|
|||
Брак и семейная жизнь Бахаи 4 страница(Абдул-Баха. Цит. по: Воспитание в духе Бахаи. Сборник) 153. О матери любящие, знайте, что в глазах Бога высшее служение Ему есть воспитание детей и наставление их во всех совершенствах человеческих; и благороднее дела невозможно себе представить. (Абдул-Баха. Избранные Писания Абдул-Баха, № 114) 154. Отец должен приложить все силы, чтобы воспитать сына и приобщить его к Божественному учению. Во всякое время он должен давать сыну советы и наставлять его, воспитывать в нем нрав и привычки, достойные похвалы, направить его в школу, дабы обучался он искусствам и наукам, ибо это почитается полезным и необходимым. Одним словом, сделать все, чтобы сын обогатил ум свой мудростью и достижениями мира людей. Но прежде всего отец должен непрестанно призывать сына поминать Господа, дабы каждая жилка и артерия сына наполнилась любовью к Нему. Сыну же подобает полное повиновение отцу, смирение и почтение в отношении его, как если бы был он простым слугой. Денно и нощно должен он радеть о покое и благосостоянии любящего отца своего к неизменному и вящему удовольствию последнего. Сын должен отказываться от отдыха и развлечений и стараться радовать сердца родителей, дабы удостоиться благорасположения Всемогущего и милостивой поддержки незримых сил. (Абдул-Баха. Цит. по: Сборник высказываний о семейной жизни, разосланный Всемирным Домом Справедливости 155. О служанки Господа! Духовное собрание, кое вы учредили в сем просвещенном граде, есть благое начинание. Велики ваши успехи – вы превзошли многих прочих, восстав на служение у Святого Порога, и заслужили дары небесные. Отныне, воспламенившись духовным рвением, являйтесь в сие просвещенное собрание, читайте Священное Писание и поминайте Господа. Возглашайте свидетельства Его и знамения. Трудитесь на благо просвещения женщин сей страны, наставляйте девушек, дабы, став матерями, могли они с самых первых дней направлять чад своих, обучать их, давать всесторонние знания, воспитывать в них добрый нрав и духовность, вести их по пути добродетелей, уберегая их от порока и наставляя в духе Бахаи. Тогда эти нежные младенцы будут вскормлены знанием Бога и Его любовью. И будут они взрастать и расцветать, наставляемые на пути праведности и достоинства, и обретут они решимость и мужество, и будут готовы к борьбе и преодолению трудностей. Так воспитают они в себе настойчивость – залог успеха во всяком деле, разовьют волю к действию, обретут цельность, целомудренность и чистоту, и помыслы свои устремят к возвышенному. Так научатся они доводить до успешного завершения любое свое начинание. Да осознают матери – что бы ни было связано с воспитанием детей, все имеет важнейшее значение. Пусть они не жалеют трудов своих, ибо пока ветвь зелена и нежна, ее рост можно направить в нужную сторону. Потому надлежит матерям пестовать своих детей подобно тому, как садовник пестует нежную молодую поросль. Пусть денно и нощно радеют они о том, чтобы воспитать в чадах своих веру и убежденность, страх Божий, любовь к Возлюбленному всех миров, а также все добродетели и совершенства. Видя, что дитя ее поступает хорошо, мать должна похвалить и поощрить его и тем порадовать его сердце; если же проявится в нем хоть малейшая дурная наклонность, мать должна остановить ребенка и наказать его, поступая при этом разумно и соблюдая умеренность, а в иных случаях высказать ему свое неодобрение. Недопустимо, однако, бить ребенка или унижать его бранью, ибо телесные наказания и унижения портят характер ребенка. (Абдул-Баха. Избранные Писания Абдул-Баха, № 95) 156. О служанки Красоты Абха! Ваше письмо получено, и чтение его доставило радость великую. Благодарение Богу, верующие женщины организовали собрания, кои дадут им возможность учиться делу утверждения Веры, распространять сладостные ароматы Учения и обсуждать вопросы обучения детей. Каждое такое собрание должно быть озарено высочайшей духовностью. В темы для обсуждения следует включать ясные и исчерпывающие доказательства