Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Движение веры» — «Теология процветания» — «Слово жизни»



Г

1) The Stream. Vol. 7, № 4., Nov. 1, 1969, P. 11.

2) Lee W. The all-inclusive Spirit of Christ. P. 189.

3) Ли В. Домостроительство Божие. Анахайм, 1985. С. 27-28.

Часть пятая. Глава 15

только через наш дух. Для этого жизненно, кровно необходимы два уже упомянутых выше элемента: мантра «О Господь Иисус Христос! », которая учит вас «выходить из ума», и «молитвочтение»:

Мы истинно наслаждаемся совместным молитвочтением Слова на наших собраниях. Оно намного лучше, чем проповедь или учение, потому что в него включается дыхание. Когда мы молитвочитаем Слово, мы просто дышим вовнутрь себя Иисуса... Мы собираемся не для того, чтобы получить немного учения, но чтобы на нас подышал Господь Иисус, принять в себя Господа Иисуса через дыхание Ч

По сравнению с китайским ересиархом мод ал ист Савеллии показался бы просто столпом Православия

Как утверждают в МЦ, они верят, что у Христа было две природы, Божественная и человеческая (вроде бы настоящее халкидон-

ское высказывание. — А. Д. ). Но оказывается, что две эти природы до такой степени смешаны, что во Христе невозможно различить, где Божественная, а где человеческая природа, и в Нем остается лишь природа Богочеловеческая:

Его человеческая природа добавилась к божественной природе, и две природы, которые раньше были разделены, стали одной 2\ Ипостась же Его также смешанна. Вот что Уитнесс Ли говорит о Христе, приводя уже знакомую нам «чайную» аналогию:

Возьмите чашку чистой воды и смешайте ее с чаем. Глядите, вода делается чем-то большим, чем просто вода. Первоначально это была вода, но теперь это вода, смешанная с чаем. До того как Бог был воплощен, Он был Богом и только Богом, но после Своего воплощения Он Бог, смешанный с человеком. В Нем не только Божественная природа, в Нем также и человеческая природа, человеческая сущность, человеческий элемент. Он Отец, Он Сын, Он Дух, Он человек 3'.

Вспомним Халкидонский орос: «Христос познаваем в двух природах неслитно, непревращенно, неразделимо, неразлучимо». Но Ли считает по-другому:

Господь Иисус есть Отец, есть Сын, есть Дух и есть сам человек. Он также Господь, Он Отец, Он Сын, Он Дух, Он Всемогущий Господь, Он Всемогущий Бог и Господь 4). Мы верим в Отца и Сына и Святого Духа, —

i 1) Lee W. How to Meet Christ. Los Angeles, б. д. Р. 42.

2) Lee W. The Economy of God. P. 11.

3) Lee W. The All-inclusive Spirit of Christ. P. 12.

4) Lee IV. The Clear Scriptual Revelation Concerning the Triune God. Anaheim, б. д. Р. 3.

«Поместная (Местная) церковь» Уитнесса Ли 517

эворитУитнесс Ли. Какжеон понимает Отца, Сына и Святого Духа? А вот как: Есть просто люди, а есть люди с большой целью. Вот есть такой человек с большой целью, он просыпается у себя дома. К нему подходят его дети — он для них отец. Потом он идет в университет, и там он — профессор. Потом он идет в больницу — и там он врач. Так кто же он — отец он, или он врач, или он профессор? Так же и Бог — натура с очень большой целью. Поэтому Он может быть Отцом, Сыном и Святым Духом Ч

Это заявление звучит как классическое савеллианство, или мода-лизм. Но, конечно, по сравнению с китайским ересиархом Савеллии показался бы просто столпом Православия.

Отец, Сын, Дух Святой — все смешивается в голове у бедного лжесвидетеля»:

На первом этапе Бог-Отец воплотил Себя в Сыне Своем; на втором — Сын Его уподобился человеку со всеми Его чудесными семью элементами (! — А. Д. ), слитыми воедино в Нем; на третьем этапе и Бог-Отец и Сын Его переходят теперь в Святого Духа. Все, что есть в Боге-Отце, есть и в Сыне Его, и оба Они, и Отец и Сын, со всеми семью элементами во Христе, переносятся в Святого Духа 2). И далее:

Бог во Христе прошел через длинный процесс — процесс воплощения, распятия, воскресения и вознесения. Тот самый Бог из первой главы Бытия прошел такой процесс... Сегодня, после приготовления, сам Христос является Духом животворящим... Этот Христос, после своего приготовления, теперь является животворящим Духом. <... > Таким образом... у нас есть четыре процесса, через которые прошел Триединый Бог: воплощение, распятие, воскресение и вознесение3'.

Это можно классифицировать как исторический модализм, доведенный до абсурда. Наверное, родоначальник ереси исторического мо-дализма Маркел Анкирский (IV в. ) был бы потрясен, увидев, как его христианскую ересь довели до совершенно уже нехристианского учения. Посмотрим, как Уитнесс Ли далее развивает свою мысль: Как Бог Он Отец, Он Сын, Он Дух, Он Господь, Он Христос. И Он все другие предметы (! — А. Д. ): Он свет, Он жизнь, Он воздух, вода, еда, одежда, место жительства. Он — все и более того 4'.

А это уже классифицируется как простой и вульгарный пантеизм. Как видите, учение Уитнесса Ли похоже на многие восточные культы, и,

11) Lee W. The Practical Expression of the Church. Los Angeles, 1970. P. 8.

2) Ли В. Домостроительство Божие. С. 20.

3) Lee IV. Life-Study of Romans. Anaheim, 1984. P. 172-173, 177, 696.

4) Lee W. The Practical Expression of the Church. Los Angeles, 1970. P. 15.

 

Часть пятая. Глава 15

«Поместная (Местная) церковь» Уитнесса Ли 519

несмотря на христианскую оболочку, по большому счету христианством тут и не пахнет.

Описывая свое понимание дальнейшего развития домостроительства Божия, Ли переходит всякие пределы кощунства

А вот как Ли понимает домостроительство Божие:

В наши же дни под воздействием домостроительства Божия, заключенного в

Новом Завете, все семь элементов Христа помещены в Святом Духе, и этот самый всеобъемлющий Святой Дух вошел в нас и снизошел на нас. <... > Домостроительство Божие в том, что Бог раздает Себя нам, наполняет нас Собой. Раздача себя нам и наполнение нас Собой осуществляется Отцом, воплощенном в Сыне, и Сыном, осуществленном в Духе. Другими словами, Отец — в Сыне, а Сын — в Духе. В Святом Духе не только личность Сына, но и совершённый труд Сына. Следовательно, Святой Дух включает Бога-Отца, Бога-Сына, Божественную и человеческую природу (! — А. Д. ), человеческую жизнь Христа с Его способностью вынести все земные страдания, действенность смерти Христа, силу воскресения, вознесение и восшествие на небесный престол. Все эти элементы соединены вместе, образуя как бы всеобъемлющую витаминную таблетку в Святом Духе. Чрез этот на всё достаточный Святой Дух полнота Триединого Бога раздается нам и наполняет нас. <... > По мере того как мы исполняемся Святым Духом и облекаемся в Него, мы сливаемся с Триединым Богом Ч И далее:

Как животворящий Дух, приготовленный Триединый Бог обитает в нас, чтобы раздавать нам жизнь тремя путями... Здесь Христос — это сам Триединый Бог, ставший обитающим в нас Духом... По этой причине мы можем сказать, что, согласно Римлянам 8 (! — А. Д. ), Триединый Бог раздается в трехчастно-го человека и дает жизнь духу, душе и телу человека 2\ Описывая свое понимание дальнейшего развития домостроительства Божия, Ли переходит всякие пределы кощунства:

Чтобы Бог мог вместить Себя в нас нашим содержимым, Он должен существовать в трех Лицах. <... > Покупая арбуз, вы предполагаете съесть его, а желудок займется перевариванием. Другими словами, вы предполагаете усвоить этот арбуз. Как это можно сделать? Сначала вы покупаете целый арбуз; потом режете его ломтями; затем, прежде чем арбуз попадает к вам в желудок, жуете его, пока он не превратится в кашицу. Последовательность такая: арбуз, ломти и наконец кашица. Что это такое: три разные вещи или одна? Я

11) Ли В. Домостроительство Божие. С. 21, 147, 34. 2) Lee W. Life-Study of Romans. P. 697.

думаю, что это прекрасный пример Троицы. Обычно арбузы больше нашего желудка. Как можно проглотить большой арбуз, когда рот у нас маленький, а горло узкое? Прежде чем арбуз сможет принять размеры, удобные для еды, его нужно разрезать на ломти. Затем при еде он превращается в кашицу. Что такое эти ломти: арбуз или не арбуз? И что такое эта кашица: арбуз или нет? Если мы скажем, что ломти и кашица — не арбуз, мы, должно быть, очень плохо разбираемся в арбузах.

Бог-Отец сопоставим с целым арбузом; Сын — с ломтями; наконец, Дух — с кашицей. Теперь вы видите, в чем суть дела: Отец — не только Отец, но также и Сын. И Сын — не только Сын, но и Святой Дух. Другими словами, арбуз — это также и ломти на тарелке, и кашица в нашем желудке. Арбуз исчезает, когда он съеден. Первоначально арбуз был на столе, но, будучи съеден, он в желудках всех членов семьи. <... > После всего этого Он дунул на учеников и сказал им: «Примите Духа Святого». Это самое дыхание и есть Святой Дух, подобный арбузной кашице. <... > Евангелие нигде не упоминает о восшествии Иисуса на небеса (бедняга, видно, так и не смог осилить до конца Евангелие от Луки, не дочитал его до 24-й главы. — А. Д. ). Так где этот Чудный в конце этого Евангелия? Подобно арбузу в желудке, Он — в учениках Своих через Дух Ч Очевидно, можно не продолжать. И это пишет человек, называющий себя единственным истинным христианином! И другие люди, считающие себя членами единой истинной Церкви, читают этот кощунственный бред как высшее откровение Божие!

Развивая далее свое учение, Ли говорит, что его любимое смешивание-слияние происходит не только на индивидуальном уровне, но и на уровне церковном, корпоративном:

Господь планировал иметь корпоративное тело, корпоративный сосуд, с которым Он может Себя смешивать и делать его тем, что он есть. Это называется церковь. ... Сущность и субстанция церкви должна быть Самим Христом, Который ассимилирован в наше бытие 2). В другом месте Ли поясняет:

Деяние — это распространение, рост и увеличение этого чудесного Лица [Иисуса Христа]. Это чудесное Лицо было ограничено и ограничено маленьким человеком Иисусом, но в Деяниях он был воспроизведен, взращен и увеличен. Он возрос, распространившись в Петра, Иакова, Иоанна, Стефана и даже Павла из Тарса. Он распространился в десятки тысяч, даже сотни тысяч своих верующих, сделав их всех частью себя. Говоря в целом, все эти верующие вкупе с Ним стали совокупным Христом 3).

I 1) Ли В. Домостроительство Божие. С. 68, 71-73.

2) Lee W. The Practical Expression of the Church. Los Angeles, 1970. P. 7.

3) Lee W. Life-Study of Johu. Anaheim, 1985. P. 147-148.

Часть пятая. Глава 15

Единый человек вроде бы равен Христу, но вроде бы и не равен. А главное то, что Христос и есть сама церковь. Сама «Местная Церковь» и есть то, что есть Бог. Таким образом у Троицы появляется четвертая Ипостась: «Теперь Они четыре в Одном — это Отец, Сын, Дух и Тело, то есть церковь» Ч

Вот вам и Никейский символ веры, который они якобы принимают! Если церковь — это Сам Бог, то здесь налицо явное идолопоклонство. Более того — это некий «духовный нарциссизм»: сектанты поклоняются сами себе, что является вполне естественным и логичным выводом из их извращенного учения.

Закончить рассказ о «Поместной церкви» я хочу еще одним вполне циничным заявлением лидера этой тоталитарной секты:

Мы должны быть в «Местной церкви», чтобы строить веру, для того, чтобы нас дисциплинировали, для того, чтобы мы учили уроки, для того, чтобы мы росли в жизни. Аллилуйя! Хвалите Господа! Он указал нам местные церкви (то есть нас самих. — А. Д. ) 2\

Уже не раз отмечено, что для деструктивных культов характерно отношение к адептам как к неразумным детям, которых надо учить, наказывать и воспитывать. Эти слова основателя секты еще раз доказывают, что в случае МЦ мы имеем дело именно с такой группировкой.

Гла ва 16

«Движение веры» — «Теология процветания» — «Слово жизни»

[ 1) Lee W. The Practical Expression of the Church. P. 43. 2) The Stream. 1969, Nov. 1. Vol. 7, № 4.

Может бЫТЬ, Вам ПРИХОДИЛОСЬ ВИ- «Бог, дай нам Россию! »

деть по телевидению странные молитвенные собрания, когда проповедник вещает со сцены, а весь зал отвечает «аминь! », «аллилуйя! », потом включают музыку, на сцене пританцовывает группа девиц, припевая простенькие слова типа: «О Господь Всемогущий! » или «Я люблю тебя, Иисус» — и все вслед за ними начинают притоптывать с поднятыми вверх руками, выкрикивая молитвы, постепенно переходящие в нечленораздельные звуки? Затем проповедник спускается в зал и начинает накладывать руки на голову людям: «Я тебя излечиваю», «Я из тебя изгоняю бесов», и человек тут же падает и либо начинает биться в конвульсиях, либо вопит и катается по полу, либо просто лежит, «отрубившись». Это и есть «Теология процветания», известная также под другими названиями: «Евангелие процветания», «Движение веры», «Проповедь веры». К нам это движение пришло через шведскую организацию «Слово жизни», и поэтому многие ради удобства называют так все движение, хотя на самом деле в разных городах принадлежащие к «Теологии процветания» секты носят разные названия. Это может быть «Живая вода», либо «Новая жизнь», «Живой родник», «Слово истины», «Церковь нового поколения», «Церковь Завета», «Церковь прославления», «Живая вера» и т. д.

