Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





физического воспитания и спорта 2 страница



Организм- это живая биологическая целостная система, которая обладает способностью к самовоспроизведению, саморазвитию и самоуправлению. Это единое целое.

Целостность организма, т. е. его объединение (интегрирование) обеспечивается:

1) структурным соединением всех частей организма (клеток,  тканей, органов, жидкостей и др. );

2) связью всех частей организма при помощи:

а) жидкостей, циркулирующих в его сосудах, полостях и пространствах (гуморальная связь);

б) нервной системы, которая регулирует все процессы в организме (нервная регуляция).

Таким образом, целостность организма достигается благодаря деятельности нервной системы, которая пронизывает своими разветвлениями все органы и ткани тела и которая является материальным анатомическим субстратом объединения (интеграции) организма в единое целое наряду с гуморальной связью. Целостность организма заключается также в единстве вегетативных и анимальных процессов в организме, в единстве психического и соматического.

Организм неразрывно связан с окружающими условиями жизни. В живом организме происходит постоянное превращение внешнего во внутреннее и наоборот. Ассимиляция пищи представляет собой пример превращения внешнего во внутреннее. Единство организма с условиями его жизни осуществляется благодаря обмену веществ его с окружающей природой, с прекращением обмена прекращается и жизнь. У животных и человека обмен веществ определяется нейрогуморальной регуляцией при ведущей роли нервной системы.

В процессе эволюции наблюдается изменчивость строения организмов как морфологическое выражение приспособления (адаптации) их к меняющимся условиям существования. Адаптация может быть обусловлена как влиянием среды, в которой происходит приспособление, так наследственными и другими свойствами изменяющихся организмов. Под влиянием развивающегося организма до известной степени меняется и окружающая его среда. Условия обитания человека и животных составляют для них биологическую среду. Для человека кроме биологической решающее значение имеет и социальная среда. Основным условием существования человека является труд. Профессиональная специализация влечет за собой большее развитие тех отделов организма, с функцией которых связана данная специальность. В результате профессия накладывает известный отпечаток на строение тела человека. Это особенно заметно в спортивной практике, где даже специализация в том или ином виде спорта нередко сопровождается характерными морфологическими изменениями в организме. На физическое развитие организма существенное влияние оказывают питание, жилищные и бытовые условия и т. д. Условия труда и быта составляют социальную среду.

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Как построена клетка?

2. Какие образования содержит цитоплазма и какую функцию они выполняют?

3. Как построено ядро и какую функцию оно выполняет?

4. Какие ткани различают в организме человека?

5. Какие существуют виды эпителия, его функция и строение?

6. Какие различают мышечные ткани?

7. Как классифицируются  ткани внутренней среды и какую функциональную роль они выполняют?

8. Какой состав имеет кровь? Охарактеризовать форменные элементы крови.

9. Как построена нервная ткань?

 

 

ТЕМА 2. НАЧАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА.

ЦЕЛЬ. Изучение внутриутробного развития организма.

СОДЕРЖАНИЕ. Организм человека в процессе развития последовательно проходит ряд стадий. Его жизнь начинается со стадии оплодотворенной клетки, переходит в период внутриутробного, а затем внеутробного развития. Примерно к 25 годам организм человека достигает полного расцвета. Затем следует период зрелости, после чего наступает период увядания, заканчивающийся смертью.

Весь цикл развития организма, от оплодотворенной клетки и до смерти, называется онтогенезом, т. е. личным развитием данной особи.

Наука, изучающая начальную стадию внутриутробного развития, называется эмбриологией, т. е. наукой об эмбрионе. Под понятием «эмбрион» принято считать зародыш до третьего месяца его развития, когда происходит начальная закладка всех органов. С третьего месяца и до конца внутриутробной жизни зародыш называется плодом.

Процесс эмбрионального развития человека чрезвычайно сложен. Он является результатом длительного исторического развития и в определенной степени отражает черты развития низших форм животного мира.

