Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Часть пятая. Глава 15



I

1) The Stream, Vol. 2, №3, Dec. 1, 1974. P. 26.

2) The Stream, Vol. 7, №4, Nov. 1, 1969. P. 31.

3) The Stream, Vol. 8, №4, Nov. 1, 1970. P. 26.

фуктура «ПомесТНОЙ церкви» ОП- Люди боятся уходить из секты, так как )вделяется Тоталитарной СИСТе- их постоянно запугивают ужасами, которые ЛОЙ, Жестко Контролируемой Ли. якобы постигают отпавших

тот тоталитаризм очень тяжело жазывается на психическом состоянии многих членов МЦ, которым 1риказывают ставить интересы «церкви» превыше всего на свете. В: екте даже считается, что человек должен менять место жительства каждые несколько лет. Как и во многих тоталитарных сектах, здесь само эбой разумеется, что человек является ничем, а организация — всем. ... Церковь должна быть вашим единственным интересом. Что является вашим интересом сегодня: учеба? бизнес? семья? Мой единственный интерес — это церковь. Мы все должны стать такими «алкоголиками» ради церкви Ч В «Поместной церкви» члены постоянно заняты исполнением церковных обязанностей, так что у них практически не остается времени на: вои семьи, не говоря уже о том, чтобы критически поразмыслить над гем, чему их учат.

Нам всем нужно посвящать больше времени завязыванию контактов с людьми (так на языке МЦ называется вербовка. — А. Д. ). Один вечер в неделю должен использоваться для ваших личных дел, три вечера — для церковных собраний и три остающихся вечера — для завязывания контактов с людьми. Помимо этих трех вечеров, я надеюсь, что вы будете использовать каждый из своих обеденных перерывов для этой же цели 2). Естественно, глава МЦ Уитнесс Ли считается ее верховным главнокомандующим. Сектанты верят, что его непосредственно ведет Сам Бог и, следовательно, ему нужно подчиняться беспрекословно. Вот что пишет Ли о том, как члены МЦ обязаны относиться к нему:

1) Lee W. Life-Study of Genesis, Message Eighty-nine. Stream Publishers, 1977. P. 1157.

2) Lee W. Young People's Training, Message Four. Stream Publishers, б. д. Р. 51.

Часть пятая. Глава 15

■ Поместная (Местная) церковь» Уитнесса Ли 507

Позвольте мне сообщить вам секрет моего идеального совершенства в качестве мощного столпа для действий Господа. Братья типа Бенсона Филлипса и Джона Со движутся к совершенству потому, что у них совершенно нет собственных идей. Недавно брат Бенсон мощно заявил, что единственное, что он знает, — это следовать служению брата Ли. Когда Джон Со остановился с нами в Лос-Анджелесе, он не знал ничего, кроме впитывания каждой детали этого служения... Даже когда они видели ошибки, они забывали о них, ибо у них не было времени, чтобы бесцельно тратить его на их обсуждение Ч Согласно Ли, его учению нужно повиноваться, как учению Самого Господа. Он абсолютно убежден, что в течение долгих лет своего лидерства в организации Бога он заработал право требовать беспрекословного повиновения от своих последователей.

Эти слова — не просто учение, но мощное свидетельство того, что я практиковал и переживал в течение более чем тридцати пяти лет. Я был захвачен этим видением и милостью Божией я никогда не свернул со своего пути и не изменил своего тона 2\

Относительно концепции «Поместной церкви» и своего руководства ею Ли говорит так: «Не думайте, что это мое учение, это откровение Господа» 3).

