|
|||
Вегетарианство в мировых религиях 4 страница6. Charles Joseph Hefele, A History of the Councils of the Church, From the Original Documents" (Edinburgh, T. & T. Clark Pub., 1896), p. 232. 7. St. John Cbrysostom, Homily 69 (On Matthew 22: 1-40), trans. George Prevost, Nicene and Post-Nicene Fathers, series 1, ed. V. Schaft, W. B. Eerdmans (Grand Rapids, Mich. ), Vol. 10, 1967, p. 425. 8. Titus Flavius Clemens, Paidogogos (The Instructor), Book 2, Ante-Nicene Fathers, ed. by A. Ro erts and J. Donaldson, W. B. Eerdmans (Grand Rapids, Mich. ), Vol. 2, 1967, p. 241. 9. Upton С Ewing, «The Essene Christ» (N. Y., Philosophical Library, 1961), p. 85. 10. 1 Маконский Синод (585 г. н. э. ) был созван главным образом для того, чтобы определить, есть ли у женщин душа. Возможно, Церкви следовало бы созвать такую же ассамблею касательно животных. 11. See Rev. Holmes-Gore, These We Have Not Loved (London, The С W. Daniel Company, Ltd., 1946), pp. 99-100. 12. Andrew Linsey, Animal Rights: A Christian Assessment of Man's Treatment of Animals (London, SCM Press, 1976), pp. 4-5. 13. Quoted in Ferrier, Rev. J. Todd, On Behalf of the Creatures (England, The Order of the Cross, 1968), p. 19. 14. An interview with Brother David Steindl-Rast, «A Christian View of Animals», Buddhists Concerned for Animals Newsletter, San Francisco, Vol. 5, p. 9. 15. Ibid. 16. Rocco A. Errico, The Ancient Aramaic Prayer of Jesus (Los Ange\es, Science of Mind Pub., l978), p. 24. 17. G. L. Rudd, Why Kill for Food? (Madras, Indian Vegetarian Congress, 1956), p. 87 18. Ibid., p. 92. 19. Ibid. 20. Ibid. pp. 89-90. 21. Ibid. 22. St. Bonaventure in The Classics of Western Spirituality: Bonaventure-The Life of St. Francis, trans. Ewert Cousins (N. Y., Paulist Press, 1978), pp. 254-255.
ГЛАВА 2 РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО И станет плоть убиенных В предыдущей главе речь шла о вегетарианстве и традиционном христианском наследии, с которым знакомо большинство людей. Эта глава посвящена той религии, которая сегодня может показаться разновидностью «исконного» христианства, основанного на скрижалях Мертвого моря и прочих не так давно обнаруженных реликвиях христианской эры. Следует заметить, что эти находки не то чтобы относятся к «исконной» религии, но, скорее, хранят в себе память о ранних формах христианства, близких к тому, что проповедовал Иисус. Эта книга не отстаивает и не опровергает истинности скрижалей Мертвого моря, «Наг Хаммади» или других подобных документов. Как и в предыдущей главе, наша цель — посмотреть, в каком свете эти источники представляют вегетарианскую традицию в христианстве. В первой главе мы говорили о том, что в Библии осталось неизменным. В этой главе речь пойдет о том, что все-таки изменилось. Многие ученые подтверждают, что во время Никейского а (325 г. н. э. ) священники и политики значительно изменили первоначальные христианские тексты, чтобы с помощью пропусков и дополнений создать версию, которая устроила бы императора Константина, в то время категорически не согласного с Писаниями 1. Этот шаг был предпринят с целью обратить Константина в христианскую веру и тем самым сделать христианство официальной религией Римской Империи. «Некоторые не знают, — писал архидиакон Уилдерфорс, — что после Никейского Собора тексты Нового Завета были существенно искажены. Во введении к «Текстуальной критике греческого Нового Завета» профессор Нестле говорит, что церковные власти выбрали специальных ученых называемых «корректорами», и поручили им подправить Писание согласно тогдашнему представлению об ортодоксии» 2. В предисловии к своему переводу «Евангелия Двенадцати апостолов» преподобный Гидеон Джаспер Ричард Оусли поясняет: «Задача этих корректоров заключалась в том, чтобы очень аккуратно удалить из Евангелия те повеления Господа, которым они не собирались следовать, — запреты на употребление мясной пищи и крепких напитков» 3. РАННИЕ ТЕКСТЫ Скрижали Мертвого моря — библейские манускрипты, датируемые началом христианской эры — были найдены в 1947 году и в основном поддерживают гипотезу о том, что текст Библии подвергся изменениям. Особенно в том, что касается таких обычаев, как