|
|||
Эрих фон Дэникен 5 страницаПомимо этой близкой опасности, существовала угроза карательной экспедиции с Кубы: его тестю, губернатору Веласкесу, стало известно, что Кортес сжег флот. В Веракрусе причалили 18 кораблей с 900 солдатами, 80 из которых были на лошадях, – войско намного более сильное, чем небольшой отряд Кортеса. Но у Кортеса были союзники: храбрые, презирающие смерть индейцы. Треть солдат Кортес увел с собой, остальных оставил армейскому капитану для охраны Моктесумы в Теночтитлане. Всего лишь с 70 испанцами и примерно с 200 индейцами Кортес выступил в Веракрус навстречу превосходящим силам из 900 превосходно вооруженных соотечественников. В ночной атаке Кортес застал карательный корпус врасплох: прикончил предводителя, побежденные присягнули ему на верность, а захваченными в качестве трофеев лошадьми, оружием и припасами он снабдил свой собственный отряд. Казалось, у Кортеса была монополия на победу. Он вовремя вернулся со своими людьми в Теночтитлан. За это время испанцы во время праздника в честь бога Теокалли по условному знаку убили 700 безоружных знатных ацтеков и жрецов. Эта жуткая резня стала сигналом к восстанию. До тех пор терпеливые индейцы свергли Моктесуму, сделали новым правителем его брата, взяли штурмом дворец, в котором укрылись испанцы. Кортес со своим отрядом вернулся как нельзя кстати. Ему удалось предотвратить гибель своих солдат, однако Теночтитлан был охвачен кровавым мятежом. Кортес приказал жечь храмы и дома. В то время как испанцы массово вырезали ацтеков, свергнутый Моктесума – о святая простота! – вызвался быть посредником. Это был его последний поступок, потому что 30 июня 1520 г. возмущенный народ насмерть закидал его камнями. Лишь теперь Кортес отдал приказ о вывозе сокровищ. Сгибаясь под тяжестью золота, серебра и драгоценностей, испанцы пробирались по темным безлюдным улицам Теночтитлана: ацтеки избегали ночных боев и выставляли посты только в ключевых точках. Стража обнаружила похитителей. Предупреждающий крик разорвал ночную тишину. Зазвучали сигнальные свистки. Загорелись смоляные факелы. Весь город охватило озлобленное оживление. Для испанцев наступила noche triste, ночь печали. Они бежали, охваченные паникой. Золото и серебро на их доспехах тянуло к земле. Они спотыкались, тонули в трясине. Их убивали воины‑ ацтеки. Лошади несли всадников под градом свистящих стрел, в них попадали пущенные из пращей камни. Копья с наконечниками из обсидиана – кристаллической породы с хрупким изломом – вонзались в тела ненавистных оккупантов. В эту ночь численность завоевателей сократилась на половину, Кортес был тяжело ранен, а часть сокровищ, которые они жаждали получить, утонула в лагуне. Noche triste. Неделю спустя Кортес привел в порядок остатки своего отряда. Пушек и припасов больше не было, остались лишь несколько всадников. Казалось, речь шла только о выживании, когда Кортес с горсткой солдат попытался уйти через долину Отумба. Ацтеки провели мобилизацию. Испанцы противостояли молчаливому войску из 200 000 индейцев. Кортес, которому было нечего терять, кроме жизни, увидел над стеной немых воинов главнокомандующего огромного войска в расшитом золотом плаще из перьев. Трепетавшие на ветру разноцветные флажки обозначали его место. Испанский адмирал вскочил на лошадь, крикнул кучке всадников: «С нами Святой Дух! » – и поскакал сквозь строй индейцев, которые, как парализованные, разомкнули и снова сомкнули ряды. Кортес подскакал к полководцу и пронзил его тело своим мечом. Двухсоттысячное войско стояло неподвижно. Затем огромная армия вышла из оцепенения. Воины вернулись обратно в свои племена. Словно серая туча из человеческих тел, они исчезли в долинах, в горных лесах, в непроходимых джунглях. Это было начало конца империи ацтеков. Несколько месяцев спустя Кортес вернулся с усиленной, заново оснащенной