|
|||
Брак и семейная жизнь Бахаи 1 страницаСтр 1 из 6Следующая ⇒ Брак и семейная жизнь Бахаи Выдержки из Писаний Веры Бахаи (перевод с английского)
© Духовное Собрание Бахаи России
Selections from the Writings of the Bahá 'í Faith Bahá ’í Marriage and Family Life (in Russian)
Содержание I. Институт брака Законы о браке...................................................... 3 Обязательства и ответственность.................... 4 Церемония бракосочетания................................ 6 Супружество как основа единения.................... 9 Отношение к разводу.......................................... 11 Половая жизнь в браке....................................... 16
II. Подготовка к вступлению в брак Самопознание...................................................... 19 Выбор будущего партнера в браке................... 20 Целомудрие......................................................... 24 Согласие родителей........................................... 26 Помолвка............................................................... 31
III. Семейная жизнь Любовь и единение............................................. 33 Общение............................................................... 38 Испытания и трудности...................................... 41 Равенство мужчины и женщины........................ 49 Воспитание детей................................................ 52 Отношения в семье............................................. 59 Смерть.................................................................. 68 Работа и доходы................................................. 71 Гостеприимство................................................... 74 Отношения верующих с институтами Веры и общиной Бахаи................................................. 77 Семейная жизнь и служение Бахаи.................. 83 Молитвы 87
I. Институт брака Законы о браке 1. И когда Он пожелал явить людям милость и оказать благодеяние, установив порядок в мире, Он открыл людям заповеди и сотворил законы; в том числе установил закон о браке, сделав его твердыней благополучия и спасения и ниспослав его нам из небесной чистоты в Своей Наисвятейшей Книге. Так говорит Он в величии славы Своей: «Сочетайтесь браком, о люди, дабы мог произойти от вас тот, кто помянет Меня среди слуг Моих; это одна из Моих заповедей вам; блюдите ее, и да будет она в помощь вам». (Бахаулла. Молитвы Бахаи, США, 1982) 2. Благочестивые деяния монахов и священнослужителей из тех, что следуют Духу – да пребудет Он в мире с Господом – не забыты пред лицем Его. Теперь же да оставят они свою жизнь в уединении и направят стопы свои к мирянам и потрудятся во благо себе и ближнему. Мы даруем им право вступать в брак, дабы произвели они того, кто будет поминать Бога, Господа всего видимого и невидимого, Господа Горнего Престола. (Бахаулла. Скрижали Бахауллы) 3. Что касается супружества: знай, что оно пребудет вовеки. Супружеству не дано узнать никаких изменений. Оно ниспослано свыше, и даже в самом малом изменить Божественное творение (супружество) невозможно. (Абдул-Баха. Скрижали Абдул-Баха) 4. При обычных обстоятельствах каждый, безусловно, должен считать вступление в брак своим моральным долгом. К этому призывал своих последователей и Бахаулла. Однако брак ни в коем случае не есть нечто обязательное. В конечном счете каждый решает сам, желает ли он иметь семью или предпочитает жить в безбрачии. (Шоги Эффенди. Из письма от 3 мая 1936 года 5. Кроме того, следует иметь в виду, что супружество – не главная цель в жизни, хотя это в высшей степени желательно и на этом настаивал Бахаулла. Если же кому-то приходится ждать в течение долгого времени встречи с суженым или если он или она так и остаются одинокими, это не значит, что из-за этого они не сумели выполнить свое предназначение в жизни. (Всемирный Дом Справедливости. ОбЯзательства и ответственность 6. Брак Бахаи есть обязательство обеих сторон друг перед другом и взаимная душевная и сердечная привязанность. Каждый из супругов, однако, должен делать все возможное, чтобы в полной мере познать характер другого, дабы узы привязанности между ними стали вечными. Цель должна быть такова: стать любящими спутниками и товарищами и всегда и вовеки быть заодно... Настоящий брак Бахаи заключается в достижении физической и духовной гармонии между супругами, дабы они могли постоянно развивать духовное друг в друге и пребывали в радостном союзе во всех Божиих мирах. Вот что такое брак Бахаи. (Абдул-Баха. Избранные