|
|||
{3} К читателюСтр 1 из 170Следующая ⇒
Московский Художественный театр в русской театральной критике: 1898 – 1905. / Сост., вст. к сезонам, примеч. Ю. М. Виноградова, О. А. Радищевой, Е. А. Шингаревой, общ. ред. О. А. Радищевой. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2005. 639 с. К читателю....................................................................................................................... 3 Читать Перед открытием.................................................................................................... 6 Читать 1. < Без подписи>. Общедоступный театр в Москве 2. Арсений Г. < И. Я. Гурлянд>. Впечатления 3. Новый < В. Н. Пастухов>. Проект Мечта 4. < Без подписи>. Чужие мысли 5. С. Васильев < С. В. Флёров>. Театральная хроника 6. < Без подписи>. К открытию 7. Lolo < Л. Г. Мунштейн>. Страничка из письма Сезон 1898 – 1899....................................................................................................... 21 Читать 1. Глаголь < С. С. Голоушев>. 2. - Ф- < Н. Е. Эфрос>. «Царь Федор» 3. Глаголь < С. С. Голоушев>. Художественно-общедоступный театр 4. -Ф- < Н. Е. Эфрос>. «Царь Федор» 5. С. Васильев < С. В. Флёров>. Театральная хроника. 6. Глаголь < С. С. Голоушев>. Художественно-общедоступный театр. 7. < Без подписи>. Театральная хроника 8. С. Васильев < С. В. Флёров>. Театральная хроника. 9. В. Дорошевич. На кончике пера 10. < Без подписи>. Театральная хроника 11. Сергей Глаголь < С. С. Голоушев>. Художественно-Общедоступный театр. 12. < Без подписи>. Художественно-Общедоступный театр. 13. Сергей Глаголь < С. С. Голоушев>. «Чайка». 14. Н. М‑ в < псевдоним не раскрыт>. Театр и музыка 15. -Ф- < Н. Е. Эфрос>. «Чайка» 16. -Ф- < Н. Е. Эфрос>. «Чайка» 17. -Ф- < Н. Е. Эфрос>. «Чайка» 18. П. Гнедич. «Чайка». Г. Антона Чехова 19. С. Глаголь < С. С. Голоушев>. Художественно-Общедоступный театр. 20. Н. М‑ в < псевдоним не раскрыт>. По театрам 21. И. Рудин < И. Ф. Шмидт>. Художественно-Общедоступный Театр Сезон 1899 – 1900....................................................................................................... 72 Читать 1. -ин < Я. А. Фейгин>. «Смерть Иоанна Грозного», 2. -Ф- < Н. Е. Эфрос>. «Смерть Иоанна Грозного» 3. -Ф- < Н. Е. Эфрос>. «Геншель» № 3‑ й 4. С. Васильев < С. В. Флёров>. Театральная хроника. «Двенадцатая ночь» Шекспира, на Художественно-Общедоступном театре 5. < Без подписи>. «Дядя Ваня» 6. -ин < Я. А. Фейгин>. «Дядя Ваня». Сцены из деревенской жизни, 7. Старик < Н. Е. Эфрос>. Из Москвы 8. Н. Рок < Н. О. Ракшанин>. Из Москвы. Очерки и снимки 9. Петр Кичеев. «Эдда Габлер» 10. Пр. Пр. < псевдоним не раскрыт>. Художественный реализм. 11. И. Игнатов. «Одинокие», драма в 5‑ ти действиях Герхарта Гауптмана 12. < Без подписи>. «Одинокие» 13. Т. Щепкина-Куперник. Московский Художественный театр 14. А. К‑ ль < А. Р. Кугель>. Театральные заметки 15. А. К‑ ль < А. Р. Кугель>. Театральные заметки 16. П. Гнедич. Театр будущего. 17. < Без подписи>. Театр и музыка 18. < Без подписи>. Театр и музыка 19. Нескромный наблюдатель. < псевдоним не раскрыт> Вперемежку. 20. < Без подписи>. Сезон 1900 – 1901..................................................................................................... 129 Читать 1. -Ф- < Н. Е. Эфрос>. «Снегурочка» 2. James Lynch < Л. Н. Андреев>. < Без заглавия> 3. Сергей Глаголь < С. С. Голоушев>. У рампы. Которая из двух? 4. Н. Р‑ н < Н. О. Ракшанин>. По театрам 5. Я. А. Ф‑ ин < Я. А. Фейгин>. «Доктор Штокман» 6. Ив. Иванов. Горе героям! (Письмо в редакцию) 7. П. Ярцев. Из Москвы 8. Н. Р‑ н < Н. О. Ракшанин>. Театр и музыка 9. James Lynch < Л. Н. Андреев>. Москва. Мелочи жизни 10. Я. А. Ф‑ ин < Я. А. Фейгин>. Художественный театр. 