Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





(31)Или вот ещё факты. (32)Десять краснофлотцев противотанковыми ружьями уничтожили двадцать три танка. (33)Моряк Тимохин сжёг шесть танков.



(23)... Батарея старшего лейтенанта Быкова отбила танковую атаку. (24)Огибая берёзовую рощу, пятьдесят танков надвигались на наши боевые порядки. (25)«Не пропустить! » — была команда Быкова. (26)Уже раненный, этот человек оставался на посту. (27)А после на поле боя чернели остатки двадцати шести немецких танков. (28)По замыслу немцев, эти танки должны были дойти до Индии. (29)Но они погибли. (30)У берёзовой рощи...

(31)Или вот ещё факты. (32)Десять краснофлотцев противотанковыми ружьями уничтожили двадцать три танка. (33)Моряк Тимохин сжёг шесть танков.

(34)А Севастополь? (35)Эпическая оборона этого города была торжеством человеческой отваги, когда небольшой, слабый гарнизон, без аэродромов, почти без танков, двести пятьдесят дней отражал атаки мощных вражеских дивизий и техники.

(36)Да, немецкие танки долго представлялись удавом, перед которым цепенела, дрожала как осиновый лист Европа. (37)Но им преградили путь люди. (38)Конечно, у нас были превосходные противотанковые орудия. (39)Конечно, наши бойцы справедливо зовут бронебойное ружьё Симонова «золотым ружьём». (40)Но как забыть об обычной гранате в руке бесстрашного бойца, которой враг страшился не меньше крупного снаряда? (41)Как забыть о могучем, полном отваги сердце воина? (по И. Г. Эренбургу*)

*Илъя Григорьевич Эренбург (1891—1967) — русский прозаик, поэт, переводчик с французского и испанского языков, публицист, фотограф и общественный деятель.

21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Фашистские танки обстреливали Лондон.

2) Бронебойное ружьё Симонова бойцы называли «золотым».

3) Батарея полковника Быкова уничтожила более двадцати танков.

4) Оборона Севастополя длилась больше года.

5) Свои первые яркие впечатления от самолётов рассказчик получил в подростковом возрасте.

Ответ: _____

22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложения 13—15 раскрывают содержание предложения 12.

2) Предложения 16—17 содержат описание.

3) В предложениях 18—20 представлено рассуждение.

4) В предложениях 36—37 представлено повествование.

5) Предложения 38 и 39 противопоставлены по содержанию.

Ответ: _____

23. Ниже перечислены номера предложений из текста. В одном из этих предложений употреблены антонимы. Выпишите номер этого предложения.

Ответ: _____

24 Среди предложений 23—30 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения и форм слова. Напишите номер этого предложения.

Ответ: _____

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания 20—23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

25. «Основной приём художественной выразительности, который И. Оренбург использует на протяжении всего текста, — это ___(А) (например, предложения 7—8, 9—10). Именно благодаря этому приёму становится очевидна авторская идея. А усилить эффект помогает такое синтаксическое средство выразительности, как___(Б) (предложения 4, 14, 16). В свою очередь, такие лексические средства, как___(В) („торжествовали", „сломили", „отвага" ) и ___(Г) („ бесстрашный боец", могучее, полное отваги сердце воина" ), насыщают текст умеренным патриотическим пафосом, помогая тем самым выразить чувства автора».

Список терминов:

1) термины

2) контекстные синонимы

3) олицетворение

4) книжная лексика

5) эпитеты

6) фразеологизмы

7) ряды однородных членов

8) антитеза

9) гипербола

Ответ:

А Б В Г
       

 

Вариант 5

Прочитайте текст и выполните задания 20—24.

(1)Взрослые слишком часто живут рядом с миром детей, даже не пытаясь понять его. (2)А ребёнок между тем пристально наблюдает за миром своих родителей, он старается постичь и оценить его. (3) Фразы, неосторожно произнесённые в присутствии малыша, подхватываются им, по-своему истолковываются и создают определённую картину мира, которая надолго сохранится в его воображении.

(4)Одна женщина говорит при своём восьмилетием сыне: «Я скорее жена, нежели мать». (5)Этим, сама того не желая, она, быть может, наносит ему рану, которая будет кровоточить чуть ли не всю его жизнь.

