|
|||
Четвертый курс ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Валя бросила институт. Может быть, снова уехала на Север ловить рыбу. Там, во всяком случае, все понятно: рыболовецкое судно ловит, завод перерабатывает, народ потребляет. А кто будет потреблять ее сценарии? К тому же высокое искусство нужно избранным. А рыба – всем без исключения. Валя ушла. Я заболела ангиной, получила осложнение на сердце и два месяца пролежала в больнице. Теперь я хожу и слушаю пульс. Сердце стучит, но я боюсь, что оно остановится. Юра Варламов носит за мной мою сумку в форме чемоданчика. Чемоданчик красного цвета, очень удобный и очень старый. – Тебе надо его перелицевать, – советует Юра. Однокурсники недовольны этой композицией: я и Юра с чемоданчиком на полшага позади. Им кажется, я эксплуатирую его время, чувство, жизнь. А Юра, лопоухий провинциал, не замечает моей хищнической сущности. Они постоянно открывают ему глаза. Однажды я спускаюсь с лестницы и вижу очередную прочистку мозгов. Сокурсники стоят кучкой возле раздевалки, а Юра напротив с виноватым видом. Я подхожу как ни в чем не бывало. Жду. Как бы мысленно тороплю: ну, пойдем! А они как бы мысленно запрещают: стой! Не будь тряпкой! Юра мучается: с одной стороны, он любит своих друзей и не хочет их огорчать. С другой стороны, я больна. У меня пульс. Я умру без его помощи. Юра разворачивается и идет за мной следом. И слышит их взгляды на своей спине. Жесткие взгляды упираются в его спину, как палки. Все кончилось тем, что Юра бросил институт. Решил вырвать себя из Москвы, как морковку из грядки. Мы прощаемся с ним на трамвайной остановке. Я знаю, что мы прощаемся навсегда. В минуту разлуки я понимаю его истинную цену. Цена высока. «Не думать! » – приказала я себе и шагнула на подножку трамвая. Вошла в вагон. Юра остался стоять на мостовой. «Не оглядываться! » – велела я себе. Трамвай тронулся. Захотелось выпрыгнуть. «Стоять! » – приказала я себе. Вот так, наверное, я бы кончала с собой. Не думать. Не оборачиваться. Юра был худ, простоват, воровал в детстве. Я ждала другой любви. И дождалась. В той, другой любви я светила, в моих лучах грелись, а потом бросили на мостовой. Однокурсники были бы довольны. Все поровну, все справедливо. Юра уехал. На его месте в моей душе образовалась воронка. Ее надо было чем-то заполнить. Забросать словами. Я иду к Виноградской. Мы сидим и молчим. Потом пьем чай. Беседуем, не важно о чем. Я подзаряжаю от нее свой севший аккумулятор, и моя душа распрямляется во все стороны надежды. В жизни Виноградской была похожая ситуация: ее любили, она не оценила. Ее любили, она мучила. Я думала, что ТАКОЕ только у меня. А оказывается, и у Катрин. Оказывается, у человечества есть несколько жизненных матриц: разделенная любовь, неразделенная любовь, треугольник. Эти три варианта накладываются на разные характеры, на разных людей, и получается бурлящий суп из страстей человеческих. В Катрин влюбился брат известного режиссера. Это было перед самой войной. – Он был красивый? – спросила я. – Копия своего брата, только без таланта. Весь талант рода вобрал в себя младший брат, а старшему досталось все благородство. В нем было столько благородства, что его хватило бы на сорок человек, и все это он сложил к ногам Катрин. Катрин была разграблена предыдущей любовью Икс. В ней тогда ничего не рождалось: ни сюжетов, ни детей, ни чувств. Внутри была пустыня, один песок. – И что он сделал? – спросила я. – Уехал? – Застрелился. – Как? – онемела я. – Он пришел ко мне. Хотел поговорить. А я торопилась. – А он? – Он сказал, что застрелится. – А вы? – А я торопилась… А потом слышу – щелчок, такой негромкий, как будто спичкой чиркнули по коробку. Я повернулась. А он лежит. – Боже мой!.. – ужаснулась я. Виноградская покачала головой, как бы согласившись с моим ужасом. Позже я узнала, что брат режиссера застрелился не из-за любви, вернее, не только из-за любви, а по совокупности. Его должны были посадить. Он сделал свой выбор, хотя выбирать ему было практически не из чего. Пуля, пущенная своей рукой или чужой. Вот и весь выбор. Но если бы Катрин любила его и согласилась выслушать, он не убил бы себя в этот вечер. И как знать, может быть, его миновала бы и чужая пуля… – А если бы вы знали, что он застрелится, вы бы не торопились? Вы бы его выслушали? – Ну конечно! Мы смотрели друг на друга, не видя лиц, а видя тот давний день, клонящийся к вечеру. – А что было потом? – спросила я. – Когда? – Ну… после щелчка. – К дворнику пошла… И что, вы думаете, он мне дал? Тачку. – Зачем? – Чтобы я сама везла тело. – И вы везли? – Ну а как же? Везла и кричала. Время было для нее фоном, но иногда фон проступал на первый план и окрашивал цветом крови все портреты и жизненные сюжеты. Катрин молчала. Тень прошедшего как будто притемнила лицо. – А Икс? – спросила я. – С ним все в порядке. После войны он женился на другой женщине. – Актрисе? – Нет. Специалист по воронам. В доме жило тринадцать ворон. – Орнитолог, – догадалась я. – Говорят, как две капли воды похожа на меня. Но не я. – Вы с ним общались? – Никогда. Полный разрыв. – Но полный разрыв – это тоже отношения. – Конечно… Виноградская мстительно выпрямляет спину, смотрит перед собой, чуть прищурившись, будто видит счастливую пару в окружении ворон. Она не смирилась и не простила. Наблюдает издалека, как кошка. За окном в траве и в желтых одуванчиках сидит молодая женщина. Шьет. Рука вверх – вниз. Плавное, извечно-женственное движение руки. Это к соседу приехала любовница и демонстрирует домовитость. Вчера вечером они пили и дрались. И всюду страсти роковые, и солнце все никак не сядет, и молодость все никак не кончится.
|
|||
|