того, что Солнце Истины действительно взошло над миром. Далее, участникам собрания надлежит уделять внимание всевозможным способам обучения и воспитания девочек; это и преподавание им различных наук, и поощрение безупречного поведения, и наставление в правильном образе жизни, и воспитание в них доброго нрава, целомудрия, верности, упорства, силы, решительности, целеустремленности; это и обучение их ведению домашнего хозяйства, уходу за детьми, то есть всему, что особенно важно для девушек, дабы когда эти барышни, воспитанные в твердыне совершенств и добродетелей, сами станут матерями, они смогли взрастить своих детей благонравными и послушными, безупречными в своем поведении. Следует также наставлять их в вопросах укрепления физического здоровья и поддержания бодрости, учить их, как уберечь детей от болезней. Если дело сие будет хорошо организовано, каждый ребенок станет несравненным цветком в Райских Садах Славы Абха. (Абдул-Баха. Избранные Писания Абдул-Баха, № 94) 157. Следует считать наиважнейшим вопрос о воспитании в детях хорошего характера. Долг каждого родителя – неустанно наставлять своих детей, дабы направить их по пути, что ведет к славе непреходящей. С самых первых дней занятий в школе учите детей хорошей речи, дабы и в свободное время они говорили на темы полезные и достойные, и выражали свои мысли ясно и свободно. (Абдул-Баха. Избранные Писания Абдул-Баха, № 108) 158. С самых первых дней жизни учите своих детей любить и проявлять доброту к животным. Если зверек болен, пусть дети сделают все, чтобы вылечить его, если он голоден, пусть накормят его, если мучим жаждой, пусть напоят его, если занемог, пусть позаботятся о нем и обласкают его. Люди в большинстве своем грешны, животные же невинны. И конечно, к невинным созданиям следует относиться с величайшей добротой и любовью – исключением же являются звери опасные, такие, как кровожадные волки, ядовитые змеи и подобные вредоносные создания, поскольку щадить их значит проявлять несправедливость по отношению и к людям, и к другим животным. (Абдул-Баха. Избранные Писания Абдул-Баха, № 138) 159. Музыка – искусство Божественное и волнующее. Она дает пищу душе и духу. Под воздействием чарующих звуков музыки дух человека воспаряет. Она завораживает детские сердца и оказывает на них чудодейственное влияние, ибо сердца их чисты и открыты прекрасному. Силой музыки пробуждаются скрытые таланты, которыми они одарены. Постарайтесь приобщить их к музыкальному искусству, научите их хорошо и правильно петь. Понимать и чувствовать музыку должен каждый ребенок, ибо невозможно в полной мере насладиться звучанием инструментов или голоса, если не обладаешь знаниями в этом искусстве. (Абдул-Баха. За всеобщий мир на земле) 160. Хочу дать вам следующий совет: воспитывайте детей сих в духе Божественных наставлений. Пусть любовь к Господу с детских лет поселится в сердцах их, дабы в жизни своей убоялись они Господа и уверовали в дары Его. На-учите их, как преодолеть свойственные человеку слабости и обрести небесные качества, сокрытые в сердце каждого. Жизнь человека лишь тогда не будет лишена смысла, если он достигнет человеческого совершенства. Если же он будет средоточием несовершенства рода человеческого, то лучше ему умереть, чем жить, лучше прекратить существование, чем продолжать его. Потому трудитесь, не жалея сил, дабы дать должное воспитание и образование детям сим и дабы каждый из них обрел совершенство в мире людей. Познайте же, какую ценность представляют собой дети сии, ибо все они мои дети. (Абдул-Баха. За всеобщий мир на земле) 161. Ребенок не должен подвергаться притеснениям или осуждению, потому что он не достиг полноты развития; его следует терпеливо воспитывать. (Абдул-Баха. За всеобщий мир на земле) 162. Что касается приводимого Вами в письме высказывания о «трудном ребенке», которое приписывается Абдул-Баха, подобные высказывания Учителя, как бы верны они ни были по сути своей, никогда не следует толковать буквально. Абдул-Баха ни в