|
|||
«Апостол» Павел«Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, тоБог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти». Послание к Римлянам, 8: 3 «В IV веке потомки иудеохристиан < …> яростно нападали на Павла, клеймя его как вероотступника, исказившего учение Иисуса. В V веке < …> иудео-христиане клеймили Павла за подлость, называя фальсификатором учения Иисуса, предателем и пособником римлян». Зенон Косидовский. «Сказания евангелистов» «Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что яжестоко гнал Церковь Божию и опустошал ее, и преуспевал вИудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий». (Послание к Галатам, 1: 13-14). Потомственный фарисей, иудей Савл, родом из римской колонии Тарса, располагал, благодаря месту рождения, двойным гражданством. Еще в молодости он прославился ожесточением, с которым подвергал гонениям своих соотечественников, приверженцев распятого Христа, порой участвуя в их избиении камнями. (Римское гражданство Павла оспаривается историками. По их мнению, оно основано на неопределенном «принято считать…» и было выдумкой самого Павла, обнаруженной, когда его судили в Риме. ) Что могло вызвать в этом фанатике - ревнителе священных книг пророков - столь маниакальную ненависть к последователям Христа? Вернее всего, причиной тому была его убежденность в непогрешимости Священных книг, вверенных людям не иначе как самим Богом и не подлежащих, под угрозой смерти, каким-либо изменениям. Роясь во множестве ветхозаветных толкований, Павел обнаружил следующее изречение, которое поразило его: «ибо проклят перед Богом [всякий] повешенный [на древе]»(Второзаконие, 21: 23). Годами позже он возвращается к этому проклятию: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: проклят всякий висящий на древе)»(Послание к Галатам, 3: 13). Основываясь на этом суждении, всякий, утверждающий божественное происхождение Иисуса из Назарета, распятого на кресте, творит безумное богохульство, достойное смерти, и Павел, во главе головорезов, принялся уничтожать общины христиан, называемые назореями. Однако все попытки Павла уничтожить эту секту оставались тщетными - она разрасталась, несмотря на гонения. Тогда он решил в корне подорвать верование последователей Христа, лишив его всякого смысла. С этой целью он предстал перед христианской общиной Дамаска и заявил, что по дороге у него было такое ослепительное видение, что он на время потерял зрение. Ему явился сам воскресший Христос и после ряда упреков приказал ему распространять веления Всевышнего во всех странах Земли. Откровения вчерашнего палача были встречены приверженцами новой веры весьма сдержанно. Но Савл обладал таким даром слова, что был все же принят братством, которое, правда, сочло более благоразумным отправить его в Иерусалим объясниться со «старейшинами». В Иерусалиме его невероятный рассказ, как и его теории, не вызвали никакого доверия у отцов христианской общины - они оказали ему упорное сопротивление. Раздосадованный и, видимо, не чувствуя себя в безопасности, он предпочел бежать из Иерусалима и из Палестины, где у него было немало недоброжелателей среди пострадавших от его недавних гонений. За пределами своей страны он надеялся распространить свои теории среди людей менее осведомленных о подлинном учении Христа. Изгнание возбудило в нем неиссякаемую ненависть к иудейскому народу, ненависть, на которой основывалось большинство его религиозных измышлений. Назвав себя римским именем, Паулюсом, Павлом, он стал распространять доктрину, в которой фантазия преобладала над допустимым. По мнению Павла, Бог, создавший мир, был крайне недоволен своим творением - Человеком. То ли основатель рода людского Адам чем-то особенно его раздражал, то ли сам Бог был недоволен собой, наделив Адама и его подругу Еву плотью, возбуждавшей в них грех, - только последующие поколения, по примеру их прародителей, оставались во власти требований грешной плоти. Ничто не вызывало у Творца такого непримиримого гнева, как эта плотская требовательность. К счастью, среди народа Израиля был рожден прямой потомок Адама по имени Иисус. Он, как и все люди, был по наследству обременен «грешной плотию», что сказалось на его учении, неприемлемом для Павла. Но велением Всевышнего сему Иисусу было положено добровольно отдать себя на мученическую смерть, которой он искупил бы грехопадение мира. Претерпев страдания, пролив свою кровь, воскреснув и освободившись от власти плоти, Иисус перешел в состояние беспорочной святости, после чего слова, обращенные им к Павлу на пути в Дамаск, составляют единственный завет, заслуживающий доверия, ибо в нем выражена воля Всевышнего. «Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем». (2-е Послание к Коринфянам, 5: 16). «Зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху»(Послание к Римлянам, 6: 6). Дальше, в 10-м стихе, мы читаем: «Ибо, что Он умер, то умероднажды для греха»… В начале восьмой главы своего Послания к Римлянам Павел, приводя себя в пример, подчеркивает различие между теми, кто, подчиняясь влечениям плоти, находится во власти греха, и теми, кто, как он сам, живет исключительно ради торжества духа. Судя по теориям Павла, свирепо-мстительная злоба