Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вегетарианство в мировых религиях 9 страница



Вед.: Есть ли какие-нибудь современные переводы Библии, где он назван «назареянином»?

С. Р.: Да. Например, «Библия Иерусалима». Есть и другие. Но ведь дело в том, что он однозначно назван «назареянином» во многих местах Нового Завета. А назареяне вне всякого сомнения были вегетарианцами!

Вед.: Это очень интересно. В вашей книге я прочел, что многие отцы Церкви придерживались вегетарианской диеты. Многих ли вы можете назвать известных христиан-вегетарианцев?

С. Р.: «Проповеди Климента», записанные в начале II века и основанные на учении св. Петра, непосредственного ученика Христа, категорически запрещают мясоедение и все виды жестокого обращения с животными. Климент Александрийский и даже Джон Уэсли, основатель Методистской Церкви, были вегетарианцами. Кроме того, существует множество текстов, которые доказывают, что первые апостолы крайне неодобрительно относились к мясной пище; подробности можно прочитать в моей книге. Очень важно установить, что ели ранние христиане. Вы согласны с тем, что это имеет большое значение в моем случае?

Вед.: Вполне. Это подсказало бы нам, что должны есть нынешние христиане, по крайней мере, подало бы нам идею...

С. Р.: Вот именно. К тому же, таким образом мы узнали бы, какую пищу предпочитал Христос.

Вед.: Верно. Итак, я призываю наших слушателей сейчас же пойти и приобрести эту книгу. Полагаю, это — лучшая книга по данному предмету. Она называется «Пища для духа». Автор — Стивен Розен. В ней также есть предисловие Исаака Башевиса Зингера, лауреата Нобелевской премии. Стив, давайте теперь поговорим о восточных религиях. Насколько я знаю, вегетарианство — неотъемлемая часть восточного мировоззрения, особенно в Индии. Это верно?

С. Р.: Бесспорно. В 1857 году, когда англичане попытались перевести войсковые части Бенгалии на новые винтовки системы Энфилда, вспыхнул мятеж. Вы знаете, почему это случилось?

Вед.: Почему?

С. Р.: Потому что в винтовках этой системы оболочки патронов пропитывались животным жиром. Сипаи — так назывались эти бенгальские войска — должны были, заряжая винтовку, скусывать верх оболочки патрона. Вместо того чтобы согласиться на это простейшее действие, они подняли мятеж. Вот как глубоко в Индии укоренилось вегетарианство.

Вед.: А где истоки этой приверженности вегетарианству? Я знаю, что индийская религия уходит корнями в глубину веков. Но все же можно, наверное, найти какой-то древний обычай или закон, который объясняет нынешнее широкое распространение вегетарианства?

С. Р.: Пожалуй, главное — это культ коров...

Вед.: Да, расскажите, с чего это началось?

С. Р.: Вероятно, с поклонения Господу Кришне, Который всегда изображается как пастух. Хотя пантеон индуизма очень разнообразен, поклонение Кришне проходит через всю ведическую, или древнеиндийскую, традицию. В ней говорится, что особой любовью Кришны пользуются брахманы, то есть люди, которые дают другим духовное знание, и коровы, которые поят молоком не только своих телят, но и род человеческий. Корову в Индии не обожествляют, как думают многие, а, скорее, чтут как мать, поскольку она кормит нас молоком, как наши родные матери. Из-за этого и еще из-за особого расположения Господа Кришны, корове, в некотором смысле, поклоняются. По крайней мере, к ней относятся с глубоким почтением.

Вед.: А что вы скажете о Махатме Ганди? Хотя он был горячим сторонником вегетарианства и открыто заявлял об этом, я слышал, что он во многом бывал непоследователен. Не могли бы вы дать комментарий по этому поводу?

С. Р.: Я не уверен, что его нужно упрекать в непоследовательности. Несмотря ни на что, он был глубоко верующим человеком и убежденным вегетарианцем. Да, я слышал те обвинения в его адрес, о которых вы упомянули. Иногда говорят, что Ганди был святым среди политиков и политиком среди святых. Тем не менее, в конечном итоге он показал прекрасный пример того, как можно совмещать вегетарианство с религией.

