Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Апостол» Павел



«Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, тоБог послал Сына Своего в подобии плоти грехов­ной в жертву за грех и осудил грех во плоти». Послание к Римлянам, 8: 3

«В IV веке потомки иудеохристиан < …> яростно на­падали на Павла, клеймя его как вероотступника, исказившего учение Иисуса. В V веке < …> иудео-христиане клеймили Павла за подлость, называя фальсификатором учения Иисуса, предателем и по­собником римлян». Зенон Косидовский. «Сказания евангелистов»

«Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что яжестоко гнал Церковь Божию и опустошал ее, и преуспевал вИудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неуме­ренным ревнителем отеческих моих преданий». (Послание к Галатам, 1: 13-14).

Потомственный фарисей, иудей Савл, родом из римской ко­лонии Тарса, располагал, благодаря месту рождения, двойным гражданством. Еще в молодости он прославился ожесточени­ем, с которым подвергал гонениям своих соотечественников, приверженцев распятого Христа, порой участвуя в их избие­нии камнями. (Римское гражданство Павла оспаривается историками. По их мнению, оно основано на неопределенном «принято считать…» и было выдумкой самого Павла, обнаруженной, когда его судили в Риме. )

Что могло вызвать в этом фанатике - ревнителе священных книг пророков - столь маниакальную ненависть к последова­телям Христа? Вернее всего, причиной тому была его убежден­ность в непогрешимости Священных книг, вверенных людям не иначе как самим Богом и не подлежащих, под угрозой смер­ти, каким-либо изменениям.

Роясь во множестве ветхозаветных толкований, Павел обна­ружил следующее изречение, которое поразило его: «ибо про­клят перед Богом [всякий] повешенный [на древе]»(Второзаконие, 21: 23).

Годами позже он возвращается к этому проклятию: «Хрис­тос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: проклят всякий висящий на древе)»(Послание к Галатам, 3: 13). Основываясь на этом суждении, всякий, утверждающий бо­жественное происхождение Иисуса из Назарета, распятого на кресте, творит безумное богохульство, достойное смерти, и Павел, во главе головорезов, принялся уничтожать общины христиан, называемые назореями.

Однако все попытки Павла уничтожить эту секту оставались тщетными - она разрасталась, несмотря на гонения. Тогда он решил в корне подорвать верование последователей Христа, лишив его всякого смысла. С этой целью он предстал перед хри­стианской общиной Дамаска и заявил, что по дороге у него было такое ослепительное видение, что он на время потерял зрение. Ему явился сам воскресший Христос и после ряда упреков при­казал ему распространять веления Всевышнего во всех странах Земли.

Откровения вчерашнего палача были встречены привержен­цами новой веры весьма сдержанно. Но Савл обладал таким даром слова, что был все же принят братством, которое, прав­да, сочло более благоразумным отправить его в Иерусалим объясниться со «старейшинами».

В Иерусалиме его невероятный рассказ, как и его теории, не вызвали никакого доверия у отцов христианской общины - они оказали ему упорное сопротивление. Раздосадованный и, ви­димо, не чувствуя себя в безопасности, он предпочел бежать из Иерусалима и из Палестины, где у него было немало недобро­желателей среди пострадавших от его недавних гонений. За пре­делами своей страны он надеялся распространить свои теории среди людей менее осведомленных о подлинном учении Христа.

Изгнание возбудило в нем неиссякаемую ненависть к иудей­скому народу, ненависть, на которой основывалось большин­ство его религиозных измышлений.

Назвав себя римским именем, Паулюсом, Павлом, он стал распространять доктрину, в которой фантазия преобладала над допустимым.

По мнению Павла, Бог, создавший мир, был крайне недово­лен своим творением - Человеком. То ли основатель рода людского Адам чем-то особенно его раздражал, то ли сам Бог был недоволен собой, наделив Адама и его подругу Еву пло­тью, возбуждавшей в них грех, - только последующие поколе­ния, по примеру их прародителей, оставались во власти требо­ваний грешной плоти. Ничто не вызывало у Творца такого не­примиримого гнева, как эта плотская требовательность.

