

звонить —... звучать —... звенеть —...

 

Добавьте к словам слог при- и произнесите их целиком.

 

ехать —... шить —... нести —... бежать —... лететь —...

 

На какой вопрос отвечают слова первого столбика? Какой вопрос можно задать к словам второго столбика? (Что делать? Что сделать? ) Составьте со словами предложения.

 

НАЗОВИТЕ КАРТИНКИ

 

Назовите слог со звуком [з] в первом слове, а затем — во втором.

Сколько слогов в третьем слове?

Какое слово самое длинное? Сколько в нем сло­гов? Как произносится первый звук в слове земляника — твердо или мягко?

 

Послушайте чистоговорку. С многократного произношения какого слога она начинается?

Чу-чу-чу, чу-чу-чу!
Я сейчас зажгу свечу.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча!
Горит ярко свеча.
Чи-чи-чи, чи-чи-чи!
Сели мы вокруг свечи.
Че-че-че, че-че-че!
Почитаем при свече.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча!
Догорела вся свеча.

 

Произнесите чистоговорку. Какие слоговые цепочки вы запомнили? Сколько раз повторяется слог в каждой сло­говой цепочке?

 

Назовите картинки. Определите количество сло­гов в этих словах.

 

Составьте предложения со словами:

МАРКА, МАЛИНА, МАШИНА, МАК. Посчитайте, сколько слов в каждом предложении.

 

НАЗОВИТЕ КАРТИНКИ

 

Сколько слогов в каждом из этих слов? Проверь­те себя: произнесите каждое слово по слогам.

Подберите свои слова с 1, 2, 3, 4 слогами.

 

НАЗОВИТЕ КАРТИНКИ

Какое из названных слов самое длинное? А самое корот­кое? Как вы об этом догадались?

 

Назовите картинки

Назовите слово с ударным слогом -лы-. Произнесите слова. Послушайте себя.

пчёлы — вилы — столы — пилы — лыжи

Какое слово начинается с ударного слога лы-?

 

назовите картинки

Слоги -ла- в словах: пила, юла, лама — ударные. Приведите свой пример слова с ударным слогом ла-.

 


как зовут маму

 

 

у лисят

 

у волчат

 

у ежат

 

у медвежат

 

Сравните слова. Какое слово самое короткое? Как вы догадались?

лиса — лисята — лисица

полк — волчата — волчица

ЁЖ — ежата — ежиха

медведь — медвежата — медведица

 

ПЛЕТЕНЬ

Тень, тень

ясный день.

Петр плетет

пле-
тень:
три прута
     пе-

            ре-
                  пле-
                            та-

                                   ет,

а четвертый
рас-
  пле-
           та-

                  ет.

Тень, тень
в ясный день.
Кто б доплел
пле-
    тень!

Послушайте, назовите самые короткие слова, состоящие из одного слога. В каких словах два слога? Назовите слово из пяти слогов. К нему можно поставить вопрос что делает?

 

К акое слою спряталось в слове овощи?

Дополните слово щи и образуйте новое слово (ищи, тащи, пищит, щипцы)

 

Д обавьте последний слог и догово­рите слова:

Прочитайте слова.

 

Замените в слове последний слог на слог -щи Назовите новые слова.

ПЛАТИ —

ЛЕТИ —

ПИЛИ —

РОЗЫ —

ВЕКИ —

ЧАШИ —

 

Добавьте слог, прочитайте слова.

 

Доскажите словечко

Взрослый начинает слово, а дети добавляют последний слог.

 

Как получились названия профессий и занятий людей?

 

Чем отличается звучание слов мельница — мыльница? Как звучат согласные звуки в начале этих слов? Какое слово начинается с твердого звука [м]?

 

ЗИНА СПРЯТАЛАСЬ

 

Послушайте слова. В каких словах есть часть зина-.


ЗИМА

МАГАЗИН

БУЗИНА

БЕНЗИН

ХОЗЯИН

КОРЗИНА

ВАЗЕЛИН

РЕЗИНА

ДРЕЗИНА

ЗЕМЛЯНИКА

НИЗИНА

ГАЗЕТА


 

Добавьте слог

 

 

Назовите слова из двух слогов.

Назовите слова из трех слогов, подходящие к схеме.

 

Задайте вопрос к получившимся словам.

 

Ребята пили сладкий сок.
Слог «пе» добавили — стал «песок».
А «но» пришло — уже «носок».
А если «ку» — читай: «кусок».
Со слогом «ле» прочтем «лесок»,
Туда пошли мы на «часок».

 

 

Добавьте слог.

 

 

 

 

И мена

Посмотрите на скачущие большие и маленькие мячи. к каждому большому мячу подберите подходящий маленький, тогда получатся имена.

С какого звука начинаются имена мальчиков и девочек?

 

Сравните слова

ВЕС — НАВЕС — ЗАНАВЕС

 

СОЛЬ — ФАСОЛЬ

 

Куда должны прилететь шарики?

Ч удесное превращение слов

 

Замените первый звук в слове на [ш] и назовите новое слово.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.