11. П. Ярцев. «Три сестры» 12. Смоленский < А. А. Измайлов>. «Дядя Ваня» 13. Юр. Беляев. Театр и музыка. Художественный театр. I. «Дядя Ваня» 14. А. Суворин. < Без заглавия> 15. Old Gentleman < A. B. Амфитеатров>. Театральный альбом. XXXVI 16. O. L. < псевдоним не раскрыт>. Штокман — Станиславский 17. Юр. Б‑ в < Ю. Д. Беляев>. Художественный театр. IV. «Геншель» 18. В. Дорошевич. За день. Сектанты 19. Г. Северцев < Г. Т. Полилов>. Московские гастролеры 20. А. К‑ ель < А. Р. Кугель>. Заметки 21. П. Гнедич. «Доктор Штокман» 22. Д. Философов. «Дядя Ваня». V. 23. П. Ярцев. Искусство будней (Московский Художественный театр) 24. А. Кугель. Будни искусства. (Открытое письмо П. М. Ярцеву) 25. А. Волынский < А. Л. Флексер>. Современный и новый репертуар 26. А. Б. < А. И. Богданович>. Критические заметки. 27. А. Басаргин < Ал. И. Введенский>. О художественно-общедоступном Сезон 1901 – 1902..................................................................................................... 213 Читать 1. В. П. < В. П. Преображенский>. Театральная распря 2. Я. А. Ф‑ ин < Я. А. Фейгин>. Художественный театр. 3. Н. Р‑ н < Н. О. Ракшанин>. По театрам. Еще о «Дикой утке» 4. П. Ярцев. Московские письма 5. Джемс Линч < Л. Н. Андреев>. Москва. Мелочи жизни 6. С. П. < С. В. Яблоновский>. Михаил Крамер 7. EXTER < Ал. И. Введенский>. Театральная хроника. III 8. Н. Рок < Н. О. Ракшанин>. Из Москвы. (Очерки и снимки) 9. С. Андреевский. Театр молодого века. 10. С. Андреевский. Театр молодого века. 11. Али < Н. Е. Эфрос>. Спросонок 12. EXTER < Ал. И. Введенский>. Театральная хроника. 13. Пэк < В. А. Ашкинази>. Плакали купецкие денежки. 14. Н. Рок < Н. О. Ракшанин>. Из Москвы. Очерки и снимки 15. Пэк < В. А. Ашкинази>. Кстати 16. В. Дорошевич. Искусство на иждивении 17. H. nov < А. Р. Кугель>. «В мечтах» 18. H. nov < А. Р. Кугель>. Московский Художественный театр 19. Ал. Ожигов < Н. П. Ашешов>. «Мещане» М. Горького 20. Г. < псевдоним не раскрыт>. < «Мещане»> Сезон 1902 – 1903..................................................................................................... 276 Читать 1. < Без подписи>. В Художественном театре 2. < Без подписи>. Художественный театр 3. С. П. < С. В. Яблоновский>. Художественный театр. 4. -Ф- < Н. Е. Эфрос>. «Мещане» 5. И. < И. Н. Игнатов>. «Мещане», сцены в доме Бессеменова. 6. Ю. А. < Ю. И. Айхенвальд>. Современное искусство. 7. И. < И. Н. Игнатов>. «Власть тьмы» 8. С. П. < С. В. Яблоновский>. Художественный театр. 9. Нежданов < неустановленное лицо>. Художественный театр. 10. Н. Р‑ н < Н. О. Ракшанин>. «Власть тьмы» 11. Н. Э‑ с < Н. Е. Эфрос>. Из Москвы 12. А. К‑ ель < А. Р. Кугель>. Театральные заметки 13. -Ф- < Н. Е. Эфрос>. «На дне» Горького 14. EXTER < Ал. И. Введенский>. Театральная хроника. 15. Ю. А. < Ю. И. Айхенвальд>. Современное искусство. 16. Н. Э‑ с < Н. Е. Эфрос>. Из Москвы 17. С. П. < С. В. Яблоновский>. Театр и музыка. «Столпы общества» 18. И. < И. Н. Игнатов>. «Столпы общества» 19. -Ф- < Н. Е. Эфрос>. «Столпы общества» 20. Homo novus < А. Р. Кугель>. Открытие спектаклей Московского Художественного театра. «На дне» М. Горького 21. Смоленский < А. А. Измайлов>. Театр. 22. Solus < К. И. Арабажин>. Московский Художественный театр Сезон 1903 – 1904..................................................................................................... 342 Читать 1. И. < И. Н. Игнатов>. Театр и музыка. «Юлий Цезарь». 2. Нежданов < неустановленное лицо>. На «Юлии Цезаре» 3. Н. Р. < Н. О. Ракшанин>. «Юлии Цезарь» 4. Н. Э‑ с < Н. Е. Эфрос>. «Юлий Цезарь» В Художественном театре. 5. Ю. А. < Ю. И. Айхенвальд>. Современное искусство. < …> 6. Матов < С. С. Мамонтов>. Брут — Станиславский 7. Б. Варнеке. По поводу постановки «Юлия Цезаря» 8. Андрей Белый. «Юлий Цезарь» на сцене Художественного театра 9. А. Ко‑ тов. < А. И. Косоротов> О законах сценической постановки 10. < Без подписи>. «Одинокие» 11. П. К. < П. С. Коган (? )>. Театр и музыка. Художественный театр. 