Зародыш развивается в результате оплодотворения мужской половой клеткой (сперматозоидом) яйцевой клетки (женской половой клетки). В результате оплодотворения, т. е. проникновения сперматозоида внутрь женской половой клетки, образуется одна клетка, содержащая комплекс наследственных признаков матери и отца. Такая оплодотворенная клетка называется зиготой (спаренная клетка, рис. 12). В течение 15 минут после оплодотворения в зиготе видимых изменений не происходит, однако в это время в 70-80 раз в ней усиливаются окислительные процессы, значительно увеличивается проницаемость цитоплазмы для различных веществ, а также появляются разнородные участки, определяющие дальнейшее развитие зародыша.

Оплодотворенная клетка в дальнейшем проходит следующие периоды:

- период дробления, образования морулы, а затем бластулы;

- период гаструляции;

- период органогенеза, т. е. развития тканей и органов.

Период дробления характеризуется тем, что зигота делится на бластомеры После седьмого деления процесс дробления заканчивается и зародыш становится многоклеточным. В бластомерах увеличивается ядро, а цитоплазма уменьшается в объеме, поэтому клетки не растут. На этом этапе эмбриогенеза зародыш представляет собой плотный шар, состоящий из прилежащих друг к другу бластомеров. Он имеет сходство с ягодой шелковицы (морус – по латыни) и называется морула.

 

 

Рис. 12. Эмбриональное развитие зародыша.

 

Затем в плотном шаре образуется полость - бластоцель, заполняющаяся жидкостью, которая является продуктом жизнедеятельности бластомеров. Это – стадия бластулы.

В дальнейшем происходит выпячивание одной стенки пузыря внутрь полости и зародыш из пузырька превращается в двухслойную чащу – гаструлу.

 Стенка гаструлы состоит их двух слоев: наружного – эктодермы и внутреннего – энтодермы. Углубление чаши является полостью гаструлы – гастроцель (первичная кишка). Отверстие, через которое гастроцель сообщается с внешней средой, называется первичным ртом.

В ходе гаструляции постепенно выделяются три зачатка или зародышевых листка (рис. 12). В процессе эмбрионального развития из клеток наружного зародышевого листка (эктодермы) закладываются поверхностный слой кожи, некоторые отделы органов чувств, вся нервная система.

Из внутреннего зародышевого листка (энтодермы) развивается спинная струна, остатками которой у человека являются студенистые ядра в межпозвоночных дисках, значительная часть эпителия пищеварительного аппарата.   

Из среднего зародышевого листка (мезодермы) развиваются серозные оболочки (плевра, брюшина, околосердечная сумка), которые выстилают полости тела и покрывают внутренние органы, эпителий мочевых органов, половых желез, поперечно-полосатая мускулатура. Из мезодермы выделяются клетки зародышевой соединительной ткани – мезенхимы, из которой развиваются кровеносная и лимфатическая системы, гладкая мускулатура, скелет.    

Дальнейшее развитие эмбриона и затем плода происходит по принципу неравномерного роста и образования выпячиваний из ряда органов.

 

 

Рис. 13. Начальное развитие зародыша.

 

Во внутриутробном периоде жизни легкие и желудочно-кишечный тракт не функционируют. Питание плода осуществляется через плаценту или детское место, с которой плод связан пупочным канатиком. Плод получает вместе с кровью, текущей от плаценты по пупочной вене, все необходимое для его жизни и роста: кислород и питательные вещества. Через плаценту он отдает в кровь матери углекислоту и продукты обмена веществ.

У новорожденных начинают функционировать легкие, желудочно-кишечный тракт и происходит ряд перестроек в кровеносной системе. Все эти изменения будут рассмотрены в соответствующих разделах курса анатомии.