Итак, мы видим, что структура МЦ откровенно тоталитарна: все желания «церкви» исходят от Уитнесса Ли, объявляющего их наиважнейшей целью, для торжества которой каждый член МЦ должен отдать абсолютно все. Все личное полностью подавляется. Поразительно, но зачастую сектанты бывают одинаково одеты, одинаково подстрижены и говорят с совершенно одинаковыми американо-китайскими интонациями. У Уитнесса Ли есть описание того, как он покупал себе ботинки. Куда бы он ни заходил, рассказывает Ли, всюду продавались слишком модные ботинки, а ему были нужны немодные, «чтобы не превозноситься». Представьте себе, что будет, если, несмотря на эти опубликованные слова «Учителя», кто-нибудь из членов его «церкви» купит себе ботинки, которые могут быть сочтены модными...

Одеваются они скромно, но галстук и белая рубашка обязательны. Главное у них — групповое восприятие: как вас воспринимает группа и как вам не выделяться из группы. Присутствуя на собрании МЦ, я заметил, что в стратегических местах сидели пара американцев и пара китайцев, которые за всем следили и все направляли, так что «свободы в Духе» вовсе и не приметишь. И когда один сектант ляпнул что-то слиш-

I

1) Lee W. Life-Study of Genesis, Message Eighty-nine. P. 1144-1145.

2) Lee W. The Vision of the Church. Stream Publishers, б. д. Р. 13.

3) Lee IV. Christ Versus Religion. Stream Publishers, б. д. Р. 13.

{ом откровенное, чего не следовало знать находящимся в зале чужим, {адсмотрщики тут же подали знак, и вся секта хором стала кричать: «О Господь Иисус», чтобы «захлопать» таким образом «еретика».

Члены МЦ говорят, что обратиться к Господу человек может в раз-1ых церквах — не обязательно у них, но полностью — только у них. Путь > бращения может быть ступенчатым, но в конце концов человек дол-кен прийти в «Поместную церковь». Членов «церкви» постоянно запугивают, рассказывая им истории о том, какие ужасные вещи случились с шдьми, ушедшими из МЦ. Очень популярна история о том, как у одно-

|го отпавшего начались в жизни такие несчастья, что он буквально на карачках приполз обратно, целовал двери и умолял принять его назад. И люди действительно боятся оттуда уходить.

Это страшная и беспощадная секта. МЦ, наверное, является самой сутяжнической сектой после сайентологии. Она очень любит подавать в суд на своих критиков. Уже многие годы секта запугивает исследователей и издателей судебными преследованиями, чтобы заставить их воздержаться от публикации любой критики в адрес Уитнесса Ли или литературы «Живого Потока». Вот какая история произошла с одним американцем-протестантом. Глубоко изучив учение и практику «поместноцерковников», этот человек написал про них очень хорошую и правдивую книгу. Когда он ее писал, то постоянно пытался выйти с ними на контакт. Он посылал телеграммы Уитнессу Ли, предлагая ему читать главы книги по мере их написания и высказывать свои замечания, а затем даже предложил ему написать заключительную главу книги так, как ему будет угодно. Но Ли игнорировал эти предложения: очевидно, ему нечего было ответить на справедливую критику ученого. А когда вышла книга, секта подала в суд на автора и издателей книги (небольшую калифорнийскую антикультовую организацию) одновременно более чем в 30 штатах. Денег у ответчиков не было, истцы же бесконечными процедурными проволочками откладывали слушание дела (а при этом надо было во всех этих штатах держать адвокатов), и все это тянулось до тех пор, пока организация не была вынуждена признать себя банкротом. В таком случае по американским законам вся собственность и все фонды опечатываются и продаются, чтобы как-то покрыть убытки. В результате все архивы издателей были проданы и все, на что опирался автор книги, оказалось для него вне пределов досягаемости. Поскольку из-за отсутствия денег он даже не смог приехать на многочисленные судебные процессы в разных штатах (в то время он работал над докторской диссертацией в Дании), книга была признана клеветнической, а ее автора присудили к чудовищному штрафу в несколько десятков миллионов долларов.

