Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Часть пятая. Глава 13



I

1) Михаил Раковщик является исключением: он учился в аспирантуре физтеха, именно по этой линии был направлен в Данию на стажировку, которую прервал, увлекшись идеями ЦХ, и больше научной деятельностью уже не занимался.

Тогда же появилась градация по возрастным группам, которая действует и ныне: отдельно воспитываются подростки, не достигшие 17 лет, отдельно — студенты, а есть еще группа, которая называется «рабочей», или «солидной» («солидняк»). Солидны они не обязательно по возрасту (солидным можно быть и в 18 лет), но если адепт, например, уже полтора года как крещен, продвинулся на духовном пути и обратил в ЦХ как минимум пять человек, его записывают в «солидные». Сюда же входят люди, которые не учатся, а работают. Сейчас среди членов «Московской ЦХ» немало преуспевающих бизнесменов.

Учение «Московской ЦХ» является своеобразным преломлением доктрины наставничества. Остается формулировка, что христианин — это только ученик Христа, а ученик Христа — это только истинный ученик Христа, который живет так, как его учит Библия (по их представлению), а Библию лучше всего знают лидеры. Каждый должен стремиться стать наставником — об этом лидеры так и говорят на собраниях. «Я знаю, что через год вы будете наставником либо вас не будет в этой организации

— одно из двух. Поэтому дерзайте, стремитесь, Бог вас призвал, чтобы вы все стали лидерами», — типичная пирамидальная приманка.

Интересная метаморфоза произошла с понятием причастия. Международная ЦХ трактует причастие как некий символ Тела и Крови Христа. Совершать его нужно, чтобы настроиться на благочестивые воспоминания о распятии Христа. Их урок о том, как молиться во время причащения и о чем при этом думать, носил название «Назад ко Христу». Имелось в виду историческое событие, которое произошло в глубокой древности и которое желательно со слезами умиления вспомнить, когда принимаешь кусочек хлеба и глоточек вина. Среди рядовых членов «Московской ЦХ» распространилось по непонятной причине мнение, что причащение

— это тайна; об этом иной раз говорят наставники.

Естественно, в самом воспоминании никакой тайны нет. При разговоре с рядовыми сектантами о том, как они молятся перед причастием, создается впечатление, что у них есть желание, чтобы это были Тело и Кровь Христа, а не какое-то особое воспоминание. Но дело в том, что рядовые члены ничего не решают, у лидеров же отношение вполне сложившееся — нужно вспомнить распятие — и все. И хотя на общих собраниях ЦХ, куда приходят не только члены секты, посторонним предлагают воздержаться от причащения ради своей совести, тем не менее каждому предоставляется возможность понимать это, как он хочет.

В России ЦХ столкнулась с таким явлением, как Православие. Ко всем христианским церквам ЦХ относится не как к христианским, каковы бы они ни были и как бы себя ни называли. Правда, в проповедях

j.

Часть пятая. Глава 13

как иностранных лидеров, так теперь уже и российских иногда встречаются ссылки на известных протестантских проповедников, но ни одному из них и в голову не придет процитировать какого-нибудь православного автора. Существует четкое мнение: Православная Церковь — это не церковь, а идолопоклонство; какое-то монашество, какие-то черные рясы, какой-то непонятный язык — об этом даже говорить не стоит.

Никакого организационного противодействия со стороны православных во время миссионерских акций ЦХ в Одессе не последовало

Итак, к концу весны 1992 года в «Московской ЦХ» было около 1200 членов, а в начале лета лидеры — наставники высокого ранга — совершили тактическую ошибку: они разрешили всей этой молодежи разъехаться на каникулы или на практику по лагерям и деревням. В конце лета, когда всем надлежало собраться и активно включиться в жизнь ЦХ, оказалось, что люди вырвались из бешеного, сумасшедшего ритма существования, жизнь их вошла в обычную колею, они получили возможность подумать, что-то понять — неудивительно, что почти половина членов секты, около 500 человек, не вернулось.