Таким образом, в процессе индивидуального развития, т. е. онтогенеза человек проходит два периода:

1) пренатальный или внутриутробный период продолжается от образования зиготы до рождения. Он подразделяется на эмбриональный (первые два месяца, рис. 13) и фетальный (с 3-го месяца до рождения);

2)  постнатальный или внеутробный период подразделяется на отдельные возрастные периоды, для каждого из которых характерны специфические особенности.

Акт рожденияпредставляет собой скачок в развитии организма, при котором происходят коренные качественные изменения жизненно важных процессов. Развивающийся плод переходит из одной среды (полость матки с ее относительно постоянными условиями: температура, влажность и др. ) в другую (внешний мир с его меняющимися условиями), в результате чего изменяются обмен веществ, способы питания и дыхания. Питательные вещества, получаемые ранее через плаценту, поступают теперь из пищеварительного тракта, а кислород начинает поступать не от матери, а из воздуха благодаря работе органов дыхания. При первом вдохе и растяжении легких легочные сосуды сильно расширяются и наполняются кровью. Тогда баталлов проток спадается и в течение первых 8-10 дней облитерируется, превращаясь в баталлову связку.

Пупочные артерии зарастают в течение первых 2-3 дней жизни, пупочная вена - через 6-7 дней. Поступление крови из правого предсердия в левое через овальное отверстие прекращается сразу же после рождения, так как левое предсердие наполняется кровью, поступившей из легких. Постепенно это отверстие закрывается. В случаях незаращения овального отверстия и баталлова протока говорят о развитии у ребенка врожденного порока сердца, который является результатом неправильного формирования сердца во внутриутробный период

 

 

Контрольные вопросы:

 

1. Какие периоды проходит оплодотворенная клетка?

2. Какие изменения происходят в зиготе в период дробления?

3. Какие зародышевые листки образуются в ходе гаструляции?

4. Какие периоды различают в онтогенезе?

 

 

ТЕМА 3. КОСТИ И ИХ СОЕДИНЕНИЯ.

ЦЕЛЬ. Изучение стадий развития скелета, влияния различных факторов на развитие кости, сроки синостозирования. Строение и соединения костей черепа.

СОДЕРЖАНИЕ. Отдельные кости, соединенные между собой, образуют скелет. В своем развитии скелет проходит три стадии: 1)соединительнотканную (перепончатую). 2) хрящевую и 3) костную. Эти три стадии проходят почти все кости, за исключением костей свода черепа, лица, ключицы, которые минуют хрящевую стадию.

В период внутриутробного развития скелет закладывается в виде длинного плотного тяжа клеток, идущего от головного до хвостового конца туловища. Это перепончатая стадия. На 2-м месяце внутриутробного развития большая часть перепончатого скелета заменяется хрящевой тканью, т. е. формируются хрящевые модели будущих костей. Эта стадия развития скелета называется хрящевой. На 3-м месяце внутриутробного развития начинается формирование костного скелета. Процесс замены хрящевой и соединительной тканей костной очень длительный и полностью заканчивается к 20-ти годам, когда организм достигает половой зрелости. Рост плоских костей происходит за счет надкостницы и соединительной ткани швов, рост трубчатых костей в толщину также происходит за счет надкостницы, а в длину - за счет эпифизарных хрящей (метафизов), расположенных между эпифизом и диафизом. В молодом возрасте преобладают процессы костеобразования, в пожилом процессы разрушения кости.   

Изменения в скелете вследствие усиленной мышечной деятельности наблюдаются и при занятиях спортом. На состояние скелета оказывают влияние такие факторы, связанные с занятием спортом, как характерное положение тела спортсмена (у велосипедистов, конькобежцев, боксеров), сила растяжения при висах и др. При правильно дозированных нагрузках эти изменения бывают благоприятными. Все изменения в скелете проявляются постепенно на протяжении всего тренировочного процесса. При прекращении активной спортивной деятельности приспособительные изменения костей остаются довольно продолжительное время. Изменения, происходящие в скелете под влиянием занятий спортом, касаются химического состава костей, их внутреннего и внешнего строения, процессов роста и окостенения.

