|
|||
Сергей Горин 12 страницаС. Горин: Это не цель. Что именно ты хочешь хорошо запомнить? Виталий: Все. С. Горин: Если ты будешь запоминать все, или сойдешь с ума. Зачем тебе запоминать, что перед тобой находится девять стульев и один диван? Или что урожайность зерновых в соседнем районе составила этой осенью 27 центнеров с гектара? Поставить перед собой глобальную задачу -- это все равно, что не ставить никакой задачи. Что ты конкретно хочешь запомнить сегодня, поскольку тебе это вскоре понадобится? Виталий: Ну, мне скоро предстоит сдавать экзамены в техникуме, и я подумал, что для этого нужна хорошая память... С. Горин: Давай сразу сделаем твою цель- конкретной: " Я хочу легко запомнить содержание одного учебника -- так, чтобы я его легко воспроизвел во время экзамена". Какие цели были у других участников семинара? Олег: Я хочу не курить. С. Горин: Это тоже не цель. Вместо того, чтобы говорить о том, чего вы не хотите делать, скажите о том, что вы хотите делать. Вы же знаете, что внушения с отрицанием не выполняются. Олег: Я хочу спокойно смотреть на сигареты, равнодушно относиться к курению других. С. Горин: Теперь намного лучше. В формулировке результата есть определенные правила, два из которых мы уже применили. Правило первое: ваша цель должна быть очень конкретной (если цель конкретна, то конкретен и результат). Если вы ставите перед собой большую цель и считаете, что именно она вам нужна -- разбейте ее для начала на цепочку маленьких целей, достижение каждой из которых по очереди приведет вас к этой большой цели. Правило второе: цель должна быть конструктивной (формулируйте ее в терминах " я хочу делать X", а не " я не хочу делать Y" ). Правило третье: формулируя цель, обязательно определите, как вы узнаете о том, что вы ее достигли. Просто задайте себе вопросы: " Как я узнаю о том, что результат получен? Что будет внешним подтверждением результата? " Как вы себя будете вести, когда получите результат? Что вы при этом увидите? Услышите? Почувствуете? Правило четвертое: определите контекст, в котором вы хотите иметь результат. (И, соответственно, контекст, в котором вы не хотите его иметь). Обычно это правило иллюстрируют мифом о царе Мидасе, который пожелал обращать в золото все, к чему прикоснется... Он просто не сформулировал нужный контекст для результата, который хотел иметь. Чтобы не оказаться на месте Мидаса, задайте себе вопросы: " Где, когда, по отношению к кому я хотел бы получить результат? Где, когда и по отношению к кому не хотел бы?.. ". Правило пятое: обращаясь за помощью к под сознанию, определите, тем не менее, что вы можете сознательно сделать для достижения цели. Спросите себя: " На что я могу опираться для получения результата? Что я могу приобрести дополнительно, чтобы опираться на это для получения результата? Что я могу сделать уже сегодня для получения результата? Что я уже делаю для этого, и могу только продолжать это делать? ". Правило шестое: определите, не помешает ли достижение одной цели достижению других. Спросите себя: " Что случится, если я получу результат? Как достижение результата повлияет на другие аспекты моей жизни? Как изменятся мои отношения со значимыми для меня людьми? Есть ли во мне силы, которые будут стремиться разрушить этот результат? ". Эти простые правила могут показаться скучными или излишними, но их исполнение гарантирует нам правильный ответ на окончательный вопрос: " Хочу ли я того, чего хочу? " Сиюминутное намерение может оказаться очень далеким от того, что сам действительно нужно. У Генри Форда есть интересное высказывание: " Человек имеет два мотива по ведения -- один настоящий, и второй, который красиво звучит". Если при работе с партнером вы можете опираться на " красиво звучащий" мотив, то при работе с собой лучше бы знать настоящий. Еще одно соображение, касающееся уточнения ваших целей. Подумайте о том, как вы обычно решаете задачу. Я не ошибусь, наверное, если предположу, что вы выясняете условия задачи, пытаетесь создать цепочку действий, которые, как вам кажется, приведут к ответу... Реплика из зала: Для того чтобы решить задачу, надо начать ее решать! С. Горин: А вот и нет. Прежде всего надо подумать: а есть ли задача? Тысячи людей, не задавших себе этот вопрос, тратят тысячи часов и уйму энергии на упорное решение