|
|||
Сознание участия в великом замысле Жизни лишает нас чувства страха, какова бы ни была его причина. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Ответ Христа выражает его веру в то будущее, когда свободомыслие заменит нелепые табу и традиции - как религиозные, так и все прочие. Веру в будущее, когда невозможно будет заставить замолчать человека, а тем более пригвоздить его к двум перекрещенным бревнам! В этой связи можно задуматься, не предназначены ли тысячи изображений распятия, которые мы видим на перекрестках деревенских дорог Западной Европы или у изголовья католиков, для предостережения тех, кто осмелится, подобно Христу, противостоять духовному владычеству Церкви? Оказывается, что изображение распятия было одним из главных препятствий крещения китайцев, которых возмущала такая ужасная казнь христианского Бога. В наших же странах люди настолько свыклись с этим изображением крайней жестокости, что не видят в нем ничего предосудительного, что указывает на наше многовековое религиозное притупление. Так Христос указывает на поляризацию духа, вследствие которой одни привлекают к себе духовные богатства, но не иначе как за счет окружающих. Благодаря этому зло больше всего концентрируется в сеятелях «плевел». «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня»(Иоанн, 14: 6). Невозможно лучше сформулировать все то, что Христос представляет собой: его учение, пример его жизни и путь совершенствования, который он указывает Человеку, дабы тот мог прийти к «Отцу». На вопрос о смысле выражения «Царство Небесное» Христос ответил. «И не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибовот, Царствие Божие внутри вас есть»(Лука, 17: 21). Высшее удовлетворение Человек находит в своем стремлении приблизиться к совершенству. Лишенная этой цели, его жизнь теряет всякий реальный смысл, и трудности, возникающие на его пути, становятся для него непреодолимыми и устрашающими. По поводу веры, особенно веры в Бога, хочется добавить свое личное ощущение. Признаюсь: для меня не так уж важно, верит ли кто-либо в существование Создателя Вселенной, или не верит. Важна, мне думается, вера в преимущество добра над злом, важно наше содействие добру и наше сопротивление злу. Такой верой может обладать как верующий, так и атеист. Тейяр де Шарден говорил мне, что ему значительно интереснее беседовать с некоторыми атеистами, чем с глубоко верующими. Правда, он был бесконечно далек от их верования. * * * Евангелие от Иоанна в корне отличается от писаний трех других евангелистов-синоптиков. В нем ни слова не говорится о сверхъестественном зачатии Христа; так же у Иоанна не перечисляются его предки. Зато в нем устанавливается постоянная связь между Христом и Создателем, чья воля, повторяет Иоанн, передается людям при посредстве Иисуса Христа. На этом основании Иоанн настаивает на божественном происхождении духа, воплощенного Христом. … СЛОВО, иначе говоря, мысль, целью которой было сотворение Жизни. Это творческое вдохновение, продолжает Иоанн, одарило мир человеком с всеобъемлющей душой. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. < …> Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими»(Иоанн, 1: 1-12). Так Иоанн с первых фраз подчеркивает, что не только Христос достоин называться Сыном Божиим, но и все те, кто посвятит жизнь всеобщему благу, будут, подобно ему, «чадами Божиими». Заметим, также, с какой настойчивостью он уводит читателя от большинства абсурдных понятий, распространяемых Павлом. Установив духовное тождество Христа с «Началом всех начал», Иоанн сообщает нам то, о чем возвестил его учитель, - о слиянии людей как между собой, так и с силами, их сотворившими. «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по словуих, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня»(Иоанн, 17: 20-21). Итак, в главах, посвященных «последней трапезе», Иоанн говорит о предсказанном Христом единении Человека с его Создателем. Эта важнейшая мысль никогда не упоминается нашими «духовными отцами», она не устраивает их, ибо идет вразрез с теориями их «великого святого» и «апостола» Павла, создавшего непреодолимую бездну между Человеком и Совершенством. Вместо того чтобы провозглашать наивысшую цель рода человеческого, призванного духовно расти и достичь божественного Совершенства, наше духовенство делает все, чтобы уберечь свою паству от подобных амбиций. Жизнь на нашей планете представляется полем битвы, на котором сталкиваются Добро и Зло. Благодаря своему стремлению к совершенствованию в течение веков Человек приближается к духу. Развитие Жизни ведет ко все большему объединению. Обожествление рода человеческого произойдет тогда, когда всеобщее благо станет делом каждого и жизнь личности не будет иметь смысла, если она не приносит пользы многим. Жизнь - это вечное единение. Будущее Человека в том, чтобы превзойти себя, дабы соединиться с самим источником Жизни.
|
|||
|