армией. В Теночтитлане властвовал новый правитель Куаутемок. Он блестяще защищал свой город, но в конце концов под огнем пушек ему пришлось капитулировать. Теперь отряд Кортеса мог беспрепятственно разыскивать потерянные сокровища. Куаутемок даже под пытками не выдал, где спрятан клад, и его повесили. Сокровища пропали. Они не найдены до сих пор. Гордый Теночтитлан был окончательно завоеван испанцами в 1521 г. Храмы и пирамиды, жилые дома, изображения богов, стелы и библиотеки превратились в прах и пепел. На руинах построен город Мехико. На многие десятилетия вся Центральная Америка попала под иго испанцев. Их войска в кровопролитных битвах победили племена майя. Гордых индейцев жестоко мучили или сразу казнили. Епископ Диего де Ланда, сам далеко не святой, был в ужасе от зверств своих соотечественников. Он писал, что видел своими глазами, как матерей вместе с детьми подвешивали за ноги; мужчинам отрубали носы, кисти рук, руки и ноги, женщинам отрезали груди. Речь шла о том, чтобы поработить майя, обратить в христианство, выжать из их уст сведения о тайниках со спрятанными сокровищами. При такой власти насилия коренные жители, на которых в дополнение к их бедам обрушились эпидемии, покорились судьбе. Испанцам больше не требовалось прилагать усилий, завоевывая территории, и стирать с лица земли города. Когда от новой религии под знаком креста умерли старые боги, наполнявшие смыслом жизнь ацтеков и майя, они расселились на все четыре стороны. Дворцы пришли в упадок. Алчные заросли влажных и жарких тропических лесов раскинулись на месте пирамид и селений, поглотили статуи богов. В руинах поселились всевозможные насекомые, змеи и ягуары. Книги и бесценные документы – если не погибли в пламени устроенного испанцами аутодафе – истлели и стали пищей для муравьев и жуков. Многовековая ночь опустилась на свидетельства уникальной эпохи, и леса скрыли все тайны великой культуры. Кортесу не удалось насладиться плодами своих завоеваний. После покорения империи ацтеков Карл V сделал его наместником Новой Испании, но противники Кортеса при дворе обвинили его в незаконном обогащении и нарушении испанских законов. В 1528 г. Кортес поехал в Гранаду, чтобы оправдаться. Карл V осыпал своего бесстрашного слугу наградами, однако отобрал у него пост наместника в Мексике. Двумя годами позже Кортес снова появился в Новом Свете. На этот раз дела привели его на Калифорнийский полуостров. В 1540 г. он вернулся в Испанию, на следующий год вместе с Карлом V принял участие в алжирском походе. Несмотря на благосклонность короля, ему так и не удалось добиться наперекор двору признания своих прав на завоеванные территории. Тут следует добавить еще кое‑ что интересное. Через три года после взятия Теночтитлана, 5 марта 1524 г., капитан Педро де Альварадо в боях на Гватемальском нагорье встретился с летающим военачальником киче‑ майя:
«Тогда полководец Текум поднялся в воздух и прилетел, превратившись в орла, покрытый самыми настоящими перьями, выросшими на нем. У него были крылья, выросшие из его тела, и три короны – из золота, из жемчуга и из алмазов с изумрудами» [4].
Очевидно, капитан Альварадо не верил в галлюцинации, потому что летающий полководец своим обсидиановым мечом начисто отрубил голову его лошади. Как говорят, воинственный полководец решил, что своим ударом он сразу убил и всадника. Этим воспользовался Альварадо и заколол летуна. Таким образом, возникает вопрос: не научил ли покрытый зелеными перьями бог‑ змей Кецалькоатль некоторых избранных жрецов искусству полета? Во всяком случае, место встречи капитана Альварадо и летающего полководца получило название Кецальтенанго. Один из городов в Гватемале до сих пор носит это название, а в Гватемала‑ сити возведен памятник летающему индейскому полководцу. Таким вот образом из поколения в поколение передаются загадки.