К счастью, среди народа Израиля был рожден прямой пото­мок Адама по имени Иисус. Он, как и все люди, был по наслед­ству обременен «грешной плотию», что сказалось на его уче­нии, неприемлемом для Павла. Но велением Всевышне­го сему Иисусу было положено добровольно отдать себя на му­ченическую смерть, которой он искупил бы грехопадение мира.

Претерпев страдания, пролив свою кровь, воскреснув и осво­бодившись от власти плоти, Иисус перешел в состояние беспо­рочной святости, после чего слова, обращенные им к Павлу на пути в Дамаск, составляют единственный завет, заслуживающий доверия, ибо в нем выражена воля Всевышнего.

«Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и зна­ли Христа по плоти, то ныне уже не знаем». (2-е Послание к Коринфянам, 5: 16).

«Зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упраз­днено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху»(Послание к Римлянам, 6: 6).

Дальше, в 10-м стихе, мы читаем: «Ибо, что Он умер, то умероднажды для греха»…

В начале восьмой главы своего Послания к Римлянам Па­вел, приводя себя в пример, подчеркивает различие между теми, кто, подчиняясь влечениям плоти, находится во власти греха, и теми, кто, как он сам, живет исключительно ради торжества духа.

Судя по теориям Павла, свирепо-мстительная злоба Бога-Отца могла быть утолена лишь ценой добровольного самопо­жертвования и мученической смерти лучшего из людей, кото­рый, воскреснув, становится божеством, называемым Сыном Божиим.

Всеми обвиняемый в подделке учения Христа, Павел пыта­ется оправдаться, в свою очередь клеймя своих обвинителей.

Приводимые ниже отрывки свидетельствуют о борьбе, ко­торую, видимо, вели последователи Христа против Павла и его нелепых измышлений.

«Не апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я ИисусаХриста, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе? Если для других я не апостол, то для вас апостол; ибо печать моего апос­тольства - вы в Господе. Вот мое защищеиие против осуждаю­щих меня»(1-е Послание к Коринфянам, 9: 1-3).

«Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе. Ибо если бы кто, придя, начал проповедовать другогоИисуса, которого мы не проповедовали, или если бы вы получилииного Духа, которого не получили, или иное благовестие, кото­рого не принимали, - то вы были бы очень снисходительны ктому. Но я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов: хотя я и невежда в слове, но не в познании. Впрочем, мы во всем совершенно известны вам»(2-е Послание к Коринфянам, 11: 3-6).

«Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают видАпостолов Христовых. И не удивительно: потому что сам сата­на принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец ихбудет по делам их»(2-е Послание к Коринфянам, 11: 13-15).

В своем Послании к Галатам (2: 5-6) Павел рассказывает, с какой решимостью, ни в чем не уступая, он противостоял от­цам христианской общины во время своего второго пребыва­ния в Иерусалиме. < …>

В девятой главе своего Послания к Римлянам Павел сравни­вает Бога-Отца с горшечником, создающим, по собственному произволу, как сосуды благородного употребления, так и те, что предназначены для нужд непристойных.

Что и произошло, утверждает Павел, когда Всемогущий Бог «в приступе гнева» сотворил неудавшихся детей Израиля, пре­данных разврату и злодеяниям.

«Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же сме­си сделать один сосуд для почетного употребления, а другой длянизкого? Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могу­щество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, го­товые к погибели? »(Послание к Римлянам, 9: 21-22).

Тут Павлу пришлось ввести поправку в свою теорию: мы читаем, что, отвергнув избранный им народ, Создатель выде­лил среди него некоторый «остаток», не познавший всеобщего осуждения. Лишь потому самому Павлу и немногим избран­ным удалось избежать горькой участи своих соотечественни­ков. «Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранил­ся остаток. Но если по благодати, то не по делам; иначе благо­дать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело»(Послание к Римля­нам, 11: 5-6).