Бога-Отца могла быть утолена лишь ценой добровольного самопожертвования и мученической смерти лучшего из людей, который, воскреснув, становится божеством, называемым Сыном Божиим. Всеми обвиняемый в подделке учения Христа, Павел пытается оправдаться, в свою очередь клеймя своих обвинителей. Приводимые ниже отрывки свидетельствуют о борьбе, которую, видимо, вели последователи Христа против Павла и его нелепых измышлений. «Не апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я ИисусаХриста, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе? Если для других я не апостол, то для вас апостол; ибо печать моего апостольства - вы в Господе. Вот мое защищеиие против осуждающих меня»(1-е Послание к Коринфянам, 9: 1-3). «Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе. Ибо если бы кто, придя, начал проповедовать другогоИисуса, которого мы не проповедовали, или если бы вы получилииного Духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали, - то вы были бы очень снисходительны ктому. Но я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов: хотя я и невежда в слове, но не в познании. Впрочем, мы во всем совершенно известны вам»(2-е Послание к Коринфянам, 11: 3-6). «Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают видАпостолов Христовых. И не удивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец ихбудет по делам их»(2-е Послание к Коринфянам, 11: 13-15). В своем Послании к Галатам (2: 5-6) Павел рассказывает, с какой решимостью, ни в чем не уступая, он противостоял отцам христианской общины во время своего второго пребывания в Иерусалиме. < …> В девятой главе своего Послания к Римлянам Павел сравнивает Бога-Отца с горшечником, создающим, по собственному произволу, как сосуды благородного употребления, так и те, что предназначены для нужд непристойных. Что и произошло, утверждает Павел, когда Всемогущий Бог «в приступе гнева» сотворил неудавшихся детей Израиля, преданных разврату и злодеяниям. «Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой длянизкого? Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели? »(Послание к Римлянам, 9: 21-22). Тут Павлу пришлось ввести поправку в свою теорию: мы читаем, что, отвергнув избранный им народ, Создатель выделил среди него некоторый «остаток», не познавший всеобщего осуждения. Лишь потому самому Павлу и немногим избранным удалось избежать горькой участи своих соотечественников. «Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток. Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело»(Послание к Римлянам, 11: 5-6). Павел беспрестанно стремится поразить читателей богатством цитат из древних писаний. < …> и поражает самодовольством и постоянным, не знающим меры превозношением самого себя. Он уверяет, что его дух существовал до сотворения мира! «Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобымы были святы и непорочны пред Ним в любви»(Послание к Ефесянам, 1: 4). Кстати, большинство посланий Павла начинается с немыслимого восхваления собственной персоны. Скромность, столь присущая евангелистам, в его сочинениях полностью отсутствует. Следует отметить, с какой настойчивостью Павел повторяет, что надо верить в искупление греха мира кровью Христа. По его мнению, как бы мы ни вели себя в этом мире, «спастись» мы можем только благодаря этой вере. «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар»(Послание к Ефесянам, 2: 8). «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости». (Послание к Титу, 3: 5). Павел освобождает своих последователей от всех забот и размышлений. Согласно его проповеди, достаточно верить, молиться и во всем полагаться на его заповеди. «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе»(Послание к Филиппийцам, 4: 6-7). < …> Испытывая особое отвращение и презрение к женщине, Павел требовал от нее полного подчинения владыке-мужу. Ставя себя в пример, он советовал мужчинам воздерживаться от интимных отношений с женщинами, уверяя, что они оскверняют мужчину, препятствуя его «спасению»: «Итак, муж не должен покрывать голову, потому что он естьобраз и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж отжены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но женадля мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов»(1-е Послание к Коринфянам, 11: 7-10). «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе»(Послание к Колоссянам, 3: 18). Повелевая рабам подчиняться хозяевам, Павел пользуется теми же самыми выражениями: «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам былпрельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление»(1-е Послание к Тимофею, 2: 11-14). В стихе 5: 33 Послания к Ефесянам Павел уточняет свою мысль: «Так каждый из вас да любит свою жену, как самогосебя; а жена да боится своего мужа». «Жены ваши в церквах да молчат; ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви»(1-е Послание к Коринфянам, 14: 34-35). В понятии Павла духовный мир зиждется на некоей троице, состоящей из Бога-Отца, Иисуса Христа - Сына Божия, искупителя грехов мира, и его самого, Павла, уполномоченного Богом передать людям его волю. Большая часть «Деяний» посвящена описанию подвигов Павла, столь же грандиозных, сколь и