III ДИКАРИ – БЕЛЫЕ – ЧУДЕСНЫЕ КНИГИ
Недостаточно знать, нужно еще уметь применять эти знания. Иоганн Вольфганг Гете (1749–1832)
Как были уничтожены ложь и чертовщина – Наследие майя – Загадочные священные рисунки – Майя знали о процессах на небе, видеть которые они не могли – От трудных дорог к астрономическим знаниям – У майя все было иначе
Когда римский наместник Понтий Пилат на заре новой эры велел казнить в Иерусалиме Иисуса Христа пригвождением к кресту, во влажных и жарких лесах Центральной Америки возникли невообразимо великолепные города с многокилометровыми улицами для процессий, просторными площадями, на которых располагались храмы и дворцы, спортивными площадками, подземными криптами (могильными сооружениями), водохранилищами с разветвленной сетью каналов, а также достигающими небес ступенчатыми пирамидами и обсерваториями. Тогда здесь были построены такие города, как Тикаль и Пьедрас‑ Неграс в Гватемале, Копан в Гондурасе и Паленке в Мексике. Работящие, как муравьи, и терпеливые, как рабы, индейцы трудились под кнутом жрецов и правящих кланов, под надзором выдающихся архитекторов. Искусные скульпторы украшали фронтоны зданий, их внутренние помещения гипсовыми рельефами. Яркие краски смешивали из каменной муки, коричневато‑ серой земли, растертых Костей, крови и истолченной в порошок разноцветной тропической древесины, листьев и цветов и использовали для рисования фресок на церемониальных сооружениях. Найденные спустя две тысячи лет археологами, эти фрески сохранили поразительную цветовую гамму. Потом, когда труды над всем этим великолепием были завершены, случилось непостижимое: майя оставляли один город за другим и переселялись на расстояние всего нескольких сотен километров, чтобы опять начать закладку новых городов. Это происходило почти полторы тысячи лет, пока Эрнандо Кортес не завоевал Теночтитлан. Непонятный процесс, над убедительным объяснением которого сотни умных людей ломали свои научные головы. Что можно себе представить? Индейцы восстали против правителей и жрецов? Произошла революция? Об этом нет ни малейших свидетельств: «старые» сооружения после исхода остались нетронутыми. Как учит всемирная история, победители в гражданской войне завладевают городами и поселками и заселяют их. Жители бежали от голода? Это предположение попадает пальцем в небо. Превосходные оросительные системы гарантировали майя богатые урожаи маиса, а он был основным продуктом их питания. В распоряжении майя были огромные пространства невозделанных пахотных угодий; они могли, имея высокоразвитые методы земледелия, отвоевывать их у лесов путем выжигания или корчевания деревьев, как и было у них принято. Кроме того, даже после самого ужасного голода кто‑ то да выживает и сократившаяся численность племен восстанавливается. Неожиданное переселение было вызвано катастрофическим изменением климата? Такое предположение сразу можно исключить, потому что майя переселились на север и юг на расстояние всего 300 км. Крупномасштабное изменение климата, при котором прежние территории стали непригодными для проживания, сделало бы невозможным существование на столь близко расположенном месте. Это же касается эпидемий – об этом заговорили недавно – скоротечной малярии, болотной лихорадки, которую переносят обыкновенные малярийные комары. Эти противные комары – я достаточно с ними знаком – преследовали бы обнаженных индейцев буквально по пятам. Испытывая необходимость предложить убедительное объяснение, большинство специалистов поддерживают тезис, согласно которому майя были изгнаны захватчиками. После логических рассуждений я считаю и это объяснение неубедительным: почему это вдруг майя ни с того ни с сего позволили бы изгнать себя с родных мест и лишить имущества? Вероятно, они бы оборонялись и противостояли оккупантам. Люди наслаждались расцветом цивилизации, неужели они не стали бы защищаться? Или победители поработили их, задушив данью, ведь города и деревни не были разрушены в боях? Доподлинно почти ничего неизвестно, а все предположения довольно спорны. Однако четко подтверждено, что некоторые церемониальные центры были покинуты чуть ли не внезапно. Например, в Тикале осталась незавершенной платформа храма. В Уаксактуне стоит недостроенная стена. В Дос‑ Пилар у лепщика, не закончившего строку иероглифов, выпал из рук шпатель. Об этих очевидных случаях мой знаменитый земляк Рафаэль Жирар, который жил среди нынешних майя десятки лет, пишет следующее:
«Такое внезапное прекращение всех работ в то время, когда цивилизация майя находилась в полном расцвете, показывает, что ее крушение имело насильственный характер» [1].
