|
|||
2. Место в истории Федосьи Морозовой
Феодосия Прокопьевна Морозова была страстной поборницей «древнего благочестия». Овдовев на тридцатом году, эта «ярая сердцем» женщина вела суровую подвижническую жизнь, раздавала свои богатства нищим и, наконец, приняла от раскольничьего старца монашество. Ее воззрения разделяла и сестра ее, Евдокия, бывшая замужем за князем Урусовым. Церковный раскол был крупным религиозным движением в русском народе. Возникнув в Москве, он широко распространился по всей стране. Жестокость, с какой патриарх Никон проводил церковную реформу, обостряла сопротивление старообрядцев. По воле царя он приказал исправить богослужебные книги, изменить некоторые обряды. Например, креститься надо было не двумя перстами, как прежде, а тремя. Крестным ходом шествовать не по солнцу, а против солнца. Писать, не «Исус», а «Иисус» - с двумя «и». Среди верующих оказались люди, которые не захотели признать новые обряды. Их называли старообрядцами или раскольниками. Старообрядцы тайно собирались и молились по-старому. Во главе противников реформы стал протопоп Аввакум. Морозова была его ближайшей ученицей. Боярыня Федосья Прокопьевна Морозова, наряду с протопопом Аввакумом, стала символом раскола Русской православной церкви. Именно она, отстаивая старую веру, пошла против самого царя и патриарха Никона, отреклась от всех своих сословных привилегий, от роскоши, в которой жила, богатства, которое имела, пожертвовала сыном и добровольно сравнялась с " простецами". Несмотря на свою знатность и близкое родство с царем, она была схвачена и подверглась жестоким пыткам, которые переносила с величайшим мужеством. Ни уговоры, ни угрозы, ни мучительные пытки не могли сломить дух Морозовой. Затем она была брошена в земляную тюрьму Боровского монастыря. Заключенная в «земляную тюрьму» она умерла голодной смертью в 1675 году. Народ признал ее своей и сохранил в памяти ее образ, который оживает в песне, в предании…
|
|||
|