задач типа: " Установить, является яблоко большим или красным". Если после длительных поисков человек приходит к выводу, что " яблоко и большое, и красное" -- это не является правильным ответом, потому что правильный ответ в данном случае: " Здесь нет задачи". В нейролингвистическом программировании существует так называемая " Мета-Модель" -- система вопросов, позволяющая отделить форму высказывания от содержания, и тем самым позволяющая узнать истинные проблемы или цели человека. Хорошее описание Мета-Модели можно прочитать в книге Л. Камерон-Бэндлер " С тех пор они жили счастливо". Мне кажется, что лучше всего можно подвести итог данной теме с помощью метафоры. Итак, в одну из стран " третьего мира" приезжает энергичный американец и видит туземца, который валяется под пальмой. Американец подходит к туземцу и говорит: " Чего ты лежишь просто так? Залезь на пальму, стряхни несколько орехов, отнеси их на базар и продай". Тот спрашивает: " А зачем мне это нужно? ". " Ну, ты продашь орехи, у тебя появятся деньги, ты сможешь нанять трех работников, которые вместе с тобой будут лазить на пальмы. Вместе вы сорвете больше орехов, ты их продашь, и получишь больше денег". Туземец опять спрашивает: " А зачем мне это нужно? ". Терпеливый американец объясняет: " Ты сможешь нанять работников, они за тебя будут лазить на пальмы, срывать орехи, продавать их на базаре, а ты будешь только получать деньги и валяться под этой пальмой". Туземец отвечает: " А я и так валяюсь! ". Вспомните эту историю, когда решите серьезно измениться... Обсуждение. Вопрос: Насколько эффективен самогипноз при болезненных операциях? С. Горин: Применение самогипноза и гипноза при операциях имеет давнюю историю; уже в прошлом веке были люди, готовые поставить гипнотическое обезболивание " на поток". Например, в 1843 году Эллиот провел более 300 хирургических операций, применяя для обезболивания гипноз. Знаете, для обыденных походов к стоматологу самогипноз, пожалуй, и не нужен. Мы можем воспользоваться тем, что с определенной проблемой связано определенное направление взгляда. Острая боль, которая бывает при стоматологических манипуляциях, соответствует кинестетической модальности, то есть, направлению взгляда вправо вниз. Переведите взгляд вверх -- и боль наполовину ослабнет, это уже проверено. Неважно даже, будете ли вы конструировать для себя какие-то приятные картинки, чтобы отвлечься, или просто закатите глаза вверх. Есть простая техника работы с головной болью, основанная на связи направления взгляда с определенной проблемой. Можете применять ее для экспресс-помощи знакомым (или для создания репутации колдуна). Попросите человека подумать о головной боли, а потом предложите ему смотреть на ваш палец, который вы будете двигать в разных направлениях -- и уведите взгляд партнера от того направления, в котором он чувствовал боль. Боль исчезает мгновенно (правда, ненадолго). В сексологической практике я рекомендую женщинам, у которых есть трудности с достижением оргазма, смотреть во время полового акта вправо вниз. Оргазм -- это кинестетическая модальность, так что уход взгляда в кинестетику многим женщинам помогает. Вопрос: Меня часто беспокоит бессонница, может ли самогипноз здесь помочь? С. Горин: Разумеется. Вы можете погружать себя в сон, пользуясь техниками самонаведения транса. Но для облегчения засыпания тоже есть более простая техника. Подумайте о том, как вы узнаете о том, что вы уже спите? Как вы вообще отличаете состояние сна от состояния бодрствования? По каким признакам? Ответив на эти вопросы, вы узнаете собственную стратегию засыпания, и вам останется только использовать ее. Приведу собственный пример: я узнаю о том, что уже сплю, по возникновению сновидений. Значит, стараясь сконструировать яркие зрительные образы, я могу ускорить засыпание -- так оно и происходит. Самогипноз, кстати, хорошо применять для заказа определенных сновидений (с определенным сюжетом, действующими лицами), и у многих это получается довольно легко. Вопрос: Мне иногда приходится выпивать с деловыми партнерами, но я хотел бы сохранять при этом трезвый ум. Может мне помочь в этом какая-то техника самогипноза? С. Горин: Этот вопрос обозначает несколько проблем. Во-первых, что значит " мне приходится"? Слова типа " приходится", " должен", " вынужден" -- это