Возможно, но тогда майя должны были покинуть свои города и селения до вторжения захватчиков, потому что на развалинах не обнаружены следы разрушений. Майя оставили после себя невредимые города‑ призраки! Несомненно, охваченные порывом погони и уничтожения, свойственным первобытным людям, предполагаемые завоеватели стали бы преследовать майя и препятствовать им в построении нового государства. Остается и вопрос вопросов в рамках гипотезы о завоевании: почему оккупанты не обосновались на месте своей неожиданной победы, почему не «насладились» обретенным комфортом? В ранней литературе майя речь идет о «старом» и «новом» царстве майя. Современные исследования показали, что «старое» царство не было оставлено внезапно – по команде воображаемого правителя. Переселение происходило постепенно: с 600 до 900 г. майя оставляли один город за другим. Ликвидация «старого» царства осуществлялась на протяжении свыше трехсот лет, и параллельно с этим основывались новые города. Кортес и его бандиты об этом ничего не знали. Они захватили такие прекрасные города, как Чичен‑ Ица, Майяпан или Чампотон, и это были исключительно заново основанные города. Старые города майя были давно заброшены и заросли лесами. Все, что майя смогли спасти из наследия предков в области культуры, цивилизации и важных знаний в своих новых городах, стало жертвой испанской христианизации. Единственный ключ к провидческому пониманию исчезнувшего мира оставил после смерти один из самых фанатичных разрушителей культурных сокровищ майя. Мрачная шутка. Этого человека звали фрай Диего де Ланда. Он родился в 1524 г. в знатной семье в городе Сифуэнтес, что находится в провинции Толедо. Это было великое время распространявшей свое влияние церкви, и в старинных испанских семействах было хорошим тоном посвящать сына или дочь служению церкви. В 16 лет Диего поступил в монастырь францисканцев в Сан‑ Хуан‑ де‑ лос‑ Рейес. Целиком посвятив себя служению Христу, он отрекся от жизненных благ и готовился к миссионерской деятельности, посредством которой орден пытался претворить в жизнь Евангелие. Диего было 25 лет, когда его включили в группу монахов, которая получила задание «обратить» в христианство 300 000 индейцев на полуострове Юкатан – между Мексиканским заливом и Карибским морем. Образованный и исполненный стремления целиком отдаться служению Христу, де Ланда за несколько месяцев выучил язык майя и, ступив на землю Юкатана, уже мог читать проповеди и послания на языке аборигенов. Неудивительно, что молодой человек сделал быструю карьеру. Вскоре он стал настоятелем основанного им самим монастыря в городе Исамаль. Испанец в грубошерстной коричневой рясе и с обязательной для служителей Христа бородой появлялся повсюду. Он следил за обучением молодых индейцев, которые вскоре уже не отставали от своих одержимых наставников в искоренении старых обычаев. Естественно, Диего де Ланда присутствовал и при таком событии, как основание Мериды, – в 1542 г. посреди города Т'хо, на расстоянии одного дня пути от Исамаля, испанцы основали город, ставший плацдармом для завоевания Юкатана. Францисканец восхищался величественными сооружениями Т'хо, но рассматривал их исключительно как удобные каменоломни для постройки христианской Мериды: храмы майя превратили в христианские соборы, пирамиды – в испанские административные здания. Хотя неисчислимое множество камней выломали и перетащили на новые стройплощадки, де Ланда сомневался, «удастся ли когда‑ нибудь исчерпать запасы строительных материалов» [2]. Святой фанатик стал настоятелем ордена, в обязанности которого входил надзор за миссионерской деятельностью, и епископом Мериды. Во время одной из инспекционных поездок де Ланда разозлился на непокорных индейцев, которые по‑ прежнему справляли старые обряды и не хотели отрекаться от своих старых богов. Епископ велел конфисковать все рукописи майя и «идолов». В памятный день 12 июля 1562 г. перед церковью Сан‑ Мигель в Мани, последней столице майя, были свалены в кучу 5000 «идолов», 13 алтарей, 197 культовых чаш и 27 научных и религиозных трудов, иллюстрированных рукописей майя. По приказу епископа разожгли костер. Языки пламени поглотили бесценные свидетельства великой культуры. В переводе название города Мани означает «все кончено». Диего де Ланда равнодушно записал:
«Мы нашли большое количество книг с рисунками, но поскольку в них содержались только ложь и чертовщина, мы их все сожгли, что крайне огорчило майя и повергло их в глубокую печаль» [3].