12. Пэк < В. А. Ашкинази>. Кстати 13. Н. Николаев. У художественников. (Московские впечатления) 14. Зигфрид < Э. А. Старк>. Эскизы. Московский Художественный театр 15. Юр. Беляев. Театр и музыка. Спектакли Московского 16. К. Арабажин. «Юлий Цезарь», трагедия в 5 действиях В. Шекспира 17. Чацкий < Д. В. Философов>. Театральное эхо. «Вишневый сад» 18. К. Арабажин. «Вишневый сад». Пьеса в 4‑ х действиях, соч. А. П. Чехова 19. Юр. Беляев. Театр и музыка. Спектакли Московского 20. А. Кугель. Заметки о Московском Художественном театре 21. В. П. < В. П. Преображенский>. «Вишневый сад» Сезон 1904 – 1905..................................................................................................... 416 Читать 1. -Ф- < Н. Е. Эфрос>. Спектакль Метерлинка 2. С‑ н < псевдоним не раскрыт>. Из Москвы 3. Ив. Иванов. Театр и музыка. «Иванов» А. П. Чехова 4. П. Ярцев. Качалов в «Иванове» 5. Бэн < Б. В. Назаревский>. По театрам. «У монастыря» и «Миниатюры» 6. Сергей Яблоновский. В Художественном театре 7. И. < И. Н. Игнатов>. «Привидения». 8. Н. Эфрос. Из Москвы 9. Юр. Беляев. Театр и музыка. Спектакли Московского 10. Корней Чуковский. Московский Художественный театр. 11. Зигфрид < Э. А. Старк>. Эскизы 12. А. Кугель. Театральные заметки 13. Зигфрид < Э. А. Старк>. Эскизы 14. Юр. Беляев. Спектакли Московского Художественного театра. III. 15. < Без подписи>. За кулисами 16. А. Горнфельд. Театр и музыка. Московский Художественный театр. Сезон 1905 – 1906..................................................................................................... 459 Читать 1. Н. Эфрос. Из Москвы 2. < Без подписи>. Театр и музыка. Художественный театр 3. Сергей Яблоновский. Театр и музыка. Художественный театр 4. Вл. Б. < В. Ф. Боцяновский>. Сцена 5. < Без подписи>. По театрам. 6. EXTER < Ал. И. Введенский>. Новая пьеса Горького. «Дети солнца», 7. Ю. А. < Ю. И. Айхенвальд>. Современное искусство. < …> Примечания.......................................................................................................... 475 Читать Приложение О. Радищева. Указатели Указатель имен................................................................................................... 612 Читать Указатель драматических и музыкально-драматических произведений..... 626 Читать {3} К читателю Московский Художественный театр, как ни один другой, породил о себе целую литературу. Ее составляют исторические очерки, монографии об отдельных деятелях и спектаклях, летописи жизни и творчества, наконец, собрания сочинений и избранное самих основателей театра — К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Среди данного не теряющего своей ценности богатства особое место занимает повседневная театральная критика, статьи и рецензии в периодической печати минувших лет. Если книги и многотомные издания доступны широкому читателю, то газетные вырезки, хранящиеся в архивах, — нет. А между тем в них — самая непосредственная реакция современников на искусство Художественного театра, исторически подлинная, не подвергнутая ретуши последующими временами. Однако именно эта часть написанного может исчезнуть. Газетная и журнальная бумага разрушается. Типографская краска блекнет. Вырезки, некогда с любовью наклеенные в альбом, проедаются пятнами клея. К счастью, существует один общий способ сохранения театральной периодики от гибели и обращения ее в достояние широкого круга читателей. Это — переиздание. Попыткой осуществить его ради историй Художественного театра и являются предлагаемые читателю публикации. Конечно, переиздать решительно все невозможно, но есть логичные пределы и критерии отбора. За более чем вековое существование МХАТ представляется оправданным познакомить читателя с театральной критикой времен, когда творческим процессом в театре руководили К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко, то есть с 1898 по 1943 год. Данные границы определяют два события, первое и последнее: подготовка к открытию театра и уход из жизни его второго создателя, Вл. И. Немировича-Данченко. В