любимые слова советского сознания, которые не всегда имеют смысл. И для того чтобы выяснить, есть ли смысл в вашем " должен" или " приходится", попробуйте задать себе вопросы: " Что меня вынуждает? Что произойдет, если я этого не сделаю? ". В каждом " должен" подразумевается " иначе" (" должен сделать это, иначе будет то" ) -- подумайте, есть ли " иначе" в ваших " должен". Во-вторых, с помощью самогипноза вы можете организовать ваше поведение так, чтобы можно было достигать цели без опьянения -- то есть, вы можете задействовать самогипноз для повышения эффективности своего трезвого общения. И в-третьих, был вопрос о том, как не поддаваться опьянению. Мы можем использовать вашу стратегию опьянения. Как вы узнаете о том, что вы -- в опьянении? Ответ: У меня кружится голова и становится горячо в желудке. С. Горин: В какую сторону кружится голова? Ответ: По часовой стрелке. С. Горин: Значит, для борьбы с чувством опьянения вам надо ощутить вращение головы против часовой стрелки (между прочим, это легче сделать, чем кажется на первый взгляд), одновременно вспомнив, как мороженое холодит желудок. Использование собственной стратегии позволит вам за пятнадцать минут выйти даже из глубокого опьянения. Реплика: Меня удивляет, что вы преподаете самогипноз, и тут же говорите о том, что в большом числе случаев он не нужен. Так где же он все-таки нужен? С. Горин: Есть достаточно общее правило -- если можно чего-то достигнуть простым путем, не ищите сложных. Для достижения многих целей, о которых вы говорите, есть более простые методики, чем самогипноз. Например, такая цель, как повышение творческой активности... Один из моих знакомых достигал ее очень оригинальным способом. Когда ему нужно было решить сложную математическую задачу, он это делал в постели с женщиной: дожидался ощущения огромного подъема, прилива энергии -- и направлял эту энергию на решение задачи. Понятно, что такая методика относится к психологическому садизму, но, в принципе, человек все сделал верно -- взял ощущение в одном контексте и перенес в другой. Вот этот навык, навык переноса чувств из контекста в контекст, является хорошей альтернативой самогипнозу (разумеется, приведенный мною конкретный пример я вам не рекомендую.,. ). Другая альтернатива самогипнозу -- работа с собственной стратегией определенного действия или создания определенной проблемы. Узнайте свою стратегию -- и либо делайте так всегда, чтобы повысить эффективность действия, либо делайте наоборот, чтобы избавиться от проблемы. Что касается конкретных целей для самогипноза, то их достаточно много. Вы можете серьезно помочь себе оставаться здоровыми с помощью самогипноза, можете помочь себе выздороветь от многих заболеваний (начиная с простудных и заканчивая онкологическими -- описаны и такие случаи). Можете повысить эффективность своих действий или своего поведения в деловом общении, для этого даже существует отработанная схема: Шаг 1. Попросите подсознание вспомнить все те случаи (или один-единственный случай), когда вы действовали или вели себя очень эффективно. Шаг 2. Попросите подсознание выделить главное в вашем поведении или ваших действиях, от чего зависел успех. Шаг 3. Попросите подсознание воспроизводить эти главные моменты ваших действий или поведения каждый раз, когда для этого имеется подходящий контекст, и пусть подсознание делает это автоматически. Думаю, на первое время вам этого хватит. Вопрос: Я читал книжку о колдунах, и там говорилось, что колдуном может стать только тот, кто сможет смотреть в глаза человеку пять минут, не моргая. Есть ли в этом смысл? С. Горин: Не знаю, какой тут смысл с " колдовских" позиций... Возможно, это просто желание оградить свои навыки от непосвященных. Ведь " смотреть, не моргая" -- это инструкция с отрицанием, и выполнить ее сложно; такая инструкция может служить заменой слову " отвяжись! " Я могу сказать кому-то из вас, что он сможет стать великим человеком, если сможет в течение пяти минут не думать про белого медведя. Вы поймите: есть белый медведь, он большой и лохматый, но думать о нем нельзя! Реплика: Я от него теперь до завтра не отвяжусь. .. С. Горин: Успокойтесь, вы сможете стать великими людьми, продолжая думать про белого медведя. Я не могу оставить вас без выбора... По-моему, система колдовства должна