|
|||
Annotation 1 страницаСтр 1 из 7Следующая ⇒ " От Москвы до БрестаНет такого места, Где бы не скитались мы в пыли... " Эти слова о военных корреспондентах в полной мере относятся и к их автору. «Военная тема», ставшая жизнью и судьбой Константина Симонова, вошла в его лирику не грохотом артиллерии, а пронзительной мелодией, мужественной и нежной. Его стихи - о любви и верности, о доблести и трусости, о дружбе и предательстве - солдаты передавали друг другу, переписывали. Они помогали выжить. "... Как я выжил, будем знатьТолько мы с тобой... " Константин СимоновИз биографииНачалоИз поэмы «Павел Черный»Дом1234Рассказ о спрятанном оружииГенералОднополчанеИзгнанникСтарикПоручикАнглийское военное кладбище в СевастополеЧасы дружбыЧемоданТелеграммаТоскаВ командировкеТранссибирский экспрессОрлыСверчокФотографияКуклаТанкИз поэмы «Ледовое побоище»Глава шестаяЗаключение. 1937 годИз поэмы «Суворов»235ВойнаИз дневникаА. СурковуРодинаПолярная звездаСын артиллеристаАтакаЧерез двадцать летСмерть другаБезыменное полеВ ЗаволжьеПесня о веселом репортереКорреспондентская застольнаяСказка о городе ПропойскеСтарая солдатскаяВозвращение в городУ огняОткрытое письмоЖеныДом в ВязьмеСыновьямС тобой и без тебяХозяйка домаКаретный переулокДождиДалекому другуЛетаргияМузыка123* * ** * ** * ** * ** * ** * ** * ** * *В корреспондентском клубеФутонСтихи разных летМитинг в КанадеВоенно-морская база в МайдзуреНовогодняя ночь в ТокиоНемецВ гостях у ШоуДом друзейСынЧужая душаБорису Горбатову123* * ** * ** * *Товарищу То Хыу, который перевел «Жди меня» notes12 Константин Симонов
Из биографии
Я родился в 1915 году В Петрограде, а детство провел в Рязани и Саратове. Моя мать работала то машинисткой, то делопроизводителем, а отчим, в прошлом участник японской и германской войн, был преподавателем тактики в военном училище. Наша семья жила в командирских общежитиях. Военный быт окружал меня, соседями были тоже военные, да и сама жизнь училища проходила на моих глазах. За окнами, на плацу, производились утренние и вечерние поверки. Мать участвовала вместе с другими командирскими женами в разных комиссиях содействия; приходившие к родителям гости чаще всего вели разговоры о службе, об армии. Два раза в месяц я, вместе с другими ребятами, ходил на продсклад получать командирское довольствие. Вечерами отчим сидел и готовил схемы к предстоящим занятиям. Иногда я помогал ему. Дисциплина в семье была строгая, чисто военная. Существовал твердый распорядок дня, все делалось по часам, в ноль-ноль, опаздывать было нельзя, возражать не полагалось, данное кому бы то ни было слово требовалось держать, всякая, даже самая маленькая ложь презиралась. Так как и отец, и мать были люди служащие, в доме существовало разделение труда. Лет с шести-семи на меня были возложены посильные, постепенно возраставшие обязанности. Я вытирал пыль, мел пол, помогал мыть посуду, чистил картошку, следил за керосинкой, если мать не успевала – ходил за хлебом и молоком. Времени, когда за меня стелили постель или помогали мне одеваться, – не помню. Атмосфера нашего дома и атмосфера военной части, где служил отец, породили во мне привязанность к армии и вообще ко всему военному, привязанность, соединенную с уважением. Это детское, не вполне осознанное чувство, как потом оказалось на поверку, вошло в плоть и кровь. Весной 1930 года, окончив в Саратове семилетку, я вместо восьмого класса пошел в фабзавуч учиться на токаря. Решение принял единолично, родители его поначалу не особенно одобряли, но отчим, как всегда сурово, сказал: «Пусть делает, как решил, его дело! »Мы жили туго, в обрез, и тридцать семь рублей в получку, которые я стал приносить на второй год фабзавуча, были существенным вкладом в наш семейный бюджет. Поздней осенью 1931 года я вместе с родителями переехал в Москву и весной 1932 года, окончив фабзавуч точной механики и получив специальность токаря 4-го разряда, пошел работать на авиационный завод, а потом в механический цех кинофабрики «Межрабпомфильм». Руки у меня были отнюдь не золотые, и мастерство давалось с великим трудом; однако постепенно дело пошло на лад, и через несколько лет я уже работал по седьмому разряду. В эти же годы я стал понемногу писать стихи. Мне случайно попалась книжка сонетов французского поэта Эридиа «Трофеи» в переводе Глушкова-Олерона. Затрудняюсь объяснить теперь, почему эти холодновато-красивые стихи произвели на меня тогда настолько сильное впечатление, что я написал в подражание им целую тетрадку собственных сонетов. Но, видимо, именно они побудили меня к первым пробам пера. Вскоре, после того как я одним духом одолел всего Маяковского, родилось мое новое детище – поэма в виде длиннейшего разговора с памятником