Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Душа, введенная в заблуждение влиянием ложного эго, считает себя совершающей действия, которые в действительности выполняются тремя гунами материальной природы. Б.Г. 3.27.



 

 Лодка и веревка

               Бхакти и аханкара      

У меня было много времени поразмыслить на эту тему. Вопросы, вопросы… Вопросы требуют ответов. Нам далеко не всегда удается соединить пазлы священных трактатов, чтобы увидеть картину в целом и найти свой ответ. Но это случается. И случай здесь не причем.

В этот раз мне хочется привести интересную, на мой взгляд, аналогию, на примере которой можно увидеть и понять нечто очень важное в нашей духовной жизни на пути домой к Богу. Движение души на пути воссоединения с любящим Господом, Абсолютной Красотой и единственным источником счастья для неё может осуществляться только по духовным законам, часто непонятным и противоречащим мирской логике. Тем не менее, тот, кто не смог осознать эти законы, обречен оставаться на месте, или в своем движении к Богу так и не продвинуться, по крайней мере, продвинуться существенно. В связи с этим будет уместна аналогия с лодкой и веревкой. С помощью этой аналогии можно ясно увидеть причины духовного застоя, разочарования и даже отвержения духовного пути. Но самое главное к чему мы сможем прийти в этом примере с лодкой, лодочником и верёвкой, это понимание выхода из духовного ступора, которому могут быть подвержены большинство идущих этим путем садхаков – практикующих преданность и любовь к Богу людей.

Начнем с самого начала нашей духовной жизни. Как правило, в обществе вайшнавов, которое основал Шрила Прабхупада, назвав его Международным Обществом Сознания Кришны, любой человек, присоединившийся к нему, испытывает ни с чем несравнимое счастье. Для него открывается совершенно новый мир, наполняющий его невероятными переживаниями, новыми эмоциями и опытом. Человеку кажется, что этот праздник души будет происходить вечно и каждый день с новой силой и новым опытом. Так и должно быть в идеале. Однако духовный путь пройти не просто и для этого необходимо должное руководство истинного представителя Кришны в духовной науке и прилежное следование ему. То, что кажется реально достижимым, казалось бы, вот-вот, только протяни руку, в какой-то момент может стать почти несбыточной мечтой.

Мы сравним наше движение души к Богу с плаванием человека на лодке. Как только такой человек обретает духовное знание и начинает свое служение (а лучше сказать первые неуклюжие попытки, подобные первым попыткам младенца начать ходить), он, словно в лодке, начинает плыть к Богу. Вооружившись этим знанием, отречением и всеми необходимыми наставлениями, новоявленный бхакта приступает к гребле веслами, и его лодка стремительно несется к своей цели – Кришна преме, любви к Господу всех живых существ. Как правило, каждый человек, вставший на путь бхакти, испытывает именно такое чувство. Он реально переживает перемены в своей жизни и ее цель действительно быстро приближается. Надо сказать, без тени иронии, что это движение и признаки приближения к высшей цели реальны. Однако, по прошествии какого-то времени, большинство из тех, кто погрузился в это сладкое путешествие домой к Богу, начинают испытывать усталость. Более того, им кажется, что лодка более не движется. Она как будто стоит на месте. Порой, начав прилагать еще больше усилий, проявляющихся в большей интенсивности садхана бхакти, увеличении обетов, изучения шастр, бхакта вообще теряет веру и надежду на то, что цель достижима. Ему кажется будто всё то, что он раньше испытывал в своей духовной жизни, всё это было не реально. И весь его, так называемый опыт, ему не помогает. Он обнаруживает, что все те ужасные анартхи, которые с такой легкостью буквально испарились в первые же дни духовной жизни, вовсе ни куда не исчезли. Они словно коварные разбойники ждали своего часа и теперь, когда вера пошатнулась, они объявились. Коварные, упрямые и настойчивые они требуют назад свои права на существование. Это выражается в желании похоти, жадности, гордыни и т. п.