Печаль сохранилась до сих пор, прежде всего среди историков. Аутодафе в Мани послужило сигналом. В слепом усердии миссионеры сжигали рукописи майя, где бы их ни находили. Искоренялись любые следы майя, которые вели к их древним богам. И все же именно безжалостному епископу де Ланда исследователи обязаны ключом к миру майя. Настоятель ордена и епископ – «ястреб» среди миссионеров – из‑ за своих жестоких методов стал при испанском дворе объектом критики «голубей». Об этом ему донесли его шпионы. Знакомый с дворцовыми интригами, он приготовился к серьезному повороту дел и постарался приобрести друзей, которые посвятили бы его в тайны мира майя. Таких осведомителей он нашел среди членов знатных индейских родов – Коком, Ксиу и Ица. Чтобы в случае необходимости иметь возможность документально доказать «опасность» майя, он записывал на латыни, что его новые друзья говорили о своих богах и мифах, своей фантастической системе счисления, полном алфавите и точном календаре. В 1566 г. он завершил свою апологию «Relaci6n de las cosas de Yucatan» – «Доклад о делах на Юкатане» [4]. Этот труд стал важнейшим источником для исследований по истории и культуре майя. Обнаружен он был благодаря случаю. Почти через триста лет, в 1863 г. (не хватило каких‑ то трех лет), аббат Шарль‑ Этьен Брассёр (1814–1874) – священник, не имеющий монашеского сана, – обнаружил рукопись де Ланды в Королевской библиотеке в Мадриде. Невзрачная книжка притаилась между фолиантами в тисненых золотом кожаных переплетах. Брассёр, много лет пробывший миссионером в Гватемале и священником во французском посольстве в Мехико, был восхищен: среди строчек, написанных черными чернилами по‑ латыни, выделялись глифы и наброски образцов искусства майя. Брассёр нашел нить Ариадны, которая должна была вывести из этого лабиринта. Епископ де Ланда писал в своем докладе:
«Самое важное, что вожди увозили с территории своих племен, были их научные книги» [4].
Его соотечественник Хосе де Акоста сообщал:
«На Юкатане были переплетенные и сфальцованные книги, в которых обученные индейцы сохраняли знания о планетах, о природе вещей и свои древние предания» [5].
Трем таким рукописям майя, называемым кодексами, посчастливилось избежать вандализма епископа Диего де Ланды. Мадридский кодекс аббат Брассёр нашел у профессора дипломатической школы в столице Испании. Парижский кодекс был найден в 1860 г. в корзине для бумаг Парижской национальной библиотеки. В этой библиотеке он хранится и по сей день, причем, вероятно, как самый ценный предмет. Дрезденский кодекс хранится в Саксонской земельной библиотеке в Дрездене. В 1793 г. из путешествия по Италии его привез Иоганн Кристиан Гётце, библиотекарь Королевской библиотеки. Гётце записал: «Наша Королевская библиотека имеет то преимущество перед многими другими, что владеет столь редкостным сокровищем. Несколько лет назад оно было найдено в Вене у частного лица и как неизвестная вещь легко получено даром. Оно, несомненно, было в имуществе, оставшемся после умершего испанца, который сам или же его предки побывали в Америке» [6].
