|
|||
Изучение гендерных стереотипов у студентов педагогического вуза*Стр 1 из 3Следующая ⇒ Изучение гендерных стереотипов у студентов педагогического вуза* Эпп Ксения Эдуардовна студентка Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет Факультет дошкольного образования, Челябинск, Россия E-mail: epp-69@mail. ru Актуальность изучения вопроса о гендерных стереотипахимеет большое значение, поскольку для современного общества характерно стереотипное мышление. По мере того, как ребенок растет, окружающие, предъявляют к нему определенные требования и поощряют именно такое поведение, какое соответствует его полу [1]. Взаимодействуя в социальной среде, человек активно изучает представление о каких-либо общепринятых мнениях и в последующем соглашается с ними, либо выдвигает свои. Как правило, основу наших взглядов и представлений об окружающем мире составляютмнения родных и близких[2]. Поэтому при необходимости прогнозирования стереотипного мышления будущих поколений стоит обращаться к мнению современной молодежи, имеющей тенденцию к формированию и развитию новых стереотипов. Целью данной работы послужило изучение гендерных стереотипов у современной студенческой молодежи. В исследовании приняли участие 56 студенток ЮУрГГПУ в возрасте 18-19 лет. Для получения более искренних и достоверных результатов исследования мы применили метод анонимного анкетирования, содержащий в себе 7 открытых вопросов. При ответе на вопрос о том, «какие качества наиболее присущи женщине», самыми распространенными ответами являются: доброта(69%), любвеобильность(35%), воспитанность(35%), опрятность (35%), заботливость (58%). А о том, «какие качества наиболее присущи мужчине», среди ответов оказались: сила (61%), ответственность (78%), целеустремленность (65%), вежливость(52%), храбрость (52%). Самым распространенным ответом на вопрос «Что такое «женское счастье»? » стало мнение о том, чтоженщине для счастья необходим надежный спутник, крепкая и дружная семья, здоровые и счастливыеродители и любимая работа (83%). «Мужское счастье», как считает большинство опрошенных девушек, также существует (94%) и заключается в семейном счастье, здоровых детях и возможности заниматься любимым делом (51%). Но также существует мнение о том, что «мужское счастье» заключается в самореализации мужчины, в его стремлении стать успешным и иметь хороший заработок, чтобы обеспечить свою семью всем необходимым(43%). Отметим, что это мнение высказано девушками. На вопрос о том, «существуют ли по-настоящему мужские и женские профессии», большинствостудентов (64%) согласились с тем, что такие профессии существуюти привели в пример варианты, которые, по их мнению, более соответствуют женским (воспитатель - 64%; продавец – 27%; швея –36%; домработница – 32%; косметолог – 45%; визажист – 45%) и мужским профессиям(грузчик – 36%; строитель – 27%; шахтер – 45%; пожарный – 27%; военный – 32%). И 36%опрошенных считают, что в современном обществе каждый может найти себе работу по душе, не думая об общепринятых стереотипах. Большинство (96%) тех, кто считает, что разница между девочками и мальчиками существует и в психическом развитии, и в поведении, и в общении, отметили следующие особенности этих различий: 1) девочки развиваются раньше мальчиков, 2) при общении тонко чувствуют эмоциональное состояние их собеседников и 3) тщательно продумывают свою речь, чего не скажешь о речи мальчиков, у них она более свободная и непринужденная. При ответе на вопрос «Нужно ли воспитывать мальчиков и девочек по-разному? » 72% опрошенных согласились и обусловили это решение традиционным распределением ролей в семье – мужчина «кормилец», а женщина – «хранительница очага». А тех, кто считает, что девочек и мальчиков нужно воспитывать одинаково оказалось всего 28%. Они объяснилисвой выбор тем, что воспитание детей должно опираться, в первую очередь, на их индивидуальныеособенности, а не на половую принадлежность. Отличия воспитательного воздействия мужчины и женщины на ребенка отметили подавляющее большинство студентов: у 90% онозаключалось в том, что женщина старается подходить к вопросу о воспитании ребенка более мягко и бережно, чем мужчина, который, в свою очередь, применяет в процессе воспитания детей строгость и чрезмерную требовательность. Оставшиеся10% опрошенных считают, что в современном обществе существуют такие семьи, в которых традиционные мужская и женская модели воспитания могут меняться местами, например, мужчина может проявлять мягкость при воспитании ребенка, а женщина – строгость. Таким образом, в результате исследования мы можем сделать вывод о том, что гендерные стереотипы у большинства современной студенческой молодежи являются традиционными, общепринятыми, но, несмотря на это, существует малый процент людей, которые отрицают данные стереотипы и, прислушиваясь к своему мнению, создают свои, которые могут как соответствовать традиционным в какой-то степени, так и полностью отрицать их. В завершении стоит отметить, что в условиях стремительно меняющегося общества процент людей, не признающих традиционные гендерные стереотипы, может значительно возрасти и создать понятие о новом традиционном гендерном стереотипе, который на данном этапе развития общества даже может быть еще не открыт. В перспективе настоящее исследование можно провести в сравнительном анализе гендерных представлений юношей и девушек. Литература 1. Батенова, Ю. В. Социальная психология: курс лекций. – Изд. -во Челябинского гос. пед. ун-та, 2006. – 186 с. 2. Берн Ш. Гендерная психология. – М.: Прайм-Еврознак, 2007. – 320 с. * Научный руководитель: Батенова Юлия Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства ЮУрГГПУ, Челябинск
|
|||
|