Эндрю Флеминг тоже на это время уехал из Москвы — его с миссионерской командой направили в другое место. Вернувшись осенью в Москву и найдя организацию поредевшей вдвое, он был в ярости. Проповеди, которые он произносил в эти дни, запрещалось даже записывать, потому что там были столь эпатирующие места, что посторонний человек, прочитав их, мог бы подумать об организации что-нибудь не то. Лидеры быстро сориентировались и постарались изменить тактику. Именно тогда была введена жесткая практика: не уезжать на каникулы больше чем на две недели, иначе непременно поддашься искушающему сатане. Можно представить себе весьма частую ситуацию, когда иногородний студент не имеет права быть у своих родителей более чем две недели в году...

Это дало свои результаты: летом 1993 года произошел миссионерский взрыв. Тогда внутренняя обстановка в «Московской ЦХ» стабилизировалась, и секта отправила много миссионерских команд по разным городам. Открылась ЦХ в Киеве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Владивостоке, Одессе и некоторых других городах. В1992 г. была зарегистрирована только «Петербургская ЦХ», а в 1993 — Новосибирская, Киевская, Одесская и ряд других. Интересно, что при регистрации все отечественные ЦХ указывают на свою принадлежность к протестантизму. Значительных успехов секта добилась в Санкт-Петербурге. По сообщению тамошнего родительского комитета, в студенческом городке Петер-

• Церковь Христа» 473

гофа, где находятся общежития физмата и матмеха СПбГУ, несколько корпусов — это практически полностью ЦХ.

В Одессу специально прибыли проповедники из Дании. Они ходили по улицам и приглашали людей. Их поразила открытость украинцев и русских, потому что в самой Дании ЦХ не растет годами — в течение 10 лет прирост у них составил всего 50 членов. Тут же, когда люди говорили, что хотят узнать о вере и Боге как можно больше и обещали прийти, миссионеры были просто в восторге, особенно когда зал Одесского университета не вместил всех желающих и люди стояли в проходах, лезли в окна. Никакого организационного противодействия со стороны православных не было. Лишь однажды на собрание в Одессе пришел священник в рясе. Встречались люди, которые говорили, что они православные и слушать сектантов не хотят и даже пытались кого-то разубедить, но все это было неэффективно.

В Новосибирске была зарегистрирована организация Чарльза Лукаса, которая тоже называется «Церковь Христа» и которую все московские проповедники ЦХ презрительно называют традиционной церковью 1). В Новосибирске миссионерам пришлось зарегистрироваться как «Новосибирская христианская церковь», потому что лукасцы уже успели зарегистрироваться как «Церковь Христа». Они были в восторге, когда лидер «традиционалистской» ЦХ у них крестился. Он был болен раком, а они объяснили ему, что в своей организации он уж точно не спасется, и он с отчаяния принял крещение в новой организации.

Повседневная жизнь «Московской ЦХ» почти ничем не отличается от жизни зарубежных ее организаций.

Многие из тех, кто ушел из ЦХ, вынесли оттуда идею, что больше нигде нельзя спастись, махнули рукой на свое спасение

Главное событие — Воскресная и пустились во все тяжкие

проповедь, затем — чрезвычайно

важные собрания по вторникам (так называемые «Собрания по изучению Библии»). Там собираются ученики, то есть члены секты, и те, кто намерен стать учениками. Собираются они в арендованном зале; арендуется больше 15 залов еженедельно. Вся организация одновременно изучает одни и те же отрывки из Библии, одни и те же книги по одним и тем же инструкциям (вспомним иеговистов). Это касается не только общественного, но и

1) Вообще традиция в ЦХ — ругательство, а традиционалист значит «плохой человек». Другое страшное ругательство — религиозный человек, потому что они совершенно не понимают, что такое религия, а все православные, католики и другие — это традиционалисты и религиозные люди, очень нехорошие, типа книжников и фарисеев.