«Движение веры», в отличие от всех сект, о которых мы говорили до сих пор, не выстроено в виде жесткой структуры, но внутри каждой секты, основанной каждая в своем городе, контроль не меньший, чем если бы они входили в централизованную структуру. Местные секты поддерживают друг с другом связь, обмениваясь проповедниками, оказывая взаимную помощь.

Весь северо-восток нашей страны буквально наводнен принадлежащими к этому движению сектами. В Сибири их просто видимо-невидимо: они заполняют громадные залы своими адептами. В Абакане находится их «Школа пасторского служения»; там они готовят новых проповедников, издают газету «Голос веры» (в одном из номеров шапка: «Бог, дай нам Рос-

 

Часть пятая. Глава 16

■ Движение веры» — «Теология процветания» — «Слово жизни» 523

сию! ») и вообще действуют весьма активно. В Казахстане издается их иллюстрированный журнал «Новая жизнь», который распространяется по всему СНГ. Впрочем, и в европейской части нашей страны их вполне хватает, и они весьма успешно лоббируют свои интересы в коридорах власти.

Часто «словожизневцев» относят к пятидесятникам и говорят о них как о таковых. На самом деле это не совсем корректно, так как при сходстве некоторых внешних признаков (и то относительном: у «традиционных» пятидесятников все проходит гораздо более чинно) богословие у них совершенно различное. Сами пятидесятники не слишком признают их за своих и часто не принимают в свои объединения, поэтому более корректно было бы отнести «Слово жизни» к неопятидесятническому, или неохаризматическому движению.

Однако в маскировочных целях неопятидесятники стремятся выдавать себя за протестантов и в случае периодически возникающих у них сложностей с законами того или иного государства тут же начинают шумную кампанию о «гонениях на протестантов». В России, стремясь обойти требования нового закона «О свободе совести и религиозных объединениях», они объединились в «Российский объединенный союз христиан веры евангельской» (РОСХВЕ), название которого, по некоему «странному» совпадению, почти дословно совпадает с названием объединения «традиционных» пятидесятников «Российский союз христиан веры евангельской» (РСХВЕ). Причем новообъединившиеся харизма-тики на своей учредительной конференции не скрывали, что слепили свой союз лишь с целью создания себе «крыши».

Возглавил новый союз «епископ» Сергей Ряховский. Его брат Владимир Ряховский вместе со скандально известным Анатолием Пчелицевым представляли в Верховном суде интересы подавших в суд на государство неопятидесятников: «Христианского центра Прославление» (Абакан) и «Христианского центра Новое Поколение» (Ярославль). Обе эти группы выступают против нового закона о свободе совести. Вся эта политическая активность, влиятельные защитники и шумные рекламные кампании приносят плоды: по приблизительным подсчетам, число последователей «Слова жизни» в России перевалило за 100 тысяч.

Если спросить у сектантов, на основании чего они выкрикивают бессмысленные звуки, трясутся в истерике и катаются по полу в экстазе, делая то, что определенно не одобрялось апостолом Павлом, они

Феномен глоссолалии известен с древности и является непременной принадлежностью многих экстатических языческих культов

ответят, что Павел был всего-навсего человеком, который мог ошибаться, в отличие от Иисуса, Который был Богом и ошибаться не мог. Поэтому к наследию апостола Павла они относятся весьма избирательно: принимают то, что подходит им, и отвергают как «небожественное» все, что им в нем не нравится.

Вообще-то глоссолалия, то есть полусознательное истеричное бормотание и выкрикивание нечленораздельных звуков (то, что харизма-тики называют «говорением языками»), известна с древности и является непременной принадлежностью многих экстатических языческих культов: вспомним шаманские пляски с выкриками, «трансцендентные» трясения шиваитских монахов, бормотание впавших в экстаз дервишей или нечленораздельные «пророчества» древнегреческих сивилл и пифий. Собственно, редко какой языческий культ обходится без глоссолалии. Новообращенные из язычников принесли глоссолалию в раннехристианские общины, где ей противостоял св. апостол Павел, с педагогической мудростью указывавший ее приверженцам на необходимость сохранения во время богослужения чинности и порядка (см. 1 Кор 14: 1-40).

К концу I в. по мере воцерковления бывших язычников феномен глоссолалии полностью изжил себя в христианских общинах. Лишь во второй половине XIX в. глоссолалия вновь появилась в христианской среде, среди ощущавших недостаток духовности и вдохновения людей. Но, находясь вне единого Предания, они приняли душевный экстаз и массовую истерику за знак присутствия среди них Святого Духа, и последнее стало хуже первого...

Харизматикам, утверждающим, что «говорение языками» является знаком реального присутствия Святого Духа, можно напомнить о глоссолалии язычников и спросить, каким же образом Святой Дух может являть себя в языческих антихристианских культах и зачем нужна была жертва Христа, если спастись Святым Духом можно и через, скажем, религию древних греков или шаманизм? Если же они начнут ссылаться на тот факт, что апостолы говорили языками в день Пятидесятницы (Деян 2: 4-11), то можно легко объяснить, где они заблуждаются: апостолы, не зная других языков, проповедовали Евангелие так, что их понимали уроженцы самых разных народов, а не бормотали никому непонятные нечленораздельные звуки среди говорящих на одном с ними языке людей.

И, наверное, самым сильным свидетельством против нынешней глоссолалии неопятидесятников является то, что «говорящие языками» иностранные проповедники в нашей стране общаются со своими единоверцами через переводчиков...

Часть пятая. Глава 16

«Движение веры» — «Теология процветания» — «Слово жизни» 525

Святой Дух — Дух Истины — дает дар разумения. А выкрикивание нечленораздельных, никому непонятных бессмысленных звуков — не дар, а наказание Божие, которое посылается на гордых, заносчивых людей, посчитавших себя равными Богу (вспомним библейский рассказ о строителях Вавилонской башни в Быт 11: 1-9).

Основатель секты открыто занимается оккультными практиками

Несмотря на то, что сектанты называют себя христианами, «Движение веры» христианством назвать

нельзя. Основа «Теологии процветания» восходит непосредственно к псевдохристианскому оккультному движению New Thought («Новое мышление»), популярному в США в первой половине XIX в. Это движение породило такие секты, как «Религиозная наука», «Христианская наука» и «Христианская школа единства». Кстати сказать, сейчас эти секты и их производные действуют и в России.

