Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Поместная (Местная) церковь» Уитнесса Ли



«Поместная (Местная) церковь» Уитнесса Ли

I

1) Armstrong H. W. Mystery of the Ages. P. 134, 247.

В ЭТОЙ главе разговор ПОЙДеТ О На стадии вербовки новых членов ЦХ Секте, КОТОраЯ называет себя «Me- и «Поместная церковь» похожи

стная церковь» (МЦ), или «Поме- друг на друга стная церковь», или просто «Церковь» с обозначением города ее пребывания: «Церковь в Москве», «Церковь в Петербурге», «Церковь в Гонконге». Последнее время в России она все чаще фигурирует под именем «Церковь домашних собраний». Ее члены, как и члены ЦХ, работают в метро и на улицах, и если к вам подходили вербовщики ЦХ, то наверняка подходили и они. По нашим наблюдениям, на каждых трех приставал из ЦХ четвертый — член «Местной церкви». На стадии вербовки новых членов они похожи друг на друга. Отличить вербовщика одной секты от вербовщика другой можно, пожалуй, только таким способом: подошедшие к вам члены ЦХ на ваш вопрос: «Вы из " Церкви Христа"? » — скорее всего ответа утвердительно: «Да, мы из " Церкви Христа" ». Вербовщики же из «Местной церкви» почти наверняка скажут вам: «Мы просто христиане». Они сообщат еще, что им безразлично, к какой деноминации вы принадлежите, потому что они принимают всех, в том числе и православных.

Руководству «Местной церкви» очень хочется, чтобы «внешние» считали их некими внеденоминационными протестантами: так им гораздо легче работать и вербовать новых членов. Однако нужно сказать, что сами традиционные протестанты их своими не считают, и они несомненно правы: «Поместная церковь» имеет лишь внешность христианской организации, а на самом деле — это основанная на восточном пантеизме и древних ересях тоталитарная секта с элементами оккультизма и четко разработанными методами контролирования сознания своих адептов.

У «Поместной церкви» есть свое издательство под названием «Живой поток» (Living Stream). Однако руководство секты всячески пытается доказать, что в структуру секты оно не входит и является отдельным независимым издательством. Сотрудники «Живого потока» тоже гово-

Часть пятая. Глава 15

рят, что они не имеют к этой церкви никакого отношения и просто работают в издательстве, а тому, что при этом все они являются членами «Поместной церкви», они предлагают не придавать значения. «Какие же книги вы издаете? » — «Книги Уитнесса Ли (основатель их секты и основной вероучитель. — А. Д. )». — «А еще какие книги? » — «А еще книги Уочмана Ни (" предтеча" Уитнесса Ли. — А. Д. )». — «А еще что? » — «Пока мы больше ничего не успели издать. Но те книги, которые издали, мы всем рассылаем. У нас очень много благодарностей. Нас и православные благодарят за эти книги, которые открыли им глаза на подлинную сущность христианства». Пробиться через такую позицию очень трудно. С открытой ложью всегда очень трудно спорить.

Москва поделена МЦ на семь районов. Центр и место совместного проживания сектантов — один из корпусов общежития Тимирязевской сельхозакадемии. Как правило, богослужения сектанты проводят в школах — в нарушение нашего закона об отделении религии от школы. Они активно работают в метро, на улицах. Их издания особенно популярны среди баптистов, но иногда (особенно в провинции) попадают в православные библиотеки. Это, собственно, входит в их задачу. Еще в самом начале своего существования в Америке они ставили себе целью прийти в какую-то местность, завязать отношения с местными христианами, сдружиться с ними, начать ходить на их богослужения (с протестантами это легче всего), а потом органически войти в их общину, затеять конфликт и большую часть их общины увести с собой. С православными им это проделать куда труднее, потому что наши представления о богослужении отличаются от их представлений, но они пытаются воздействовать на российских христиан через свои книги и приспосабливаются к местным условиям.

По их устному заявлению в 1996 г., в России было около 2000 полноправных членов МЦ; реальная цифра может оказаться на порядок больше за счет сочувствующих, а влияние их намного больше, чем численность, потому что свои книги они печатают миллионными тиражами и распространяют их повсюду. Это одна из наиболее жестких по контролированию сознания групп, которые действуют у нас в стране. В феврале 1998 г. на своей интернетовской страничке МЦ заявила, что ее деятельность сегодня развернута в 169 городах в России, на Украине, в Белоруссии, Армении, Латвии и Литве. Сектой было распространено 7 миллионов экземпляров изданий, в том числе бесплатного журнала «Поток». Сектантское издательство завершило перевод их собственного текста Библии (так называемая «Версия восстановления» или «Восстановительный перевод») с английского на русский, ук-

«Поместная (Местная) церковь» Уитнесса Ли 501

раинский и армянский языки. Сектанты хвастаются успехом своей работы среди «деноминаций». Например, некий пастор из Днепропетровска «привел к восстановлению и выздоровлению всю свою общину».