Вед.: У нас осталось мало времени. Может быть, вы вкратце объясните нашим слушателям, почему религии Востока глубже осознают необходимость вегетарианства? Слова «буддизм», «индуизм», «джайнизм» сразу же вызывают у нас представление о мирном образе жизни и призыве к доброте. Иудейско-христианская традиция, например, кажется более поверхностной, по крайней мере в этом отношении. Что вы можете сказать об этом?

С. Р.: Как я писал в «Пище для духа», восточные учения ставят сарва-бхута-хиту (доброе отношение ко всем живым существам) выше лока-хиты (доброты к роду человеческому). Как сказано в ведических текстах, первая этическая система включает в себя вторую и потому более совершенна. Веды говорят, человек должен во всех существах видеть одну и ту же жизненную основу, вне зависимости от внешней оболочки тела. Те, кто не понимает, что жизнь животного так же священна, как жизнь человека, могут со временем вообще утратить уважение к жизни и человечность. Именно поэтому на Востоке сарва-бхута-хита считается высшим нравственным принципом. Я считаю, что некогда все крупнейшие мировые религии признавали всеобъемлющую сарва-бхута-хиту главной ценностью. К несчастью, на Западе эта истина пострадала от рук невежественных или впавших в заблуждение церковных авторитетов. Я молюсь, чтобы «Пища для духа» дала верующим людям пищу для размышлений.

Вед.: Ну что ж, Стивен, я хочу от всей души поблагодарить вас за участие в нашей программе. На мой взгляд, ваше выступление действительно сможет помочь людям увидеть в вегетарианстве требование религии. По крайней мере, мне оно в этом помогло. Большое спасибо.

С. Р.: Спасибо.

ЦИТАТЫ ИЗ ПИСАНИЙ И ИЗРЕЧЕНИЯ МУДРЕЦОВ

ИУДАИЗМ И ХРИСТИАНСТВО

«Господь добр и милосерден ко всем Своим созданиям».

Псалтирь 145: 9

 

«Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко».

Притчи 12: 10

 

«Плоды деревьев будут употребляемы в пищу, а листья на врачевание».

Иезекиилъ 47: 12

 

«... Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу».

Исайя 1: 11

 

«... и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови».

Исайя 1: 15

 

«Я милости хочу, а не жертвы».

Осия 6: 6

 

«Режущий вола — то же, что убивающий человека».

Исайя 66: 3


«Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом».

Притчи 23: 20

 

«Не убий».

Исход 20: 13

 

«Благодарение Господу: с тех пор как я прекратил пить вино и есть мясо, я избавлен от всех недугов плоти».

Джон Уэсли (1703-1791), основатель Методистской церкви

 

«Жесток тот человек, который не любит Господа».

Кардинал Джон Г. Ньюмен

 

«Растительная, а не животная, пища — ключ к новой жизни. Христос на Тайной Вечери сделал плоть хлебом, а кровь — вином».

Рихард Вагнер (1813-1883), немецкий композитор

 

ИСЛАМ

«Нет животного на земле и птицы, летающей на крыльях, которые не были бы общинами, подобными вам».

Коран, сура 6, ст. 38

 

«... но запрещена вам охота, ... пока вы в хараме. Бойтесь Аллаха, к которому вы все будете собраны! »

Коран, сура. 5, ст. 96

 

«И знамением для вас — земля мертвая; мы оживили ее и вывели из нее зерно, которое вы едите. Мы устроили на ней сады из пальм и виноградника и извели из нее источники. Чтобы они ели плоды их и то, что сделали их руки. Разве же они не возблагодарят? »

Коран, сура 36, ст. 33-35

 

«Он выращивает для вас посевы, маслины, пальмы, лозы и все плоды; поистине, в этом — знамение для людей размышляющих! »

Коран, сура 16, ст. 11

 

«Кто делает добро низшим тварям, делает добро себе».