Отцом New Thought был известный в свое время экстрасенс и хилер (целитель) Финеас Паркхерст Куимби (1802-1866). Его главная идея была в том, что причина болезней и страданий кроется в неправильном мышлении. Последователи Куимби утверждали, что человек способен творить свою собственную реальность посредством силы позитивного утверждения (исповедания). Нужно нарисовать в своем воображении образ здоровья и богатства, а затем утверждать или исповедовать этот образ устами и образом жизни, чтобы неосязаемый образ мог воплотиться в осязаемую реальность. Хотя проповедники «Движения веры» и пытаются обелить оккультное понятие «силы разума», заменив его на «силу веры», практической разницы между этими двумя понятиями нет. Адепт New Thought писатель Уоррен Фелт Эванс писал, например, что вера — это наиболее интенсивная форма проявления разума. Относительно процесса исцеления Эванс утверждал, что «эффект суггестии (то есть позитивного утверждения, что пациент здоров) является результатом веры человека, потому что он всегда проявляется пропорционально тому, насколько пациент верит (выделено в оригинале. — А. Д. ) вашим словам».

Эмили Кэйди, адепт «христианской школы единства», поясняет: «Наши утверждения, подкрепленные верой, являются связующим звеном между нашей осознанной человеческой нуждой и Его силой и поддержкой». Кроме того, Кэйди утверждала, что «в нашем слове веры заключена сила, способная воплощать все хорошее прямо в нашей повседневной жизни». Подобные заявления наглядно показывают, что различие

 

между «разумом» адептов оккультного движения New Thought и «верой» «Теологии процветания» абсолютно эфемерны.

Отцом современного «Движения веры» можно назвать Эссека Уильяма Кеньона (1867-1948) — известного американского проповедника-оккультиста, испытавшего на себе огромное влияние таких сект, как «Христианская наука», «Христианская школа единства» и «Наука разума». Многие популярные фразы, исходящие из уст современных проповедников «Теологии процветания» (например: «Что исповедую, то и получаю»), были пущены в обращение Кеньоном. Основателем и лидером «Теологии процветания» в ее нынешнем виде является американский проповедник Кеннет Хейгин. Хейгин очень много позаимствовал из работ Кеньона, в том числе и такие слова: «Каждый человек, который " родился свыше", — Воплощение, а христианство — чудо. Верующий настолько же является Воплощением, насколько им был Иисус из Назарета»1).

Хейгин воспринимает себя как великого пророка Божия: Мой дух никогда не скажет мне ничего неверного. В нем содержится природа Бога; в нем содержится жизнь Бога; в нем содержится любовь Бога... Если в нас есть божественная природа, наш дух никогда не скажет нам ничего неверного. Что бы ваш дух ни говорил вам, это всегда будет верным... Далее он продолжает:

Духовно мы рождены от Бога и участвуем в Его природе... Семя Бога есть в моем духе, но не в моей плоти 2\

Хейгин, развивающий теории Кеньона в худшую сторону, открыто занимается оккультными практиками. Он хвалится не только своими пресловутыми посещениями ада и рая, но и выхождениями из тела. Водном случае, как утверждает Хейгин, в середине своей проповеди он неожиданно перенесся назад во времени. Его путешествие завершилось на заднем сидении какой-то машины, где он смог наблюдать, как молодая прихожанка его церкви прелюбодействовала с водителем. Все это длилось около пятнадцати минут, после чего Хейгин вдруг ощутил, что находится в своей церкви и призывает прихожан на молитву3).

Хейгин (р. в 1917 г. ) с начала 70-х годов возглавил громадное библейское училище, которое называется Центром библейской подготовки «Rhema», в г. Тулса, штат Оклахома, США. Учение его распространяется через журнал «Слово веры» и ряд других массовых изданий. В нем активно сотрудничают такие знаменитые в этих кругах проповедники и

11) Эта и предыдущие цитаты взяты из информационного листка Центра апологетических исследований «Что плохого в Движении Веры» (С-019).

2) Hagin К. How you can be led by the spirit of God; здесь и далее в этой главе RHEMA Publishers, 1989. Р. 88-89 и ел.

3) См. Hanegraaf Hendrik. Christianity in Crisis. Harvest House, 1993.

 

Часть пятая. Глава 16

«Движение веры» — «Теология процветания» — «Слово жизни» 527

«чудотворцы», как Кеннет Коуплэнд, Джим Кейсмэн, Джон Бранндстрём, Дэвид (Йонги) Чо и Бенни Хинн. Последний известен в числе прочего своим «чудотворным» пиджаком. Во время своих сеансов исцеления он в экстазе срывает с себя пиджак и бьет им жаждущих «свежего помазания Святого Духа» людей, которые снопами валятся на пол. Хинн называет себя «помазанником» Святого Духа и утверждает, что Дух сообщил ему такие, например, сведения: изначально женщины должны были рожать детей из бока.

В 1983 г. в шведском городе Уппсала был создан фонд «Слово жизни», который возглавил проповедник Ульф Экманн, главный лидер «Теологии процветания» в Скандинавии и духовный руководитель его экспорта в Россию. В1981-82 гг. Экманн обучался в библейском училище Хейгина в США, и с тех пор между американской и скандинавской «Теологией процветания» поддерживаются тесные связи. В Швеции «Слово жизни» пользуется успехом — у него более 200 филиалов в стране, а журнал «Слово жизни» (Livets Ord) выходит 35-тысячным тиражом, что для Швеции весьма солидно.

Большинство проповедников «Теологии процветания» печально знамениты многими скандалами, фальсификациями исцелений и финансовыми махинациями. Такова оборотная сторона «Движения веры». Не обошла стороной эта тенденция и нашу страну. Один из наиболее известных в России проповедников «теологии процветания» Алексей Ледяев (его секта называется «Церковь Новое поколение») в своих публичных выступлениях цинично признается, что главная цель создания церкви — это «стрижка своих овец» и «сдирание с них семи шкур» Ч Трагические события в далеком якутском городе Алдане, где лидеры секты избивали своих адептов, но в особенности детей, по меньшей мере один из которых был убит сектантами, также произошли с «неоха-ризматиками». За несколько месяцев до этого буквально по тем же обвинениям избиения и убийства адептов и их детей были арестованы лидеры неопятидесятнической секты в глубине джунглей Бразилии.

Путешествия в ад — отличительная характери- СОГЛЭСНО учвНИЮ «ТвОЛОГИИ Про-

стика основателя секты                                   цветания», человек является ду-

хом, который имеет душу и живет в теле. Тело это — лишь зло, грязь и мерзость, и нужно стремиться от не-

11) Видеозапись выступления Алексея Ледяева в Новосибирске (архив Центра сщмч. Иринея, еп. Лионского).

го избавиться: лишь в духе явлены личность и идентичность человека, жшь дух сотворен по образу и подобию Божию. Душа и тело находятся под властью сатаны, они не могут иметь общения с Богом Ц Таким образом, мы видим резкий дуализм: разделение между телом и душой с одной стороны и человеческим духом — с другой. Это находится в явном противоречии с христианством, которое учит о триединстве духа, души и гела в человеке. В Воскресении все три вновь воссоединятся, и лишь гогда восстановится полнота личности человека.