Жизнь бхакты усугубляется тем, что он обнаруживает подобные проблемы и у других соратников. А порой его трудности это еще цветочки в сравнении с другими. Он видит как его духовные братья и сестры карабкаются через борт своей лодки и бухаются в поток мирской жизни, погружаясь в фантастический мир грёз, мир иллюзии.

Его отчаяние увеличивается, когда он видит, что даже преданных с посохами святых отшельников и преданных-проповедников, известных на весь мир,  постигает та же участь. Он может устать от всего этого и просто перестать грести, думая «пусть будет, как будет». В представлении «лодочника-бхакты» это и есть предание – пустить всё на самотёк. Но мысли эти продиктованы не принятием прибежища у Всеблагого Господа, а от отчаяния, от безысходности и потому от глубочайшего невежества.

Но бывает и так, что небо озаряет яркое солнце, начинают звонко петь птицы. Вновь ясно виден путь и цель, к которой некогда устремился «лодочник-бхакта». Он вспоминает как «это было» здорово, когда всё начиналось, рассказывает удивительные истории санкиртаны из своей жизни, когда Кришна проявлялся чудесным образом. Это умиляет его, погружает в эйфорию воспоминаний и на какое-то время он забывает о том, что лодка не движется вперед. Он живёт прошлыми воспоминаниями, которые сейчас ему не могут помочь в его движении к Богу. Чаще всего не могут.

Итак, эта замечательная атмосфера уюта, хороших отношений и даже откровений, что могут посещать его, смягчают боль разочарования и создают ощущение того, что духовная жизнь продолжается. Но, как правило, это длится недолго. И потом, вдохновленный сладкими воспоминаниями, он устремляется и совершает еще большие усилия, взяв в руки вёсла. Усилие за усилием, еще и еще. Он может обливаться потом и продолжать своё движение, на которое с восторгом смотрят сторонние наблюдатели. Им могут начать восторгаться за его выдающиеся достижения, прославлять, и ставить всем в пример. И это может снова отвлечь его от проблемы духовной стагнации и погрузить в экстаз. Может на некоторое время вновь показаться, что всё у него хорошо.

Это гуна страсти, которая проявляется в том, что человек по-прежнему мыслит на основе «я действующий» - картахам ити манйате.

Но у Кришны, желающего блага своему бхакте, есть хорошая помощница – майа. И т. к. в сердце реальных изменений не происходит, то анартхи – драконы начинают заявлять свои права и претендовать на то, что это они определяют ценности жизни. Анартхи остаются и с еще большей силой побуждают жить, повинуясь диктату майи.

Это то, что происходит тогда, когда «лодочник-бхакта» пытается «выровнять» своё положение и свою духовную практику посредством своего рода ренессанса в активной деятельности, которую он предпочитает называть «бхакти». Он также может, в попытках выйти из этого неприятного состояния, с головой погрузиться в изучение аюрведических писаний, проходить различные психологические тренинги и прослушивать множество семинаров. Но, обнаруживая, что эффект от них временен и не приносит ощутимого результата, отчаянье всё больше овладевает им. Различные инструменты, описанные выше, можно сравнить с кочками, торчащими из воды, ветками, свисающими с деревьев и т. п. Лодочник-бхакта может ими воспользоваться, но, увы, «а воз и ныне там». Причём, ощущение новизны и открытия новых аспектов бытия и знания могут захватить человека, и ему может показаться, что жизнь обновляется, процесс идёт. Но сердце не обманешь, тем более, если в нём затаилась шайка разбойников.

Есть и другой вариант, противоположный. После ментальной эйфории, когда она заканчивается, приходит апатия и сдавливающее отчаяние. Человек окунается с головой в невежество и вываливается из лодки преданного служения, уже не веря в успех. Его покрывает густая пелена тамо гуны.

Всеблагой Господь, Шри Кришна, не намерен отпускать своего, хоть и чрезвычайно самостоятельного, бхакту в пучину водоворота материального существования. Он побуждает задуматься и наш «лодочник-бхакта» начинает судорожно думать – а что собственно я не так делаю? Где успех? В чем причина моей неудачи? Почему анартхи не уходят? Почему вкуса к воспеванию святого имени так и нет? Почему вкуса к служению вайшнавам нет? Желания нести милость Шри Чайтаньи нет. Почему я топчусь на месте и лодка, по сути, за все эти годы сколько-нибудь существенно не продвинулась?