мясоедение. Ценность этих свитков (и других археологических находок, сделанных позднее) состоит в том, что они, возможно, являются первоначальными, неизмененными манускриптами времен Иисуса Христа. Самые ранние из других доступных записей Нового Завета относятся к IV веку; это всего лишь копии копий. Хотя некоторые исследователи утверждают, что между находками с Мертвого моря и позднейшими библейскими текстами нет особых расхождений, все же нельзя отрицать, что в этих документах встречаются небольшие, но многозначительные различия. Некоторые историки христианства отвергают эти археологические открытия, другие горячо в них верят. В числе последних можно назвать доктора Мартина Ларсона, Эдмонда Б. Шекели, Миллара Берроуза, Г. Дж. Оусли, Джона М. Аллегро и Франка Дж. Муччи (основателя Общества Эдема). Все эти ученые внесли значительный вклад в расшифровку раннехристианских текстов, и из их работ мы узнали много нового о вегетарианстве в христианской традиции. Оусли, например, сделал перевод предполагаемых оригинальных Евангелий, сохраненных членами общины иессеев (религиозная секта, приверженцы которой жили на побережье Мертвого моря и отличались особой дисциплиной и духовной сплоченностью). Оусли рассказывает, что манускрипт хранился в тибетском буддистском монастыре, «где кто-то из общины иессеев спрятал его, чтобы уберечь от рук осквернителей» 4. Если манускрипты Оусли подлинные, то они являются самым древним и полным из существующих христианских текстов: это арамейский оригинал, не изменившийся с тех пор, как его использовали в первой христианской церкви Иерусалима. Те ученые, которые признают документ подлинным, заключают, что это — оригинал Евангелия, на котором основаны четыре Евангелия Нового Завета (с многочисленными отклонениями и значимыми купюрами). Это может быть правдой, а может и не быть, но содержание манускриптов ясно свидетельствует о приверженности вегетарианскому образцу и потому заслуживает подробного рассмотрения на этих страницах. Интересно, что незадолго до смерти Оусли выразил беспокойство о судьбе манускриптов: то, что случилось в прошлом, может произойти снова. По всей вероятности, Оусли опасался, что так и произойдет, особенно если документ достанется издателям-материалистам, в чьих руках «исправление» станет «искажением». Чтобы предотвратить это, В 1904 году Оусли передал авторские права на свои работы доверенному другу, с просьбой «не дать им попасть в руки ритуалистов, неважно, римских или англиканских» 5. Драгоценные манускрипты Оусли под названием «Евангелие двенадцати апостолов», ранее известные как «Евангелие для иудеев» или «Назарейское Евангелие», целы до сих пор 6. СЛОВА О ДОБРОТЕ К ЖИВОТНЫМ Согласно «Евангелию Двенадцати апостолов», перед рождением Иисуса ангел сказал Марии: «Ты не должна вкушать мяса и пить хмельных напитков, ибо дитя еще в чреве Твоем будет посвящено Господу, и не может вкушать плоть и опьяняться брагой». Сила этого повеления свыше, если признать его достоверность, состоит в том, что оно подтверждает: Иисус действительно тот Мессия, о котором говорится в ветхозаветном пророчестве: «Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева в чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе» (Ис. 7: 14, 15). Далее в тексте говорится, что в общине, где жили Мария и Иосиф, не убивали ягненка ради Пасхи: «Родители Его, Иосиф и Мария, каждый год на Пасху ходили в Иерусалим и праздновали ее по обычаю своих братьев, избегавших кровопролития и не евших мяса... » Упоминание об этом сообществе помогает объяснить, почему Иисус с самого детства любил животных и птиц: «В один день пришел отрок Иисус туда, где были птичьи силки. Там же были другие отроки. И сказал им Иисус: «Кто поставил силки на безвинных тварей Божиих? Говорю вам, тот сам попадется в силок». Неудивительно, что в этих неискаженных текстах мы находим призывы Христа к заботе обо всех созданиях, не только о людях: «Будьте же заботливы, будьте участливы, будьте милосердны и добры не только к вашему роду, но и ко всяким тварям, что ищут вашей заботы, ибо вы для них как боги, на которых они взирают в нужде своей». Позже Иисус объясняет, что пришел покончить с кровавыми жертвоприношениями: «Я пришел положить конец жертвам и кровавым пирам, и если не прекратите приносить в жертву плоть и кровь, гнев Господень вечно будет на вас, как был в пустыне на отцах ваших, что взалкали мяса и поели вволю, и наполнились скверной, и язва поразила их». Как отмечалось в предыдущей главе, в этих ранних рукописях нет упоминания о чуде с хлебами и рыбами. Вместо этого в них описано чудо с хлебом, фруктами и кувшином воды: «И разделил Иисус хлеб и плоды между ними, и воду также. И ели, и насытились все, и пили. И дивились они, ибо каждому хватило с избытком, а было их четыре тысячи человек. И пошли они, и возблагодарили Господа за то, что видели и слышали». В этих древних документах постоянно встречаются слова Иисуса в поддержку естественной пищи, особенно вегетарианской: «И, услышав это, некий саддукей, не веривший в святую истину Господню, спросил Иисуса: «Скажи мне, почему говоришь, не ешьте плоти животных? Разве не были звери даны человеку в пищу, как и те травы и плоды, о которых Ты говорил? » Ответил Иисус: «Взгляни на арбуз, сей плод земли». И Иисус разрезал арбуз и сказал еще саддукею: «Видишь своими глазами добрый плод земли, пищу людскую, и видишь семена внутри; сосчитай их, ибо из одного арбуза родится во сто крат больше. Если посеешь эти семена, будешь есть от истинного Бога, ибо не прольешь крови и ни страдания не увидишь, ни крика не услышишь. Что же ты ищешь даров Сатаны, муки, смерти, крови живых душ, пролитой от меча? Разве не знаешь, что тот, кто поднимает меч, от меча и гибнет? Иди теперь своим путем и сей семя доброго плода жизни, и не вреди безвинным тварям Божиим». Христос осуждает даже тех, кто охотится на животных: «И когда шел Иисус с учениками, встретился им некий человек, натаскивавший охотничьих псов, чтобы травить слабых тварей. Увидев это, сказал ему Иисус: «Зачем делаешь дурное дело? » И ответил тот человек: «Этим ремеслом живу, ибо зачем подобным тварям место под небом? слабы и заслуживают смерти, а собаки сильны». И Иисус посмотрел на того человека с грустью и сказал: «Воистину, лишен ты мудрости и любви, ибо у всякой твари, какую создал Господь, есть свой удел и свое место в царстве жизни, и кто может сказать, зачем они живут? И какая в том польза тебе самому и людям? Не тебе судить о том, лучше ли сильный слабого, ибо слабые не были посланы человеку в пищу или ради забавы... Горе тому, кто травит и убивает создания Божии! Да, горе охотникам, ибо они станут добычей, и сколько милосердия выказывают они к своим безвинным жертвам, столько и им выкажут недостойные люди! Оставь это дурное ремесло грешников, делай то, чему радуется Господь, и будь благословен, или же будешь проклят по твоей собственной вине! » Наконец, в ранних манускриптах мы читаем о том, что Иисус осуждает даже рыбаков, несмотря на то, что они были самыми верными из его сторонников. «На другой же день опять заговорили о поедании мертвых зверей, и некоторые из новых учеников Иисуса собрались вокруг Него и спросили: «Учитель, воистину, все ведомо Твоей мудрости, и Ты лучше всех других знаешь святой Закон; скажи нам, дозволено ли есть тварей морских? » И Иисус посмотрел на них с грустью, ибо знал, что они неученые люди, и их сердца еще ожесточены лживыми учениями дьяволов, и сказал им: «Встаньте на берегу и взгляните в пучину вод: видите рыб морских? Им дана вода, как человеку дана земная твердь; спрашиваю вас, разве рыбы приходят к вам и просят у вас сухой земли или той пищи, что на ней? Нет. И вам не дозволено идти в море и искать того, что не принадлежит вам, ибо земля разделена на три царства душ: те, что на земле, те, что в воздухе, и те, что в воде, каждый согласно своему естеству. И воля Присносущего дала всякой твари душу живую и святое дыхание, и то, что Он Своей волей дает Своим созданиям, ни человеку, ни ангелам нельзя отнять или присвоить». Интересно, что, когда Иисус впервые говорит своим ученикам-иудеям об их новом питании (вегетарианском), возражают ему: «Ты говоришь против Закона», — очевидно, имея в виду различные места в Ветхом Завете, где дается разрешение есть мясо. Памятный ответ Иисуса очень красноречив: " Не говорю Я против Моисея, ни против Закона который он