Дрезденский кодекс
Как дешева драгоценная вещь, если не знать о ее назначении! Сегодня за Дрезденский кодекс при продаже, например с аукциона «Сотби», можно было бы получить семизначную сумму в долларах. Все три кодекса можно сложить по фальцовке в виде гармошки – как складные книжки. Парижский кодекс – фрагмент, в котором многие страницы отсутствуют или нечитабельны, – в развернутом виде имеет длину 1, 45 м. Мадридский кодекс, состоящий из двух частей – с 42 и 70 страницами, имеет длину 6, 82 м. Дрезденский кодекс – самая загадочная и наиболее интересная рукопись майя – в развернутом виде имеет длину 3, 56 м [7]. Страницы кодексов состоят из тонких слоев луба дикого фикуса; на них рисовали мягкими перьями, тонкой кисточкой или палочкой. Микроскопические исследования раскрыли способ изготовления: предварительно отбитой для мягкости древесной коре придавали эластичность с помощью сока каучукового дерева, волокна растительного клубка сушили и прессовали, а напоследок покрывали фирнисом из известкового молока. Высохшая известь создавала тончайший слой штукатурки, на котором ярко сияли живописные краски художников. Изготовление «книг» завершалось склеиванием листов с помощью тонких полосок, материал которых идентифицировать не удалось. Теперь книгу‑ гармошку можно было складывать и раскладывать. Возраст кодексов не определен. Считают, что Дрезденский кодекс первоначально мог происходить из Паленке, потому что некоторые его рисунки очень похожи на глифы на штукатурке стен храмов в Паленке. Даже по осторожным оценкам специалистов, возраст этого города майя 2000 лет. Как и со всеми священными преданиями, можно предположить, что в случае с Дрезденским кодексом речь идет об экземпляре, существовавшем в бесконечной последовательности копий, т. е. что его содержательная сторона просуществовала не менее 2000 лет.
Мадридский кодекс
В сумме кодексы содержат 6730 основных символов и 7500 аффиксов (т. е. присоединенных слогов) [8]. Таким образом, можно было бы предположить, что 6730 основных символов дадут достаточно возможностей сопоставления с целью дешифровки. Ничего подобного! Относительно Парижского кодекса считают, что его содержание составляют предсказания, но какого они рода, до сих пор не выяснено. Говорят, что в Мадридском кодексе содержатся гороскопы и инструкции для жрецов по их применению – если речь идет о гороскопах, возможно, для жрецов майя толкование судьбы по небесным светилам было вполне серьезной наукой. Дрезденский кодекс содержит огромнейшие астрономические таблицы с данными о небесных затмениях прошлого и будущего, об орбитах Луны и планет. В этом специалисты едины. Почему? Потому что епископ Диего де Ланда в своем «Докладе…» оставил подходящий ключ к математике и астрономии майя. Считается, что к настоящему времени расшифрованы около 800 иероглифов майя, образный характер которых бросается в глаза, или, по скромным подсчетам доктора Джорджа И. Стюарта, от 5 до 30 % от всех имеющихся [9]. Целых пять процентов из них наверняка цифры. С остальными пока неясно, хотя группа целеустремленных исследователей даже попыталась – пока тщетно – использовать для дешифровки компьютер.
Примеры майяских глифов
Заголовки типа «Тайна письменности майя раскрыта» [10] или «Иероглифы майя разгаданы» [11] слишком хороши, чтобы соответствовать истине: они звучат как сенсация, однако не соответствуют действительному уровню исследований. Один из крупнейших исследователей письменности майя, профессор Томас Бартел, говоря о трудностях точного толкования, отмечает, что письмо майя имеет «очевидный смешанный характер» [12], поскольку одинаковые знаки могут обозначать совершенно разные вещи. Существуют целые иероглифические блоки, стоящие посреди текста из цифр, а также каламбуры, «предлагающие многочисленные варианты прочтений, смысл которых указывает на самые разные направления» [13]. Кроме того, имеются шрифтовые элементы разного размера, «которые складываются и сливаются в новые единицы различных размеров». То, что сегодня создает столь серьезные трудности для исследования, было изначально сделано преднамеренно: священные книги как своего рода тайный код предназначались только для жрецов и посвященных; таинственные символы лишали простой народ доступа в мистический лабиринт письма. К тому же в каждом городе, на каждой родовой территории были иные языковые и графические формы, своего рода диалекты. Надписи, которыми