Писания Абдул-Баха, № 86) 7. О две души, исповедующие Господа! Бог – нет равного Ему – сотворил женщину и мужчину, дабы жили они в теснейшем дружестве, и были словно одна душа. Они суть два помощника друг другу, два близких товарища, каждый из которых должен заботиться о благополучии другого. Будь это так, пройдут они по жизни сей, исполненные совершенной радости и блаженства, с покоем в душе, и снискают Божественную милость и благословение в Царствии небесном. В противном же случае суждено им прожить свою жизнь в великой горечи, когда каждую минуту будут призывать они смерть, и устыдятся они на небесах. Стремитесь же, соединившись сердцем и душой, жить друг с другом, как голуби в гнезде, и да удостоитесь благословения в обоих мирах. (Абдул-Баха. Избранные Писания Абдул-Баха, № 92) 8. О возлюбленные дети мои! Весть о вашем союзе достигла меня, и я преисполнился бесконечной радости и возблагодарил Господа. Слава Богу, две верные птицы нашли приют в одном гнезде. Молю Бога, чтобы Он помог им взрастить достойное потомство, ибо назначение брака заключается в создании такой семьи, на которую снизойдут обильные благословения Божии, дабы все члены ее, пребывая в великой радости, словно свечи озаряли мир. Ибо мир озарен присутствием человека. Если бы не было человека, сей мир уподобился бы бесплодному древу. Храню надежду, что вы станете как одно древо и, орошаемые потоком из облака милосердия, обретете свежесть и очарование, расцветете и принесете плоды, дабы род ваш не прервался в веках. Пусть осенит вас Слава Достославного. (Абдул-Баха. Избранные Писания Абдул-Баха, № 88) 9. Не будь наставника, души пребывали бы в состоянии варварства, и не будь учителя, дети взрастали бы невеждами. И потому во времена сего нового завета воспитание и обучение детей упомянуто в Книге Божией среди деяний обязательных, а не добровольных. На отца и мать возложена обязанность не жалеть трудов, воспитывая чад своих, вскармливать их молоком знания, обучать наукам и искусствам. Родители, что пренебрегают этим, будут призваны к ответу и предстанут пред суровым ликом Господа, порицающим их. (Абдул-Баха. Избранные Писания Абдул-Баха, № 98) 10. В Священных Писаниях отдельно не рассматриваются вопросы контроля за рождаемостью, прерывания беременности или стерилизации, однако Бахаулла указывал, что главным назначением брака является рождение детей, и именно об этом говорит возлюбленный Хранитель Веры во множестве посланий, которые приводятся в данном сборнике. Это не значит, что у супружеской пары должно быть как можно больше детей; в ответе на вопрос об этом, написанном от имени Хранителя Веры, недвусмысленно сказано, что только мужу и жене решать, сколько у них будет детей. Главное назначение брака извращается, если супруги принимают решение совсем не иметь детей, за исключением случаев, когда причиной принятия подобного решения являются медицинские показания. (Всемирный Дом Справедливости, ЦеремониЯ бракосоЧетаниЯя 11. Обоим вступающим в брак следует произнести вслух особый стих, явленный для этой церемонии, дабы засвидетельствовать свое согласие с волей Божией. (Краткое и систематизированное изложение 12. Особый стих, явленный для этой церемонии, таков: «Мы будем все, воистину, следовать воле Божией». (Краткое и систематизированное изложение Законов и Предписаний Китаб-и-Агдас) 13. Для проведения церемонии бракосочетания Бахаи следует обращаться к Духовным Собраниям. (Шоги Эффенди. Из письма от 23 июня 1950 года, 14. Сама церемония должна быть очень простой. (Шоги Эффенди. 15. В настоящее время не следует стремиться к тому, чтобы придавать церемонии бракосочетания Бахаи какую бы то ни было единообразную форму. Абсолютно необходимо соблюдать лишь то, что сформулировано Бахауллой в «Агдас»; друзья вправе добавить что-то к положениям этих избранных писаний, однако чтение «Скрижали о браке» (открытой Абдул-Баха) не является обязательным во время каждой церемонии заключения брака между бахаи. (Шоги Эффенди. 16. В тех случаях, когда эта церемония является не единственной, обряд Бахаи и другие религиозные и гражданские обряды следует проводить в один и тот же день. (Шоги Эффенди. Из письма от 20 июня 1940 года 17. Что касается проведения в один и тот же день обряда Бахаи и гражданского обряда, то они не должны быть разделены ночью ввиду того, что заключение брака считается совершенным лишь после проведения обеих церемоний. (Всемирный Дом Справедливости. 