походить на наш семинар в переводе на древнеславянский... Вопрос: По-вашему, порчи и сглаза нет? С. Горин: По-моему, этот вопрос является типичной несуществующей задачей. В рамках диалектического материализма, которого мы придерживаемся, вопрос не имеет смысла. Напутствие. Семинары вроде нашего принято заканчивать тем, что ведущий наводит транс на группу и дает набор постгипнотических инструкций. Но вы очень много занимались трансами, я боюсь вызвать у вас передозировку, поэтому попробую сформулировать напутствие так, чтобы его воспринимало только ваше сознание (а вы попробуйте не впадать при этом в транс). Мне бы не хотелось, чтобы вы считали, что получили на семинаре новое мировоззрение и пакет стропроцентных истин в придачу. Я думаю, что вы получили набор гипотез, более или менее объясняющих то, что иногда происходит в человеческом общении. Если где-нибудь когда-нибудь вы будете настаивать на предыдущей версии, я объявлю все, сказанное мною до сих пор, ложью от начала до конца. Какой гипноз, в самом деле? Кто из вас держал его в руках, измерял линейкой? Вы получили набор инструментов и узнали, как ими пользоваться, вы поняли, что они могут работать -- но почему они работают, я не знаю и сам. И я не знаю, почему все эти вещи начинают работать только тогда, когда вы начинаете их использовать. Учебник, руководство, самоучитель -- это самые обманчивые вещи на свете: они дают иллюзию умения и иллюзию знания. Мне иногда кажется, что люди платят за учебник, чтобы откупиться от необходимости что-то делать или что-то узнавать. Поэтому держите свои конспекты (или эту книжку) под рукой, читайте их за обедом, оставляя на них пятна, читайте за прилавком, немилосердно перегибая переплет -- и проверяйте в действии все, что прочитаете. Можно купить сотню книг про обучение плаванию, но чтобы научиться плавать -- надо плавать... Есть люди, которые испытывают трудности при любом выборе. Они не могут рещить, в какую дверь автобуса войти, не знают, с чего начать изложение дела... Если вам покажется, что вы готовы применять в работе гипнотические техники, но не знаете, с чего начать -- я разрешаю вам воспользоваться моей стратегией принятия решений, стратегией выбора. Я долго держал ее в секрете, используя только в особо важных случаях. Она очень эффективна и столь же проста: сделайте выбор между орлом и решкой и бросьте монетку... Я сожалею, что у нас мало времени для того, чтобы вы научились притворяться. Милтон Эриксон говорил: " Вы можете притвориться мастером какого угодно дела -- и справиться с этим делом. Совершенно неважно, умете ли вы гипнотизировать пли нет. Вернувшись домой, просто притворитесь гипнотизером. Люди пойдут за вами и начнут притворяться, что они погружаются в транс. И через некоторое время им надоест притворяться, и они забудут, что всего лишь притворяются... Но не давайте себя одурачить, и не забывайте, что вы всего лишь притворяетесь". Я был рад познакомиться с вами и кое-чему научиться от вас. До свидания.
ГЛАВА 8. ПОСТСКРИПТУМ (ПОСЛЕ НАПИСАННОГО)
В человеческом общении нет ошибок, есть только результаты. Весь смысл общения состоит в его результате: если вы получили не тот ответ, значит, вы задали не тот вопрос. Если вы сказали кому-либо комплимент, а человек оскорбился, то смысл вашего сообщения -- оскорбление. Если вы захотите еще раз оскорбить этого человека, то вы знаете, как это сделать, но если вы решите все же похвалить его -- попробуйте сказать что-нибудь другое. Этот постулат нейролингвистического программирования кажется мне хорошей метафорой о необходимости получения обратной связи при общении. В самом деле -- когда я обучаю людей гипнозу, то мне нужно знать, чему же они научились в действительности. Группа, с которой я занимался (и занятия с которой послужили основой для предыдущих семи глав), дала мне обратную связь, пригласив меня провести занятие через три недели. Теперь я могу утверждать, что знаю те вопросы, которые остаются после семинара у начинающих гипнотизеров... Я, правда, не уверен, что в точности знаю ответы на эти вопросы. Настоящая глава состоит, как и прежние, из вопросов и ответов, но на самом деле это -- " философская" глава. Неудача и успех (стенограмма семинара). Юра: У меня возникла проблема с удержанием транса -- в течение трех минут я могу удерживать