Пушкину. Вслед за ней я довольно быстро сочинил другую поэму из времен гражданской войны и постепенно пристрастился к сочинению стихов, – иногда они получались звучные, но в большинстве были подражательные. Стихи нравились моим родным и товарищам по работе, но я сам не придавал им серьезного значения. Осенью 1933 года под влиянием статей о Беломорстрое, которыми тогда были полны все газеты, я написал длинную поэму под названием «Беломорканал». В громком чтении она произвела впечатление на слушателей. Кто-то посоветовал мне сходить с ней в литературную консультацию – а вдруг возьмут и напечатают? Не особенно в это веря, я, однако, не удержался от соблазна и пошел на Большой Черкасский переулок, где на четвертом этаже, в тесной, заставленной столами комнате помещалась литературная консультация Гослитиздата. Я пришел вовремя – литконсультация Гослитиздата выпускала очередной, второй сборник молодых автором под названием «Смотр сил». Прочитав мое творение, консультант С. Ю. Коляджин сказал, что я не лишен способностей, но предстоит еще много работы. И я стал работать: в течение полугода чуть ли не каждые две недели заново переписывал поэму и приносил ее Коляджину, а он вновь заставлял переделывать. Наконец весной, решив, что мы оба совершили с поэмой все, что могли, Коляджин понес ее Василию Васильевичу Казину, который редактировал в Гослитиздате поэзию. Казин тоже признал мои способности, но поэму как таковую отверг, сказав, что из нее можно выбрать лишь отдельные удачные места, или, как он выразился, фрагменты. И вот эти-то фрагменты, после того как я над ними еще поработаю, наверно, можно будет включить в сборник «Смотр сил». Всю весну и начало лета каждый день, приходя с работы, я допоздна сидел и корпел над фрагментами. И когда я вконец изнемог под грузом поправок, Казин, казавшийся мне очень строгим человеком, вдруг сказал: «Ладно, теперь можно – в набор! » Сборник «Смотр сил» ушел в типографию. Оставалось ждать его выхода. Летом, получив отпуск, я решил поехать на Беломорканал, чтобы увидеть своими глазами то, о чем писал стихи, пользуясь чужими газетными статьями. Когда я робко заговорил об этом в консультации Гослитиздата, меня неожиданно поддержали не только морально, но и материально. В секторе культмассовой работы нашлись деньги для этой поездки, и через несколько дней, получив триста рублей и добавив их к своим отпускным, я поехал в Медвежью Гору, где помещалось управление так называемого Белбалтлага, занимавшегося достройкой ряда сооружений канала. В кармане у меня лежала справка, в которой значилось, что Симонов К. М. – молодой поэт с производства – направляется для сбора материала о Беломорканале и что культмассовый сектор Гослитиздата просит оказать означенному поэту всяческое содействие. На Беломорканале я пробыл месяц. Большую часть времени жил на одном из лагерных пунктов неподалеку от Медвежьей Горы. Мне было девятнадцать лет, и в том бараке, где я пристроился в каморке лагерного воспитателя (тоже, как и все остальные, заключенного), никто, конечно, не принимал меня всерьез за писателя. Персона моя никого не интересовала и не стесняла, и поэтому люди оставались сами собой. Когда я рассказывал о себе и о том, что хочу написать поэму про Беломорканал (а я действительно хотел написать вместо прежней новую), к этому относились с юмором и сочувствием, хлопали по плечу, одобряли – «Давай пробивайся». Вернувшись в Москву, я написал эту новую поэму. Называлась она «Горизонт», стихи были по-прежнему неудобоваримыми, но за ними стояло уже реальное содержание – то, что я видел и знал. В консультации мне посоветовали пойти учиться в открывшийся недавно, по инициативе А. М. Горького, Вечерний рабочий литературный университет и даже написали рекомендацию. В начале сентября 1934 года, сдав приемные испытания, я нашел свою фамилию в длинном списке принятых, вывешенном в коридорах знаменитого «Дома Герцена». Учиться первые полтора года было трудно; я продолжал работать токарем, сначала в «Межрабпомфильме», а потом на кинофабрике «Техфильм». Жил я далеко, за Семеновской заставой, работал на Ленинградском шоссе, вечерами бежал на лекции, а по ночам продолжал писать и переписывать свою поэму о Беломорканале, которая чем дальше, тем казалась длиннее. Времени на сон практически не оставалось, а тут еще выяснилось, что я гораздо меньше начитан, чем мне это казалось раньше. Пришлось, в срочном порядке, громадными порциями глотать литературу. На втором курсе стало ясно, что делать сразу три дела – работать, учиться и писать – я больше не могу. Мне скрепя сердце пришлось оставить работу и перебиваться случайными заработками, потому что стипендий нам не давали, а стихов моих еще не печатали. Вспоминая