18. В присутствии двух свидетелей жених и невеста должны произнести: «Мы будем все, воистину, следовать воле Божией». Свидетели могут быть выбраны вступающими в брак или Духовным Собранием, однако и в первом случае выбор свидетелей должен быть одобрен Собранием. (Всемирный Дом Справедливости. 19. Установление брачных отношений супружеской парой носит, как вы справедливо замечаете, интимный характер и касается только их двоих, а не кого бы то ни было еще. Под этим обычно подразумевается совершение полового акта, и закон Бахаи, согласно которому окончательное установление брачных отношений должно произойти в течение двадцати четырех часов после обряда бракосочетания, можно считать соблюденным в том случае, если супруги начинают совместную жизнь с целью создания семьи. (Всемирный Дом Справедливости. 20. Бахаи, желающие сочетаться браком, должны совершить обряд Бахаи; они не могут считаться мужем и женой, если не выполнили требований закона Бахаи. (Всемирный Дом Справедливости. 21. По словам Хранителя Веры, «брак Бахаи – это то, что совершается вами, когда вы собираетесь заключить союз впервые, а не когда он уже давно заключен». Тем не менее, если супружеской паре захочется провести встречу с друзьями в связи с тем, что они стали бахаи, чтобы были произнесены молитвы Бахаи за их семью и прозвучали слова из Писаний, это не должно встречать возражений, хотя следует иметь в виду, что это не будет составлять обряд бракосочетания Бахаи. (Всемирный Дом Справедливости. Супружество как основа единениЯ 22. Высшее Существо речет: «О дети человеческие! Основополагающий умысел, одушевляющий Веру Божию и Закон Его, заключен в защите интересов рода людского и укреплении его единства, и в распространении духа любви и дружества между человеками». (Бахаулла. Крупицы из Писаний Бахауллы, с. 134) 23. Воистину вступают они в брак, повинуясь воле Твоей. Соделай же так, дабы свидетельствовали они о согласии и единстве до конца времен. Воистину, Ты Всесилен, Всеприсущ и Всемогущ! (Абдул-Баха. Молитвы Бахаи, США, 1982) 24. От разобщения проистекает всякий ущерб и печаль, но при союзе всего сущего в творении исход всегда самый благоприятный. Соединение в пары даже самых малых частиц в сем мире бытия есть проявление милости и щедрости Господа; и чем выше ступень развития, тем важнее этот союз. «Славен будь Тот, Кто сотворил все парами – и дары земные, и самих людей, и вещи, что не дано им познать». А превыше всех прочих союзов – союз людей, особенно, если осуществлен он в любви к Господу. Так явлено будет изначальное согласие; так закладывается основа духовной любви. (Абдул-Баха. Избранные Писания Абдул-Баха, № 87) 25. Для большинства людей супружество – это узы физические, и таковой союз может быть лишь временным, ибо физическое обречено на гибель на исходе дней. Однако для людей Баха супружество должно быть союзом как телесным, так и духовным, ибо оба супруга вкусили блаженства от одного вина, оба они очарованы одним несравненным Ликом, жизнь и побуждения обоих исполнены одного духа, оба озарены одной славой. Связь между ними есть связь духовная, а потому узы сии пребудут вечно. Суждено им также насладиться сильной и прочной взаимной привязанностью и в мире телесного, ибо, если в основе супружества лежат и дух, и плоть, таковой союз истинен и потому непреходящ. Если же привязанность только физическая и не более того, она, несомненно, будет лишь временной, и неумолимым концом такого союза будет отдаление. Поэтому, когда люди Баха решают сочетаться браком, этот союз должен стать истинным родством, их духовным и физическим единением, дабы он был нерасторжим на всех жизненных этапах и во всех мирах Божиих; сие подлинное единение есть отражение любви Господа. Точно так же, когда люди приходят к истинной вере, они обретают духовное родство и проявляют в отношении друг друга такую доброту и чуткость, которые от мира иного. Они окрыляются от глотка Божественной любви, и сей союз, сия связь пребудут вечно. Те души, что отрешатся от себя, освободятся от пороков человеческих и избавятся от бремени земных страстей, воистину, озарятся блеском Божественного единения и достигнут подлинного союза в том мире, где не властна смерть. (Абдул-Баха. Избранные Писания Абдул-Баха, № 84) 26. По поводу твоего вопроса о муже и жене, их привязанности друг к другу и о детях, что посланы им Богом. Знай же, истинный муж тот, кто всей душой устремлен к Господу, кого пробудил зов Красоты Всеславного и кто в многолюдных собраниях возглашает стихи Единства; жена – эта та душа, что преисполнена