«Теология процветания» утверждает, что у каждого нехристианина природа сатаны, причем христианин, само собой разумеется, — это только тот, кто принадлежит к секте. Следовательно, и у всех нас, православных христиан, природа сатаны, и только если мы примем «теологию процветания» и войдем в секту, мы сможем обрести в духе своем Божественную природу. Именно так: лишь секта может вывести нас на путь спасения, ибо даже Бог не имеет власти спасти человека от вечной погибели, а вот посвященные в «Слово жизни» приобретают природу Бога и освобождаются от греха; они сами приобретают власть заставить Бога спасти их. Свидетельством этой власти являются духовные дары. Ульф Экманн в записанном на аудиопленку интервью заявил: У вас внутри имеется ядерная бомба... Сам Бог живет в вас! Это значит, что у вас есть доступ ко всей власти, которая есть у Бога, ко всей мудрости, которая есть у Бога, и ко всей любви, которая есть у Бога! 2) Однако хотя дух уже обращенного человека делается совершенно свободным от греха, его душа и плоть продолжают сохранять связь с сатанинским миром (опять резкое разделение между духом и телом). Хейгин говорит:

Та часть человека, которая рождается свыше, — это его дух. Дух человека получает вечную жизнь Бога и природу Бога 3\

Хейгин утверждает, что настоящие христиане — это те, кто были крещены в Духе. Водное крещение он не слишком жалует. В своей книге «Имя Иисуса» он пишет:

Верующий может быть крещен в воде для внешнего свидетельства того, что с ним случилось в новом рождении. Водное крещение не спасает вас. Я знаю это. Я был крещен в воде, и я умер, и я был отправлен в ад! 4) Как мы уже писали выше, такие путешествия характерны для Хейгина. Он описывает их в книге «Я отправился в ад» (1989 г. ). В той же са-

I 1) См. Neerskov. Faith Movement, Prosperity Teaching, Б. м., б. д. Р. 2.

2) Lundrapporten, 1985.

3) Hagin К. How you can be led by the spirit of God. P. 5.

4) Hagin K. The Name of Jesus. 1986. P. 67.

 

Часть пятая. Глава 16

«Движение веры» — «Теология процветания» — «Слово жизни» 529

мой книге он рассказывает и о своем путешествии на небеса, где он стоял очень близко от Престола Божия.

Итак, Хейгин был в аду, но вдруг к нему обратился «глас с неба», и Хейгин был восхищен из ада прямо в Техас:

Я материализовался у спинки кровати в южной спальне дома № 405 по улице Норт-Колледж в г. Маккинни, Техас Ч

Так он был рожден свыше. Много лет спустя он второй раз крестился в воде, но лучше себя от этого не почувствовал, так как в его душе зародилось подозрение, что человек, крестивший его, не был спасен. Таким образом, я решил подождать и в конце концов нашел человека, который был спасен и имел в своей жизни власть от Бога крестить меня 2).

Идеологи секты считают, что Иисус делегировал всю Свою власть христианам и теперь Сам зависит от них

В «Слове жизни» присутствует ярко выраженная тенденция спиритуа-лизировать человеческую деятельность и различные земные явления, объясняя их результатами действия духовных сил: все «нехристиане» и весь нехристианский мир — не более чем безвольное орудие в руках этих сил. Но это положение можно изменить. Как считают сектанты, духовный мир управляется и функционирует согласно определенным законам, знание которых может дать в руки человеку огромную силу. Главное — познать эти законы, и тогда мы сможем при помощи них манипулировать высшими силами. Это — магические законы, и любой человек, раскрывший их секрет, может ими воспользоваться. Хейгин пишет:

Раньше меня раздражало, когда я видел, что неспасенные люди добиваются результатов, а члены моей церкви — не добиваются. Но потом меня осенило, и я понял, что делают грешники: они сотрудничают с этим законом Бога — законом веры 3'. Согласно «Теологии процветания», Бог повязан законом, который заставляет Его передавать магическую власть людям типа Хейгина. Таким образом, личностный Бог христианства сводится к заурядному безличному источнику магической власти.

Обращение и духовные дары, которые человек получает при крещении, дают ему возможность приобрести силу и власть в духовном мире (однако и на него в значительной степени распространяется влияние диавола и злых духов). Эти сила и власть в духовном мире нужны христианину, чтобы добиться исполнения самых сокровенных своих желаний

11) Hagin К. I Went to Hell. 1989. P. 67.

2) Там же. Р. 68.

3) Hagin К. Having faith in your faith. 1988. P. 3-4.

этом мире. А они уже заранее определены руководством секты. Дело том, что, по вере «Слова жизни», христианин должен не только возра-тать, но и процветать во всех областях жизни. Истинный христианин цолжен быть — и не может не быть — богатым, здоровым, процветающим и счастливым (отсюда — «теология процветания»). Если человек таковым не является, то это явное доказательство неистинности его христианства. Но в духовном мире есть определенные силы, которые 1ротивятся такому процветанию христианина и выдвигают на его пути разные препоны. Поэтому первая задача для христианина — избавление эт этих препон и расчистка пути к процветанию, богатству, красоте и т. п. Естественно, эти препоны — работа диавола и его демонов, которые суть истинные причины болезней, нищеты и несчастий. Никакие рациональные объяснения болезней и несчастий сектантами не принимаются. Нужно скапливать духовный капитал, нужно вкладывать в духовный банк — и тогда у вас будут накапливаться проценты и в физическом, земном банке. Чем больше вы вложите в секту, тем больше вам вернется от Бога. Получается вполне четко вычерченный принцип пирамиды.

Идеологи «Теологии процветания» настаивают на том, что Иисус делегировал всю Свою власть христианам. Христиане должны использовать эту власть против нищеты, страданий и неудач, а также против угрозы войны и тех политических партий, с которыми они не согласны (в Швеции это левые партии). Все проблемы вызваны духовными причинами, то есть деятельностью демонов. Таким образом, в «Слове жизни» мы видим яркий пример духовного капитализма с крайне правыми политическими интересами.

В книге «Власть верующего» Хейгин пишет:

Мы с Христом — одно. Мы и есть Христос. Мы сидим по правую руку Божия величия на небесах. Все было помещено под наши ноги... Божественный план для нас, чтобы мы правили и царили в этой жизни, как цари: мы должны править и царить над обстоятельствами, над бедностью, болезнью и всем остальным, что может нам помешать. Мы царим потому, что у нас есть власть для этого Ч Темой конференции «Слова жизни» в 1986 г. был лозунг «Вы — боги». Правда, Ульф Экманн позднее говорил, что эти слова не следует понимать буквально. Тем не менее, если внимательно прочитать его писания, то этот лозунг будет единственным логическим выводом из учения «Теологии процветания», которое утверждает, что после обращения природа человека полностью изменяется с сатанинской на Божественную; следовательно, человек делается Богом. И даже Сам Иисус Христос за-

I

1) Hagin К. The Believer's Authority. 1990. P. 16, 39.