коем случае не имел в виду, что ребенка следует предоставлять самому себе, давать ему полную свободу. Система воспитания Бахаи, равно как и любая другая педагогическая система, исходит, по сути дела, из того, что у любого, пусть даже очень одаренного ребенка, имеются определенные природные недостатки, которые и должны стараться исправить его воспитатели, будь то родители, учителя или духовные наставники. Тут не обойтись без определенной дисциплины – физической, нравственной и духовной, и никакое воспитание не будет законченным и плодотворным, если этому фактору не уделять должного внимания. Новорожденный младенец далек от совершенства. Он не только беспомощен, но и по сути несовершенен и даже обладает естественной склонностью ко злу. Ребенка нужно воспитать, гармонично развить и направить его природные наклонности, и, если необходимо, подавить некоторые из них, чтобы обеспечить его здоровое физическое и духовное развитие. Родители-бахаи не вправе занимать позицию пассивных наблюдателей в отношении своих детей. (Шоги Эффенди. Из письма от 9 июля 1939 года, 163. Что касается Ваших планов, Хранитель Веры полностью одобряет высказанное Вами мнение о том, что независимо от срочности и насущности Ваших дел, связанных с распространением нашей Веры, Вам ни в коем случае не следует забывать о воспитании детей, ибо Ваш долг по отношению к ним не менее священен, чем Ваши обязательства по отношению к Делу. Хранитель горячо поддержит любой Ваш план или намерение, если Вам удастся гармонично сочетать Ваши обязательства по отношению к семье и Ваш долг по отношению к Делу; только это позволит Вам возобновить активную деятельность в качестве пионера, уделяя в то же время должное внимание воспитанию детей, чтобы обеспечить их будущее участие в Деле. (Шоги Эффенди. Из письма от 16 ноября 1939 года, 164. Как воспитывать и учить детей в том случае, если один из родителей бахаи, а другой – нет, это вопрос, касающийся лишь самих родителей, ибо только им решать, какой путь укрепления единства семьи и обеспечения будущего благополучия детей они сочтут наилучшим и наиболее предпочтительным. Однако, когда ребенок достигнет совершеннолетия, ему должна быть предоставлена полная свобода в выборе религии независимо от желаний и чаяний родителей. (Шоги Эффенди. Из письма от 14 декабря 1940 года, 165. Совершенно естественно, что первым учителем ребенка является мать, ибо именно она дает ему первые знания об окружающем мире. Это обусловлено природой, но ни в коей мере не умаляет роли отца в семье бахаи. К тому же равенство положения не подразумевает одинакового круга обязанностей. (Всемирный Дом Справедливости. ОтношениЯя в семье 166. Да приложат родители все силы, дабы вырастить своего отпрыска человеком верующим, ибо не украсившись этим величайшим из украшений, дети не станут повиноваться родителям, а это в некотором смысле означает, что они не будут послушны Богу. Воистину, такие дети не исполнятся уважения к другим и станут поступать, как им вздумается. (Бахаулла. Цит. по: Воспитание в духе Бахаи) 167. Мы побудили тебя вернуться в дом твой из сострадания к матери твоей, ибо Мы нашли ее в крайней печали. Мы предписывали тебе в Книге «не поклоняться никому, кроме Бога, и оказывать уважение родителям своим». Так изрек Единый Бог Истинный, и исполнено повеление сие Всемогущим, Премудрым. Посему подвигли Мы тебя возвратиться к ней и сестре твоей, дабы возрадовался взор матери и исполнилась она благодарности. Скажи: О народ Мой! Чти родителей и воздавай им должное. Сим удостоишься благословения, что снизойдет на тебя с небес от щедрот Господа твоего, Возвышенного, Величественного. Когда узнали Мы о печали ее, то повелели тебе вернуться к ней в знак милости к тебе от присутствия Нашего и в назидание другим. Остерегитесь же совершить то, что опечалит сердца отцов и матерей ваших. Следуйте тропой Истины, ибо это тропа прямая. Если предложит вам кто выбрать – послужить ли Мне или же послужить им, выбирайте служение им, и пусть станет