дал, зная жестокость ваших сердец. Истинно говорю вам: вначале все твари Божии вкушали лишь от трав и плодов земли, пока невежество и себялюбие людское не привели многих к тому, что противно их естеству, но даже и эти вернутся к природной своей пище. Так сказано у пророков, и пророчества не обманут». Эти и многие другие отрывки можно найти в «Гуманном Евангелии Иисуса», опубликованном Обществом Эдема. Это — один из немногих английских переводов «Евангелия Двенадцати апостолов». Наставления, содержащиеся в ессейских текстах, можно принять с верой или отвергнуть как дурную подделку; однако сами эти поучения вполне согласуются с каноническими проповедями Иисуса Христа, так как в их основе лежит пример величайшей любви и сострадания. ССЫЛКИ И ПРИМЕЧАНИЯ 1. The Edenite Creed for Life (N. J., The Edenite Society, 1979), p. 19. 2. Ibid. 3. The Gospel of the holy Twelve (CA, Health Research, Reprint, 1974), p. 8. 4. Ibid. 5. Ibid. 6. The Essene Humane Gospel of Jesus (N. J., The Edenite Society, 1978), p. 6.
ГЛАВА 3 ИУДАИЗМ Ты, что возымел жалость к агнцу, Сегодня ортодоксальный иудаизм, как правило, не признает вегетарианство заповедью. Конечно, писания говорят нам, что каждое новое поколение евреев понимает Тору хуже, чем предшествующее (трактат Беранхот, 20А, Талмуд Бавли). Возможно, этим объясняется отход от вегетарианства, практикуемый современными иудеями. В конце концов, первый закон о пище, данный человеку в Торе (известной также как Ветхий Завет или Пятикнижие Моисея), несомненно, говорит о вегетарианстве: И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, — вам сие будет в пищу. (Быт. 1: 29). В Книге Бытия (3: 18) содержится еще одно повеление есть овощи. Повинуясь этим указаниям, люди Израиля — десять поколений, от Адама до Ноя — придерживались вегетарианской диеты. Однако это послушание Божьему закону было недолговечно. Ко временам Ноя нравственные устои заметно расшатались. Животных стали приносить в жертву (Быт. 4: 4), их шкуры стали носить как одежду (Быт. 3: 21), и люди начали убивать Друг друга (Быт. 4: 8, 23). Именно в эту пору, которую Библия описывает как «развращение человеков», Господь пошел на уступки и разрешил есть плоть животных. Мясоедение стремительно распространялось. После того, как Всемирный Потоп уничтожил всю растительность, Господь дал временное дозволение есть мясную пищу (Быт. 9: 4). Однако вскоре после этого Он вновь попытался установить вегетарианскую диету. Когда израильтяне ушли из Египта, Господь послал им манну, растительную пищу, которая должна была поддерживать их в нелегких странствиях все же израильтяне требовали мяса, и Бог дал им его — вместе со смертельной болезнью для всех, кто его ел (это описано в Книге Чисел 11: 18—34 и в главе данной книги, посвященной христианству). К этому времени мясоедение вышло из-под контроля и распространилось среди всех евреев, Библия свидетельствует, что Бог, сделав две попытки установить вегетарианство, был готов разрешить поедание мяса с определенными ограничениями. ВЛАДЫЧЕСТВО Человеку было дано «владычество» над всем сотворенным миром (Быт. 1: 26), и многие приверженцы иудейско-христианской традиции упоминают об этом «владычестве», когда пытаются подвести логическую базу под убийство и поедание животных. Доктор Ричард Шварц в «Иудаизме и вегетарианстве» убедительно опровергает все подобные теории: Владычество не означает права покорять и использовать. Как только Бог дал людям власть над животными (Быт. 1: 26), Он запретил употреблять их мясо в пищу (Быт. 1: 29). Владычество означает охрану и попечение — сотрудничество с Господом в заботе о мире и его улучшении. Талмуд толкует «владычество» исключительно как право использовать животных для работы. Очень сомнительно, что идея о власти позволяет выращивать животных и обращаться с ними как с машинами, предназначенными для удовлетворения наших нужд. Рабби Кук утверждает, что «владычество» никоим образом не подразумевает правления надменного деспота, тиранически и жестокосердно распоряжающегося исполнением собственных эгоистических прихотей. Рабби говорит, что не может поверить, будто столь отталкивающая форма рабства могла быть навеки установлена в мире Бога, чья «милость распространяется на все его творения». Рабби Хирш подчеркивает, что человеку не было дано права обращать в рабство все сущее. Комментируя 26-ой стих I главы Книги Бытия, он говорит: «У земли и ее порождений есть своя жизнь, о которой мы ничего не знаем, и в этой жизни они преследуют собственные цели». Таким образом, выше людской власти над природой есть божественная власть, основанная на промысле Господнем, и люди не имеют права вмешиваться в дела Бога. Следовательно, человеку, согласно иудейской религии, не дано неограниченного права эксплуатировать животных и другие порождения природы 1. Это подтверждается также в средневековом трактате Sefer Chasidim («Книга Благочестивых»), где сказано: «Будь милосерден ко всем тварям, коих Всевышний, хвала Ему, создал в мире сем. Не бей и не причиняй боли ни зверю, ни птице, ни насекомому. Не кидай камня в кошку или собаку, не убивай мух и ос». В соответствии с этим, многие герои и героини еврейского народа были избраны Господом именно за их сострадание к животным. В Книге Мидраш, к примеру, сказано, что Бог счел Моисея достойным вывести евреев из Египта потому, что тот возымел жалость к ягненку. Говорится также, что Ревекка была избрана в жены Исааку потому, проявила доброту к жаждущим верблюдам. Однако по мере того как иудаизм распространялся и рос, росло и желание есть плоть животных. Поэтому обрели популярность удобные истолкования «владычества человека», и были изобретены другие «библейские» заповеди поощряющие мясоедение. ЗАКОНЫ О ПИЩЕ Для усмирения растущего пристрастия иудеев к мясу животных вскоре были созданы законы о пище. Когда рабби Авраам Исаак Кук (1865—1935), первый Верховный Раввин современного Израиля, предполагал, что ограничения касающиеся мясной пищи, были наложены Господом для того, чтобы сократить убийства живых существ, он высказал чувства многих еврейских мыслителей. Много раньше великий иудейский философ Моисей Мамонид (1135—1204) доказал, что принесение в жертву животных возникло как замен принесению в жертву детей — этот обычай был широко распространен среди древних народов. Тем не менее, все мясные жертвоприношения совершались в Храме Иерусалимском разрушенном в 70 году н. э. Сегодня существуют сложные правила приготовления кошерного мяса — единственно приемлемого в еврейской кухне. Интересно, что еврейские законы о пище применим только к мясным продуктам. Все фрукты, овощи, цельные злаки и крупы и даже молочные продукты считаются кошерными. Только мясо нужно готовить особым способом. Более того, согласно классическому труду рабби Самуила X. Дреснера «Еврейские законы о пище», Кашрут (закон о питании) прежде всего учит, что само поедание мяса — в каком-то смысле компромисс... В идеале человек не должен есть мясо, поскольку для этого нужно отнять жизнь, убить животное. Тора тем самым преподает урок нравственности: человек может есть мясо только тогда, когда испытывает в нем особую потребность, лишь время от времени и в небольших количествах... 2 Далее рабби объясняет, что разрешение есть мясо — Господня уступка», крайняя мера, вызванная человеческим эгоизмом и глупостью. Но Господь ясно указывает, как важно почитать всякую жизнь, и в доказательство рабби ссылается многие отрывки из Писания: «животным дозволялось отдыхать в субботу (Исх. 23: 12), пахать на запряженных вмecтe воле и осле запрещалось, поскольку их силы неравны и более слабый страдал бы, стараясь не отстать от более сильного» (Втор. 22: 10), «если кто найдет птичье гнездо, он не должен брать вместе с птенцами мать; сперва следует отпугнуть ее, чтобы пощадить ее чувства» (Втор. 22: 6), «волу, молотящему в поле, нельзя «заграждать рот» (Втор. 25: 4). Согласно иудейской традиции, — заключает рабби Дреснер, — когда рождается детеныш животного, его нельзя забирать от матери по крайней мере первую неделю»3. Используя в качестве примера все эти призывы к милосердию, Дреснер указывает, что Библия учит почтению ко всякой форме жизни. Это состояние, при котором человек ощущает почтение со всем созданиям, иудейские ученые описывают как " Эдемское состояние», поскольку именно так жили первые поди в райском саду. Кроме того, еврейская традиция гласит, что