 

Часть пятая. Глава 15

Въезд в Америку оказался для него закрыт; он жил в Дании, а потом получил работу в Непале, чтобы изучать гималайские культы. Там он погиб при загадочных обстоятельствах — разбился в пропасти. Убийство, естественно, доказать не удалось. Было признано, что это несчастный случай, хотя погибший был очень умелым альпинистом. Но представляется, что по меньшей мере косвенным образом «Поместная церковь» несет ответственность за его смерть.

По мнению Ли, христианство — это великий Вавилон

Сущность учения секты вытекает уже из ее названия. У нас, например, она называется «Церковь в

Москве». По-английски это звучит The Church in Moscow, то есть «Единственная Церковь в Москве». Это значит, что, по определению Уитнесса Ли, в каждом городе согласно раннехристианскому принципу есть только одна истинная церковь и только один ее глава. Все другие церкви, которые обретаются в этом городе, естественно, уже не христианские церкви, а секты. Существует только одна церковь в мире, в которой никаких сектантских учений не содержится, — естественно, это церковь самого Уитнесса Ли. Католическую церковь он объявляет «апокалиптической Иезавелью» из церкви Фиатирской, которая называет себя пророческой и вводит в заблуждение детей Божиих (Откр 2: 20-23). Протестантов он сравнивает с Сардийской церковью, о которой апостол Иоанн говорит: «Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв» (Откр 3: 1). Плимутское братство — это, по его словам, Лаодикийская церковь: «Ты ни холоден, ни горяч» (Откр 3: 15-16). О православных он, по всей видимости, ничего не слышал, но думаю, будь он пообразованнее, нам в этом ряду досталось бы «почетное» место.

Естественно, возникает вопрос: что же такое эти сектантские отклонения, которые, по его словам, содержатся в каждой церкви? Как узнать, где они есть? Оказывается, все очень просто: нужно сверять веру каждой из этих церквей с тем, во что верит «Поместная церковь». Все церкви, чьи учения исторически расходятся с учением церкви Уитнесса Ли, — это и есть то самое сектантство, которое появилось в ходе исторического развития.

Сама МЦ заявляет, что питается исключительно духовной пищей — Иисусом Христом. «Когда мы появляемся в любом городе, мы заявляем свои права на этот город», — то есть с момента, когда МЦ появляется в городе, никакая другая церковь уже не имеет права на существование. Если их об этом спросить напрямую, они будут выкручиваться и гово-

«Поместная (Местная) церковь» Уитнесса Ли 509

рить, что в других деноминациях тоже есть истинные христиане, просто они сами не знают, что они истинные христиане. К тому же истинные христиане в других деноминациях пребывают как бы временно, потому что, узнав о существовании МЦ, они сразу же переходят туда. А если не переходят, значит, они не истинные христиане. Для обращения к истинной вере всем неофитам предлагается принять новое крещение и отречься I от той конфессии, к которой они принадлежат. Особенно Ли не жалует священнослужителей. Ну и, само собой разумеется, он прибегает к уже привычному для нас утверждению, что подлинное учение Христа было утрачено где-то с 60 года по Р. X., а восстановление его началось примерно с XV века. До того о Боге ничего не было известно, а историческая Церковь — это «вавилонская блудница». Ли утверждает, что церковная жизнь первых 15 веков представляла собой сплошную цепь извращений Священного Писания. Уже в конце I в. истинное учение Божие было Церковью частично утеряно, а к концу II в. в Церкви не осталось практичес-■; ки ни капли истины; таким образом, к началу Реформации в XVI в. была кромешная тьма:

Но через краткое время после завершения Нового Завета Церковь начала терять все важные вещи, которые можно найти в Библии. И в конце концов к XV в. все было потеряно. Люди знали лишь совсем немножко от Бога Ч Все исторические церкви объявляются противоречащими Библии, им полностью отказано в церковности. Все они с подавляющим большинством своих членов и все церковные структуры — та самая «блудница вавилонская». Признается лишь то, что Мартином Лютером, графом Цинцендорфом (? — А. Д. ), Моравскими братьями, Джоном Уэсли, методистами и Плимутским братством были сделаны некоторые шаги в восстановлении истинной новозаветной Церкви. Потом на смену им пришли протестантские фундаменталисты, пятидесятники и евангелисты, но истинной церковью возрождения является только церковь Уитнесса Ли. Процесс восстановления начался в XV веке и, согласно учению Ли, имеет пять ступеней поступательного развития, в каждой из которых количество истины Божией понемногу увеличивалось, покуда все не кульминировалось в заключительной пятой ступени: фундаментализм, пятидесятничество, евангелизм, понимание глубинной жизни, Церковь (то есть МЦ).

Ли говорит, что люди, которые находятся в «деноминациях» (то есть во всех исторических церквах), слепы. Естественно, что каждый христианин, который обретает зрение, не может уже более находиться «в де-

I

1) The Stream, Vol. 7, №4, Nov. 1, 1969. P. 14.

 

 

Часть пятая. Глава 15

номинациях» и вступает в «Местную церковь»: лишь слепая овца может оставаться в загоне. Как только у нее открываются глаза, она перепрыгивает через забор и бежит к пастбищу, на зеленую травку, к теплому солнышку, на свежий воздух1'. Ли не скупится на эпитеты в отношении исторических церквей:

Что такое великий Вавилон? Это смесь из христианства. Великий Вавилон — это блудница-мать со множеством блудниц-дочерей. Римо-католическая церковь — это мать, а все деноминации — это ее дочери 2). Мысль доводится до логического конца:

Мы просто отказываемся от религии, мы отказываемся от христианства. В ранние дни своего существования церковь должна была отказаться от иудаизма. Сегодня мы отказываемся от христианства 3). Эти свидетельства Уитнесса Ли говорят сами за себя: его секта ясно и недвусмысленно отвергает христианство. Следовательно, даже согласно собственным утверждениям МЦ, ее члены не могут называться христианами.

Чтобы войти в экстаз, сектанты начинают рас- В секте Имеется СВОЯ Мантра: «О качиваться, вопить, махать руками, дергать      ГОСПОДЬ Иисус! »; ИМЯ ГОСПОДЭ ИС-

ногами... это называется «молитвочтением»     пользуется ЗДвСЬ ТИПИЧНЫМ ДЛЯ

восточной мантры образом, то есть

совершенно не с теми целями, с которыми читают Иисусову молитву православные. Сам Уитнесс Ли говорит, что если произносить мантру определенным образом, так, как он учит ее произносить, то будешь находиться «в Духе». Нужно заставлять людей слушать и громко говорить: «О Господь Иисус! » — ведь когда человек повторяет мантру, он открывает свою душу, свой ум для Господа. Он еще сам не знает, что находится на пути к обращению, но главное — не думать, что это значит, а только громко повторять это тысячи, десятки тысяч раз в день. И тогда мы, уверяет Ли, вкушаем Самого Господа. Если у вас плохое настроение, повторяйте это бездумно, и настроение ваше исправится. Если вы злы и готовы на кого-то сорваться — повторяйте, и не сорветесь. Но совершенно обязательно повторять мантру не про себя, а вслух, громко и нараспев.

А теперь представьте себе толпу людей на их собраниях, которая, раскачиваясь, скандирует на все лады: «О Господь Иисус! » Такая массо-

11) Lee W. The Practical Expression of the Church. Los Angeles, 1970. P. 109-110.

2) The Stream. Vol. 7, № 4., Nov. 1, 1969, P. 19.

3) Lee W. The Practical Expression of the Church. P. 133.