таковое служение тропой, которая приведет вас ко Мне. Сие есть Мое тебе наставление и повеление. Посему блюди то, что предписано Господом твоим, Могучим, Славным. (Бахаулла. Цит. по: Сб. высказываний о семейной жизни, разосланный Всемирным Домом Справедливости 168. Надежность, преданность, правдивость и чистота суть плоды древа бытия. После признания единого Бога – да святится имя Его – самой важной обязанностью из всех будет должное почитание прав родителей. Об этом упоминается во всех Книгах Божиих. (Бахаулла. Цит. по: Сб. высказываний о семейной жизни, разосланный Всемирным Домом Справедливости 169. Уста величия изрекли благословенные слова сии в Земле Тайн (Адрианополе) – да возвеличится и восславится речённое Им: «Вот один из дивных даров сего величайшего Откровения љ– состоящие в родстве с теми, кто признал и принял для себя истину Откровения сего, кто во славу имени Его, Господа Вседержителя, испил полной мерой изысканного выдержанного вина из чаши любви Единого Бога Истинного, после смерти своей, даже если поступали как неверующие, будут милостиво прощены Им и изведают от неиссякаемой Щедрости Его. Даров сих, впрочем, будут удостоены лишь таковые души, что не чинили вреда ни Ему, Кто есть Высшая Истина, ни возлюбленным Его. Такова была на то воля Его, Кто есть Господь Престола Небесного и Повелитель мира сего и мира грядущего». (Бахаулла. Цит. по: Сб. высказываний о семейной жизни, разосланный Всемирным Домом Справедливости 170. Нами предписано, что всякий сын должен служить отцу своему. Так установлено Нами в Книге повеление сие. (Бахаулла. Цит. по: Сб. высказываний о семейной жизни, разосланный Всемирным Домом Справедливости 171. Относись с любовью и уважением к родителям и старайся во всем угождать им; сие угодно Мне, ибо к родителям должно проявлять величайшее почтение и радеть о том, чтобы были они всем довольны, если, конечно, не препятствуют они твоей устремленности к Порогу Всемогущего и не удерживают тебя от вступления на путь, ведущий к Царствию. Воистину, надлежит им поддерживать и поощрять тебя в этом. (Абдул-Баха. Цит. по: Сб. высказываний о семейной жизни, разосланный Всемирным Домом Справедливости 172. В соответствии с учением Бахауллы семью как ячейку человеческую нужно просвещать, дабы заложить в основу ее принципы святости. Семья должна учиться всем добродетелям. Непозволительно забывать о нерушимости семейных уз или попирать права отдельных ее членов. Надо уважать права сына, отца или матери, и каждому члену семьи следует воздерживаться от своеволия. Как у сына есть определенные обязательства перед отцом, так и у отца есть определенные обязательства перед сыном. Определенными привилегиями обладают мать, сестра и другие члены семьи. Нельзя нарушать эти права и не уважать привилегии, и в то же время должно сохранять единство семьи. Оскорбление одного следует рассматривать как оскорбление всех, покой каждого почитать покоем всех, а доброе имя одного – добрым именем всей семьи. (Абдул-Баха. За всеобщий мир на земле) 173. Юное поколение должно расти, совершенствоваться и приходить на смену отцам, дабы в потомстве каждого из возлюбленных Господа, перенесших великие муки, день ото дня приумножалась сия великая благодать, что в конце концов принесет плоды и на земле, и на небесах. (Абдул-Баха. Цит. по: Воспитание в духе Бахаи) 174. Существует также определенный священный долг детей по отношению к родителям, долг, о коем сказано в Книге Божией, что он от Бога. Процветание (детей) в этом мире и в Царствии Небесном зависит от благорасположения родителей, без этого суждено им потерпеть явный урон. (Абдул-Баха. Скрижали Абдул-Баха) 175. О милые дети! Отец ваш исполнен сострадания, милосердия и благосклонности и мечтает о вашем преуспеянии и жизни вечной в Царствии Божием. Посему милые дети, стремитесь снискать благорасположение его, следуйте наставлениям его, и да направит вас сила притяжения любви Божией и взрастете в лоне любви к Господу, дабы стать вам прекрасными ветвями в Саду