человек вновь обретет Эдем с приходом Мессии. Поэтому, чтобы достигнуть более высокой степени духовного совершенства, многие иудейские мыслители приняли вегетарианскую диету для подготовки к пришествию Мессии4. Например, Шломо Горен, бывший Верховный Раввин Ашкенази, — убежденный вегетарианец. Один из крупнейших экзистенциальных философов и современных еврейских мыслителей Мартин Бубер (1878-1965) также предпочитал воздерживаться от мясной пищи. Исаак Башевис Зингер, получивший Нобелевскую премию 1978 года по литературе, Шмуэль Йозеф Аньон, еще один нобелевский лауреат, — эти еврейские писатели придерживаются того мнения, что в основе вегетарианства лежит учение о доброте к животным. Рабби Давид Розен, бывший Верховный Раввин Ирландии, и Шеар Йашув Коэн, Верховный Раввин Хайфы, всецело поддерживают вегетарианский образ жизни. Покойный Верховный Раввин Кук, хотя и непоследовательный в собственных привычках, активно высказывался в пользу вегетарианства Его небольшой буклет на иврите «Видение вегетарианства и мира» — одна из самых убедительных и плодотворных работ об иудейском вегетарианстве. Перечень выдающихся евреев-вегетарианцев, священнослужителей и мирян можно еще продолжить, и трудно усомниться в том, что вегетарианство легко вписывается в иудейский уклад жизни, что оно, в общем, считается предпочтительным. Тем не менее, законы о пище существуют для тех, кто может пожелать есть мясо, хотя неразборчивое мясоедение никогда не поощрялось в еврейской традиции. В еврейском законе о питании некоторые животные названы «чистыми», то есть пригодными в пищу человеку, тогда как остальные считаются «нечистыми» — в том смысле, что есть их нельзя. Списки чистых и нечистых животных можно найти в XI главе Книги Левит и в XIV главе Второзакония. Там же говорится, что все фрукты и овощи годятся в пищу человеку. Животные, которых дозволено есть, должны быть растительноядными, то есть не хищниками, и должны иметь раздвоенные копыта и быть жвачными. Все хищники, животные или птицы, признаны негодными для человеческого питания. Кстати, нечистым также считается труп любого чистого животного, убитого не в ритуальном порядке. Один из наиболее любопытных моментов заключается в том, что каждый, кто всего лишь дотронется до такого трупа, на весь день становится «нечистым». Исторически евреи, тщательно исполнявшие ритуалы, из религиозных соображений отказывались искать объективные причины, по которым одних животных можно есть, а других — нельзя. Такое отношение свойственно также многим нынешним ортодоксальным иудеям. Они считают, что еврейский уклад жизни был установлен праотцами, — и это что нужно знать. Детали не нуждаются в осмыслении. Другие — иудеи, знакомые с философией, и те, кто занимался сравнительным изучением религий (особенно в греко-римский период и в Средние века), — чувствовали потребность примирить веру с доводами рассудка. Как сказано (Псалтири (47: 7), «возноси молитву свою с разумением». Даре же попытаемся достичь истинного «разумения». В III столетии до н. э. еврейский ученый Аристей тщательно исследовал законы о пище, которые, по его словам, ли даны иудеям, чтобы развить в них чувство справедливости и пробудить благочестивые мысли. Чтобы подтвердить свою догадку, он указывает на то, что в Кашруте (еврейском законе о пище) налагается проклятие на хищных птиц; так что евреи могли вспомнить первый принцип общественной справедливости: не жиреть за счет других. Спустя приблизительно два столетия Филон Александрийский, философ-платоник и раввин, попытался истолковать законы Писания аллегорическим способом, приписывая каждому животному, названному в Библии «нечистым», какой-нибудь человеческий порок, и в каждом запрете вычитая обращенный к людям призыв взять себя в руки и побороть нечистые страсти и привычки. Рав Йозеф Альбо (ок. 1500 г. н. э. ), великий еврейский мистик, в своем трактате «Sefer На 'lkkarim» смело утверждает, что исключительно знание слабостей человеческой натуры заставило Бога позволить людям есть мясо. Альбо вспоминает историю Авеля и Каина и говорит, что когда Каин увидел, как Авель убил животное ради жертвоприношения был вознагражден, Каин решил, что убийство дозволяется