«Поместная (Местная) церковь» Уитнесса Ли 511

вая истерика, естественно, не имеет ничего общего с Иисусовой молитвой, с умным деланием, совершаемым в безмолвии, трезвении и со смирением. Это самая настоящая мантра, ведь вместо «Господь Иисус» они могли бы говорить «Харе Кришна» или что угодно другое, например, «О яблочный сок! », потому что важно не то, что произносится, а достигаемое при помощи мантры состояние. Ли говорит, что нужно быть в Духе, а для того, чтобы быть в Духе, необходимо «отключить свой ум». Когда члены МЦ призывают имя Господа, они, дескать, находятся в Духе, потому что за них действует Дух. Поэтому абсолютно необходимо «выйти за пределы своего ума». Один сектовед рассказывал, как, придя в общежитие «местноцерковников», он увидел человека, который, раскачиваясь, ходил взад и вперед по дому и на пределе своих голосовых возможностей орал на разные лады: «О Господь Иисус! » И на вопрос о том, что стряслось с этим бедолагой, ему ответили: «Не волнуйтесь, у него все в порядке — он просто выходит из ума».

Второй способ контролирования сознания адептов — «молитвочте-ние». Этот метод был разработан Уитнессом Ли, который впервые применил его на Тайване в конце 50-х гг. Практикуется он на собраниях, и происходит это так: собрание длится без конца: поют какой-то гимн, потом кто-нибудь проповедует. В какой-то момент встает кто-то из присутствующих и говорит, например: «Братья, читаем Послание к Галатам, 2, 19». Все раскрывают Библию и читают: «Я распят с Господом». Потом тот, кто читал, повторяет: «Я! Я! Господь сказал: Я! Братья, Господь сказал мне: Я! Аллилуйя! » (Все кричат: «Аллилуйя! ») Потом каждый начинает выкрикивать: «Господь сказал: Я! Аминь! Сам Господь сказал: Я! Ух, Сам Господь сказал: Я! Братья, Господь сказал: Я распят! Аминь! Распят, сказал Господь! Господь сказал: распят Я! Аллилуйя, братья! » и т. д.

Начинается самая настоящая вакханалия, в которой смысл Писания уже не имеет никакого значения. Писание — это лишь способ выкрикивать то, что тебе придет на ум в данный момент. Чтобы войти в экстаз, сектанты начинают раскачиваться, вопить, махать руками, дергать ногами — все это называется «молитвочтением».

Как же Уитнесс Ли обосновывал это бесчинство? В одной из своих речей он цитирует 2 Тим 3: 16, где говорится, что все Писание богодухно-венно. Ли переворачивает цитату и говорит, что всякое Писание — это Дух Бога. Значит, Писание — это Сам Бог; значит, Писание — это Сам Христос. «С этого момента мы должны считать Библию самой сущностью Бога, а не откровением Бога»Ч Перед вами лежит Писание, перед вами

11) The Stream, Vol. 5, № 3, Aug. 1, 1967. P. 4.

 

Часть пятая. Глава 15

лежит Сам Христос. «Из Библии очевидно, что Слово [Библия] Христово ни капли не меньше, чем Сам Христос»1'. Когда мы занимаемся молит-вочтением, мы духовно едим и пьем сущность Христову. Библия и Христос для сектантов делаются синонимами. Получается, что для них Христос подменяется Писанием, а это уже чистое идолопоклонство. Увы, идол можно сделать даже из Священного Писания, если относиться к нему таким образом.

Уитнесс Ли говорит, что каждое слово Писания нужно читать при помощи молитвочтения, и тогда вы будете наполнены словом, которое есть Сам Господь, и Господь позаботится обо всем. Главное в нашей практике — это не слушать слова, но наслаждаться Самим Богом через слово. Главное — все воспринимать духом, а не разумом. В определенном смысле это вполне справедливо: когда человек отключает свой ум (и лишь тогда), он действительно воспринимает каждое слово Уитнесса Ли как исходящее от Бога, а все его толкования — как истину в последней инстанции.