 

Часть пятая. Глава 16

Движение веры» — «Теология процветания» — «Слово жизни» 531

висит от того, как христиане используют свою власть над демонами, которую Он им передал, потому что Сам Он больше ничем не может помочь Своим последователям. Его власть находится в руках «истинных христиан», то есть Хейгина и его присных.

В одном из своих видений, которое «процветанцы» воспринимают как дополнение к Писанию, Хейгин вспоминает:

В1952 г. Господь Иисус Христос явился мне в видении и говорил со мной около полутора часов о дьяволе, демонах и одержимости бесами. В конце этого видения злой дух, который выглядел как маленькая обезьянка или эльф, пробежал между Иисусом и мной, распространяя вокруг себя что-то вроде дымовой завесы или темного облака. Затем этот демон начал прыгать вверх и вниз, выкрикивая тонким пронзительным голосом: «Якети-як, якети-як, яке-ти-як... » (Распространенная детская дразнилка, ср. русское бу-бу-бу. — А. Д. ) Я почти ударился в панику. Я настолько отчаялся, что закричал: «Во имя Иисуса, нечистый дух, я приказываю тебе прекратить! » Как только я сказал это, маленький демон шлепнулся на пол, как мешок с солью, и черное облако исчезло. Демон лежал на полу, трясясь, причитая и скуля, как выпоротый щенок. Он даже не смотрел на меня. Затем Хейгин совсем прогнал беса.

Иисус посмотрел на меня и сказал: «Спасибо тебе, что сделал это, потому что Я не мог этого сделать». Это было для меня настоящим шоком, это потрясло меня. Я ответил: «Господь, я знаю, что я просто не расслышал, что Ты сказал. Ты, наверное, сказал, что Ты не хотел этого сделать, не так ли? » Он ответил: «Нет, если бы ты не прекратил этого, Я не смог бы этого сделать» Ч Итак, Хейгин использует имя Иисуса как свою собственность, как свой личный магический талисман. В книге «Имя Иисуса» он говорит: Вся власть, вся сила, которую имел Иисус, вложена в Его Имя!.. Иисус сказал, что мы можем использовать Его Имя в молитве. Он сказал, что мы можем использовать Его Имя в наших отношениях с демонами. Он сказал, что мы можем использовать Его Имя в исцелениях 2\

«Очисти полностью голову от своих собственных «СЛОВО ЖИЗНИ» ВОСПРИНЯЛО ОТ New мыслей и наполни ее словом Божиим! А затем   Thought ИДвЮ, ЧТО устное СЛОВО Об-

провозгласи это слово, и случится чудо! »           ладает громадной творческой си-

лой, нужно лишь научиться эту силу употреблять. Уроки начинаются с типичных методов контролирования

1) Hagin К. The Believer's Authority. 1990. P. 29-30.

2) Hagin К. The Name of Jesus. P. 13.

сознания: «Очисти полностью голову от своих собственных мыслей и наполни ее словом Божиим! А затем провозгласи это слово, и случится чудо! » 1). Следовательно, «процветанцы» придают огромное значение провозглашению: устное слово, которое вы произносиете, — это ваша власть вязать и решить в мире. Все сказанное вами должно произойти, и вы раз и навсегда связаны с произнесенным вами словом. Поэтому, скажем, если вы идете на собрание «словожизневцев» и вам говорят, что сейчас вас будут исцелять и что вы не можете не исцелиться, то далее все зависит от вас. Вы жаждете исцеления, и вот вам накладывают руки на голову или, скажем, бьют пиджаком. Если после этого вы скажете, что чувствуете себя плохо, то так вам и будет — по вашему слову. Если же вы скажете, что исцелились, то и будете исцелены. Всякие негативные заявления, учат сектантские пасторы, чрезвычайно опасны, потому что, произнося их, мы сами вносим болезни и несчастья в собственную жизнь.

Ученик Хейгина Чарльз Кэппс зашел в этой идее так далеко, что стал утверждать, что человек, говорящий: «Я просто умираю от голода» или «Я до смерти испугался», может в буквальном смысле умереть. Именно этим, по словам Кэппса, объясняется тот факт, что люди сейчас живут всего около 70 лет, а не 900 лет, как во времена Адама. Уже упоминавшийся выше отечественный проповедник-неохаризматик Алексей Ледя-ев выражает это еще проще: «Вера — это хорошее настроение», — заявляет он во время молитвенного собрания, а громадный зал отвечает ему: «Аминь! »2). Нет больше ни плача о своих грехах, ни сострадания к ближнему, ни грусти о потерянном рае, ни серьезной сосредоточенности на молитве, ни светлой печали Великого поста, ни даже сияющей Пасхальной радости. Есть только «хорошее настроение», искаженное гримасой намертво приклеенной к нему улыбки лицо и «влияние на окружающий мир», которое Ледяев добавляет к хорошему настроению в своем определении веры.

Сектанты богохульно называют Бога «величайшим неудачником всех времен»

Другая характерная для «Теологии процветания» теория, которую они обозначают английской аббревиатурой JDS (Jesus Died Spiritually), в переводе прекрасно ложится в русскую аббревиатуру ИУД «Иисус умер духовно». Теория ИУД основана на трудах упоминавшегося выше американского проповедника-оккультиста

I 1) См. Neerskov. Указ. соч. Р. 2. 2) Видеозапись выступления Алексея Ледяева в Новосибирске (архив Центра сщмч. Иринея,

еп. Лионского).

Часть пятая. Глава 16

Э. У. Кеньона, испытавшего серьезное влияние секты «Христианская наука». Несомненно, что, как уже было отмечено, Хейгин в своих построениях постоянно вдохновляется писаниями Кеньона, заимствуя из них по много страниц текста. Особенно много Хейгин заимствует из следующих книг Кеньона: «Два типа веры», «Прекрасное Имя Иисуса», «Определение» и «Что случилось от Креста до Престола».

Учение ИУД исходит из того, что только духовные страдания, но ни в коем случае не физические, могут привести к духовным результатам. Более того, даже физическая смерть не может принести духовных результатов; никто не может умереть за кого-либо другого, и даже Христос, когда Он умер на Голгофе, умер за собственные грехи, поэтому Его победа над смертью была лишь иллюзией. И последнее слово Христа «Свершилось» было лишь «словом веры», поскольку на Кресте не свершилось ничего. Проблема в том, говорят сектанты, что, будучи Сыном Божиим, Христос был духом, а «дух не может умереть». Поэтому на Кресте Христос умер духовно (ИУД). Они считают, что примирительная работа Иисуса по-настоящему началась только тогда, когда, умерев духовно на кресте, Он приобрел природу сатаны. Три дня сатана терзал и мучил Его в аду, покуда Бог не счел, что этого достаточно. Тогда Он воскрес и был рожден свыше — точно так же, как христиане, обращаясь и крестясь, рождаются свыше. И тогда Он обрел природу Бога и был воплощен как Бог, три дня пробыв перед этим в природе сатаны.