партнера в трансе, но дольше -- не получается. С. Горин: А зачем его удерживать дольше в твоей работе? Ты ведь не занимаешься обезболиванием хирургических операций. Ты общаешься с реальными или возможными покупателями. Мне кажется, что твоя проблема -- в том, что ты заранее не обдумываешь, как использовать полученный транс. Мне иногда интересно слушать людей, которые признаются в своих неудачах. Одна женщина, лечившаяся ранее по поводу ожирения, о своей неудаче говорила так: " Я полтора года держалась в хорошей форме, а потом опять растолстела. Наверное, лечение на меня не действует". Вы только представьте себе: полтора года человек пользовался полученным результатом, но расценил это как неудачу! Эта женщина совершенно не учла, что она меняется, и меняются обстоятельства вокруг нее -- просто работа, проведенная полтора года назад, перестала удовлетворять изменившуюся личность. Юра: Нет, у меня была другая ситуация. Я задавал вопросы человеку, погруженному в транс... Знаете, я заметил, что этот человек любит разговаривать сам с собой; я это использовал -- подстроился к нему незаметно и стал задавать вопросы. В течение трех минут он мне отвечал, а потом перестал. С. Горин: Твои вопросы были рассчитаны на ответы типа " да-нет"? Юра: Да. С. Горин: Тогда, скорее всего, дело тут не в поддержании трансового состояния, а в поддержании раппорта. И даже не обязательно, что раппорт здесь был утерян: возможно, ты слишком углубил транс у партнера, и у него оказались заторможенными речевые навыки. Он продолжал отвечать тебе -- головой, телом, руками -- тебе просто следовало заранее позаботиться о том, чтобы научиться различать несловесные ответы партнера. Есть хорошее упражнение для этого. Упражнение No 21. Выполняется в парах. Партнер А задает партнеру Б три вопроса, на которые вероятно получить ответ " да" (" Тебя зовут Юра? Ты живешь на правом берегу? Тебе 25 лет? " и т. п. ). Затем партнер А задает три вопроса, на которые вероятен ответ " нет". (" Ты ходишь в детский сад? Ты получаешь пенсию? " и т. п. ). Задача партнера Б -- давать достаточно искренние ответы. Задача партнера А -- внимательно следить за несловесными характеристиками положительного и отрицательного ответов: интонация, движения головы, мимика, движения рук, движения глазных яблок, цвет кожи лица. На втором этапе упражнения партнер А задает партнеру Б три случайных вопроса, ответа на которые не может предполагать. Партнер Б может отвечать (на словах) неискренне. Задача партнера А: определить по ранее полученным несловесным характеристикам ответов, на какие из вопросов второго этапа он получил положительный ответ, и на какие -- отрицательный. После этого партнеры меняются ролями. С. Горин: Поскольку вы все справились с упражнением, мне остается только рассказать о возможном использовании этого навыка. В любых встречах с деловым партнером дайте ему несколько " установочных" вопросов, чтобы определить его несловесные ответы " да" и " нет". После этого вы будете точно знать, что он подразумевает фразой " Мы обдумаем ваше предложение" или " Я посоветуюсь с акционерами". Вы будете знать сразу же, какой ответ получили, и вам не нужно будет ждать, когда он " обдумает" или " посоветуется" -- можно действовать, исходя из полученного ответа. Если он согласен -- можно подождать, если несогласен -- ищите другого партнера, не дожидаясь отказа на словах. Этот же навык используется в гадании. Данте партнеру очень неопределенное описание, а потом детализируйте описание, используя несловесное согласие или несогласие партнера с тем, что вы говорите. В любом гадании есть предварительная беседа, в ходе которой задаются " установочные" вопросы. И вот вы говорите что-то вроде: " У тебя в прошлом было важное событие... ". Это очень неопределенное описание, с которым партнер, скорее всего, согласится (в самом деле, у кого же из нас в прошлом не было важного события? ). Затем вы осторожно продвигаетесь вперед: " Это событие было связано с женщиной... ". Если вы сразу получили ответ " да", то вы просто угадали, если ответ " нет", то срочно исправьте положение: " Нет, оно было связано с мужчиной". И дальше вы движетесь в том же направлении: " Он был старше тебя -- младше тебя, он был блондином -- брюнетом" и т. д. Когда вы подойдете к предсказаниям будущего, раппорт