желанием обрести совершенства и имена Божии и взыскует их; и связь между ними есть не что иное, как Слово Божие. Воистину, собирает оно людей во множестве и объединяет тех, кто далек друг от друга. Так и муж и жена вступают в родственный союз и соединяются в согласии и гармонии, словно одно существо. Их единение, товарищество и любовь приносят добрые плоды, в мире материальном и духовном. Духовное проявление сего есть притяжение небесных даров. Материальное выражение – дети, рожденные в колыбели любви Божией, вскормленные у груди познания Бога, взращенные в лоне дара Божия и взлелеянные в учении Божием. О таких детях сказал Христос: «Воистину, их будет Царствие небесное! » (Абдул-Баха. Скрижали Абдул-Баха) Отношение к разводу 27. Воистину, любезны Господу союз и согласие и ненавистны разобщение и развод. (Бахаулла. Цит. по сборнику от 18 января 1980 года, разосланному Всемирным Домом Справедливости 28. Таков должен быть теперь образ жизни и поведения друзей в Америке. Им следует всеми силами стремиться избегать развода, если только не встанет между ними нечто, что заставит их расстаться в силу отвращения друг к другу, и только в этом случае и с ведома Духовного Собрания они могут принять решение жить отдельно; но им придется набраться терпения и ждать целый год. Если в течение этого года не будет восстановлено согласие между ними, то может быть осуществлен развод. Недопустимо, чтобы из-за небольших трений между супругами или взаимного неудовольствия муж стал подумывать о союзе с другой женщиной, или, упаси Господи, у жены возникли мысли о новом муже. Это противоречит небесным установлениям и несовместимо с истинным целомудрием. Друзьям Господа следует жить и поступать так, чтобы это вызывало удивление окружающих. Любовь между мужем и женой не должна быть чисто физической, напротив – она должна быть духовной и неземной. В этих двух людях нужно видеть единое целое. Поистине трудно разделить на части душу человека! Но еще труднее разделить двоих. Одним словом, в основе построения Царствия Божия лежат согласие и любовь, единение, родство и союз, а не разлад, особенно между мужем и женой. Того, кто станет причиной развода, постигнут суровые испытания, он познает тяжелые страдания и, в конце концов, придет к глубокому раскаянию. (Абдул-Баха. Цит. по сборнику от 18 января 1980 года, разосланному Всемирным Домом Справедливости 29. Нужно признать, что ситуация, в которой Вы оказались, непроста и требует деликатного подхода, однако не менее серьезна и велика накладываемая этим ответственность, каковую Вы, как преданный и стойкий приверженец Веры, должны будете сознательно принять на себя в полной мере. Хранителю Веры известны во всех подробностях обстоятельства Вашего дела. Но как бы глубоко он Вам ни сочувствовал, понимая всю драматичность ситуации, в которой Вы, к сожалению, оказались, он не может дать согласия – в свете категорических предписаний, содержащихся в Учении – на Вашу просьбу заключить второй брак, когда Ваша первая жена жива и соединена с Вами священными узами супружества. Точно так же он не может и не возражать против Вашего развода с ней или поддерживать Вас в этом намерении, если единственным основанием для развода является Ваше желание получить разрешение на новый брак. Ибо в Учении Бахаи не только запрещается двоеженство, но и сам развод, хоть и допускается, рассматривается как предосудительное деяние и прибегать к нему разрешается лишь в исключительных случаях, когда речь идет о чем-то серьезном; при этом не принимаются в качестве веских такие доводы, как наличие или отсутствие физического влечения, сексуальной совместимости и гармонии. Институт брака, как он определен Бахауллой – хотя в нем и отдается должное физической стороне супружеского союза – предполагает приоритет моральных и духовных ценностей и основ, которыми его наделило мудрое и любящее Провидение. Лишь при наличии должной иерархии ценностей и только на основе подчинения физического – моральному и телесного – духовному можно избежать тех прискорбных излишеств и распущенности, свидетелем которых является наш развращенный век, восстановить изначальную чистоту семейной жизни ради того, чтобы исполнилось ее истинное предназначение, установленное Господом. Хранитель будет горячо молиться, дабы Вы, вдохновляясь и руководствуясь наставлением свыше и уповая на неизменную помощь и поддержку Бахауллы, смогли бы уладить, ко благу всех, ваши отношения с близкими и прийти таким образом к единственно правильному решению