(6)Преувеличение? (7)Не думаю. (8)Пессимистическое представление о мире, сложившееся у ребёнка в детстве, возможно, в дальнейшем изменится к лучшему. (9)Но процесс этот будет протекать мучительно и медленно. (10)Напротив, если родителям удалось в ту пору, когда у ребёнка ещё только пробуждается сознание, внушить ему веру в людей, они тем самым помогли своим сыновьям или дочерям вырасти счаст- ливыми. (11)Безусловно, различные события могут затем разочаровать тех, у кого было счастливое детство, и раньше или позже они столкнутся с трудностями бытия и жестокостью человеческой натуры. (12)Но, вопреки ожиданию, лучше перенесёт всевозможные невзгоды как раз тот, чьё детство было безмятежно, прошло в атмосфере любви и доверия к окружающим, было наполнено приятными эмоциями и беззаботным спокойствием.

(13)Мы произносим при детях фразы, которым не придаём значения, но им-то они представляются полными скрытого смысла. (14)И взрослому человеку даже сложно представить, сколько невысказанных опасений, сколько невообразимых понятий начинает роиться в детских головках от этих, казалось бы, незначительных фраз! (15)Я вспоминаю, что, когда мне было лет пять или шесть, в наш городок приехала на гастроли театральная труппа и повсюду были расклеены афиши с названием спектакля «Сюрпризы развода». (16)Я не знал тогда значение слова «развод», но смутное предчувствие подсказывало мне, что это одно из тех запретных, притягательных и опасных слов, что приоткрывают завесу над тайнами взрослых. (17)И вот в день приезда этой труппы городской парикмахер в приступе ревности несколько раз выстрелил из револьвера в свою жену, причём об этом преступлении, потрясшем весь город, рассказа- ли при мне. (18)Каким образом возникла тогда в моём детском сознании связь между этими двумя фактами, столь далёкими друг от друга? (19)Честно признаться, точно уж не помню. (20)Но ещё очень долго я, несмотря на отсутствие взаимосвязи между этими событиями, думал, что развод — это такое преступление, когда муж убивает свою виновную жену прямо на сцене театра.

(21)Разумеется, и самые чуткие родители не в силах помешать зарождению сверхъестественных представлений и наивных догадок в головах их детей. (22)Ведь давно известно, что жизненным опыт так просто не передается и каждый самостоятельно усваивает уроки жизни, какими бы простыми или сложными они ни были. (23)Но остерегайтесь, по крайней мере, сами давать ребёнку опасную пищу для воображения. (24)Мы избавим своих детей от тяжёлых переживаний, если будем всё время помнить о том, что они обладают обострённым любопытством и гораздо впечатлительнее нас. (по А. Моруа*)

*Андре Моруа(1885—1967) — французский писатель XX века, мастер жанров романизированной биографии и короткого иронично-психологического рассказа.

21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Не нужно говорить с детьми на какие бы то ни было серьёзные темы, потому что это может их слишком впечатлить.

2) Нужно максимально следить за своей речью в присутствии детей, так как они могут истолковать услышан-
ное по-своему и это способно принести им страдания.

3) Дети очень любознательны и восприимчивы и могут внимательно прислушиваться к разговорам взрослых.

4) Дети впечатлительны, поэтому их следует оберегать от ярких эмоций.

5) Родители не могут никак повлиять на характер своих детей.

Ответ: _____

22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложения 4—5 содержат описание.

2) В предложениях 6—9 представлено рассуждение.

3) В предложениях 11—12 представлено повествование.

4) В предложениях 18—20 представлено рассуждение.

5) Предложение 23 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 22.

Ответ: _____

23. Из предложений 8—11 выпишите антонимы (антонимическую пару).

Ответ: _____

24. Среди предложений 13—16 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союза, указательного местоимения и форм слова. Напишите номер этого предложения.

Ответ: _____

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который выанализировали, выполняя задания 20—23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

25. «А. Моруа в своих рассуждениях пытается привлечь внимание взрослых читателей к проблемам детей. Используя такой приём, как (А)___(предложения 1—2), автор уже в самом начале своего монолога подчёркивает, насколько сильно отличается детское восприятие от взрослого. Глубину авторской мысли придаёт такой троп, как (Б)___(„беззаботноеспокойствие”, „притягательных, опасныхслов”). В свою оче-
редь, в синтаксисе текста частое использование (В)___(например, предложения 3, 9, 11, 12, 14) помогает наиболее полно раскрыть авторскую мысль. А благодаря такому средству выразительности, как (Г)___(предложения 6, 18), у читателя появляется ощущение, что рассказчик ведёт с ним доверительный диалог, помогающий ещё глубже проникнуть в смысл авторских рассуждений».

Список терминов:

1) литота

2) диалектизм

3) парцелляция

4) вопросительные предложения

5) антитеза

6) анафора

7) ряды однородных членов

8) эпитеты

9) оксюморон

Ответ:

А Б В Г
       

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.