будет достаточно прочным для того, чтобы партнер сам впоследствии выбирал из происшедших событий те, которые соответствуют вашим " предсказаниям". Конечно, и предсказания должны быть достаточно неопределенными. Вот, скажем, " казенный дом и встреча в нем": к описанию подходит вокзал, гостиница, тюрьма, учебное заведение и тысяча других вещей. Что означает " червонная дама"? Это сверхобобщенное понятие, и если ваш партнер -- не гомосексуалист, то какая-то дама у него будет, и он сам выберет, которая из дам подходит к описанию. Если вы когда-нибудь в шутку решите " погадать" знакомым, обратите внимание, что в ходе этого действия они сами погружаются в транс (просто потому, что им приходится все время обращаться к внутреннему опыту, а не внешнему миру) -- и это можно использовать в своих интересах. Наташа: У меня есть трудности с подстройкой. Не всегда удается хорошо подстроиться к партнеру заранее, поэтому мне кажется, что и потом у меня ничего не получится. С. Горин: " Мне кажется" -- значит, " я не пробовала", так? Попробуй! Вы почему-то считаете, что подстройка -- это что-то очень долгое, нудное, скучное, но ведь это не так! (С. Горин посмотрел на часы). Одно мое движение -- и вы подстроились! Ищите такие шаблоны для быстрой подстройки -- здесь сам шаблон вызывает подстройку партнера. Посмотреть на часы, поправить прическу, поправить галстук... Если кто-то из вас считает, что подстройка у него получается плохо -- используйте чаще разрыв шаблонов. Ваши покупатели это делают постоянно и мастерски. Вспомните один из диалогов М. Задорнова: " Почем помидоры? -- Двадцать. -- А за тридцать отдашь? " -- и продавец в трансе. В обыденной жизни таких примеров масса, магазин -- это своего рода музей этих примеров. " Девушка, у вас ноги есть? Вчера у вас печень была, а сегодня я ее что-то не вижу... Я хотел взять языка, а кассирша выбила мне мозги" -- будни одного только мясного отдела! Можно накопить для использования обороты речи, изменяющие прямой и переносный смысл. Если мы говорим про кого-то, что он " протянул ноги", мы имеем в виду, что человек умер. Но в этом выражении есть и прямой смысл, который можно использовать, как инструкцию партнеру -- " расслабиться и вытянуть ноги вперед". Подобных выражений, имеющих разный смысл для сознания и подсознания, много в любом языке. " Взять себя в руки", " тащить себя за волосы"... Думаю, что их тоже можно как-то обыграть в контексте делового общения. Наташа: А если неудача все же произошла? С. Горин: Я намеренно не буду конкретизировать это высказывание о неудаче и поговорю предельно неопределенно. Любой психотерапевт--специалист по неудачам, располагающий своим набором стратегий выхода из них. Если неудача все же произошла, то можно притвориться, что ее не было. Можно прокомментировать то, что случилось (" Итак, вам не стало лучше. Итак, вы этого не хотите" ). Комментарий помогает убрать эмоциональное отношение к неудаче, рассматривать ее как базу для дальнейшей работы. Можно сделать непроницаемое лицо и дать неопределенные инструкции с кучей предположений о том, что в будущем нужные изменения появятся. И, наверное, самый существенный момент в восприятии неудачи: надо понять, что ваш партнер не умеет читать мысли. Он не знает, к какому результату вы стремились -- и не знает, достигли вы его или нет. Не думайте за партнера -- и не приписывайте ему свои мысли. Мы с вами много говорили о неудачах, но я хотел бы предостеречь вас еще и от успеха. Пусть ваш успех будет только вашим, уберите на время куда-нибудь свое тщеславие. Один из мифов советского сознания, все еще сохраняющий актуальность -- " коллективное должно преобладать над личным" -- имеет интересное следствие: эффект черной зависти. " Если ты живешь лучше меня -- значит, ты хуже меня, и я это докажу". Мне понадобилось довольно много времени, чтобы понять, что о моих успехах должны знать пациенты, но не коллеги. Люди гораздо охотнее прощают кому-либо преступление, чем успех... Виталий: Я хотел применить в рекламе отдельные речевые стратегии использования транса, но это увеличивает объем объявления, и, соответственно, его стоимость. Честно говоря, я сомневаюсь, что нужно идти на лишние затраты. Мне не верится, что такие простые вещи работают. С. Горин: Не хочу никого обидеть, но все же приведу
|
|||
|