Чтобы «работать духом», нужно прекратить думать и начать «сходить с ума»

Продолжим рассказ о вероучении «Поместной церкви». Первое, что они говорят: «Прекрати думать,

брат. Сейчас ты работаешь умом, а нужно работать духом. Все нужно воспринимать духом». Это высказывание типично для тоталитарных сект, причем оно — даже отдаленно не христианское. «Местноцерковни-ки» говорят, что их не интересуют доктрины и учения — их интересует лишь Сам Христос. Доктрины и учения — это то, что понимают разумом, а разум нужно отключать, нужно «сходить с ума». А Христа мы воспринимаем духом. Нужно отключать ум и воспринимать все через дух, и тогда начнется духовное понимание, тогда вы примете в себя Христа.

Все, что исходит от Уитнесса Ли, воспринимается сектантами как абсолютная и непреложная истина; любые вопросы автоматически исключаются. Это приводит к состоянию отключенного сознания, которое иногда называют зомбированием или промыванием мозгов.

Ключевым словом в учении Уитнесса Ли до недавнего времени было mingling (смешивание). По идее Ли, это слово означает полное взаимопроникновение — такое, когда один ингредиент уже невозможно отличить от другого. Проблема в том, что он плохо владеет английским языком: mingling означает «слияние жидкостей», что не очень подходит к

11) The Stream, Vol. 5, № 3, Aug. 1. P. 13.

«Поместная (Местная) церковь» Уитнесса Ли 513

тем исходным матералам, которые, согласно Ли, должны смешиваться. В русскоязычных материалах МЦ это слово даже переводится как «слияние», например: «Святой Дух и наш дух сливаются в один дух»1). Но в МЦ было канонизировано каждое слово «брата» Уитнесса Ли, в том числе и его очевидные безграмотности. Лишь после его смерти сектанты осмелились заменять слово mingling гораздо более подходящим по смыслу к идее Ли словом blending, которое означает «перетирание различных ингредиентов до единой однородной массы».

Итак, что же значит этоттермин? Согласно Ли, Бог сотворил человека, чтобы навеки с ним смешаться. Тогда Бог перестает быть просто Богом и делается Богочеловеком. И человек тоже перестает быть просто человеком и делается человекобогом.

Бог сотворил физическое существо — человека, который, по учению Ли, состоит из трех частей: тела, чтобы испытывать физическую жизнь, души, которая является центром, внутренним «я» человека, и духа, через который человек связывается с Богом, принимает и содержит Его. На первый взгляд это кажется вполне христианской антропологией, но если посмотреть на содержание, то станет ясно, что термины, которые использует Ли, он понимает совсем по-другому.

Несмотря на то, что человек состоит из трех частей, он является незаконченным продуктом Божиего творения, потому что цель существования человека — смешаться с Богом, чтобы получить жизнь не-тварную. Цель Бога заключается в том, чтобы мы могли получить Его нетварную жизнь и преобразоваться в Его образ — быть точно такими же, как и Он. Согласно Уитнессу Ли, в конце времен человек и Бог сделаются единым целым; человек восполнит Бога, а Бог восполнит человека.

Человек был сотворен нейтральным по отношению к Богу и к сатане. Намерение Бога было в том, чтобы нейтральный невинный человек принял в себя Бога и соединился, смешался, слился с Ним. Но вместо того, чтобы через свой дух принять Бога, человек согрешил и принял в свое тело сатану, смешался с ним 2) и потому сделался сатаной (отчасти это напоминает мунитское учение, а отчасти «Слово жизни». — А. Д. ). Таким образом, мы смешались (слились) с сатаной и каждый из нас является сатаной. В физическом плане это привело к тому, что тело — это сатана в прямом смысле; душа заключена внутри тела, значит, она тоже не имеет доступа к Богу и полностью отождествляется с сатаной.

11) Ли В. Знание жизни. Анахайм, 1985. С. 105. 2) Lee W. The Economy of God. Los Angeles, 1968. P. 109.

17. Сектоведение

Часть пятая. Глава 15



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.