Павел беспрестанно стремится поразить читателей богат­ством цитат из древних писаний. < …> и поражает самодовольством и постоянным, не знаю­щим меры превозношением самого себя. Он уверяет, что его дух существовал до сотворения мира!

«Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобымы были святы и непорочны пред Ним в любви»(Послание к Ефе­сянам, 1: 4).

Кстати, большинство посланий Павла начинается с немыслимого восхваления собственной персоны. Скромность, столь прису­щая евангелистам, в его сочинениях полностью отсутствует.

Следует отметить, с какой настойчивостью Павел повторя­ет, что надо верить в искупление греха мира кровью Христа. По его мнению, как бы мы ни вели себя в этом мире, «спастись» мы можем только благодаря этой вере.

«Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Бо­жий дар»(Послание к Ефесянам, 2: 8). «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотво­рили, а по Своей милости». (Послание к Титу, 3: 5).

Павел освобождает своих последователей от всех забот и раз­мышлений. Согласно его проповеди, достаточно верить, молить­ся и во всем полагаться на его заповеди.

«Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Бо­жий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и по­мышления ваши во Христе Иисусе»(Послание к Филиппийцам, 4: 6-7). < …>

Испытывая особое отвращение и презрение к женщине, Па­вел требовал от нее полного подчинения владыке-мужу. Ставя себя в пример, он советовал мужчинам воздерживаться от ин­тимных отношений с женщинами, уверяя, что они оскверняют мужчину, препятствуя его «спасению»:

«Итак, муж не должен покрывать голову, потому что он естьобраз и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж отжены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но женадля мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак вла­сти над нею, для Ангелов»(1-е Послание к Коринфянам, 11: 7-10).

«Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе»(Послание к Колоссянам, 3: 18).

Повелевая рабам подчиняться хозяевам, Павел пользуется теми же самыми выражениями:

«Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмол­вии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам былпрельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление»(1-е Послание к Тимофею, 2: 11-14).

В стихе 5: 33 Послания к Ефесянам Павел уточняет свою мысль: «Так каждый из вас да любит свою жену, как самогосебя; а жена да боится своего мужа».

«Жены ваши в церквах да молчат; ибо не позволено им гово­рить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви»(1-е Послание к Коринфянам, 14: 34-35).

В понятии Павла духовный мир зиждется на некоей троице, состоящей из Бога-Отца, Иисуса Христа - Сына Божия, иску­пителя грехов мира, и его самого, Павла, уполномоченного Богом передать людям его волю.

Большая часть «Деяний» посвящена описанию подвигов Павла, столь же грандиозных, сколь и неправдоподобных. Вся эта вереница приключений, очевидно, должна была воспеть и вознести до небес того, чьей целью было извратить учение Хри­ста. Можно без сомнения утверждать, что «Деяния апостолов» были написаны с целью препятствовать распространению дей­ствительного учения Христа. По всей вероятности, включение этого нелепого писания в Новый Завет осуществлялось с той же целью.

Немецкий теолог Ходер Керсен приводит мнения своих кол­лег относительно Павла. «То, что мы сегодня называем христианством, в большой степени представляет собой искусственную доктрину, состав­ленную из правил и предписаний, созданных Павлом, и больше соответствующую термину “павлианство”».

Историк церкви Вильгельм Нестле представлял эту пробле­му следующим образом: «Христианство - это религия, основан­ная Павлом; евангелие Христа подменяется евангелием о Хри­сте».