этой действительно непростой проблемы в Вашей жизни. (Шоги Эффенди. Из письма от 8 мая 1939 года, написанного от его имени одному из верующих, который, женившись в первый раз из сострадания, затем захотел получить разрешение жениться на женщине, которую он полюбил; при этом он уверял, что его первая жена не возражает против его второго брака) 30. Относительно развода Хранитель Веры утверждает, что он не поощряется, а, напротив, осуждается, ибо сие противоречит воле Божией. Собранию следует ознакомить друзей со всем, что написано по этому вопросу Пером Абдул-Баха, дабы они в полной мере осознали это. Условием развода является согласие и разрешение Духовного Собрания. В подобных вопросах члены Собрания должны независимо друг от друга тщательно изучить и проанализировать каждый случай. Если будут выявлены действительно веские основания для развода и сделан вывод о том, что примирение сторон не может быть достигнуто, ибо взаимная неприязнь чрезмерно сильна и преодолеть ее невозможно, только тогда Собрание может разрешить развод. (Шоги Эффенди. Из письма от 7 июля 1938 года 31. В отношении Вашего вопроса Шоги Эффенди просил меня дать следующее разъяснение: он считает, что верующие не могут ни при каких обстоятельствах ссылаться на Дело или служение ему как на повод для расторжения брака; Бахаулла, как нам известно, строго осуждал развод: оправданием развода могут служить лишь чрезвычайно веские причины. (Шоги Эффенди. Из письма от 7 апреля 1947 года, 32. При любых обстоятельствах бахаи следует предпринимать все возможное для сохранения семьи, потому что в Учении развод строго осуждается, тогда как согласие, единение и любовь превозносятся как высочайший идеал человеческих взаимоотношений. К бахаи это требование предъявляется всегда – независимо от того, несут ли они служение в качестве пионеров или нет. (Шоги Эффенди. Из письма от 9 ноября 1956 года, 33. Он просил меня передать Вам, как он безмерно скорбит о том, что печаль вошла в Вашу жизнь, и не имеет, в целом, возражений против изложенного Вами относительно развода. Представляется, что верующие в Америке, надеясь, вероятно, под неосознанным влиянием принятых в стране чрезвычайно свободных нравов, а также легкомысленного отношения к браку, которое, видимо, становится преобладающим, не воспринимают брак достаточно серьезно и, похоже, упускают из виду тот факт, что, хоть Бахаулла и разрешает развод, Он допускает его лишь как крайнюю меру и сурово осуждает его. При разводе нельзя не думать и о детях, ибо наличие детей, несомненно, налагает еще большую тяжесть моральной ответственности на мужа и жену, решившихся на подобный шаг. При таких обстоятельствах развод касается не только их самих, их отношений и чувств, но и определяет будущее детей, и то, как они сами будут относиться к браку. (Шоги Эффенди. Из письма от 19 декабря 1947 года, 34. Верующие должны всеми силами стремиться избежать развода и идти на него лишь при чрезвычайных и исключительных обстоятельствах. Распущенность современного общества и его отношение к священной сути брака являются преступными, и верующим надлежит всячески противостоять этой тенденции. (Шоги Эффенди. Из письма от 5 января 1948 года, 35. Он был неприятно удивлен, узнав о том, что Вы собираетесь расстаться с мужем. Вам, несомненно, известно, что узы брака названы Бахауллой священными; так что развод для бахаи может быть разрешен лишь в исключительных случаях, когда ситуация действительно невыносима. Хранитель Веры не утверждает, что Вы не можете развестись с мужем, однако он призывает Вас поразмышлять, с молитвой на устах, – и не только потому, что Вы человек верующий и стремитесь повиноваться законам Божиим, но и ради счастья Ваших детей, – о возможности подняться над тем, что до сих пор мешало Вам в браке, дабы Вы с мужем могли совместными усилиями преодолеть это. Нам часто кажется, что знаем путь к счастью, и все же, если приходится платить за него слишком дорогую цену, мы приходим к тому, что на самом деле не приобрели свободу и счастье, а вновь потерпели крах и разочарование. (Шоги Эффенди. Из письма от 5 апреля 1951 года, 36. Он выразил глубокое сожаление, узнав о том, что Ваша жизнь с мужем по-прежнему так безрадостна. Когда у супругов не складываются отношения, это всегда привносит в нашу жизнь печаль, однако Хранитель считает, что если у Вас с мужем дело дошло до развода, Вам следует подумать о будущем Ваших детей, о том, как этот решительный шаг, предпринятый Вами, отразится на их будущем и