 

Часть пятая. Глава 13

• Церковь Христа» 475

частного, домашнего изучения Библии. Дома ученик открывает Библию — у него та же самая брошюра, что и у всех остальных членов организации. Он открывает в тот же день ту же страницу и изучает именно то, что изучают все остальные — читает те же отрывки, делает те же выводы.

Инструкция для новообращенных называется «40 дней учения». Здесь даны темы для изучения Библии на 40 дней от момента крещения. Начинается она так: «Добро пожаловать в семью Бога! » И далее: «Поздравляем тебя с принятием наиважнейшего решения в твоей жизни — стать настоящим учеником Иисуса Христа. Для тебя сейчас наступает самая прекрасная и удивительная пора, когда ты увидишь, как твоя жизнь помогает многим душам обратиться к Иисусу Христу (то есть основная цель христианской жизни — обращать других в свое учение. В частности, этим объясняется, зачем нужно молиться Богу. —АД). В этом разговоре с Богом ты обретешь силу, спокойствие, радость и твердое убеждение в необходимости перемен и в решении сложных задач твоей новой христианской жизни».

Вся учительная литература ЦХ отличается этаким комсомольским наскоком на все сложнейшие проблемы. Первый день изучения Библии после крещения: «Молодому христианину само понятие молитвы может показаться не совсем ясным. Не беспокойся — на сегодняшнем собрании ты научишься, о чем молиться, как молиться и даже когда молиться. Сразу по окончании ты сможешь применить на практике то, с чем ты познакомился, и прекрасно провести время в молитве». Фраза прекрасно провести время {to have a good time) проходит красной нитью через всю жизнь в ЦХ: таким образом создается впечатление, что все время, проведенное в церкви и с Богом, — это сплошное удовольствие.

Записанных молитв нет, их не признают. Услышав от кого-нибудь, что молиться нужно по записанным молитвам, члены ЦХ начинают кипятиться: каждый должен молиться от себя лично! По содержанию их молитва довольно убога, их заставляют по полчаса молиться на одну и ту же тему. Они признают «Отче наш», но повторять его слово в слово у них запрещено. Молятся очень эмоционально, с напряжением всех душевных и телесных сил: глаза закрываются, мышцы непроизвольно сокращаются, тело дергается. Наблюдать это довольно неприятно, но только такая молитва считается настоящей, сильной и действенной.

Утверждается, что ЦХ — единственная организация в мире, которая живет по Библии. В то же время очень многое из Библии не принимается. Например, по Библии лидерами должны быть пресвитеры и диаконы. Спросишь: «А почему у вас этого нет? » — «Так сложилось, у нас это по-другому называется».

Интересно, что при случае призывающие к буквальному следованию Писанию члены ЦХ не прочь прибегнуть к аллегоризму. Когда во время диспута у Флемминга спросили: «А почему женщины не покрывают голову, когда молятся? Ведь так написано в Библии, если уж вы такие фундаменталисты! » На эту тему Флеминг прочитал целую проповедь на трех страницах — перл словесности и духовности «Московской ЦХ». Проповедь вся высосана из пальца. Оказывается, смысл этих слов не в том, что нужно молиться с покрытой головой, а в том, что женщина должна быть покорна мужчине, а мужчина должен быть покорен Богу.

В 1992 году лидеры сделали нужные выводы и начали, по выражению «Московской ЦХ», «плотнее грузить». Это значит, что всевозможные уроки и вообще наставничество стали гораздо строже. Была введена практика «отрезания» (то же самое, что «лишение общения» у «свидетелей Иеговы») — то есть изгнание из секты и полный бойкот. При этом людям стали более настойчиво и наглядно объяснять, как им будет ужасно и отвратительно в аду, если они бросят организацию, что спастись можно только в ЦХ, а если из нее уйти, то в аду будет еще хуже, чем всем остальным язычникам. «Тот же, ктооставляет Бостонское движение, — утверждает Кип Маккин, — кто восстает против его лидеров и неправильной верой раскалывает " Церковь Христа", тот поддается на ложь сатаны и покидает самого Бога» Ч

Многие из тех, кто не нашел в себе силы остаться в ЦХ, вынесли оттуда идею, что больше нигде нельзя спастись, вообще махнули рукой на свое спасение и пустились во все тяжкие. Громадная трагедия в том, что люди даже согласны навсегда уйти от Бога, лишь бы не оставаться в этом кошмарном окружении, под непрестанным контролем своего наставника. Последствия этого, само собой разумеется, могут быть самыми тяжелыми.