Абха, зеленеющими и обильно орошаемыми дарами Господними. (Абдул-Баха. Скрижали Абдул-Баха) 176. О возлюбленный друг Абдул-Баха! Стань сыном отца своего и плодом древа оного. Стань сыном, что рожден из души и сердца его, а не только из вод и праха. Истинный сын тот, кто наследует дух отца. Я молю Господа, дабы Он укрепил тебя и даровал тебе силу на все времена. (Абдул-Баха. Скрижали Абдул-Баха) 177. Утешь мать свою и посвяти все силы свои деяниям, от коих возрадуется сердце ее. (Абдул-Баха. Скрижали Абдул-Баха) 178. Ты спрашиваешь, может ли муж помешать жене своей увидеть Божественный свет или жена воспрепятствовать мужу обрести Царствие Небесное. По правде говоря, ни одному из них не дано удержать другого от вступления на путь сей, если только муж не привязан чрезмерно к жене, а жена к мужу. Истина же в том, что когда в поклонении друг другу забывают о Боге, то каждый может стать помехой на пути к Царствию Его. (Абдул-Баха. Цит. по: Сб. о семейной жизни, 179. Ты спрашиваешь о необходимости совета между отцом и сыном по вопросам торговым и коммерческим; я скажу, что совет есть одна из главных основ Закона Божия. Совет здесь, безусловно, приемлем, будь то совет отца с сыном или с другими людьми. Нет ничего лучше совета. Человеку следует держать совет во всем, ибо это приведет его к постижению глубинной сути каждого вопроса и позволит ему найти верное решение. (Абдул-Баха. Цит. по: Сб. о семейной жизни, разосланный Всемирным Домом Справедливости в январе 1982 года Национальным Духовным Собраниям) 180. Одно из важнейших положений Веры – единство семьи. Но при этом ни один член семьи не вправе оказывать давление на другого в вопросах веры; если это будет принято всеми членами семьи, то можно с уверенностью сказать, что единство будет достигнуто. (Шоги Эффенди. Из письма от 6 июля 1952 года, 181. По поводу вопроса, с которым Вы к нему обратились: хотя в финансовом отношении Вы отчасти и являетесь обузой для Ваших детей, он убежден в том, что уход за Вами – это их привилегия; Вы – их мать, Вы дали им жизнь, и благодаря щедрости Бахауллы они пришли теперь к Вере Его. Что бы они ни сделали для Вас, это будет лишь малым воздаянием за все, что Вы сделали для них. (Шоги Эффенди. Из письма от 20 сентября 1948 года, написанного от его имени одной из верующих) 182. Он был очень счастлив, когда узнал о недавнем решении Вашей подруги и о ее искреннем желании служить Вере и нести ее другим. Он, несомненно, будет молиться за нее, дабы она, вопреки противодействию родителей и родственников, преуспела в познании и понимании Учения и преисполнилась великого рвения в служении и стремлении привлечь к Делу бывших единоверцев своих. Однако она ни в коем случае не должна допустить, чтобы между нею и ее родителями произошло полное отчуждение; напротив, свой священный долг она должна видеть в том, чтобы терпеливо, настойчиво и с любовью стремиться завоевать их симпатии в отношении Веры; это, быть может, в конце концов и приведет их к ней. (Шоги Эффенди. Из письма от 6 июля 1938 года, 183. Мнение Дома Справедливости таково, что все утверждения в Святых Писаниях относительно особых сфер взаимоотношений между мужчиной и женщиной следует рассматривать в свете общего принципа равенства полов, который ясно и неоднократно провозглашается в Священных Текстах. Абдул-Баха возвещает в одной из Своих Скрижалей: «В сей Божественный век щедроты Господа ниспосланы миру женщин. За исключением некоторых несущественных моментов, равенство между мужчинами и женщинами утверждено неопровержимо и в полном объеме. Различия полностью устранены». В некоторых отношениях мужчины и женщины отличаются друг от друга, так предопределено природой и с этим нельзя не согласиться; важно то, что Абдул-Баха рассматривает подобные проявления неравенства, сохраняющиеся в отношениях полов, как «несущественные». Отношения между мужем и женой должны рассматриваться в свете учения Бахаи о семейной жизни. Бахаулла явился, чтобы принести миру единение, а основа единения – единство семьи. Поэтому необходимо осознать, что цель Веры – укрепление, а не ослабление семьи, а самый верный путь к достижению настоящего единства – это совет в духе любви. Атмосфера, царящая в семье бахаи, как во всей общине в целом, должна отражать «основной принцип Дела Божия», который, по выражению возлюбленного Хранителя Веры, «есть не диктаторская власть, но смиренное товарищество, не сила произвола, а дух откровенного и дружеского совета». Семья, тем не менее, является «сообществом» особого рода. Сотрудникам отдела исследований не удалось разыскать в текстах прямых утверждений о том, что отец является ответственным за «безопасность, развитие и единство семьи», однако, судя по многообразию возлагаемых на него обязанностей, отца можно считать «главой» семьи. У каждого члена семьи есть свой долг, и все несут ответственность по отношению друг к другу и к семье в целом, и этот долг и ответственность неодинаковы и зависят от естественного распределения ролей в семье. Непреложный долг родителей – воспитывать своих детей, но не наоборот; долг детей – повиноваться родителям, родители же не должны повиноваться детям; мать – а не отец – рожает детей, ухаживает за ними в младенчестве и является, таким образом, их первым воспитателем, отсюда у дочерей должно быть предпочтительное перед сыновьями право получить образование; как писал от имени Хранителя Веры его секретарь, у бахаи «основную ответственность за воспитание ребенка – и это неоднократно подчеркивается в Писаниях – несет мать, единственной привилегией которой является создание в доме такой обстановки, которая способствовала бы как физическому, так и духовному благосостоянию и развитию детей». Эти обязанности матери дают ей право жить на иждивении мужа, но у мужа нет четко определенного права жить на иждивении жены. Отражение данного принципа – ответственности отца за содержание и защиту семьи – можно усмотреть в законе о праве наследования в случае отсутствия завещания, согласно которому жилище семьи после смерти отца переходит не вдове, а старшему сыну; одновременно на сына возлагается ответственность заботиться о матери. Именно исходя из принципов взаимной ответственности и взаимодополняющих обязанностей членов семьи, следует подходить к тому, что начертано в Скрижали Абдул-Баха, где он дает следующее наставление: «О Служительницы Господа Самосущного! Приложите все силы, дабы украситься почестями и привилегиями, что определены женщинам. Воистину, высочайшая слава женщины – в служении у Его Порога и смирении пред вратами Его; в обладании чутким сердцем и в восхвалении несравненного Господа; в искренней любви к другим служанкам Его и незапятнанном целомудрии; в повиновении и уважении к мужу; в воспитании и заботе о детях, в спокойствии и достоинстве; в непрестанном поминании Господа, в душевном горении и очаровании». Этот призыв к высочайшей духовности и самопожертвованию не следует рассматривать как некое установление, дающее мужу абсолютную власть над женой; в письме, написанном секретарем возлюбленного Хранителя Веры от его имени одному из верующих 22 июля 1943 года, сказано следующее: «Хранитель, говоря об отношениях родителей и детей, жен и мужей в Америке, имел в виду весьма распространенную в этой стране тенденцию, а именно то, что дети не обращают особого внимания на пожелания своих родителей и не относятся к ним с должным уважением. Так и жены иногда стремятся помыкать своими мужьями, что, конечно, так же неверно, как и неоправданная власть мужа над женой». На любом собрании, в какой бы дружеской обстановке не происходило обсуждение, люди, тем не менее, сталкиваются с вопросами, по которым не достигается согласия. В Духовном Собрании эта проблема разрешима, поскольку решение принимается большинством голосов. В иных ситуациях большинства голосов может не быть, например, когда совещаются лишь две стороны, как это бывает в семье. Поэтому иной раз жене следует уступить мужу, а иной раз – мужу уступить жене, однако ни один из них не должен