свои молодые годы, не могу не упомянуть о моих руководителях в поэтическом семинаре Литературного института Илье Дукоре и Леониде Ивановиче Тимофееве, и моих поэтических наставниках тех лет, Владимире Луговском и Павле Антокольском, сыгравших немалую роль в моей писательской судьбе. К этим людям я до сих пор испытываю огромную благодарность. В 1936 году в журналах «Молодая гвардия» и «Октябрь» были напечатаны мои первые стихи, а в 1938 году под названием «Павел Черный» наконец вышла из печати, отдельной книжкой, та самая поэма о Беломорканале, с первым вариантом которой я пять лет назад обратился в литконсультацию. Своим выходом в свет она не принесла мне радости, но – пока я ее писал и переписывал – научила меня работать. Однако не публикация стихов и не выход моей первой книжки стали для меня той ступенью, шагнув на которую я почувствовал, что становлюсь поэтом. Это чувство точно и определенно связано у меня с одним днем и одним стихотворением. Вскоре после того как газеты напечатали известие о гибели под Уэской в Испании командира Интернациональной бригады генерала Лукача, я вдруг узнал, что легендарный Лукач – это писатель Мате Залка, человек, которого я не раз видел и которого еще год назад запросто встречал то в трамвае, то на улице. В тот же вечер я сел и написал стихотворение «Генерал». В нем говорилось о судьбе Мате Залки – генерала Лукача, но внутренне с юношеской прямотой и горячностью я отвечал сам себе на вопрос – какой должна быть судьба моего поколения в наше революционное время? С кого лепить жизнь? Да, именно так, как Мате Залка, мне хотелось прожить и свою собственную жизнь. Да, именно за это мне будет не жаль отдать ее! В стихах «Генерал» хромали рифмы и попадались неуклюжие строчки, но сила чувства, которое было в моей душе, сделала их, как мне кажется, моими первыми настоящими стихами. Константин Симонов1978Начало
Из поэмы «Павел Черный»
В начале тридцать второго в Карелию ехал Черный — Как раз в арестантском вагоне стукнул ему тридцатый. Ехали долго и скучно: пять суток резались в карты; Если глядеть в окошко: камень, камень и камень, До теплой Одессы тыщи простуженных километров. Нету теплого дома... Кто виноват, что нету, Говорят, что у маминой юбки самое теплое место, Кто его знает? Ноги шли не на те пороги, Как и других – родили, кинули в подворотню. Сиротский дом трехэтажный. В стенах глаза и уши, И вышла такая привычка: загнут на любом из следствий: Наутро довез их поезд до самого края свету, Кто-то сказал в молчанье: «Зовется город Сорока... » Они прошли через город без песен и разговоров. А если и замечали, то говорили мельком: Черный сказал с усмешкой: «Вот оно – Белое море. И повернули в поле. Вот бы сейчас самовара! Черный на них смеется, на моды их и фасоны. Черный подходит фертом к заднему из конвойных И конвоир внезапно смотрит в упор на вора, Но тотчас же вспоминают каждый свое назначенье, Но, подоспев, другие Черному крутят руки, «Крепко ж вас откормили даровыми пайками! » Никто на него не смотрит, как будто на целом свете * * * В эту минуту Черный, закутанный в полушубок, В пристроечке рядом с клубом, в симпатичном куточке Як Якыч был богомазом, всю жизнь он писал иконы В доброе старое время все сходило прекрасно, Но рынок сбыта сужался (музеи – их не обманешь). Он стал рисовать червонцы: купюры по пять и десять, Едва он успел приехать, как Волков его вызывает Портрет кто хочешь напишет! Волков, услышав это, Дал ему Волков краски, кисти, холст, помещенье, Правда, тот возмущался своим пророкоподобным Но это были придирки, портрет получился отменный, Своими, по большей части, голубыми глазами; Ошеломив клиента пронизывающим взглядом, И писал сообразно, в трех различных манерах, Когда появился Черный, Як Якыч сказал: «Батальный! » Сверх белой масляной краски на щеках он вывел розы, Глаза написал лазурью, нежным берлинским цветом. Потом написал он плечи: расправь их – упрутся в тучи, А в сущности он взволнован уже не самим портретом, Як Якыч ему методично ответил по каждому пункту: Главный герой на сцене в роль вошел моментально, Герой, под влияньем любимой бросивший блат навеки, Зал обижен за вора, в зале не дышат даже... Но герой заподозрен. Приезжает угрозыск. В зале столпотворенье достигает предела, В зале вздох облегченья, в зале – за добродетель: 1933 – 1937 Дом
1
Тяжкий запах добра смешан с вонью эфира.
Так я с собой на север привез хорошего друга.
Прошло, наверно, три года, и черт меня дернул приехать.
Сейчас наш поезд трясется Рассказ о спрятанном оружии
Им пятый день давали есть Они валялись на полу, Однажды старшего из них Сухие губы облизав, Начальник вышел. Арестант И старший арестант шепнул – Кричит! – заметил арестант
|
|||
|