Сроки синостозирования. Для тренеров и преподавателей физического воспитания необходимо знать сроки синостозирования, т. к. чрезмерные нагрузки, несоответствие их по объему и интенсивности состоянию двигательного аппарата могут привести к нарушению сроков синостозирования и даже к деформации кости. Например, у юношей-боксеров может искривляться лучевая кость, принимающая на себя нагрузку при ударах в боксе.

Окостенение (синостозирование) костей у детей происходит неравномерно. Слияние всех элементов позвонка происходит к 23-26 летнему возрасту, сращение крестцовых позвонков к 17-25 годам, полное окостенение ключицы, лопаток, плечевой кости и костей предплечья к 20-25 годам, костей запястья и пястья - к 10-13 годам, фаланг пальцев кисти к 9-11 годам. При этом окостенение у девочек начинается и заканчивается на 2-3 года раньше, чем у мальчиков. Появление точек окостенения в костях запястья имеет определенную последовательность и часто служит одним из диагностических признаков определения возраста, этапов полового развития, интенсивности роста тела в длину. Срастание отдельных костей таза начинается в 5-6 лет и заканчивается к 20-21 году. Эти сроки необходимо учитывать тренерам, особенно в процессе физического воспитания девочек. При резких прыжках, продолжительном сидении, переносе тяжестей несросшиеся кости таза могут незаметно сместиться и привести к неправильной форме входа в малый таз, что может впоследствии осложнить роды. В большеберцовой и малоберцовой костях полное окостенение эпифизарных хрящей происходит к 20-24 годам, в костях плюсны к 17-21 году у мужчин и к 14-19 годам у женщин, в костях фаланг пальцев к 15-21году. Замещение хрящевой ткани костной в процессе роста и развития кости происходит не полностью. Хрящевая ткань остается на суставных поверхностях костей, в области хрящевого скелета носа, в хрящевой части ребер.

Физические упражнения оказывают большое формообразующее влияние на скелет, изменяя рельеф кости и ее структуру. Если нагрузка распределяется равномерно на кости правой и левой половины тела, то и изменения в костях наблюдаются одинаковые. При неодинаковой нагрузке сильнее изменяется более нагруженная кость. Происходящие в кости изменения повышают механические свойства костей.

    Зависимость развития кости от внутренних и внешних факторов. Скелет, как и всякая система органов, является частью организма. На развитие костной системы влияет много факторов.

    Влияние внутренних факторов проявляется рядом морфологических изменений костей, зависящих от деятельности других органов. Особенно видна связь между костной системой и эндокринными органами. Начало полового созревания проявляется в костной системе наступлением синостозов между эпифизами и метафизами, причем самый первый такой синостоз наблюдается в первой пястной кости. По рентгенологической картине кисти можно определить возраст человека или судить о правильности протекания у него процесса окостенения.     Установлена зависимость строения кости от состояния нервной системы, которая регулируя все процессы в организме, осуществляет и трофическую функцию кости. Весь процесс окостенения от момента появления первой точки окостенения до окончания синостозирования проходит при непосредственном участии сосудов, которые, проникая в хрящ, способствуют его разрушению и замещению костной тканью.

    Влияние внешних факторов на строение и развитие скелета. Здесь на первое место выступают трудовые процессы и, в частности, занятия спортом. Они влияют на тело человека в целом, на его аппарат движения, включая и костную систему. Длительные и систематические физические нагрузки постепенно приводят к увеличению массы костного вещества, называемого рабочей гипертрофией. Она сопровождается изменениями величины, формы и строения костей.

Скелет головы. Череп составляет скелет головы. В нем различают мозговой отдел, который вмещает головной мозг, и лицевой отдел, в котором располагаются начальные отделы дыхательных и пищеварительных путей.     