Мельчайшая ячейка ЦХ называет- Подготовка к крещению в ЦХ

ся «Беседа о Библии». В ней от 4 до

10 человек, которые подчиняются наставнику самого низкого ранга — первичному наставнику. Каждую неделю они проводят беседу о Библии, отсюда их название. Они собираются где-нибудь на квартире или в институтской аудитории и приглашают самых разных людей. Просто подходят и спрашивают: «Вы не хотели бы узнать подробнее о Библии? » Цель у них при этом, как и у лидеров других подобных собраний, — обратить как можно больше людей. Они просто молятся на статистику (в этом они

11) Венславская Т. Разрешите задать вам один вопрос? // «НГ-Религии». 16. 12. 98.

 

Часть пятая. Глава 13

тоже схожи с иеговистами). Принимается месячный план: «Наш сектор должен за этот месяц окрестить двадцать девять человек. Давайте дружно молиться, чтобы мы этих двадцать девять окрестили». Если вместо двадцати девяти крестятся тридцать человек, то это невиданное ликование, праздник и радость, а если только двадцать семь, то всеобщее уныние. Лидер-наставник секты поучает, что это очень плохо, что это случилось из-за какого-то греха и надо разобраться и сделать выводы.

Есть и индивидуальные планы. Каждый адепт должен «пригласить» (то есть привести на собрание) не менее трех человек в неделю, иначе он будет сурово наказан длинной выволочкой перед всем собранием. Вот так и получается, что пристающие на улице к каждому прохожему сектанты проповедуют не так, что «от избытка сердца говорят уста», а из самого банального страха наказания и чувства соперничества.

Перед крещением бывает подготовка: человек должен посетить пять многочасовых занятий по Библии (которые проводятся на чрезвычайно высоком эмоциональном подъеме) и выучить наизусть 25 цитат. Об этих занятиях стоит поговорить поподробнее, так как они являются в своем роде классическим примером подавления личности адепта.

Новоприведенного, как водится, «бомбардируют любовью», ни на секунду не оставляют одного и уговаривают пойти побеседовать о Библии, «чтобы побольше узнать о нашей церкви». Обычно очень трудно бывает отказать столь доброжелательным к тебе людям, которые к тому же кажутся такими отличными и «своими в доску» ребятами. Так человек попадает на первое занятие из пяти. Оно посвящено понятию ученичества. Потенциальному адепту берутся объяснить, кто такие ученики Христа. Буквально через несколько минут новопришедшего огорошивают вопросом в лоб: «Ну как, ты уже принял решение креститься у нас? Как, ты колеблешься? Ты не хочешь стать учеником Христа? А Его первые ученики небось были позанятей твоего, но и то бросили все свои дела и сразу пошли за Ним! » Второе занятие посвящено Библии, тому, для чего она нужна и как следовать ей буквально. Как говорят бывшие члены секты, в конечном итоге оказывается, что Библия нужна им для упражнения в самоправедности и для того, чтобы обличать друг друга при помощи заученных стихов из Писания. На третьем занятии проходят покаяние и крещение. Адепту зачитывают список грехов из Послания апостола Павла к Палатам (5: 19-21) и опрашивают по списку: «Это у тебя есть? Ну, сознайся, есть? » Само собой, никакой тайны исповеди у них нет, так что признаваться во всем нужно перед всеми, а затем обещать, что раз и навсегда от этот отказываешься. Наставник аккуратно записывает все грехи адепта, а затем (естественно, без его ведома) детально обсужда-



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.