|
|||
5. Анализ произведения ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Данное произведение относится к изобразительному искусству – к живописи. Композиция: Боярыня Морозова – центральный образ этой картины, определяющий всю её композицию. Композиция построена по диагонали, указывающий на вектор движения саней и делящих полотно на две части: слева группируются, по преимуществу, противники боярыни, справа – сочувствующие ей. Картина обладает единым композиционным центром – это сама Морозова. Художник стремился выразить композицию прежде всего движением. Пропорции: Единицей измерения в данной работе является сама боярыня. Именно в соотношение с ней и были созданы остальные участники композиции. Симметрия: Художественная композиция картины Сурикова строится на противопоставлениях. Из них лепится психологический объём, возводятся своды русского общества. Человек, воплощённая личность, – и толпа, сгущаемая любопытством на заднем плане. Тоталитарная власть – и свободолюбие, духовная независимость, непокорность, сопротивление. Мелочность, праздность клубящейся жизни – и величие лика смерти, переходящей в бессмертие. Тёмное, шутовское лицо возницы – и белое, волевое лицо Морозовой, противостоящие друг другу. Мальчишки и старухи, стражники и монашки, богач-купец и юродивый в лохмотьях – это составляющие картину. Цвет и тон: Столь же изумительно колористическое решение картины, ее живописная «оркестровка», ее цветовой диапазон — от черного до белого, с использованием всей гаммы палитры. Увлеченный красочностью древнерусского быта, Суриков дает исключительные по звучности цветовые пятна — голубое, желтое, малиновое, черное... Но даже самые звучные красочные пятна не выпадают из картины и не превращают ее в декоративное полотно; они подчинены общей гармонии, они смягчены и объединены мягким рассеянным светом, голубоватой дымкой влажного воздуха. Голубые тона, перекликаясь с золотистыми, рассеяны повсюду: и в снегу, как бы сотканном из цветовых отблесков, и в сером небе, и в узорах народных одежд... Цветом выделен и психологический центр картины — фигура Морозовой; трагически звучит подобное тяжелому колоколу черное пятно ее одежды на фоне белого снега. Но яркая красочность, многоцветность народной толпы придают картине мажорное, жизнеутверждающее звучание, выражая веру в народ, в его силы, в конечную победу народного разума над предрассудками, света над тьмой. Движение: Движение картины уходит в глубину – начиная с выезжающих саней и заканчивая убегающими ребятами и куполами в дали. Толпа с одной стороны стоит на месте, но и в то же время движется вверх. Фактура: Суриков с удивительной точностью передал фактуру одеяния толпы. Мы сразу можем отличить более знатных людей от бедных. И фактура занимает при этом не самое последние место. Так же очень выразительно получились у художника выезжающие сани – они как настоящие, так и кажется что они унесутся в дорогу. Плоскость и глубина: Вся картина разделена на три горизонтальные полосы. Верхняя полоса – небо, средняя – плотная масса человеческих лиц и фигур на тёмном фоне церкви; наконец, нижняя полоса – снег. Небо и снег – самые светлые части картины, люди стены церкви – самые тёмные. В средний части полотна светлыми пятнами выделяются человеческие лица. Небо, человеческие лица и снег связаны между собою перекликающимися красками. Замкнутая и открытая форма: Данная работа относится к открытой (разогнутой) форме. Сюжет картины не заканчивается тем, что художник нанёс на полотно. Её можно продолжать дальше: это толпа продолжает любопытствовать вплоть до самой тюрьмы; улица продолжается…
Заключение
«Боярыня Морозова» глубоко и ярко национальна и по содержанию, и по созданию художником образам, и по раскрытым здесь характерам, и по своему живописному решению, по самой «музыки» цвета. Это произведение, которое могло возникнуть только на русской почве, особенно близкое понятное именно русскому человеку. И вместе с тем неоспоримо общечеловеческое, мировое значение «Боярыни Морозовой». Заключённое в ней трагедийное, героическое начало, её живописная гармония волнует любое сердце, чуткое к искусству.
|
|||
|