тех же границах наиболее плодотворно проявилась творческая энергия двух поколений театра: основателей-отцов и продолжателей-детей. Без сомнения, именно в эти четыре с лишком десятилетия исчерпано новаторство предлагавшихся основоположниками театра художественных идей, их реформы во всех областях театрального дела. Объем сохранившихся откликов прессы, этапы творчества и внутренней жизни МХТ, внешние общественно-политические условия — все это предопределило разделение публикаций на три тома. В первом томе (1898 – 1905) театральная пресса отражает создание, становление и признание Художественного театра на рубеже XIX и XX веков с их ожиданием всеобщих перемен. Во втором томе (1906 – 1917) критика анализирует последующий этап испытания художественниками своего направления с точки зрения возникших эстетических и философских идей нового десятилетия. Третий том (1918 – 1943) дает представление о месте, найденном для искусства МХАТ идеологией прессы большевизма и социалистического строя. Независимо от художественной значимости того или иного спектакля, в трехтомник помещаются отклики рецензентов на все премьеры без исключения. Таким образом, во всей полноте восстанавливается картина творческой жизни в ее сценическом и репертуарном воплощении. {4} Той же полноты и беспристрастия к вынесенным оценкам требует и картина критических отзывов. Поэтому непременным условием отбора статей взята свобода мнений критиков и рецензентов, стоящих на противоположных позициях эстетического подхода к искусству вообще и Художественного театра в частности. Полемика, сопутствовавшая в критике Художественному театру со дня открытия и до середины 30‑ х годов XX века, опровергает легенду о безмятежности его пути и всеобщем поклонении его искусству как единственно возможному. Современники признавали за Художественным театром роль реформатора и проповедника определенного направления в русском театре, но не отвергали при этом прочих методов. Здесь и традиции старой сцены в лице императорского Малого театра, и профессионально крепкая частная сцена вроде коршевской или, напротив, другие экспериментаторы, из коих самым ярким был В. Э. Мейерхольд. Рассуждения критиков, выступавших «за» и «против» этих явлений, позволяют читателю точнее представить себе роль Художественного театра в общем процессе развития теории и практики сценического искусства. Образ Художественного театра создавали в периодической печати не случайные журналисты, а рецензенты и критики, искусствоведы, а порой и писатели, мнение которых, независимо от взглядов и вкусов, имело влияние в обществе. Это были профессионалы, писавшие в разной степени талантливо. Даже тогда, когда они следовали тенденциям и пристрастиям, ими руководили горячие чувства к искусству сцены, что и по нынешний день сохранило их тексты живыми. Из двух возможных приемов размещения критических материалов — по хронологии выхода из печати или по темам — данному изданию наиболее соответствует прием хронологический. Он позволяет видеть исторически не только то, что меняется в искусстве театра, но и то, как рецензенты и знатоки сцены обосновывают свои подходы к восприятию творчества. Так, к примеру, о спектаклях, годами, а то и десятилетиями сохранявшихся в репертуаре Художественного театра, писали в разные времена по-разному. Подчиняясь тому, что в основе театральной жизни всегда лежит практика сезона, критические материалы тоже располагаются в каждом томе по сезонам. Сезону отдается своя глава. Внутри нее статьи и рецензии идут в хронологическом порядке их появления в свет. Им предшествует вступление от составителей. Оно призвано помочь читателю обозначением важнейших событий и проблем сезона, сведениями о премьерах, именах драматургов, режиссеров и художников и вместе с тем подчеркнуть основные мотивы суждений периодической печати. Завершаются материалы сезона публикацией рецензий, полученных на гастролях. В конце