Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Константин Клуге.  ВИНО МОЛОДОЕ



Константин Клуге

 ВИНО МОЛОДОЕ

В детстве я любил предаваться мечтаниям. Одним из них было освобождение Иисуса Христа из рук римских палачей. С необы­чайной отвагой я разгонял их всех и обращал в бегство, после чего Христос сердечно благодарил меня за оказанную услугу. С тех пор прошло много лет, но я продолжаю верить, что Христос все так же нуждается в защите. Только в наши дни его врагами являются уже не первосвященники храма Иеруса­лимского и не римские войны, а те, о ком он говорил, что они «сами не входят и другим не дают войти».

Будучи школьником, потом студентом в Париже, я всегда испытывал некоторую неловкость и даже чувство протеста, видя рабские, тупые проявления религиозности среди моего окруже­ния. Они мне казались бессмысленными, и у меня не было ни малейшего желания интересоваться основами подобных веро­ваний, и еще меньше самому им подчиняться.

И вес же весьма возможно, что некоторое влечение к сказан­ному Христом было заложено во мне еще с раннего детства. Об этом говорится в моей автобиографической книге под заглави­ем «Соль земли». В ней можно прочесть:

«Две объемистые книги в кожаных переплетах, с замечатель­ными иллюстрациями никогда не покидали нас в наших бесчислен­ных скитаниях по России. Это были драгоценные Пушкин и Лер­монтов.

В нескончаемом пути через заметенные снегами леса и поляСибири, при слабом свете свечи мама перечитывала нам бессмерт­ные стихи. Как сплетения на переплетах этих книг выпуклыхлистьев аканта, которые я пытался срисовывать, так и звонкиестихи Пушкина врезались в мою память. Все прекрасное, возвы­шенное, чем они были исполнены, жадно впитывалось мною и мнепринадлежало навсегда.

По приезде в Харбин наш багаж состоял из обветшалого че­модана с бельем, семейными фотографиями и неразлучными с намиПушкиным и Лермонтовым. В нем находилась еще и черная с зо­лотым обрезом книжечка. Изредка мама читала нам из нее. Вней рассказывалось, как Иисус Христос, переходя с места на ме­сто в Палестине, обращался к народу и творил невероятные чу­деса. Следовало ли верить всему, что мы слушали? Мама никогда не настаивала на этом. И все же именно по тому, как серьезно она относилась к чтению Нового Завета, я знал, что в нем та­ится понятие о том, что такое Бог».

Весной 1943 года случай привел меня в Пекин, где я позна­комился с Пьером Тейяром де Шарденом. Мы подружились и часто виделись.

Тейяр принадлежал к Ордену иезуитов и был сослан в Китай Ватиканом из-за своих теорий, признанных неприемлемыми и опасно соблазнительными. В наших беседах он никогда не касался религиозных про­блем. Вероятно, его расхождения с догматикой католической Церкви не располагали его к распространению ее верований.

Во время наших встреч Тейяр неизменно возвращался к своей излюбленной теме: эволюции всего, что миллионы лет жило на нашей планете и увенчалось появлением Человека. Изучение это­го бесконечно длинного процесса позволяло ему предвидеть бу­дущее рода человеческого и цель, к которой он устремлен.

При всей своей феноменальной эрудиции Тейяр отличался удивительной скромностью. Простыми словами он излагал свои исполненные здравого смысла теории, основанные на обшир­ных знаниях в области геологии, палеонтологии, биологии и антропологии. Чаще всего я встречался со своим ученым другом в основан­ном им пекинском Геобиологическом институте.

Вернувшись в Шанхай, интернациональный город, окружен­ный войной, где условия жизни день ото дня становились все более ненадежными, я отвлекся от мыслей о последовательных перевоплощениях живых существ, о которых рассказывал мне Тейяр де Шарден.

Война на Тихом океане кончилась, и в 1946 году, предвидя политические перемены в Китае, я, как и большинство ино­странцев, живших в Шанхае, окончательно покинул этот го­род и временно обосновался в английской колонии Гонконге. Там я увлекся чтением Нового Завета, и меня поразило, до чего эти древние тексты в основных моментах схожи с научными выводами Тейяра де Шардена.

Это открытие в соединении с мощью сказанного Христом - с его прямотой, непреклонностью, с возвещением неизбежного торжества добра - завладело мной навсегда.

Торжественные пророчества Христа пробудили в моей па­мяти убедительные речи Тейяра де Шардена: объединение рода человеческого, подобное появлению нового биологического творения, в результате которого земной шар окажется оплетен­ным бесконечным множеством духовных нитей, несущих лю­дям всего мира чувства братской близости и беспредельной со­лидарности.

Пророчествами Христа могло руководить только духовное вдохновение, в то время как Тейяр пришел к тому же прови­дению на основе данных современной науки. Он предсказал единение всех и вся в гармоничном целом.

Однако, перечитывая Новый Завет, я, наряду с основными утверждениями Христа, столкнулся с совершенно бессмыслен­ными теориями и неправдоподобными выдумками. Их явный диссонанс с учением Христа не оставлял никаких сомнений в цели их автора подорвать всю ценность этого учения путем его бесцеремонной фальсификации.

Эти измышления принадлежали Павлу, основавшему церков­ную иерархию, а она, по его примеру, веками вырабатывала нелепые догмы и ритуалы, составившие так называемую хрис­тианскую религию.

Так начался многолетний путь моих исканий.

Изучение Нового Завета увлекало меня все больше и больше.

Неотступное стремление углубляться в познание смысла са­мой Жизни, много лет назад возбужденное во мне великим уче­ным, никогда не покидало меня. Это стремление привело меня на склоне дней к растущему желанию делиться с людьми тем, что стало для меня столь важным и неоспоримым.

