|
|||||||||||||||||
Куда должны прилететь шарики?Стр 1 из 5Следующая ⇒
Новоторцева Н. В. Первые шаги в освоении чтения: обучение грамоте в детском саду: Популярное пособие для родителей и педагогов. - СПб.: КАРО, 2005. - 240 с: ил. - (Серия «Подготовка ребенка к школе»). Часть вторая.
Слоговой аукцион (вводим понятие «слог», учим смысловому синтезу, знакомим с ударением)
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ — слоговая схема слова
— слогоударная схема слова
Родное слово — основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний. К. Д. Ушинский Игры со словом и звуками интересны дошкольнику. Он играет и словом, и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом языка». А. М. Горький Слоговой анализ и синтез — важные ступени ознакомления дошкольника со звуковой стороной слова, необходимые в обучении чтению. Главное, чтобы дошкольник осознал принцип слогового строения слова. с этой целью эффективны приемы: «прошагивание», отстукивание, прохлопывание слов, — позволяющие усвоить их слогоритмическую структуру. Используются графические схемы и символические изображения слогов, игры на преобразование слов путем наращивания и усечения слогов. В освоении слоговой структуры слов важнейшим моментом является вычленение ударного слога. Дошкольники учатся выделять ударный гласный звук, ударный слог. Дети убеждаются в значении ударения для понимания смысла слов (ирис — ирис, стрелки — стрелки), различения грамматических форм (море моря), для правильного произношения слов (магазин — магазин). Умение слышать ударный гласный звук и ударный слог необходимо для последующего освоения орфографических правил, например, правила написания безударных гласных в слове. Выполняя упражнения и играя в слова, дошкольники узнают, что такое «слог», что слоги в слове, сак и звуки, расположены в определенной последовательности. Дети выделяют ударный слог, определяют количество слогов в слове, сравнивают слова по слоговому составу, преобразовывают слова за счет наращивания, усечения и перестановки слогов, находят первый, второй, третий слоги в слове, определяют звуковой состав слога. Дидактические задачи следует ставить перед ребенком посильные, в порядке их последовательного усложнения, желательно в игровой, интересной для ребенка форме. Произносите приговорки и заклички, которые сочинил народ, ритмично, не спеша, можно произносить по слогам.
Дождик-дождик, Ветер-ветерцо!
Ах ты, радуга-дуга, Солнышко-ведрышко,
ПОСЛУШАЙТЕ И ПОВТОРИТЕ
ДУ-ДУ
Вдоль по улице иду я — Ду-ду-ду да ду-ду-ду,
Сколько раз в цепочке произносится слог -ду-? Назовите слова из стихотворения со слогом -ду-.
ПОСЛУШАЙТЕ
Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу Загудела дудочка,
Назовите слова со слогом -ду-. Какие слова оканчиваются на слог -бу-?
ПОВТОРИТЕ Ба-ба-ба, ба-ба-ба. — Мама, мама! Вон труба! — Как хочу я ту трубу! — Поиграю на трубе.
Назовите повторяющиеся слоги. Измените слово труба так, чтобы на конце слышался слог -бу-, слог -бе-.
Придумайте слова, оканчивающиеся на слог -6а-. Прочитайте слова со слогом -ба-: Шайба, труба, губа, рыба, изба, сдоба, верба, борьба. Назовите слова с ударением на первом слоге. В каких словах с ударением произносится второй слог?
ПОСЛУШАЙТЕ И ПОВТОРИТЕ
Ха-ха-ха, ха-ха-ха. Есть у нас два петуха. Хи-хи-хи, хи-хи-хи. Все дерутся петухи. Ху-ху-ху, ху-ху-ху. Клювы все у них в пуху. Хи-хи-хи, хи-хи-хи. — Хватит драться, петухи! Ха-ха-ха, ха-ха-ха. Без хвостов два петуха.
Повторите слоговые цепочки со звуками [х] и [х']. Назови те слова, оканчивающиеся на слоги -ха-, -ху-, -хи-.
ГУСЬ — Га-га-га! — гогочет гусь. — Н. Костарев
Как гогочет гусь? Сколько раз вы произнесли слог -га-? Назовите слова-родственники в этом стихотворении. (Гусь, гусят, гусыню. ) Вспомните слова, начинающиеся со слога -га-.
ПОСЛУШАЙТЕ ЧИСТОГОВОРКУ
Ра-ра-ра, ра-ра-ра, ру-ру-ру, ру-ру-ру,
Какие слоговые цепочки вы запомнили? Повторите их. Сколько слогов в каждой слоговой цепочке?
Свою дочь мама и папа называют по-разному.
У Люды есть три подружки. Их имена начинаются со слога Ли-.
Имя этой девочки начинается со слога То-. Зову ее по-разному. Как?
Вспомните имена мальчиков и девочек, оканчивающиеся на слог -ля.