Пророк Магомет

 

«Не калечьте бессловесных тварей».

Пророк Магомет

 

БУДДИЗМ

«Чтобы не внушать ужас живым существам, пусть ученик воздерживается от мясной пищи... Пища мудреца — та, какую едят садху (святые), она не содержит мяса. В будущем некоторые глупцы могут сказать, что я дозволял есть мясо и сам вкушал его, но... я никому не позволял есть мясо, не позволяю сейчас и не позволю никогда — ни в каком виде и ни в каком месте. Мясо запретно для всех, и никому не дано оспорить этот запрет».

Будда. Из «Дхаммапады»

 

«Тот, кто ради своего блага терзает или убивает живые существа, которые также ищут блага, не обретет блага после смерти». «Когда человек возымеет жалость ко всякой живой твари, тогда он будет называться святым».

«Дхаммапада»

 

ИНДУИЗМ

«Величие нации и степень ее духовного развития можно определить по тому, как эта нация обращается с животными».

Махатма Ганди

 

«Все на свете взаимосвязано. Все, что случается с животными, может произойти и с человеком».

Индира Ганди

 

«Жестокий грешник, который поддерживает собственное существование ценой жизни других тварей, заслуживает смерти ради его же собственной вечной жизни, иначе ему придется пожать плоды своих прегрешений».

«Шримад-Бхагаватам» 1. 7. 37

 

«Если ты чувствуешь неодолимое желание поесть мяса, сделай фигурку животного из очищенного масла или теста и съешь ее. Но никогда не посягай на жизнь живого существа... »

«Манусмрити» 5. 37. 174

 

«До тех пор, пока человечество допускает, чтобы коровы постоянно гибли на бойнях, оно не сможет добиться мира и процветания».

А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада

 

РАЗНОЕ

«Я считаю, что вегетарианская диета, хотя бы благодаря ее чисто физическому воздействию на человеческий темперамент, должна в высшей степени благотворно сказаться на судьбе человечества».

Альберт Эйнштейн

 

«До тех пор, пока человек истребляет животных, он будет убивать и людей. Воистину, тот, кто сеет семя убийства и мук, не пожнет радости и любви».

Пифагор

 

«Любая непочтительность по отношению к жизни, любое деяние, которое говорит о равнодушии к жизни, разрушает жизнь, — шаг в сторону любви или к смерти. Человек должен совершать этот выбор каждую минуту. Никогда еще последствия неверно принятых решений не были так глобальны и необратимы, как в наши дни. Никогда еще не было так актуально библейское предостережение: «... жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор. 30: 19).

Эрих Фромм

 

«С самого раннего возраста учите своих детей быть возможно более добрыми и милосердными к животным».

Абдул-Баха; учение бахаизма

 

«Когда человек охотится на тигра, это называется спортом; когда тигр охотится на человека, это называется кровожадностью».

Джордж Бернард Шоу

 

«О люди, собратья мои! Не оскверняйте свои тела нечистой пищей... Земля дает нам в изобилии невинные богатства и дары и позволяет нам пировать, не проливая при этом крови, не пятная себя убийством».

Пифагор, из «Метаморфоз» Овидия

 

«Действительно, человек — владыка зверей, ибо он превосходит их всех в жестокости. Мы — ходячие кладбища! Я еще в ранней юности отказался от мясной пищи».

Леонардо да Винчи

 

«Я не понимаю, почему мы убиваем себе в пищу животных, когда существует столько возможных замен мясным блюдам. В конце концов, мы вполне можем жить без мяса... »

Далай-лама

 

«Мертвая корова или овца, лежащая в поле, считается падалью. Но точно такой же труп, висящий на крюке в лавке мясника, называется пищей! »

Дж. X. Келлогг

 

БИБЛИОГРАФИЯ

Adams, Carol J., The Sexual Politics of Meat: A Feminist-Vegetarian Critical Theory (New York: Continuum, 1990).

Alladin, Bilkiz, The Story of Mohammed the Prophet (India, Hemkunt Press, 1979).