Мозговой череп образуют непарные кости: затылочная, клиновидная, лобная, решетчатая, и парные: теменные и височные (рис. 14). Ниже приведено краткое описание каждой из указанных костей. Разберите их более детально.

Затылочная кость участвует в образовании основания и свода мозгового черепа, который она замыкает сзади и снизу (рис. 15). Кость состоит из вогнутой чешуи, парных боковых частей с яремными отростками и с мыщелками (сочленяются с атлантом) и основной части.

Эти четыре части ограничивают большое затылочное отверстие. Поперек наружной поверхности чешуи тянутся шероховатые верхняя и нижняя выйные линии и выступает наружный затылочный бугор. На мозговой поверхности чешуи возвышается внутренний затылочный бугор, от которого расходится крестообразное возвышение с широкими бороздами от венозных пазух.

 

 

Рис. 14. Кости черепа.

 

 

 

 

Рис. 15. Затылочная кость снаружи:

1 – зубчатый край; 2 – чешуя; 3 – большое затылочное отверстие; 4 – мыщелок; 5 – канал подъязычного нерва; 6 – основная часть; 7 – верхняя и 8 – нижняя выйные линии; 9 – наружный затылочный выступ; 10 – наружный затылочный гребень; 11 – яремный отросток

 

Теменные кости почти четырехугольные, они замыкают череп сверху и с боков. Выпуклые части их называются теменными буграми.

Лобная кость примыкает к переднему краю теменных костей. Она состоит из чешуи, глазничной и носовой частей. На ее выпуклой чешуе спереди выступают два лобных бугра, ниже их лежат надбровные дуги, латерально оканчивающиеся скуловыми отростками, а еще ниже находятся два надглазничных отверстия или вырезки. Она участвует в образовании верхних стенок глазниц и носовой полости.

Височные кости примыкают к затылочной кости. Они участвуют в образовании боковой стенки и основания мозгового черепа, служат вместилищем органов слуха и равновесия, местом прикрепления жевательных мышц и мышц шеи, сочленяются с нижней челюстью. На их латеральной поверхности находится наружное слуховое отверстие, сверху –

Рис. 16. Височная кость (наружная поверхность)

1-чешуйчатая часть (чешуя) височной кости, 2-скуловой отросток, 3-суставной бугорок, 4-нижнечелюстная ямка, 5-каменисто-чешуйчатая щель, 6-каменисто-барабанная щель, 7-шиловидный отросток, 8-барабанная часть височной кости, 9-наружное слуховое отверстие, 10-сосцевидный отросток, 11-сосцевидная вырезка; 12-барабанно-сосцевидная щель; 13-надпроходная ость (над слуховым проходом), 14-сосцевидное отверстие, 15-теменная вырезка, 16-височная линия.

 

чешуя, сзади – сосцевидная часть, спереди и снизу – барабанная часть и медиально – пирамида (рис. 16). Чешуя – слабовогнутая пластинка, замыкающая мозговой череп сбоку. На ней выдается обращенный вперед скуловой отросток, соединяющийся со скуловой остью. Под его основанием

находится суставная впадина для сочленения с головкой нижней челюсти. Сосцевидную часть образует сосцевидный отросток (место прикрепления мышц), легко прощупываемый через кожу за ушной раковиной. Внутри отросток состоит из небольших воздухоносных полостей – ячеек. В отличие от других пневматизированных костей они сообщаются не с носовой полостью, а с полостью среднего уха. Барабанная часть ограничивает наружный слуховой проход.

  Клиновидная кость лежит в основании мозгового черепа и соединяется со всеми его костями. Она участвует в образовании глазницы, височной и подвисочной ямок. В кости различают тело с воздухоносной пазухой, которая сообщается спереди с носовой полостью. Углубление на верхней поверхности тела называется турецким седлом, в нем помещается железа внутренней секреции – гипофиз. В обе стороны от тела отходят большие крылья, в основании каждого из них последовательно расположены круглое, овальное и остистое отверстия

Решетчатая кость состоит из решетчатой и перпендикулярной пластинок и решетчатого лабиринта. Перпендикулярная  пластинка участвует в образовании перегородки носа. Лабиринты, состоящие из костных ячеек, свисают в носовую полость. В сторону перпендикулярной пластинки от лабиринтов выступают средняя и верхняя носовые раковины.