(Галя, Коля, Толя, Поля, Филя, Валя, Оля. )
Как зовут этих мальчиков? Их имена начинаются со слога Лё-
ВЫУЧИТЕ ЧИСТОГОВОРКУ Ши-ши-ши, ши-ши-ши —
Повторите первую, вторую, третью, четвертую, пятую слоговые цепочки. Сколько раз в них повторяется слог? Произнесите чистоговорку от начала до конца. Послушайте себя. Правильно вы произносите звук [ш]?
КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ?
Вслед за взрослым повторяйте только слова со слогом -ца.
СУП, СУПНИЦА, САХАРНИЦА, СУХАРИ, САХАР, СУХАРНИЦА, КОНФЕТЫ, КОНФЕТНИЦА, КУРЫ, КУРИЦА, НОЖНИЦЫ, СЕСТРА, СЕСТРИЦА, ОВЦЫ, КОЛЬЦА, КОЛЬЦО, ДЕВИЦА, ДЕВУШКА, СТРАНИЦЫ, МАСТЕРИЦА, ГУСЕНИЦЫ, МОЛОДЦЫ, УМНИЦА.
Четко и быстро произнесите чистоговорки. Ца-ца-ца, ца-ца-ца. Цы-цы-цы, цы-цы-цы, Цо-цо-цо, цо-цо-цо, Деревцо, кольцо, крыльцо.
Какой слог повторяется в первой, во второй, в третьей чистоговорке?
Перед вами слоговые схемы слов. Дугой обозначена часть слова —- слог. В слове столько слогов, сколько гласных звуков. Подберите слова к схемам.
УДАРНЫЙ СЛОГ Ударный слог, Ударный слог — Он назван так недаром... Эй, невидимка-молоток, Отметь его ударом! И молоТОК стуЧИТ, стуЧИТ, и ЧЕТко РЕЧЬ моЯ звуЧИТ. А. Шибаев
Читайте, ясно произносите ударный слог. СОСТАВЬТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СО СЛОВАМИ:
гв о здики з а мок кр у жки и рис п о лки хл о пок с е ло п и ли н о шу
гвозд и ки зам о к кружк и ир и с полк и хлоп о к сел о пил и нош у
ОКУНИ — Скорей, сестра, на рыб взгляни,
КАПЕЛЬ Сосульки как носы у цапель
МУКА И МУКА Пересохла глина,
В ЛЕСНОМ ЗАМКЕ На двери замка нет замка, Живет щегол здесь — первый щеголь. И утром белка из белка Ему сбивает гоголь-моголь.
Назовите лишнее слово в цепочке слов и объясните, почему оно не подходит к остальным.
ЗМЕЙ ЗУБР ЗВОН ЗВОНОК ЗАМОК БИЗОН ТРЕЗВОН МИМОЗА БЕРЕЗА КОРЗИНА МОРОЗЫ КОЗЫ
Выберите подходящую слоговую схему для большинства слов в первой, во второй, в последней цепочке.
Штрихом над дугой обозначен ударный слог. Ударный слог в слове произносится с несколько большей громкостью и длительностью по сравнению с безударным.
Подберите к схемам свои слова. Произнесите в указанном ритме слог -да-.
Проверьте себя: ДАДА ДА ДАДАДА ДАДАДА ДА
Выделите ударением слог -та-. ТО-ТУ-ТА ТА-ТО-ТУ ТО-ТА-ТУ ТУ-ТО-ТА
Произнесите несколько раз слоги со звуком [с]:
АС-ОС-УС-ЫС СА-СО-СУ-СЫ
Выделите силой голоса (ударением) слог -са-.
СА-СУ-СО, СЫ-СУ-СА СУ-СА-СЫ СА-СЫ-СУ
Произнесите ряд слогов вслед за взрослым, соблюдая ударение. Произнесите столько раз слог, сколько услышите хлопков. Произнесите столько раз слог, сколько фишек на столе.
Послушайте цепочку слов.
Какое слово получится при слитном произношении слогов? МА-ЛИ-НА РЕ-ПА У-СЫ РО-ЗЫ МА-КИ КРЫ-ША КРЫ-СА ШТО-РЫ ШПО-РЫ ФО-КУС ФИ-КУС И-ВА СЛИ-ВА
Сравните слова по звучанию.
РОСА — РОЗА КОЗА — КОСА
В каком слоге отличие, в первом или во втором? Какие картинки можно разместить в первом, во втором, в третьем ряду?
Проверьте себя: в первом ряду названия предметов из одного слога, во втором — из двух слогов, в третьем — из трех слогов.
Измените слова по образцу
Образец: ваза — вазы. роза —... коза —... гроза —... заноза —...
Какой слог последний в преобразованных словах? Послушайте и ответьте, какой слог произносится с ударением в словах: роза — розы коза — козы гроза — грозы заноза — занозы
Подберите слова к схемам: Для какой схемы эти слова не подходят? отгадайте загадки Черные птички
Говорит она беззвучно,
Сколько слогов в словах-отгадках? Назовите слоги в словах по порядку. Какая слоговая схема подходит к словам-отгадкам? Почему вы так думаете?