Altman, Nathaniel, «Eating for Life» (Wheaton, II, Quest Books, 1973).

Altman, Nathaniel, Ahimsa: Dynamic Compassion (Wheaton, II, Quest Books, 1980).

Ausubel, Nat, The Book of Jewish Knowledge (New York, Crown Pub., 1964).

Barnard, Neal, Eat Right, Live Longer (New York, Harmony Books, 1995).

Barnard, Neal, Food for Life (New York, Crown, 1993).

Berman, Louis, Vegetarianism and Jewish Tradition (New York, KTAV Pub., 1981).

Berry, Rynn, The New Vegetarians (New York, Pythagorean Publishers, 1993).

Berry, Rynn, Famous Vegetarians and Their Recipes (Los Angeles, Panjandrum Books, 1990).

Chappie, Christopher. K., Nonviolence to Animals, Earth, and Self in Asian Traditions (Albany, State University of New York Press, 1993).

Cook, John, Diet and Your Religion (New York, Woodbridge Press, 1976).

Dasa, Adiraja, The Hare Krishna Book of Vegetarian Cooking (Paris, The Bhaktivedanta Book Trust, 1984).

Dombrowski, Daniel A., The Philosophy of Vegetarianism (Amherst, University of Mass. Press, 1984).

Dresner, Rabbi Samuel H., The Jewish Dietary Laws: Their Meaning for our Time (New York, Burning Bush Press, 1959).

Ferrier, Rev. J. Todd, On Behalf of the Creatures (England, The Order of the Cross, 1968).

Freedman, Rabbi Seymour E., The Book of Kashruth (New York, Bloch Publishing Co., 1970).

Giehl, Dudley, Vegetarianism: A Way of Life, foreword by Isaak Bashevis Singer (New York, Harper & Row, 1979).

Golden, Hyman E., A Jew and His Duties (New York, Hebrew Publishing Co., 1953).

Head, Joseph, and Cranston, S. L., Reincarnation: The Phoenix Fire Mystery (New York, Warner Books, 1977).

Holmes-Gore, Rev. V. A., These We Have Not Loved (England, The C. W. Daniel Company Ltd., 1946).

Hume, С. Н., The Status of Animals in the Christian Religion (England, University Federation for Animal Welfare, 1957).

Kalechofsky, Roberta, ed., Judaism and Animal Rights: Classical and Contemporary Responses (Marblehead, Massachusetts, Micah Publications, 1993).

KalechoFsky, Roberta, Haggadah for the Liberated Lamb (Marblehead, Mass., Micah Pub., 1985).

Kapleau, Philip, To Cherish All Life: The Buddhist Case for Becoming Vegetarian (New York, Harper & Row, 1981).

Khaki, MI, An Article on Islam and Vegetarianism (Madras, The Vegetarian Way, 1977).

Khan, Ghulam Mustafa, Al-Dhabh: Slaying Animals for Food the Islamic Way (London, Та На Pub., 1982).

Lappe, Frances Moore, Diet for a Small Planet (New York, Ballantine Books, 1975).

Lebeau, Rabbi James M., The Jewish Dietary Laws: Sanctify Life (New York, United Synagogue of America, 1983).

Limey, Andrew, Animal Theology (Illinois, University of Illinois Press, 1995).

Linzey, Andrew, Christianity and the Rights of Animals (New York, Crossroad, 1987).

Linzey, Andrew, Animal Rights: A Christian Assessment of Man's Treatment of Animals (London, SCM press, Ltd., 1976).

Linzey, Andrew, The Status of Animals in the Christian Tradition (England, Woodbrooke College, 1985).

Mahmud, Abdel H., The Creed of Islam (England, World of Islam Festival Trust, 1978).

Moran, Victoria, Compassion: The Ultimate Ethic (England, Thorsons Pub., 1985).

Muhaiyaddeen, Muhammad Rahim Bawa, Come to the Secret Garden (Philadelphia, PA, The Fellowship Press, 1985).