Вот этот момент может стать поворотным в судьбе бхакты, плывущего на лодке преданного служения к высшей цели жизни – премананде.

Итак, картина представлена достаточно ясно. Но какой же выход? Описанные выше размышления побуждают бхакту искать ответы на свои вопросы. И он обращает свой взор вперёд, делая это по привычке. Но это тупиковое направление, т. к. продиктовано привычным для материалиста мышлением. Тем не менее, если ПОВЕЗЁТ (!!! ), то, по необычайной милости, «лодочник-бхакта» может обернуться назад и увидеть, что лодка привязана. Опс! Но как такое может быть? Ведь движение было, было приближение к цели и стремительное. Как случилось, что лодка осталась стоять там, где и была? Не совсем так, конечно. Лодка продвинулась на некоторое расстояние, которое позволяла эта веревка. Но дальше, увы, лодка плыть не может. И тормозит ее именно веревка.

Веревка – это аханкара. Она связывает дживу с миром майи. И, если бхакта, стремящийся пересечь океан материального существования не «разберется» с этой веревкой (аханкарой), то придется ему оставаться привязанным к берегу на веки вечные…

В данной работе нет особого смысла погружаться в размышления о том, какие варианты действий предпримет «лодочник-бхакта», чтобы развязать этот узел. В принципе, любые попытки развязать его, это использование материальных или духовных инструментов, будь они ведические или принадлежащие другой культуре. Но так с этим узлом можно провозиться очень долго и так и не решить проблему.

Мы перейдём сразу к делу. Человек, хоть и наиболее развитое создание, в отличие от многих других форм жизни, тем не менее, мыслит и действует шаблонно, по программе гун природы. Простым языком это означает, что, до тех пор, пока джива обусловлена, она будет в той или иной степени подчиняться диктату этих гун. Так вот, даже обнаружив причину своей невозможности к духовному движению, лодочник-бхакта будет решать эту задачу привычным для него способом. И все варианты, в общем-то, можно свести к одному – «я сам». «Я сам» на санскрите звучит как «картахам», что значит: «карта» - совершающий действия, «ахам» – я. Такова естественная склонность обусловленной дживы – решать самому свои проблемы. Но, как известно эгоизм лишает человека рассудка. И потому узел остается не развязанным.

пракртех крийаманани гунаих кармани сарвашах

аханкара-вимудхатма картахам ити манйате

Душа, введенная в заблуждение влиянием ложного эго, считает себя совершающей действия, которые в действительности выполняются тремя гунами материальной природы. Б. Г. 3. 27.

Итак, до тех пор, пока «лодочник–бхакта» мог двигаться на ресурсах своего ложного эго или своей кармы, то ему казалось, что он стремительно продвигается в духовной жизни. У него получается, если не всё, то многое. Но аханкара функционирует только в сфере материи, в духовный мир ей доступ закрыт. По большому счету, любое решение, принятое на платформе аханкары, не приведет к тому, чтобы узел был развязан. Это заколдованный круг или тупик для бхакты на духовном пути. НО!

Если, покопавшись с узлом, но, так и не сумев его развязать, лодочник-бхакта обращается с мольбой о помощи к Всевышнему, Благодетелю и защитнику своих преданных и всех страждущих душ, то Кришна может послать ему того, кто поможет разрубить узел аханкары. Но при одном условии – он (лодочник) должен будет сделать это сам. Божий посланник, гурудев, не будет решать задачу лодочника за него. Он покажет (таттва дарши) и укажет направление (прайоджана), а также научит, как достичь цели (садхана). Остальное дело должен будет сделать сам бхакта. Но, на этот раз вёсла ему не понадобятся. Материя подчиняется только её Повелителю – Ишваре.  

бхумир апо 'нало вайух кхам мано буддхир эва ча

аханкара итийам ме бхинна пракртир аштадха



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.