|
|||
Виктория Самойловна Токарева. Почем килограмм славы. Виктория Токарева. Почем килограмм славыСтр 1 из 5Следующая ⇒ Виктория Самойловна Токарева Почем килограмм славы
Повести и рассказы –
Виктория Токарева Почем килограмм славы
* * *
Однажды в начале лета я шла по березовой роще. В роще бегали и звенели дети, неподалеку размещался их детский сад. Мальчик лет пяти сидел на корточках и проверял пальцы на ноге. Рядом валялся неполный кирпич. Мальчик поднял на меня большие ошарашенные глаза и возмущенно сообщил: – Кузюрин уронил мне на ногу кирпич! – Больно? – посочувствовала я. Мальчик прислушался к своим ощущениям и честно сообщил: – Не очень больно. Но все-таки больно. Мне не хотелось уходить от мальчика, оставлять в трудную минуту. Я спросила: – Ты кузнечиков видел? – Конечно, – удивился мальчик. – Их тут полно. – Некоторых можно обучить играть на скрипочке. – А зачем? – удивился мальчик. Это был ребенок-реалист. Он не понимал, зачем кузнечику концертная деятельность, когда у него совершенно другие жизненные задачи. А я поняла, что любая сказка должна быть положена на реальность. Иначе это не сказка, а вранье. С тех пор прошло много времени. Мальчик вырос, должно быть. А детский сад как стоял, так и стоит. Без ремонта. Я тоже продвинулась во времени и попала в другой его кусок. Я – такая же, а время вокруг меня другое. Я живу не очень давно, но все-таки давно. Мои ровесники уже вышли в начальники и в знаменитости. Кому что удалось. Гена Шпаликов ушел раньше своего часа. Не стал ждать. Надоело. Ему досталось вязкое время. Однажды мы с ним встретились на телевидении. Он спросил: – Что ты здесь делаешь? Я сказала: – Работаю штатным сценаристом. – Нечего тебе здесь делать. Иди домой. Второй раз он увидел меня с моим соавтором. Спросил: – Что ты возле него делаешь? Я сказала: – Нахожусь под обаянием личности. – Нечего тебе делать под его обаянием. Иди домой. Он оказался прав. Мне не надо больше работать на телевидении, тратить время и душу. Мне не надо было соавторствовать, размывать свои способности. Мне надо было идти домой. И писать. Тогда я это не понимала, а он понимал. И за меня. И за себя. Как-то я встретила его в сберкассе. От него пахло третьим днем запоя. Между прочим, не противный запах. Даже приятный. Немножко лекарственный. Гена молод, но знаменит, что редкость для сценариста. С ним работают лучшие режиссеры. – Ты вкладываешь деньги? – догадалась я. Он хмуро посмотрел на меня и спросил: – Похож я на человека, который вкладывает деньги? Он их тратил, равно как и себя самого. Он взял тогда пятнадцать рублей, из них пять подарил кассирше. Он дарил себя направо и налево. Не жалко. Он тогда сказал: – Посиди со мной в кафе. – Не могу. Дела, – отказалась я. – Я прошу тебя. Один час. Я пошла с Геной в кафе. Как на ленинский субботник. Не хочется, но надо. Он читал стихи. К нам за стол села девочка-школьница. Он и ей читал свои стихи. Все мои бесконечные дела и делишки осыпались, как картофельная шелуха. А этот час в кафе – на всю жизнь. Это был час высоты. Он уже начинал уходить от всех нас и прощался с каждым по очереди. И со мной в том числе. И с незнакомой девочкой. Его нет, а как бы жив. А некоторые живут, но как бы умерли. Ничего о них не слышно, хотя они что-то делают. Но вроде как и не делают. А некоторые получили от времени вторую молодость, и сегодня в свои пятьдесят и шестьдесят моложе, чем были, честнее, интереснее. Пузатый вышибала, режиссер-неудачник, которого никто и никогда не видел трезвым, превратился в мощного бизнесмена, продюсера, официального миллионера. Он меняет «мерседесы» и плащи в зависимости от времени года. Весной белый плащ, осенью – зеленый. Машина в цвет плаща. К тому же оказался правнуком не то Радищева, не то Рылеева. Потомственный дворянин. Кое-кто из провинциального поэта превратился в Спартака, который повел рабов к свободе. И за ним пошли. Потом, правда, передумали и отстали. Новое время одних отмело, других вскинуло на гребень, третьих выбросило к иным берегам. Эти другие приезжают сегодня из Америки и разговаривают с еле уловимым акцентом. Они говорят по-русски, но чувствуется, что привыкли к другому, более цивилизованному языку. Иногда спотыкаются в речи, ищут слово и делают в воздухе нетерпеливое движение пальцами, как бы подзывая это слово. Для человечества в целом не важно, когда умер творец – молодым или старым, долго он жил или коротко. Важно то, что он успел оставить. Но для самого творца все-таки важно, сколько он проживет. Как надолго задержится на этом свете? И если бы Моцарта в последний час его жизни спросили: хочешь умереть как Моцарт или жить до ста лет как простой капельдинер? Что бы он выбрал? О чем я пишу? О том, как я шла по березовой роще. Не очень молодая, но все-таки молодая. Студентка ВГИКа. Мастерская Катерины Виноградской. Ее звали не Екатерина – это другое. Торжественное. Екатерина Великая. А именно Катерина. Та самая Катя-Катя-Катерина. Она всем открывалась по-разному. Как рояль пианисту. Кто-то подойдет, сыграет «собачий вальс». А кто-то – экс-промт Шопена. А третий просто постучит по клавишам кулаками, и тогда будет блям-блям-блям. Тот же самый рояль. Одному – блям-блям. Другому – божественное звучание. Для одних Катерина Виноградская была автор фильмов «Член правительства», «Партийный билет». Живой классик. Для других – ортодоксальный марксист. Заставляла писать образ Ленина. И писали. За повышенную стипендию. Подумаешь, на Западе из-за денег люди наркобизнесом занимаются. И то ничего. А тут образ Ленина написать. Для третьих Катерина была несовременна и несвоевременна, как звероящер, заблудившийся в эпохах и попавший в двадцатый век. И никто не понимает, как это могло случиться: звероящеры давно вымерли и мамонты вымерли. Вместо них слоны. И те только в Индии. Но была еще одна. МОЯ Виноградская. И о такой я хочу рассказать. Потому что если не я, то никто. Никто и никогда.
|
|||
|