Идеологи «Теологии процветания» любят разрабатывать эту тему во всех подробностях. Например, лучший ученик Хейгина и его наиболее вероятный преемник Кеннет Коуплэнд богохульно называет Бога величайшим неудачником всех времен, провозглашает, что «сатана победил Иисуса на кресте» и описывает Христа в аду как «изнуренного, истощенного, маленького, низкого духа». При этом другая звезда «Теологии процветания», Бенни Хинн, заявляет, что «люди, нападающие на Кеннета Коуплэнда, нападают на само присутствие Бога»Ч

Победа Христа над смертью, по словам идеологов ИУД, заключается в обретении Христом природы Бога после трех дней пребывания Его в природе сатаны, и в этом заключено основание для победы каждого христианина. Когда мы рождаемся свыше, мы делаемся Богами (еще одна оккультная идея). Когда мы поймем это и начнем реализовывать нашу божественность в жизни, мы завоюем мир. И когда это будет свершено, Христос вернется на землю и мы вручим Ему Царство. В

I

1) Цит. по информационному материалу Центра апологетических исследований «Что плохого в Движении Веры» (С-019).

Движение

веры» — «Теология процветания» — «Слово жизни» 533

этом и состоит учение ИУД. Понятно, что это небиблейское и нехристианское учение — плод дуалистической философии, лежащей в основе мировоззрения «Теологии процветания». Мировоззрение это фактически отрицает Божество Христа, не говоря уже о том, что кощунственно и богохульно утверждает, что Иисус обрел сатанинскую природу.

 

Не менее СОМНИТельна И КОНЦеПЦИЯ Основной принцип молитвы в секте: МОЛИТВЫ «ТеоЛОГИИ Процветания». «Назови — потребуй — получай! »

Она основана на упомянутом выше

убеждении сектантов, что Бог не свободен и связан духовными правилами, которые мы можем познать и использовать к собственной выгоде. Суверенность и свобода действий Бога «процветанцам» незнакомы. Бог бессилен в борьбе, которая ведется в этом мире, и полностью зависит от «Слова жизни». Правила, которыми Бог связан, известны только истинным христианам, которые могут их использовать. Хейгин утверждает: «Бо-жие слово является юридическим документом. Новый Завет (завет значит " завещание" ) является завещанием Бога для меня, чтобы я приобрел все, что Его слово объявляет моим» Ч Но завещанное мы получаем лишь от тех, кто умирает и навсегда уходит из этого мира. Фактически для «процве-танцев» Бог умер. В этом мире Его нет, а в мире духовном Он покорно служит наследовавшим Его имущество, силу и власть сектантам.

Итак, «Слово жизни» не верит Богу, понуждая Его исполнять желаемое при помощи правил, которыми Он связан. Хейгин в книге «Имя Иисуса» пишет: «В течение последних 45 лет у меня не было ни одной молитвы, на которую я не получил бы ответа. Я всегда получал ответ, и ответ всегда был " да" »2). «Процветанцы» считают, что умелое использование устного слова действеннее молитвы; вспомним фразу Кеньона: «Что исповедую, то получаю». Слово, сказанное с верой во Творца и доверием Ему как Отцу, должно заставить Бога немедленно исполнить просимое, то есть, правильно произнося правильное слово, мы понуждаем Бога исполнить то, что мы просим. По-настоящему непоколебимые отношения с Богом-Творцом даются в качестве дара при крещении («завещании»). Это убеждение лежит в основании принципа молитвы, названном: «Назови — потребуй к — получай» (Name it — claim it — get it! ). Иными словами, нужно опреде-I лить, что ты хочешь, верно сформулировать свое желание (очевидно, что-I бы Бог не ошибся), потребовать это у Бога и пошире раскрывать карман.

_

I 1) Цит. по информационному материалу Диалог-Центра «Word of Life Prosperity Theology». C. 8. 2) Hagin К. The Name of Jesus. P. 16.

Часть пятая. Глава 16

Сектанты считают, что, когда Святой Дух прорывается через человека, тот катается по полу, вопит в беспокойстве, визжа, как свинья, которую режут

Другая важная для «Теологии процветания» идея — идея духовной войны, которую также можно назвать одной из ключевых концепций секты. Все люди — духовные

существа, следовательно, христиане могут войти в тот же духовный мир, из которого действуют демоны, и начать в нем войну против армии духов сатаны. Таким образом, в силах христианина разрушить власть сатаны не только над личностью, но и над географической местностью или даже над чем-нибудь типа высокого налогообложения. Особый род духовной войны называется «молитвой мук рождения». Молящийся такой молитвой должен просто кричать изо всех сил, не произнося никаких слов и стараясь вопить как можно громче и дольше. Ульф Экманн говорит, что такая молитва еще более важна и действенна, чем говорение языками:

Когда Святой Дух прорывается через человека, он испытывает нечто подобное физической боли, подобно ощущениям женщины в муках рождения. Когда Господь приводит нас в такое состояние, мы думаем, что сошли с ума. Мы катаемся по полу, мы вопим в беспокойстве, визжа, как свинья, которую режут. Это невероятно мощная молитва, и диавол ненавидит ее. Он кричит на нас, что мы сумасшедшие и фанатики Ч

Еще одна характерная черта «Движения веры» — так называемый «феномен Торонто», или «святой смех». Проповедник Родни Ховард-Бра-ун, называвший себя «барменом Святого Духа», заражал истерическим многочасовым смехом громадные аудитории. Люди «упивались» этим смехом, катались в истерике по полу, теряли сознание. Это называлось питьем «нового вина» святого смеха, «евангельским пробуждением» и «радостью о Господе». Смех заразителен — те, кто получают «помазания» отХоварда-Брауна, получают и власть распространять этот смех и заражать им остальных.

Характерно описание самим Ховардом-Брауном обретения им этого «святого смеха». Это описание было помещено в журнале «Харизма» («Charisma», август 1990 г. ). Статья называется «Славьте Господа и разливайте новое вино». Летом 1979 г. в Южной Африке Ховард-Браун «часами молился о более глубоком познании Бога». В молитве проповедник сказал Богу: «Либо Ты сойдешь сюда и прикоснешься ко мне, либо я

11) Цит. по информационному материалу Диалог-Центра «Information about the Word of Life Theology». С 5.

«Движение веры» — «Теология процветания» — «Слово жизни*

сам поднимусь туда и прикоснусь к Тебе». Внезапно Ховард-Браун почувствовал, что его тело как бы охвачено огнем. Он начал неудержимо смеяться. Потом он заплакал и начал молиться на языках. Ховард-Браун говорит: «С тех пор я подключился к электрической сети небес, и моим желанием стало пойти и подключить к ней других».