мы располагаем, перемежаются многочисленными рисунками, которые – хотелось бы думать дополняют и поясняют текст. Все, что справедливо для кодексов, касается и более чем 1000 иероглифических текстов, найденных в 110 местах [14]. Все храмы покрыты символами и рисунками. Попытки связать их между собой потерпели неудачу, поскольку рисунки майя не являются четкими идеограммами, когда рисунки означают слово: «солнце» обозначает солнце, «человек» – человека, «пламя» – огонь. В стародавние времена владевшие письменностью майя совсем не искали четкости и простоты: они мыслили весьма метафорично и записывали свои мысли в виде трудно воспроизводимых шифровок, например рисунок мертвого оленя обозначал «засуху», а пламя – «идею». Ну кто может в этом разобраться? Удивляет изобретательность майя в создании барьеров для предотвращения легкого понимания их письма. Обычно иероглифический блок начинается с так называемого вводного глифа, который можно сравнить с буквицей – огромной начальной буквой, украшенной витиеватым орнаментом и завитушками. Можно было бы думать, что читать следует слева направо. Майя поступали замысловатей. Они размещали знаки слева направо, а также сверху вниз, а иногда глифы в расположенных рядом колонках следует читать попарно. Буквица лишь сигнализирует: «начинать читать здесь! », ту же функцию выполняют и вводные глифы, но они приводят в замешательство своим исполнением, которое вовсе не является орнаментом. Иногда они имеют четкую геометрическую форму, потом вдруг становятся многозначно абстрактными, на них может появиться птица или другое животное, иногда голова человека, а затем мифологическое чудовище. Без изобретения машины времени, которая позволит нам унестись в то время, когда ученые майя изобрели письменность, мы никогда не догадаемся, какой смысл они вкладывали в свои картинки‑ загадки. «В ограниченьи виден мастер», – сказал Гете. Нам приходится ограничиваться тем немногим, что считается известным на сегодня, но и это весьма фантастично. Одиннадцать листов Дрезденского кодекса содержат астрономические сведения о Венере. Из длинных рядов цифр и дат следует, что согласно расчетам майя венерианский год составляет 583, 92 дня; правда, они округлили дробное число до 584 дней, но каждые пару десятилетий учитывали накапливающуюся погрешность. Древние индейские астрономы манипулировали удивительными единицами в 18 980 дней, которые соответствовали их историческому ритму из 52 лет по 365 дней. Эту сумму они делили на 73 и подставляли тысячелетия венерианского цикла в численную композицию, которая в графическом виде давала пентаграмму – пятиконечную звезду [15]. Два листа посвящены орбите Марса, четыре – Юпитера, даже его спутники не были обойдены вниманием. Восемь листов посвящены преимущественно Луне, Меркурию, Юпитеру, Сатурну и Венере, в точном расчете не пропущены также Полярная звезда, созвездия Ориона, Близнецов и Плеяд, в нем учтены даже кометы [16]. В астрономических таблицах описываются не только орбиты планет! Путем сложных расчетов в них сопоставлено взаимное положение планет между собой и даже их положения относительно Земли [17]. Существуют периоды годов Меркурия, Венеры, Земли и Марса продолжительностью 135 200 дней. Поистине астрономические числа в 400 млн лет древних астрономов не пугали. Изложенная в Дрезденском кодексе астрономия майя представляет много загадок. На многих листах сообщается о битвах между планетами [18], а на семи листах так называемых таблиц затмений можно увидеть каждое затмение прошлого и каждое затмение будущего. В 1937 г. известный немецкий профессор Герберт Ноль‑ Хузум писал в «Журнале этнологии»:
«Таблица затмений составлена настолько гениально, что за сотни лет каждое отдельное вообще возможное на данной территории затмение, а, кроме того, любое другое невидимое, теоретическое затмение можно установить с точностью до одного дня и прочесть о них» [19].
Некоторые исследователи слушают все это с неудовольствием. Как мог народ, который приносил людей в жертву даже при игре в мяч, иметь науку, далеко опережавшую свое время? Откуда «дикари» получили свои фантастические знания? Кто научил их вычислять орбиты планет? Какой дух внушил им, что небесные тела движутся относительно друг друга в поддающейся исчислению корреляции? Когда Марс находится в точке X, где тогда находится Венера по отношению к Юпитеру? Индейцам майя это было известно. Откуда?
|
|||
|