неправдоподобных. Вся эта вереница приключений, очевидно, должна была воспеть и вознести до небес того, чьей целью было извратить учение Христа. Можно без сомнения утверждать, что «Деяния апостолов» были написаны с целью препятствовать распространению действительного учения Христа. По всей вероятности, включение этого нелепого писания в Новый Завет осуществлялось с той же целью. Немецкий теолог Ходер Керсен приводит мнения своих коллег относительно Павла. «То, что мы сегодня называем христианством, в большой степени представляет собой искусственную доктрину, составленную из правил и предписаний, созданных Павлом, и больше соответствующую термину “павлианство”». Историк церкви Вильгельм Нестле представлял эту проблему следующим образом: «Христианство - это религия, основанная Павлом; евангелие Христа подменяется евангелием о Христе». В этом смысле павлианство предполагает ложную интерпретацию и, в сущности, подделку истинного учения Христа, подготовленную и представленную Павлом. Для современных теологов и исследователей, занимающихся историей Церкви, давно уже стало общим местом, что христианство организованной Церкви, с его центральной догмой спасения через смерть и страдания Иисуса, зиждется на ошибочной интерпретации. «Все, что хорошо в христианстве, основано на Иисусе, все плохое исходит от Павла», - писал теолог Овербек. Беря за основу веру в искупление через мученическую смерть Божьего первенца, Павел возвращается к первобытным семитским религиям, где родителям вменялось в обязанность отрекаться от первенца, принося его на жертвенный алтарь. Павел также открыл путь для более поздних церковных учений, например о первородном грехе. Уже в XVIII веке английский философ лорд Болингброк различал две совершенно непохожие религии в Новом Завете: религию Иисуса и религию Павла. Кант, Лессинг, Фихте и Шеллинг также четко разграничивают учения самого Христа и его «учеников». Значительное число известных современных теологов поддерживают и отстаивают эту точку зрения. Теолог Гримм оценил сложившееся положение следующим образом: «Как бы глубоко ни укоренилось это учение в христианском мышлении, оно все же не имеет ничего общего с истинным Иисусом». Добавим к этим цитатам наблюдения исследователя истоков христианства Зенона Косидовского. В своем труде «Сказания евангелистов» он говорит о разрушительном влиянии Павла на зарождающееся христианство и о? писывает борьбу сторонников Павла с назореями. В ходе эволюции все, что живет на Земле, вырастает из мира животных в Человека, стремящегося достичь Совершенства. Так, Христос был возмущен Петром, советовавшим ему отказаться от испытаний, хоть они и обещали его единение с Творцом. «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое»(Матфей, 16: 23). Этими словами явно выражены «этапы», которыми следует прогрессирующее человечество. Из этого следует, что мы должны подчинить свои «человеческие» соображения - практические и личные - тому, что универсально и полезно обществу людей. В то же время слова Христа не дают нам никакого основания насиловать то, что составляет основу нашей плоти. Обращаясь к Отцу и говоря о тех, кто призван следовать за ним, Христос сказал: «Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их, потому чтоони не от мира, как и Я не от мира. Не молю, чтобы Ты взял их измира, но чтобы сохранил их от зла»(Иоанн, 17: 14-15). Из этого можно сделать вывод: нам нет надобности дозволять нашей плоти всецело овладевать нами, но не надо и пытаться искусственно уничтожать ее, как это делают монахи или евнухи. Прежде, и больше всего, следует заботиться о пользе, приносимой нами окружающим. Говоря о жизни, Тейяр де Шарден так сформулировал свою мысль: «Нужно не бежать от жизни, а пройти по ней, ее возвышая» («II ne faut pas fuir la vie, mais la traverser en la sublimant»). Единственная возможность извлечь какую-нибудь истину или глубокое знание из недр христианства - это отбросить очевидные подделки, которые принято считать священными до неприкосновенности, и обратиться к истинному учению Христа и к подлинной сущности религии. * * * Когда мы наблюдаем развитие окружающей Жизни в ее бесконечной сложности, когда задумываемся о взаимной зависимости всего, что ее составляет, о том, как бесконечно много порождает она на поверхности Земли и в глубине морей, нам трудно представить себе, что все это могло возникнуть само собой, без всякого замысла и руководства. У Тейяра де Шардена понятие о Творце и его творении сливаются и как бы продолжают одно другое: Бог создал Человека, Человек же, совершенствуясь, соединяется с Создателем. … Стоит людям осознать, что они участвуют в развитии Жизни, как все сомнения и страхи покинут их. Иоанн пишет в своем первом послании: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершенен в любви»(4: 18). Действительно, любовь к Жизни, стремление внести свою лепту в ее развитие делают нас оптимистами, не отступающими ни перед какими опасностями и преградами. Беззаботно и счастливо отдаемся мы чудесному её течению. «А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будетжаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в немисточником воды, текущей в жизнь вечную»(Иоанн, 4: 14).
|
|||
|