Согласно «Теологии процветания», люди находятся в центре вселенной, откуда протянуты нити и «вверх», и «вниз». Молитва приобретает характер манипулирования людьми духовным миром, с тем чтобы результаты из духовного мира проявлялись в мире физическом. Это чистейший пример оккультно-магического подхода к молитве. «Оккультный» значит «потаенный»; люди, вовлеченные в оккультизм, пытаются высвободить тайные силы с помощью совершения неких обрядов и проникновения в тайные законы. Такой подход весьма сходен с гностическим, который воспринимает духовное как верховный и основной элемент, а физическое — как низшую сферу. Оккультное знание для «Слова жизни» — сообщение от Духа Божия, которое напрямую передается нашему духу. Такое знание, считают они, дает им откровение — например, как понимать тексты Писания. Никто из тех, кто находится за рамками «Теологии процветания», не способен понимать Писание, потому что он не получил I откровенного знания.

 

Духовная ВОЙна Невозможна без Человек не имеет права исповедоваться ДУХОВНОГО авторитета И беспреко- в своих грехах, иначе он навсегда останется СЛОВНОГО ПОВИНОВеНИЯ ему. СтруК- грешником

тура «Слова жизни» строго авторитарна. Никакая критика внутри организации недопустима; если какой-то член организации начинает высказывать критические замечания в ее адрес, ему объясняют, что критика исходит от духа критики, который называется также «духом Иезавели», — демонического духа.

Групповое давление и всевластие лидера зачастую приводит к трагическим результатам: в конце 1998 г. мир был потрясен, когда по обвинению в избиениях и убийствах членов неопятидесятнической секты в джунглях Бразилии был арестован лидер секты. Он заявил, что таким образом изгонял бесов из своих последователей. Несколько месяцев спустя та же ситуация повторилась в далеком якутском городе Алдан, где сектанты захватили здание местной администрации. Телекадры с изможденными, избитыми детьми, от которых отказались родители, члены местной неопятидесятнической группы, транслировались по всей России. Нескольких находившихся при смерти младенцев удалось

 

Часть пятая. Глава 16

в последний момент спасти, но через несколько дней было откопано тело десятилетнего Миши Дулова, замученного сектантами, изгонявшими из него бесов Ч

Многие члены секты страдают депрессивными состояниями, среди них нередки попытки самоубийства. По данным шведской статистики, процент бывших членов секты, которые оказались в психиатрических лечебницах, гораздо выше средних показателей. Многие из покончивших с собой членов секты до вступления в нее к психиатру не обращались. По данным, опубликованным в шведской газете «Sidsvenskan» от 13. 06. 1991 г., клинический терапевт из Уппсалы Г. Свартлинг сообщает, что 85 % обследованной группы, состоявшей из членов «Слова жизни», заявили о резком сокращении контактов с семьей и старыми друзьями и о резком ухудшении личного благосостояния из-за крупных пожертвований в секту и выплаты десятины; 93 % сообщили, что они подвержены приступам панического страха и расстройству сна; 25 % всерьез предпринимали попытки самоубийства. Свартлинг делает вывод, что душевнобольные пациенты — члены «Слова жизни» — получают очень серьезные умственные повреждения с симптомами, указывающими на шизофрению.

Одна из причин серьезных психических расстройств — род испове: ди, обязательной для всех членов секты. Исповедь основана на том же главном принципе «Теологии процветания»: всякое слово обладает творческой силой, поэтому человек не имеет права исповедоваться в своих грехах, иначе он навсегда останется грешником; можно исповедоваться лишь в том, что свят и всесилен. Таким образом, человек остается один на один со своими внутренними проблемами и слабостями, которые он должен в себе подавлять, не имея права их высказать. Но он не может не замечать их присутствие в себе — и это при том, что, как он видит своими глазами, все остальные члены секты уверяют, что давно уже стали святыми и избавились от своих грехов. Опять эффект платья голого короля! В конце концов это приводит адепта к раздвоению личности, шизофрении, депрессивным состояниям. Человек даже не может сам себе признаться в своих ошибках, потому что винить он может только себя — Бог уже дал ему все, что мог, и больше Ему дать нечего.

11) См. Дворкин А., Михайлов А. Неопятидесятники убивают: от Бразилии до Якутии // «Прозрение. №2 (3), 1999. С. 20-24.

«Движение веры» — «Теология процветания» — «Слово жизни» 537

«Теология процветания» отрицает Крест Христов, без которого их христианство теряет всякий смысл и делается кощунственной пародией

Молитвенные собрания вводят сектантов в иррациональный экстаз, при котором они переходят в другой мир, наполненный демонами, беспокойством, стрессом и отчаянием. Вместе с тем они делаются своеобразными наркоманами переживаемых на собраниях состояний и уже не могут жить без индуцированной эйфории от «языкоговорения», «молитвы мук рождения» или пиджака Бенни Хинна, — только они спасают сектантов от черной бездны отчаяния. Таким образом происходит контролирование сознания членов секты ее руководством.

Материя и творение Божие объявляются злом. От них нужно отречься. Все представляется в духовных категориях: это либо дух Бога, либо дух сатаны. Но единственный, кто мог бы нас спасти, — Христос — объявляется обретшим природу сатаны и утратившим силу спасать кого-либо. Богом объявляется сам человек; сам человек объявляется собственным спасителем. Человек оказывается привязанным к системе, где самым главным [ показателем являются личные достижения. Только они могут доказать, | что вы добились обожествления. В той же мере достижением (а не даром) для процветанцев считается и вера. Согласно учению «Движения веры», после того как мы делаемся христианами («рождаемся свыше»), мы делаемся заложниками нашей собственной победы, ключевыми словами которой являются ВЛАСТЬ и АВТОРИТЕТ.

Из всего вышесказанного совершенно очевидно, что «Теология процветания» не может считаться христианским движением — это грубая магически-оккультная система с элементами психического манипулирования и контролирования сознания. Прикрываясь псевдохристианской фразеологией, она отрицает практически все положения исторического христианства. Само название «Теология процветания» кощунственно, ибо основывается на том, что христианская вера гарантирует ее носителю богатство и процветание, а это противоречит словам Христа: «Бла-I женны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески злословить за Меня» (Мф 5: 11); «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф 16: 24). По существу процветанцы отрицают Крест Христов, без которого христианство теряет всякий смысл и делается лишь кощунственной пародией на самое себя. Именно к ним относятся слова Господа: «Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф 5: 13).

 

Часть пятая. Глава 16

Эту главу уместно закончить выводом уже упоминавшейся выше доктора Гудрун Свартлинг, который она сделала по окончании проделанного ей обследования секты:

В этой «Теологии процветания» внешний физический мир не является подлинной реальностью, а духовный мир наполнен злыми духами, с которыми Бог оставил Своих детей наедине. Всякий раз, когда вы чувствуете, что не в силах справиться с проблемой — болезнь, усталость, депрессия, авария или что-нибудь другое, — вы должны воспринимать это как нападение из духовного мира. Вы должны воедино собрать всю вашу волю, все ваши духовные силы, чтобы немедленно провести агрессивную контратаку. Однако бесконечно продолжаться это не может, и осознание этого, рано или поздно приходящее к вам, может иметь трагические последствия Ч

1) DND 43/1991, интервью, взятое у Г. Свартлинг.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.