каждого тома помещаются комментарии к публикуемым материалам вошедших в книгу сезонов, а также необходимые указатели имен и музыкально-драматических произведений. Краткие справки об авторах статей и рецензий приводятся в примечаниях к первой публикации их текста в томе, которая отмечена в указателе имен полужирной цифрой. По возможности статьи и рецензии печатаются полностью. Необходимые все же сокращения, чаще всего вызванные пересказами сюжетов, перечислением в заголовках статей названий спектаклей других театров, повторами или обильными подробностями, отмечены угловыми скобками и разъясняются в примечаниях. В угловых скобках также даются раскрытые псевдонимы и заголовки в случае отсутствия их в подлинниках. Составители стремились максимально приблизиться к особенностям подлинника, сохраняя полиграфические детали (отбивки, звездочки, линейки и т. д. ). С этой же целью в публикуемых текстах не сделана унификация написания имен и названий произведений (например, «Михаил Крамер» и «Микаэль Крамер»). Минимальная правка текста по причине опечаток или устаревших написаний не оговаривается. Переводы иностранных слов и выражений, объяснения вышедших из употребления слов и понятий вводятся по ходу текста в квадратных скобках, или даются в примечаниях. Примечания авторов, существующие в подлинниках публикаций, приводятся подстрочно. Ошибки авторов при цитированиях не исправляются и почти не оговариваются. Сноски во вступлениях к сезонам принадлежат составителям, а в текстах публикаций — редакторам и авторам статей и рецензий. Ссылки в примечаниях на архивные документы даются с шифрами и номерами Музея МХАТ. {5} Список принятых сокращений предваряет раздел примечаний. Объясняя структуру трехтомника, следует подчеркнуть, что в основу его положена публикация уникального собрания отзывов периодической печати из фондов Музея МХАТ. Это в первую очередь коллекция, собиравшаяся самим театром, начиная с первых откликов на его создание — вырезки за все сезоны, наклеенные в специальные книги. Она дополнена экземплярами вырезок из личных коллекций деятелей театра: К. С. Станиславского, Вл. И. Немировича-Данченко, Г. С. Бурджалова, А. А. Санина, К. М. Бабанина, из собрания журналов П. А. Маркова. Иллюстративный материал также подобран из фондов Музея МХАТ. Изображения мизансцен, декораций, портретов исполнителей в ролях даются в виде фотографий. В отдельных же случаях это — зарисовки, репродуцированные со страниц журналов и газет. В первые сезоны деятельности Художественный театр настороженно относился к помещению фотографий своих постановок в прессе. Вл. И. Немирович-Данченко уверял, что этого не хотят сами актеры, о чем уведомлял А. Р. Кугеля и Н. Е. Эфроса. Редакции журналов были вынуждены присылать на спектакли для зарисовок художников. Работы некоторых из них остались единственными изображениями той или иной постановки МХТ ранней поры. Что касается самих фотографий спектаклей, то они различаются по типу и целям съемки. Спектакли первых сезонов снимались в ателье фотографов. Там при минимальном воспроизведении обстановки актеры в гримах и костюмах фиксировали отдельные эпизоды. Позднее съемки проходили в подлинных декорациях, поставленных на сцене: целью было передать мизансцены и обстановку с действующими в них актерами. Эта разница подходов наглядна на фотографиях «Чайки», снятой в 1899 году в ателье, и ее возобновления 1905 года, снятого на сцене. В состав иллюстраций включены портреты некоторых театральных критиков и шаржи на причастных к теме издания лиц и события. Для воспроизведения шаржей использовано и собрание Н. Д. Телешова, который, будучи директором Музея МХАТ, занимался их коллекционированием. В завершение тома прилагается статья о взглядах основателей Художественного театра на задачи театральной критики и их взаимоотношениях с наиболее значительными представителями прессы с 1898 по 1943 год. О. Радищева
|
|||
|