Лобная, клиновидная, решетчатая и височная кости содержат внутри воздухоносные пазухи, сообщающиеся с полостью носа. Они облегчают вес черепа и играют существенную роль при дыхании.

 

Рис. 17. Верхняя челюсть (вид снаружи):

1-тело, 2-альвеолярные возвышения, 3- верхнечелюстной бугорок, 4- скуловой отросток, 5- глазничная поверхность, 6- лобный отросток, 7-подглазничное отверстие.

 

Кости лицевого черепа образуют вместилища для органов чувств (зрения и обоняния), участвуют в образовании полости рта и полости носа. К костям лицевого черепа относятся парные кости: верхняя челюсть, нижняя носовая раковина, небная, скуловая и слезная кости, и непарные кости – сошник, нижняя челюсть и подъязычная кость (рис. 14). Наиболее массивными являются кости верхней и нижней челюстей. Остальные кости лица небольшие, дополняют верхнюю челюсть с различных сторон и принимают участие в образовании полости носа и глазниц.  

Верхняя челюсть (рис. 17) - большая парная кость, занимающая центральное место в лицевом черепе. Она  имеет тело и четыре отростка. Из

четырех отростков, отходящих от тела, лобный соединяется с лобной, а скуловой – со скуловой костью. Небные отростки вместе с прилегающими к ним сзади небными костями образуют твердое небо. Альвеолярный отросток снабжен восемью лунками, в которых сидят верхние зубы. Внутри тела находится большая воздухоносная верхнечелюстная (гайморова) пазуха, открывающяяся в носовую полость.

 Носовые кости расположены в области переносицы и замыкают сверху грушевидное отверстие, ведущее в носовую полость. В глубине последней виден сошник – сагиттально расположенная пластинка, прирастающая к клиновидной, решетчатой, небным и верхнечелюстным костям.

Слезные костисамые маленькие из костей лицевого черепа. Образуя часть внутренней стенки глазницы, они примыкают к лобной, решетчатой и верхнечелюстной костям.

Скуловые кости имеют по три отростка – лобный, височный и верхнечелюстной, названные по костям, с которыми они соединяются. Скуловые кости образуют нижнелатеральные края глазниц, а вместе со скуловыми отростками височных костей – скуловые дуги.

Подъязычная кость - маленькая изогнутая кость, подвешенная к шиловидному отростку височной кости при помощи длинной связки. Состоит из тела, малых и больших рожков. Эту кость легко прощупать на шее над гортанью.

Нижняя челюсть (рис. 18) состоит из тела и ветвей (правой и левой). Угол между ними легко прощупывается под кожей. Каждая из ветвей имеет два отростка: передний - венечный и задний – суставной. Венечный отросток служит для прикрепления височной мышцы, а суставной имеет на конце головку, сочленяющуюся с височной костью. Альвеолярные дуги верхней и

  нижней челюстей у взрослого человека имеют по 16 ячеек – зубных альвеол, разделенных перегородками.     

    Каждую кость нужно ориентировать соответственно ее расположению

и уметь показать ее основные части, отростки, отверстия, бугорки.

Соединения костей черепа. Кости черепа взрослого человека соединяются при помощи швов - непрерывных фиброзных соединений. Щелевидное пространство между костями заполнено соединительной тканью, которая к старости может замещаться костной тканью. Различают зубчатый, чешуйчатый и плоский швы (рис. 19). На черепах новорожденных имеются межкостные перепонки – роднички.

