|
|||
ГЛАВА ПЯТАЯ Решения Имама Али (А) по очень запутанным делам 1. Пьяная драка «Ты прав, мы не знаем этого, а потому ждем твоего решения, ибо ты одарен Аллахом знанием в области судейства», - сказали те, которые требовали мести за убитых. И вот каким было решение Имама (А): «Выкуп за двух убитых выплатят все четыре племени, к которым они принадлежат. Из этой суммы денежная компенсация за ранения будет выплачена оставшимся в живых, а остальная часть передана представителям умерших»[27]. 2. Утопленник Двое заявили, что трое других утопили его, а те, в свою очередь, обвиняли этих двух. Имам (А) разделил компенсацию за смерть утонувшего на пять частей, две из которых возложил на троих, а три - на двоих, потому что стороны были разделены таким образом, что каждая из них обвиняла другую[28]. Шейх Муфид после пересказа данного случая в книге «Иршад» заключает: «Невозможно даже представить себе более рационального решения». 3. Лев Этот случай произошел в Йемене, где как раз находился Имам Али (А). Ему сообщили о случившемся, и он вынес следующее решение: «Наследники первого должны выплатить одну треть компенсации наследникам второго, а те - две трети наследникам третьего, а те, в свою очередь, - полную компенсацию наследникам четвертого». Когда Пророк (С) узнал об этом, он сказал: «Аб ал-Хасан действовал в рамках закона Аллаха! » От автора: Причина такого разделения состоит в том, что первый человек упал сам, но потянул за собой второго. При этом право компенсации на первого не распространяется, потому что он сам виноват в своей смерти. В смерти второго могут быть три причины: 1) его потащил за собой первый; 2) третий упал на него; 3) четвертый упал на него, либо сам! третий стал причиной падения четвертого. Отсюда следует, что вероятность вины первого в гибели четвертого - один к трем. Поэтому Имам (А) возложил одну третью часть выкупа на наследников первого, Причиной смерти третьего может быть упавший на него четвертый или же ухватившийся за него второй (которого, в свою очередь, потянул первый), но в конце концов за смерть третьего несет ответственность второй, поэтому Имам (А) обязал наследников второго платить две трети выкупа наследникам третьего. А за смерть четвертого несет полную ответственность третий, и, следовательно, наследники третьего должны выплатить полный выкуп наследникам четвертого. 4. Щипание становится причиной смерти Имам (А) сказал: «Одну третью часть компенсации за смерть девочки должна уплатить та, что подняла ее на плечи, столько же должна уплатить та, которая ущипнула подругу, и в равной степени с ними виновата сама погибшая, ибо напрасно она так рисковала, садясь на плечо подруги»[29]. Пророк (С), услышав это, подтвердил верность решения Али (А). 5. Заклад Схожий хадис Шейх Садук и Шейх Туей рассказывают об Имаме Садике (А). Двое дрались из-за двух дирхамов. Один заявлял, что деньги принадлежат ему, а второй говорил, что один из дирхамов его. Имам (А) сказал: «Человек, претендующий на один дирхам, признает, что второй дирхам ему не принадлежит, значит, спорным является только один дирхам, который и должен быть поделен между ними»[31]. Шейх Кулайни, Шейх Садук и Шейх Туей рассказывают, что у Имама Бакира (А) спросили: «Один человек хотел купить слугу из рабов. Продавец дал ему двух, чтобы тот сам выбрал для себя одного из них, а второго вернул. По этой причине продавец взял деньги только за одного слугу. Однако по дороге в дом хозяина один слуга убежал». Имам (А) рассудил этот случай так: «Покупатель должен вернуть оставшегося слугу хозяину, но при этом взять с него назад половину оплаченной суммы и заняться поисками пропавшего слуги. Если ему удастся найти сбежавшего слугу, то он оставляет за собой право выбора между ранее предложенными ему двумя слугами, а остальную сумму должен вернуть хозяину. Если же не найдет, то сумма убытка делится между продавцом и покупателем»[32]. 6. Я должен ему 7. Раздел, равнозначный числу свидетелей
|
|||
|