Muhaiyaddeen, Muhammad Rahim Bawa, Asma'ul-Husna: The 99 Beautiful Names of Allah (Philadelphia, PA, The Fellowship Press, 1979).

Parham, Barbara, What's Wrong With Eating Meat? (Colorado, Ananda Marg Pub., 1979).

Porphyry, On Abstinence from Animal Food, transl. from the Greek by Thomas Taylor, ed. Esme Wynne-Tyson (London, Centaur, Boston, Brandon, 1965).

Prabhupada, A. C. Bhaktivedanta Swami, Bhagavad-gita As It Is (Los Angeles, Collier-Macmillan, 1972).

Prabhupada, A. C. Bhaktivedanta Swami, Chaitanya Charitamrita, 17 vols. (Los Angeles, Bhaktivedanta Book Trust, 1975).

Prabhupada, A. C. Bhaktivedanta Swami, The Path of Perfection (Los Angeles, Bhaktivedanta Book Trust, 1979).

Prabhupada, A. C. Bhaktivedanta Swami, Shrimad Bhagavatam, Cantos 1-10, 30 vols. (New York/Los Angeles, Bhaktivedanta Book Trust, 1972-80).

Quarelli, Elena, Socrates and the Animals, trans, by Kathleen Speight (London, Hodder and Stoughton, 1960).

Regan, Tom, The Case for Animal Rights (California, University of California Press, 1983).

Regan, Tom, Animal Sacrifices: Religious Perspectives on the Use of Animals in Science (Philadelphia, PA, Temple University Press, 1986).

Regan, Tom, and Singer, Peter, ed., Animal Rights and Human Obligations (New Jersey, Prentice-Hall Inc., 1976).

Regenstein, Lewis, G., Replenish the Earth (New York, The Crossroad Publishing company, 1991).

Reyes, Benito E, Scientific Evidence for the Existence of the Soul (Wheaton, II, Quest Books, 1970).

Rifkin, Jeremy, Beyond Beef: The Rise and Fall of the Cattle Culture (New York, Dutton, 1992).

Rice, Pamela, 101 Reasons Why I'm a Vegetarian (New York, the Viva Veggie Society, 1996).

Robbins, John, Diet for a New America (Wapole, N. H., Stillpoint Publishing, 1987)

Rollin, Bernard E., Animal Rights and Human Morality (New York, Prometheus Books, 1981).

Rudd, Geoffrey L., Why Kill for Food? (Madras, India, The Indian Vegetarian Congress, 1959).

Ruesch, Hans, Slaughter of the Innocent (New York, Bantam Books, 1978).

Saddhatissa, H., The Life of Buddha (New York, Harper & Row, 1976).

Sanehi, Swaran Singh, Vegetarianism in Sikhism (Madras, The Vegetarian Way, 1977).

Schochet, Elijah Judah, Animal Life in Jewish Tradition (New York, KTAV Pub., 1984).

Schwartz, Richard, Judaism and Vegetarianism (New York, Exposition Press, 1982).

Siddiqi, Muhammad Iqbal, The Ritual of Animal Sacrifice in Islam (Pakistan, Kasi Pub., 1982).

Singer, Peter, Animal Liberation (New York, Avon Pub., 1975).

Smith, Scott, «Vegetarianism and Christianity» in Vegetarian Times (April 1981).

Sussman, Vic, The Vegetarian Alternative (PA, Rodale Press, 1978).

Suzuki, Dr. Daisetz Т., The Chain of Compassion (Cambridge, MA, Cambridge Buddhist Association, 1966).

Syed, Dr. M. Hafk, Thus Spoke Muhammed (Madras, Amra Press, 1962).

Tahtinen, Unto, Ahimsa: Non-violence in the Indian Tradition (London, Rider & Co., 1976).

Tannahill, Reay, Food in History (New York, Stein and Day Pub., 1973).

Vedic Contemporary Library Series, The Higher Taste (Los Angeles, CA, Bhaktivedanta Book Trust, 1983).

Wynne-Tyson, John, Food for a future: The Complete Case for Vegetarianism (London, Centaur Press, 1979)

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.