Богом. Каин, по словам Альбо, нашел удобное истолкование всему случившемуся. Альбо призывает нас не следовать его примеру. По словам рабби Джеймса М. Лебо, сопредседателя Комиссии по делам молодежи при Объединенной Синагоге Америки, «... и Маймонид, и Наманид (1194-1270) одобряли вегетарианство, но считали, что люди могут есть мясо в том случае, если практикуют гуманные способы забоя скота» 5. Писатель Ричард Шварц призывает евреев не слишком верить в «гуманное» убийство. Шварц говорит: Конечно, shechita (принятая в Израиле техника забоя скота) — наиболее гуманный способ умерщвления животных. Но может ли сознательный иудей заботиться лишь о последних секундах жизни животного и забывать о месяцах или даже годах ужасающе жестокого обращения? Может ли религия, которая требует, чтобы вола и осла не запрягали вместе (Втор. 22: 10), чтобы волу «не преграждали рот» во время молотьбы в полях (Втор. 25: 4), и чтобы животные могли пастись в поле и наслаждаться жизнью по субботам (Раши, комментарий к Исх. 23: 2), закрывать глаза на повсеместные нарушения tsaar ba-ak chayim, запрета причинять боль живым существам? 6 Мысль Шварца хорошо мотивирована, особенно в свете нынешних фермерских технологий, при которых животные переносят нестерпимые страдания задолго до смерти. Английское Королевское Общество предотвращения жестокости к животным (RSPCA) по этому поводу говорит следующее: ... Иудейское и мусульманское сообщества не признают закона, согласно которому перед смертью животные должны быть оглушены... Поскольку ни евреи, ни мусульмане не едят свинины, религиозные убийства ограничиваются крупным рогатым скотом, овцами, козами и птицей. В случае со скотом... животное помещается в специальную клетку, известную под названием «вайнбергский загон». Это — металлическая клеть, в которой находится корова или бычок, и которая постепенно переворачивается до тех пор, пока животное не окажется висящим вниз головой. Тогда ему вытягивают шею и перерезают горло. Овец и коз укладывают на спину в металлическую люльку и затем режут. Кур придерживают рукой, пригибают им голову к земле и перерезают горло» 7. С тем же состраданием и достоверностью Королевское Общество заключает: Очень часто с того момента, когда животному перерезают горло, до того, как оно потеряет сознание, проходит от семнадцати секунд до шести минут. Очевидно, это время представляется обезумевшему от боли и ужаса существу очень долгим. Причина такого длительного промежутка между перерезанием горла и потерей сознания, возможно, состоит в том, что кровь продолжает поступать в мозг через нерассеченную позвоночную артерию и/или в том, что мяснику не удается разом перерубить обе сонные артерии, снабжающие мозг кровью. Поэтому, даже когда глотка перерезана, животное не избавляется от боли и часто может понимать, что с ним происходит8. «Гуманного убийства» не бывает. А для того, чтобы есть мясо животных, их нужно сначала убивать. Тем не менее, рабби Шнеур Залман из Лиади (1748—1812), мистик, основавший секту любавичей, придерживался особых взглядов на мясоедение, увы, пытаясь возвести его в ранг божественного принципа. Он учил, что весь мир существует для приумножения славы Божией. Если богобоязненный человек, говорил рабби, ест мясо или пьет вино, чтобы набраться сил для служения Господу, то мясо, которое он ест, возносится ко Всевышнему как жертва. Другими словами, если корова, к примеру, прожила долгую жизнь и умерла естественной смертью, то она осталась всего лишь коровой. Но если она была убит и съедена «верующим человеком», тогда она становится то высшим, чем просто корова. Отдав жизнь для того, чтобы послужить пищей такому человеку, корова возвышается до служения Господу. С этой точки зрения, убийство и поедание не причиняют животным вреда, а, напротив, превращают их жизнь в высший удел, в жертвенный дар. Конечно, в этом есть своя логика, но каждый иудей сам должен решить, желает ли Господь такой жертвы, или же той, которая не требует убийства живых существ. Возможно, строки из Библии помогут сделать выбор: «Я милости хочу, а не жертвы» (Ос. 6: 6). Или еще: «И когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови» (Ис. 1: 15).
|
|||
|