стремиться к позиции неоправданного превосходства над другим. Одним словом, отношения между мужем и женой должны быть такими, как об этом сказано в молитве Абдул-Баха, которая часто звучит на церемониях бракосочетания Бахаи: «Воистину, вступают они в брак, повинуясь воле Твоей. Соделай же так, дабы свидетельствовать им о согласии и единстве до конца времен». Все это касается отношений внутри семьи, однако существует гораздо более широкая, по сравнению с домашним очагом, сфера взаимоотношений между мужчинами и женщинами, которую нам также следует рассматривать с точки зрения принципов сообщества Бахаи, а не тех норм поведения, что приняты в обществе сейчас или были приняты в прошлом. Например, хотя мать и является первым воспитателем ребенка и оказывает наиболее сильное влияние на его развитие, на отце также лежит ответственность за воспитание детей, и эта ответственность настолько велика, что, по утверждению Бахауллы, отец, который недостаточно серьезно относится к этому, может быть лишен прав отцовства. Точно так же, хотя основная ответственность за содержание семьи возлагается на мужа, это никоим образом не означает, что круг обязанностей женщины замыкается на доме. Наоборот, Абдул-Баха утверждает: «В сем Откровении Бахауллы женщины идут плечом к плечу с мужчинами. Нет такого рода деятельности, где бы они отставали. Им даны равные с мужчинами права. Они будут представлены во всех областях управления и политики. Во всем они достигнут таких высот, что их положение в мире людей будет считаться самым высоким, и они будут принимать участие во всех делах». (Абдул-Баха. Парижские беседы) И еще: «И тогда наступит время, когда женщины в полной мере и на равных с мужчинами будут принимать участие в решении всех мировых проблем, уверенно и достойно выступят на широкой арене законотворческой и политической деятельности, и войн больше не будет... » (За всеобщий мир на земле) Сам Бахаулла в Своей Скрижали Мира предвидел, что женщины наравне с мужчинами будут зарабатывать на жизнь своим трудом. Он возглашал: «Каждый, будь то мужчина или женщина, должен передавать через доверенное лицо часть того, что заработано им или ею в результате занятий торговлей, сельским хозяйством или другой деятельностью, в фонд обучения и воспитания детей, дабы сие было использовано на данные цели с ведома Попечителей Дома Справедливости». (Скрижали Бахауллы) Весьма важным условием достижения такого равенства является предусмотренное Бахауллой обязательное школьное обучение мальчиков и девочек по одним и тем же программам. (Всемирный Дом Справедливости. Смерть 184. О сын вселенной! Я сделал для тебя смерть благою вестью; что же ты печалишься из-за нее? Я сделал свет твоим сиянием; что же ты укрываешься от него? (Бахаулла. Сокровенные Слова Бахауллы) 185. О уверовавшая душа, служительница Господа! ... Не печалься о смерти уважаемого супруга твоего. Воистину, он обрел присутствие Господа своего у престола Истины пред лицем могущественного царя. Не думай, что утратила ты его. Завеса приподнимется, и узришь лик его, осиянный светом горних миров. Как сказано Богом, Возвышенным: «Его, воистину, оживим Мы, дабы жил в блаженстве». Посему, превыше всего следует почитать не сие первоначальное сотворение, а жизнь грядущую. (Абдул-Баха. Избранные Писания Абдул-Баха, № 165) 186. О возлюбленная служанка Господа. Хотя потеря сына, воистину, способна разбить сердце и боль сия превыше сил человеческих, все же та, что наделена знанием и пониманием, да уверится, что сын не потерян, а из мира сего ступил в мир иной, и суждена встреча с ним в Царствии небесном. И будет сие воссоединение вечным, в мире же сем разлука неизбежна и несет с собой жгучую печаль. Хвала Господу, что уверовала ты, и обратила лик свой к Царству вечности, и не сомневаешься в том, что воистину есть жизнь на небесах. Посему, не будь же безутешной, не томись и не вздыхай, оставь стенания и слезы, ибо смятение чувств и оплакивание сильно досаждают душе его в Царствии небесном.
|
|||
|