Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





3. Сюжет картины



 

То, что мы видим на картине, произошло 17 или 18 ноября 1671г. Для своей картины Сурикова избрал тот момент, когда Морозову, измученную в застенке, везут среди толпы по московским улицам. Она сидит в розвальнях, закованная в кандалы, и поднимает руку, сложенную двуперстным крестом, знамением старообрядчества, призывая народ стоять за старую веру. Розвальни медленно двигаются сквозь расступающуюся толпу народа.

На переднем плане мы видим женщину в русской народной одежде XVII века, полулежащую на санях-развальнях. Её поза и палец, указывающий в небо, олицетворяет непреклонность перед нависшей угрозой, она пытается приподняться, побороть гнёт преследователей её мыслей. Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость. Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения. Это Феодосия Морозова. Зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положение в обществе. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются.

На картине Сурикова боярыня обращается к московской толпе, к простолюдинам - к страннику с посохом, к старухе-нищенке, к юродивому, и они не скрывают своего сочувствия вельможной узнице. Так и было: мы знаем, что за старую веру поднялись низы, для которых посягательство властей на освященный веками обряд означало посягательство на весь уклад жизни, означало насилие и гнет.

Дороги перед санями как таковой нет, она не видна, загорожена толпой, символизирующей тупик, отсутствие пути. “Бунту” Морозовой противопоставляется “смирение” странника с посохом, расположенного у правой границы полотна. Это облик человека, прошедшего через огонь, воду и медные трубы и познавшего Высшую Волю и смирившегося перед ней. Он может выражать лишь сострадание всем противоборствующим сторонам. Лик странника – мрачен, суров, что говорит о его замкнутости, внутренней борьбе, сомнениях, трагическом душевном разладе.

За санями, за барышней Морозовой бегут люди. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Здесь юродивый, который тянется за санями, нищенка, которая повторяет этот жест боярыни Морозовой. И вся эта толпа соучаствует в этом событии: и мы тоже становимся невольными даже не соучастниками, а свидетелями того, что видим, а мы входим в эту внутреннюю атмосферу картины.

На картине за боярыней Морозовой никто не идёт. Её могут благословлять, ею могут ужаться, бояться её, смеяться над нею и даже сострадать, но никто за ней не идёт. Лишь какой-то мальчик бежит за нею, осмеивая её, а перед ним стоит ещё один мальчуган, который раздумчиво смотрит на то, что происходит. С правой сторон сани сопровождает сестра боярыни Морозовой княгиня Урусова; склоняют свои головы молодые монашки, а совсем справа стоит странник с посохом в руке, который как бы размышляет о том, что терпеть на Руси простому человеку и каков дальше будет у этого человека путь.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.