Цель моего труда - разобраться в путанице, которой изо­билует Новый Завет, и выделить из него бесценный моральный кодекс, данный людям без малого двадцать веков назад. Я убежден, что учение Христа, освобожденное от беспочвен­ных измышлений, превративших его в карикатуру, приобретет в сознании людей все свое действительное значение.

* * *

Читая Новый Завет, невольно сталкиваешься с огромным ко­личеством несоответствий, а то и прямых противоречий. Со­здается впечатление безграничной фантазии их авторов, забо­тившихся не столько о точности фактов и слов, приписанных Христу, сколько об изложении их собственных забот, навеян­ных чаще всего страхом возмездия римских властей. Кроме того, сочинения евангелистов свидетельствуют об их постоянном колебании между учением распятого пророка и тем, что сказа­но в священных книгах - источнике всяческой мудрости сынов Израиля, как религиозной, так и юридической.

Задача евангелистов была не из легких: им надо было находить в почитаемом и анахроническом тексте Торы подтвержде­ние революционным идеям Христа.

Как уже сказано, евангелисты были подвержены влиянию вероучения Павла, в основном диаметрально противополож­ного слову Христа, так что не приходится удивляться, если чи­татель, склонный к прямоте мысли, к логике и последователь­ности, теряет всякий интерес к этой путанице.

Можно допустить, что люди, притуплённые религиозным воспитанием, постепенно утрачивают критическое восприятие и в конце концов соглашаются с абракадаброй катехизиса; а вот тому, что свободомыслящие люди, не имеющие, по их мне­нию, предвзятых убеждений, годами трудятся над «обличением» всего христианского учения с целью доказать, насколько все оно абсурдно, - этому мы не находим никакого объяснения.

Чем же вызвано такое массовое заблуждение? Как простые верующие, так и ученые-историки, по большей части атеисты, все же не настолько слепы, чтобы не видеть за всеми сказками и небылицами Писания духовное содержание сказанного Хрис­том, по своей глубине и значительности не имеющего равного среди достижений человеческой мысли.

Не так уж важно, были или не были произнесены Христом те или иные слова в том или ином контексте. Их подхватила толпа, их повторяли, потом записали… Кто? Когда? Как?.. Они дошли до нас, они несут свет в нашу жизнь.

Как же нам извлечь бесценную мысль из древней тарабар­щины, сдобренной интерпретациями и предписаниями религи­озных предприятий?

Наш совет - последовать примеру пейзажиста, изучающего объект, который он собирается изобразить на холсте. Он при­щуривается, чтобы видеть только главное, чтобы исключить из своего поля зрения все лишнее, а иногда и противоречащее гар­монии целого.

Последуем же его примеру, и мы увидим, как из массы лож­ных понятий вырисовывается драгоценное, как жемчужина, Слово Христа.

Указав людям будущее, он открывает им путь к восходяще­му развитию Жизни на Земле.

* * *

Многие библеисты отдают предпочтение трем первым еван­гелистам, называя их синоптиками - из-за сходства их текстов. По их мнению, эти евангелисты меньше предаются фантазиям, чем Иоанн, писавший свое Евангелие в самом конце первого века, а то и в начале второго, то есть не менее шестидесяти лет после смерти Христа. На этом основании можно полагать, что автором четвертого Евангелия был не «любимый ученик Иису­са», а кто-то другой, с необычайным увлечением поведавший нам, со слов Иоанна, важнейшие изречения Христа.

Автор Евангелия от Иоанна уводит нас далеко от эпизодов, описанных синоптиками. В то же время именно его писания пе­реполнены основными мыслями Христа. Его Евангелие с пер­вых слов торжественно гласит: «В начале было Слово…»

По примеру притчи о продавце жемчуга, продающем все свое имущество, чтобы приобрести прекраснейшую из всех жемчу­жин, мы отстраним все постороннее, что идет вразрез с нашим открытием Слова, обращенного Христом к Человеку.

Если читатель Нового Завета сумеет охватить взором целое и не станет отвлекаться на детали, то будет пора­жен не столько множеством совершенно невероятных чудес, которые якобы были совершены Христом, сколько силой, яс­ностью и убедительностью его речей.

Только глобальное восприятие его учения, свободное от все­го, что придумали или позаимствовали у молвы евангелисты, позволит нашему читателю приблизиться к тому, кого еванге­лист Иоанн называет «Светом мира».

Таким образом, у читателя будет нечто общее с автором Евангелия от Иоанна, который, без сомнения, «прищуривал­ся», описывая жизнь и учение Христа, и не обращал внимания на совершенно неправдоподобные утверждения собратьев-си­ноптиков. …

Что побудило меня взяться за исследование христианского учения и посвятить ему полве­ка своей жизни? Прежде всего, мне довелось убедиться в том, что главней­шее из сказанного Христом, его величайшее откровение о вос­хождении Человека к Совершенству, упорно умалчивается ду­ховенством всех разновидностей. Сознавая это и не оглашая того, что мне вполне ясно, я стал бы их сообщником. Вторая цель этого труда: опровергнуть бесчисленные иска­жения, которым подверглось учение Христа.

Христос желал, чтобы как можно больше людей участвова­ли в совершенствовании Жизни, ведущем род людской к слия­нию с Творцом Вселенной. В представлении великого ученого Тейяра де Шардена отношение между Творцом и его высшим творением - Человеком - подобно первой и последней букве греческого алфавита. Совершенствуясь, Альфа приближается к Омеге и сливается с ней воедино.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.