Подберите слова к схемам. Сколько гласных звуков — столько частей в слове. Часть слова — слог — обозначен дугой .
ВОРОНА
КОТЕНОК
МАШИНА
СОК
ПАР ПАРТА
НИТКИ
СЛОВО
ВОЛОСЫ
ЛУК
УС
ТЕЛЕГРАММА
ТЕЛЕФОН
КАЛИТКА
СОЛОМИНКА
С помощью указанных слов образуйте новые слова. Составьте со словами предложения. ВЫ- ДО- СКАЗАТЬ ПОД- РАС- ПРЕД- ВЫ- ДО- НА- ОТ- ПО- ГОВОРИТЬ ПОД- ПРИ- ПРО- РАЗ-
Добавьте к словам слог за- и произнесите их целиком.
Образец: звать — зазвать.
звонить —... звучать —... звенеть —...
Добавьте к словам слог при- и произнесите их целиком.
ехать —... шить —... нести —... бежать —... лететь —...
На какой вопрос отвечают слова первого столбика? Какой вопрос можно задать к словам второго столбика? (Что делать? Что сделать? ) Составьте со словами предложения.
НАЗОВИТЕ КАРТИНКИ
Назовите слог со звуком [з] в первом слове, а затем — во втором. Сколько слогов в третьем слове? Какое слово самое длинное? Сколько в нем слогов? Как произносится первый звук в слове земляника — твердо или мягко?
Послушайте чистоговорку. С многократного произношения какого слога она начинается? Чу-чу-чу, чу-чу-чу!
Произнесите чистоговорку. Какие слоговые цепочки вы запомнили? Сколько раз повторяется слог в каждой слоговой цепочке?
Назовите картинки. Определите количество слогов в этих словах.
Составьте предложения со словами: МАРКА, МАЛИНА, МАШИНА, МАК. Посчитайте, сколько слов в каждом предложении.
НАЗОВИТЕ КАРТИНКИ
Сколько слогов в каждом из этих слов? Проверьте себя: произнесите каждое слово по слогам. Подберите свои слова с 1, 2, 3, 4 слогами.
НАЗОВИТЕ КАРТИНКИ Какое из названных слов самое длинное? А самое короткое? Как вы об этом догадались?
Назовите картинки Назовите слово с ударным слогом -лы-. Произнесите слова. Послушайте себя. пчёлы — вилы — столы — пилы — лыжи Какое слово начинается с ударного слога лы-?
назовите картинки Слоги -ла- в словах: пила, юла, лама — ударные. Приведите свой пример слова с ударным слогом ла-. как зовут маму
у лисят
у волчат
у ежат
у медвежат
Сравните слова. Какое слово самое короткое? Как вы догадались? лиса — лисята — лисица полк — волчата — волчица ЁЖ — ежата — ежиха медведь — медвежата — медведица
ПЛЕТЕНЬ Тень, тень ясный день. Петр плетет пле- ре- ет, а четвертый ет. Тень, тень Послушайте, назовите самые короткие слова, состоящие из одного слога. В каких словах два слога? Назовите слово из пяти слогов. К нему можно поставить вопрос что делает?
К акое слою спряталось в слове овощи? Дополните слово щи и образуйте новое слово (ищи, тащи, пищит, щипцы)
Д обавьте последний слог и договорите слова: Прочитайте слова.
Замените в слове последний слог на слог -щи Назовите новые слова. ПЛАТИ — ЛЕТИ — ПИЛИ — РОЗЫ — ВЕКИ — ЧАШИ —
Добавьте слог, прочитайте слова.
Доскажите словечко Взрослый начинает слово, а дети добавляют последний слог.
Как получились названия профессий и занятий людей?
Чем отличается звучание слов мельница — мыльница? Как звучат согласные звуки в начале этих слов? Какое слово начинается с твердого звука [м]?
ЗИНА СПРЯТАЛАСЬ
Послушайте слова. В каких словах есть часть зина-. ЗИМА МАГАЗИН БУЗИНА БЕНЗИН ХОЗЯИН КОРЗИНА ВАЗЕЛИН РЕЗИНА ДРЕЗИНА ЗЕМЛЯНИКА НИЗИНА ГАЗЕТА
Добавьте слог
Назовите слова из двух слогов. Назовите слова из трех слогов, подходящие к схеме.
Задайте вопрос к получившимся словам.
Ребята пили сладкий сок.
Добавьте слог.
И мена Посмотрите на скачущие большие и маленькие мячи. к каждому большому мячу подберите подходящий маленький, тогда получатся имена. С какого звука начинаются имена мальчиков и девочек?
Сравните слова ВЕС — НАВЕС — ЗАНАВЕС
СОЛЬ — ФАСОЛЬ
Куда должны прилететь шарики? Ч удесное превращение слов
Замените первый звук в слове на [ш] и назовите новое слово.
|
|||||||||||||||||
|