В этом смысле павлианство предполагает ложную интерпре­тацию и, в сущности, подделку истинного учения Христа, под­готовленную и представленную Павлом. Для современных тео­логов и исследователей, занимающихся историей Церкви, дав­но уже стало общим местом, что христианство организованной Церкви, с его центральной догмой спасения через смерть и стра­дания Иисуса, зиждется на ошибочной интерпретации. «Все, что хорошо в христианстве, основано на Иисусе, все плохое исхо­дит от Павла», - писал теолог Овербек. Беря за основу веру в искупление через мученическую смерть Божьего первенца, Па­вел возвращается к первобытным семитским религиям, где ро­дителям вменялось в обязанность отрекаться от первенца, при­нося его на жертвенный алтарь. Павел также открыл путь для более поздних церковных учений, например о первородном грехе. Уже в XVIII веке английский философ лорд Болингброк различал две совершенно непохожие религии в Новом Завете: религию Иисуса и религию Павла. Кант, Лессинг, Фихте и Шеллинг также четко разграничивают учения самого Христа и его «учеников». Значительное число известных современных теологов поддерживают и отстаивают эту точку зрения.

Теолог Гримм оценил сложившееся положение следующим образом: «Как бы глубоко ни укоренилось это учение в христи­анском мышлении, оно все же не имеет ничего общего с истин­ным Иисусом».

Добавим к этим цитатам наблюдения исследователя исто­ков христианства Зенона Косидовского. В своем труде «Сказа­ния евангелистов» он говорит о разрушительном влиянии Пав­ла на зарождающееся христианство и о? писывает борьбу сто­ронников Павла с назореями.

В ходе эволюции все, что живет на Земле, вырастает из мира животных в Человека, стремящегося достичь Совершенства. Так, Христос был возмущен Петром, советовавшим ему отказаться от испытаний, хоть они и обещали его единение с Творцом.

«Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что ду­маешь не о том, что Божие, но что человеческое»(Матфей, 16: 23).

Этими словами явно выражены «этапы», которыми следует прогрессирующее человечество.

Из этого следует, что мы должны подчинить свои «чело­веческие» соображения - практические и личные - тому, что универсально и полезно обществу людей. В то же время слова Христа не дают нам никакого основания насиловать то, что составляет основу нашей плоти.

Обращаясь к Отцу и говоря о тех, кто призван следовать за ним, Христос сказал:

«Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их, потому чтоони не от мира, как и Я не от мира. Не молю, чтобы Ты взял их измира, но чтобы сохранил их от зла»(Иоанн, 17: 14-15).

Из этого можно сделать вывод: нам нет надобности дозво­лять нашей плоти всецело овладевать нами, но не надо и пы­таться искусственно уничтожать ее, как это делают монахи или евнухи. Прежде, и больше всего, следует заботиться о пользе, приносимой нами окружающим.

Говоря о жизни, Тейяр де Шарден так сфор­мулировал свою мысль: «Нужно не бежать от жизни, а пройти по ней, ее возвышая» («II ne faut pas fuir la vie, mais la traverser en la sublimant»).

Единственная возможность извлечь какую-нибудь истину или глубокое знание из недр хри­стианства - это отбросить очевидные подделки, которые принято считать священными до неприкосновенности, и обратить­ся к истинному учению Христа и к подлинной сущности рели­гии.

* * *

Когда мы наблюдаем развитие окружающей Жизни в ее бес­конечной сложности, когда задумываемся о взаимной зависи­мости всего, что ее составляет, о том, как бесконечно много порождает она на поверхности Земли и в глубине морей, нам трудно представить себе, что все это могло возникнуть само собой, без всякого замысла и руководства.

У Тейяра де Шардена понятие о Творце и его творении слива­ются и как бы продолжают одно другое: Бог создал Человека, Человек же, совершенствуясь, соединяется с Создателем. …

Стоит людям осознать, что они участвуют в развитии Жиз­ни, как все сомнения и страхи покинут их. Иоанн пишет в сво­ем первом послании: «В любви нет страха, но совершенная лю­бовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боя­щийся несовершенен в любви»(4: 18).

Действительно, любовь к Жизни, стремление внести свою леп­ту в ее развитие делают нас оптимистами, не отступающими ни перед какими опасностями и преградами. Беззаботно и счастли­во отдаемся мы чудесному её течению.

«А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будетжаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в немисточником воды, текущей в жизнь вечную»(Иоанн, 4: 14).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.