Перейдем К ИСТОРИИ секты. «Цер- Основатель секты со временем отошел от ре-КОВЬ В N» Ведет СВОе проИСХОЖДе- лигиозной деятельности и занялся бизнесом,

ние от так называемой «Церкви который стал приносить солидный доход зала собраний», которая была основана в 20-е годы в Китае. Хотя христианские миссионеры действовали в Китае с давних времен и основали много общин самых разных церквей и деноминаций, в 20-е годы под влиянием мощной волны антизападных настроений часть китайских христиан-протестантов порвала с иностранными основателями и руководителями, однако при этом не захотела отказываться от самого христианства. Так возникло течение сторонников «национальной, свободной от империалистического влияния церкви». Одним из искателей новых церковных форм стал Ни Тошэн (это имя переводили какУочман Ни, то есть «Сторож Ни»). Это имя вы увидите на многих книгах, которые сотнями тысяч издаются у нас в России. Его называют также Ни Шуцзу, или Генри Ни. Родился этот человек со многими именами в 1903 г. на юге Китая в семье методистов. Сам он принял крещение лишь в 1920 г.

Образование Ни получил в нескольких миссионерских школах, где разочаровался в христианстве и даже отошел от него на какое-то время. Но под влиянием евангелистки Доры Юй он вернулся к вере и поступил учиться в Библейский колледж, который она возглавляла. Там на него произвело большое впечатление общение с китайскими евангелистами, которые проповедовали создание отдельной, независимой от империалистов китайской церкви. Они откалывались от протестантов, обвиняя своих учителей в фарисействе и в том, что они придерживаются мертвых форм, изменяют живому духу христианства. Уже в 1922 г. Ни Тошэн порвал со всеми группами и начал самостоятельно проповедовать Евангелие в Шанхае и его окрестностях. В 1927 г. он собрал кучку единомышленников и стал «преломлять с ними хлеб», основав секту, со временем получившую название «Место собрания христиан», а затем — «Церковь зала собраний».

Уочман Ни много путешествовал по Китаю, активно проповедуя и создавая новые общины. Он решительно обличал то, что называл «традиционализмом» различных христианских общин и деноминаций, на-| стаивал на том, что необходимо преодолевать излишнюю привязан-

Часть пятая. Глава 15

ность к ритуалам (в чем обвинял протестантов), и учил, что на самом деле христиане должны объединяться по месту жительства под руководством старейшин, которые не имеют статуса священников. Ни отвергал литургическое богословие, считая, что основой христианской жизни должна быть страстная, прочувствованная евангельская проповедь.

Особое влияние на него оказали идеи «Закрытого», или «Плимутского» братства (такие братства в то время стали известны в Китае). «Плимутское» братство было основано в Плимуте в Англии в 1831 г. и активно действовало в Англии и в Ирландии. Члены его регулярно проводили домашние молитвенные собрания, особое внимание уделяя пророчествам и подготовке к Страшному суду, который они вскорости ожидали. Поведение членов этого братства очень жестко регламентировалось, особенно категорически запрещалось им общение с членами других деноминаций. Секта пережила несколько расколов; впоследствии она проникла во Францию, Швейцарию, а в 1860 г. — в США. Члены братства отрицают священство — даже крещение у них совершается просто мирянами. Обряд, который они называют евхаристией, совершается каждое воскресенье.

Уочман Ни активно сотрудничал с лондонским отделением братства, изучал методы проповеди, богословские идеи его главы и даже умудрился получить финансовую поддержку. Однако в конце 30-х годов он порвал и с ними, потому что желал полной самостоятельности и стремился к созданию свободной от иностранных влияний церкви. Братство, которое само исповедовало жесткий изоляционизм, не смогло простить Уочману Ни его евхаристического общения с другими протестантскими группировками. На память о дружбе с Плимутским братством Ни Тошэну достались только некоторые богословские идеи и сборник религиозных песнопений «Гимны малого стада» (до сих пор это классический сборник песнопений МЦ).

В 1938 г. «Церковь зала собраний» имела уже много отделений в провинциях Китая. В ней было 128 постоянных сотрудников, которые назывались апостолами и путешествовали от общины к общине, регулируя духовную жизнь верующих. В 1939 г. Ни Тошэн отошел от религиозной деятельности и занялся бизнесом, основав вместе с братом в захваченном японцами Шанхае фармакологическую фабрику, которая вскоре стала приносить солидный доход. После войны разрушенную структуру церкви пришлось восстанавливать уже не Уочману Ни, а его ученику Ли Чаншоу, который был прозван Уитнессом Ли («Свидетель Ли»).