на их счастье. Если Вы считаете, что Вам нужно посоветоваться, он предлагает Вам обратиться в Местное Духовное Собрание: Ваши собратья, несомненно, постараются сделать все возможное, чтобы помочь Вам и дать добрый совет во благо Ваших интересов и интересов Дела. (Шоги Эффенди. Из письма от 16 ноября 1945 года, 37. В книге «Акдас» отмечается, что брак – это самые священные и тесные узы, и бахаи должны понимать, что развод – это крайнее средство, которого, по возможности, следует избегать любой ценой и ни в коем случае не идти на него с легкостью. (Шоги Эффенди. Из письма от 17 октября 1944 года, ПоловаЯ жизнь в браке 38. Сочетайтесь законным браком, дабы другие могли восстать и последовать за Вами. Воистину, мы запрещаем Вам разврат, и предписываем то, что поможет сохранить верность. (Бахаулла. Послание к Сыну Волка) 39. Сочетайтесь браком, о люди, дабы мог произойти от вас тот, кто помянет Меня среди слуг Моих; это одна из Моих заповедей вам; блюдите ее, и да будет она в помощь вам. (Бахаулла. Молитвы Бахаи, США, 1982) 40. Посему, соедини в небесах милосердия Твоего двух птиц сих из гнезда благоволения Твоего, дабы исполниться им неизменной благодати: дабы волна доброты восстала из единения сих двух морей любви и вынесла на брег жизни жемчуга чистоты и благости. (Абдул-Баха. Молитвы Бахаи, США) 41. Бахаулла призывал всех людей вступать в брак, ибо такой образ жизни является естественным и правильным. Однако особо подчеркивал Он духовную суть брака, которая, ни в коей мере не противореча нормальным физическим проявлениям жизни, составляет самое главное в супружестве. Для людей гораздо важнее то, что они проживут свою жизнь в любви и согласии, а не то, что они будут сгорать от страсти друг к другу. Первое – это великая, мощная твердыня, в которой можно укрыться в час испытаний; второе преходяще и может в любой момент угаснуть. (Шоги Эффенди. Из письма от 20 января 1943 года, 42. Учение Бахаи не отрицает значимость полового влечения, но осуждает его предосудительные или выходящие за рамки закона проявления, такие, как свободная любовь, групповой брак и другие, утверждая, что все они приносят несомненный вред человеку и человеческому обществу. Разумное следование половому инстинкту является естественным правом каждого человека, и именно с этой целью основан институт брака. Бахаи не за подавление полового влечения, а за то, чтобы человек умел управлять им и подчинять его себе. (Шоги Эффенди. Из письма от 5 сентября 1938 года, 43. В свете Учения не составляет труда определить отношение к поднимаемой Вами проблеме – какое место может занимать в жизни человека сильное любовное влечение, но не к мужу или жене, а к кому-то другому, встретившемуся нам в жизни. Целомудрие означает сдержанность и незапятнанность в половой жизни как до, так и после заключения брака – совершенную чистоту до брака, а в браке – неизменную верность выбранному спутнику жизни. Верность должна быть не только физической – она должна проявляться во всем: в мыслях, словах и делах. Сегодня в мире, вследствие утраты ценностей духовных, придается, помимо прочего, преувеличенное значение физической стороне любви. Верующим следует как можно глубже осознать это и подняться над уровнем окружающих людей, которые – это характерно для всех периодов упадка в истории – уделяют слишком большое внимание чисто физическим отношениям между полами. Ведя нормальную, законную супружескую жизнь, верующие должны строить свои отношения с другими людьми на основе товарищества и приязни, ибо эти основы непреходящи и в них заключается духовная, а не физическая суть жизни человека. Это одна из многих сфер жизни, где бахаи должны быть примером, показывая, как подобает жить по истине, когда душа человека возвышена, а тело – лишь опора для его просветленного духа. Это, безусловно, не мешает тому, чтобы иметь совершенно нормальную половую жизнь в законном браке. (Шоги Эффенди. Из письма от 28 сентября 1941 года, написанного от его имени одному из верующих)
II. Подготовка к Самопознание 44. О слуги Мои! Когда бы узнали вы, какими чудесами щедрости и благости Своей хочу Я наделить ваши души, вы и вправду избавились бы от привязанности ко всякому сотворению и обрели бы подлинное знание самих себя – знание, равное постижению Моего Существа. Вы стали бы свободны от всего, помимо Меня, и узрели бы внутренним и внешним оком так же явственно, как явно откровение Моего лучезарного Имени, моря Моей кроткой любви и благоволения, движущиеся внутри вас.
|
|||
|