Единственным диартрозом на черепе является парный височно-нижнечелюстной сустав, соединяющий нижнюю челюсть с основанием

 

Рис. 18. Нижняя челюсть (А – вид снаружи, Б – вид изнутри):

1 – тело; 2 – ветвь; 3 – подбородочный выступ; 4 – двубрюшная ямка; 5 – угол; 6 – жевательная бугристость; 7 – крыловидная бугристость; 8 – челюстно-подъязычная линия; 9 – венечный отросток; 10– мыщелковый отросток; 11 – отверстие нижнечелюстного канала; 12 – подбородочное отверстие

 

 

Рис. 19. Швы черепа.

 

 

черепа. Он образован головкой нижней челюсти и нижнечелюстной ямкой височной кости. Оба сустава функционируют одновременно и поэтому представляют собой одно комбинированное сочленение. В полости сустава

расположен хрящевой диск, поэтому в нем возможны движения в трех направлениях: 1) опускание и поднимание нижней челюсти с одновременным открыванием и закрыванием рта, 2) смещение ее вперед и назад и 3) боковые движения вправо и влево как это бывает при жевании.   

Остальные части этих костей и решетчатая кость формируют основание. Кости крыши плоские. На их вогнутой мозговой поверхности видны артериальные борозды, непостоянные мелкие отверстия, через которые проходят вены, следы венозных синусов и ряд уплощенных вдавлений и выступов, повторяющих рельеф мозга. Мозговая поверхность основания также повторяет рельеф нижней поверхности мозга. Здесь различают переднюю, среднюю и заднюю черепные ямки.

Череп в целом. Мозговой череп делится на крышу и основание – наружное и внутреннее. Крыша образуется теменными костями, чешуей лобной, затылочной и височных костей, частью больших крыльев клиновидной кости.

Наружное основание черепа образовано костями мозгового черепа, спереди оно прикрыто костями лица. Оно имеет множество отверстий, бугорков, отростков.         

Внутреннее основание черепа представлено тремя ямками – передней, средней и задней, в которых в размещены различные отделы головного мозга. Каждая ямка имеет ряд сообщений.

    В некоторых местах череп имеет утолщения, называемые контрфорсами. Они ослабляют сотрясения и механические толчки, которые череп испытывает при ходьбе, беге, прыжках, а также при занятиях некоторыми видами спорта (бокс, футбол и др. ). Различают четыре контрфорса. Разберите их.

 

Контрольные вопросы

1. Какие стадии проходит скелет в своем развитии?

2. Каковы сроки синостозирования отдельных костей?

3. Какое влияние оказывают внутренние и внешние факторы на      строение и развитие костей?

4. Какие отделы различают в скелете головы?

5. Какие кости образуют мозговой череп и какое они имеют строение?

6. Какие кости образуют лицевой череп? Строение верхней и нижней челюстей.

7. Какие соединения костей различают в скелете головы? Височно-нижнечелюстной сустав.

 

 

ТЕМА 4. СКЕЛЕТНЫЕ МЫШЦЫ.  

ЦЕЛЬ. Изучение видов и режимов работы мышц (элементов биомеханики), развития и возрастных особенностей двигательного аппарата.    

    СОДЕРЖАНИЕ. Основным свойством мышечной ткани, на котором основана работа мышц, является сократимость. При сокращении мышцы происходят ее укорочение и сближение двух точек, к которым она прикреплена. Из этих двух точек подвижная притягивается к неподвижной в результате чего и происходит движение данной части тела. Действуя таким образом, мышца производит тягу с определенной силой и, передвигая груз (например, кость), совершает определенную механическую работу. Сила мышцы зависит от количества входящих в ее состав мышечных волокон и от площади физиологического поперечника, т. е. площади разреза в том месте, через которое проходят все волокна мышцы. Величина сокращения зависит от длины мышцы. На нее также влияют и другие факторы – степень тренированности и утомления, питание, состояние центральной нервной системы и др.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.