«Поместная (Местная) церковь» Уитнесса Ли 503

Чаншоу РОДИЛСЯ В 1905 Г. В север- На всех членов секты были заведены личные ной провинции Китая Шаньдунь, а дела скончался в городе Аннандейл,

Калифорния, 9 июня 1997 г. Происходил он из китайских баптистов. В 1925 г. Ли принял крещение и стал прихожанином одной из независимых китайских церквей, которая так и называлась «Китайская независимая церковь». Поддерживал он связь и с миссионерами Плимутского братства, хотя там ему не нравилось полное отсутствие духовных озарений. Переломным моментом жизни для него стало знакомство с Уочманом Ни, чьи слова о том, что не следует осуждать пятидесятников за впадение в транс на молитвенных собраниях, ибо пути к Богу многообразны, произвели на него впечатление настоящего откровения. Несколько лет Ли проповедовал на севере Китая, разработав свою методику миссионерской работы: он организовывал маленькие общины из представителей самых разных профессий, что давало им возможность самообеспечения. Потом эти общины переселялись в районы, где совсем не было христиан, и начинали там миссионерскую деятельность. Однако из-за вмешательства японских оккупационных властей этот про-

экт провалился.

В 1943 г. Ли Чаншоу был арестован и попал в японскую тюрьму. 1осле освобождения Китая он вновь приступил к церковной деятельности. Именно тогда он внес в организацию «Церкви зала собраний» зачатки тоталитаризма, ужесточив уже и без того жесткую структуру. экты. Верующих разбили на первичные общины — на «семьи»; каждая семья трижды в неделю проводила молитвенные собрания. Четыре семьи составляли группу. Эта структура оказалась прочной: она действует до сих пор. По мере роста количества прихожан семьи разде-1яли на ячейки по 15 человек, в каждую из которых входили двое ответ-. гвенных за посещаемость и душевное здоровье верующих. Постепенно )рганизационная структура секты начала разрастаться, а регламента-дия поведения продолжала ужесточаться. На всех верующих были за-зедены личные дела, а Ли Чаншоу ввел систему управления, которая 5ыла основана на принципе: ничего нельзя делать, не спросясь у руководства.

К моменту прихода коммунистов к власти в Китае секта уже обладала значительными средствами, которые использовались на приобретение земли и строительство молельных домов. Источником дохода была, в частности, фирма Уочмана Ни, которая была передана в собственность секте, а также «добровольные» вклады верующих (становясь чле-

 

Часть пятая. Глава 15

«Поместная (Местная) церковь» Уитнесса Ли 505

ном секты, они должны были переводить на нее свою собственность). К1949 г. секта имела на территории Китая 600 общин и 70 000 членов. В 1947 г. Уочман Ни посетил Тайвань, где основал еще одну фабрику по производству лекарств, а также купил землю и основал школу проповедников. Все это он передал в руки Уитнесса Ли, который в 1949 г. переселился с семьей на Тайвань. Там он основал издательство «Тай-ванская комната евангельской книги» и сеть церквей, которая, по некоторым сообщениям, всего через пять лет насчитывала уже 20 000 приходов. Сам же Ни Тошэн не успел уехать на Тайвань, он был арестован коммунистами и получил 15 лет лагеря, откуда уже не вышел: началась культурная революция, и срок ему продлили. Он пробыл в заключении в общей сложности 20 лет и скончался 1 июня 1972 г. в одном из исправительных лагерей. Его творческое наследие обширно — лишь неполное собрание сочинений составляет 20 томов. Труды его были переведены на английский язык, и многие евангелики пользуются ими довольно широко, не обращая внимания на разные богословские неурядицы, ереси и примесь оккультизма, которые там содержатся.

Уитнесс Ли превзошел своего учителя по всем статьям. Именно он стал настоящим основателем, вдохновителем и идеологом секты. Если Уочман Ни был динамичным проповедником, то Уитнесс Ли оказался очень способным организатором. В1962 г. Уитнесс Ли объявил, что Бог призывает его переехать в США. Он основал «Церковь в Лос-Анджелесе», и вскоре многие сектанты с Тайваня перебрались туда. «Церковь» стала быстро пополняться американскими членами, и новые собрания стали возникать по всей стране. В 1965 г. был основан «Живой Поток», ставший издательским филиалом движения. В деле подготовки миссионеров МЦ очень важна ежегодная конференция в Лос-Анджелесе. На первой такой конференции, проведенной в 1962 г., присутствовало 70 человек. В1964 г. число участников конференции выросло до 132 человек из различных городов США и даже из других стран Ч В 1969 г. собралось 462 человека со всех концов США и из целого ряда зарубежных стран, в том числе Бразилии, Канады и Дании 2). В1970 г. было уже 1300 человек, а зарубежные гости были даже из таких далеких стран, как Таиланд, Сингапур и Малайзия 3).

Конференция обычно длится неделю, а потом четыре недели идет семинар, на котором сам Уитнесс Ли лично готовит проповедников. Каждое его слово стенографировалось и немедленно публиковалось;

)Н был окружен таким почитанием, что издавалось все это совершенно некритически, и его последователи даже не замечали того, что его «свидетельства» постоянно противоречили одно другому. Не последнюю роль

цесь играл очень плохой английский язык, на котором говорил Уитнесс 1и (перевод приведенных ниже цитат по мере возможности передает

зчество его английского). Каждое его слово, каждая грамматическая конструкция канонизировались, даже его китайский акцент. Когда «по-лестноцерковники» говорят по-русски, у них проявляется странная, пре-юмленная английским языком китайская интонация.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.